Рабочая программа по чтению (факультатив) для 9 класс VIII вида
рабочая программа (9 класс)

Карамова Римма Раисовна

Факультатив «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и  воспитанию ученика-читателя.

Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели факультатива:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства ученика;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность факультатива с основным курсом  чтения позволяет  проводить системную работу по  обогащению читательского опыта учащихся с нарушениями интеллекта.

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края  и т. д.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках о чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными книгами  и электронными изданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_chtenie_fakultativtimergazin.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата

РЦДО г.Нефтекамск

                                                                     

                                                                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                               Директор ГБОУ Уфимская

                                                                                                                                                      школа-интернат №13

                                                                                                                                                                                ________________А.М. Кириллова

                                                                                                                                                                         ______________________2017г.

Рабочая программа

на 2017-2018 учебный год

          Предмет      Чтение (факультатив)

           Класс       9В    количество часов в недель   1   всего часов   33

           Ф.И.  обучающегося   _____________________

         Учитель      Карамова Римма Раисовна

Программа факультатива «В мире книг»

Пояснительная записка

Общая характеристика факультатива.

Факультатив «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и  воспитанию ученика-читателя.

Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели факультатива:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства ученика;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность факультатива с основным курсом  чтения позволяет  проводить системную работу по  обогащению читательского опыта учащихся с нарушениями интеллекта.

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края  и т. д.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках о чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными книгами  и электронными изданиями.

Место факультатива в учебном плане.

Факультативные занятия проводятся один раз в неделю. Планируется провести 33 занятия.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа факультатива — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках  чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Примерная тематика

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере художественной литературы воспитание морально- этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина.

Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф; А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова, Ф. Искандера, А. Рыбакова, Б. Окуджава.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения.

Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).

Работа над планом, над средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения

Литература
 Учебник: Аксёнова А.К.Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение, 2013.

Календарно - тематическое планирование факультатива

« В мире книг»

Количество часов в год - 33, в неделю - 1 час.

№ п\п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Роль книги в жизни человека.

1

08.09.

2.

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

1

15.09.

3.

Экскурсия в библиотеку.

1

22.09.

4.

Русские народные песни.

1

29.09.

5.

Скороговорки и чистоговорки.

1

06.10.

6.

Былина «Вольга и Микула Селенинович».

1

13.10.

7.

Русские народные сказки.

1

20.10.

8.

Русская литература ХIХ века.

1

27.10.

9.

 А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка».        

1

10.11.

10.

 М.Ю. Лермонтова. Стихи о Родине,  о природе: «Выхожу один я на дорогу», «Листок».

1

17.11.

11.

 Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

1

24.11.

12.

Устное рисование портретов героев повести, особенности языка.

1

01.12.

13.

Викторина по произведениям А.С. Пушкина.

1

08.12.

14.

 Викторина по произведениям Н.А. Некрасова.

1

15.12.

15.

А.А. Фет  «Я тебе ничего не скажу...», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...»

1

22.12.

16.

А.П. Чехов  «Злой мальчик».  

1

29.12

17.

 Русская литература ХХ века.

1

19.01.

18.

 М. Горький и Нижегородский край. Заочная экскурсия по горьковским местам

1

26.01.

19.

Викторина по произведениям А.С. Пушкина

1

02.02.

20.

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

1

09.02.

21.

К.Г. Паустовский  «Старик в потертой шинели».

1

16.02.

22.

«Стихи о природе».

1

02.03.

23.

М.А. Шолохов « Донские рассказы».

1

09.03.

24.

 Е.И. Носов.   «Дневник Коли Синицына»

1

16.03.

25.

Устное рисование картин природы в поэзии Н.М. Рубцова.

1

23.03.

26.

Викторина по произведениям  Н.М. Рубцова.

1

06.04.

27.

Ю.И. Коваль «Алый»

1

13.04.

28.

Ю.И. Коваль «Стеклянный пруд»

1

20.04.

29.

Презентация по произведениям Ю.И. Коваль.

1

27.04.

30.

Зарубежная литература.

1

04.05.

31.

Писатели-сказочники.

1

11.05.

32.

Викторина по произведениям XIX века.

1

18.05.

33.

Викторина по произведениям XX века.

1

25.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)

Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...

Рабочая программа по технологии в 5 классе VIII вида

Пояснительная записка Рабочая программа для 5«к» класса составлена в соответствии с государственной программой  под редакцией В.В Воронковой «Швейное дело». Цели рабочей программы...

Рабочая программа по технологии в 6 классе VIII вида

Пояснительная записка Рабочая программа для 6«к» класса составлена в соответствии с государственной программой  под редакцией В.В Воронковой «Швейное дело».Цели рабочей программы по технолог...

Рабочие программы по географии в коррекционном классе VIII вида.

Рабочие программы составленны на основе примерной программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой....

Рабочая программа по географии для коррекционного класса (VIII вида)

По программе для коррекционной школы (Бгажнокова)...

Рабочая программа по биологии 6-9 класс VIII вида 2017-2018 г.

Рабочая программа по биологии 6-9 класс 8 вид...