рабочая программа о литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)

Бишадаева Юлия Николаевна

9 кл лит

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl._lit._progr_eta.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Место и роль учебного предмета в овладении

обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся

Общее количество часов по плану        102 ч.   на  развитие речи –  6 ч.

Количество часов в неделю           3 ч.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой     по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. М.: ДРОФА .2009г.

Учебник: Литература. 9 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010

Автор: Т.Ф. Курдюмова. ( в двух частях). М.: ДРОФА. 2010 г.

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Количество часов, отводимых на изучение данного курса

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

2

Литература эпохи Средневековья

3

Древнерусская литература

4

Литература эпохи Возрождения

5

Литература VIII века

6

Литература XIX века

7

Русская литература XX века

8

Русская литература 60-90-х годов XX века

9

Лирика последних десятилетий XX века

Формы контроля знаний и умений и их количество

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода,  составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;

- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

        Программой предусмотрено проведение:

- практических работ (развитие речи)-

- классных сочинений –

- домашних сочинений -

- уроков внеклассного чтения –

- контрольных работ (или тестирование)-

Требования к уровню конкретного предмета.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета

«Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
  • воспроизвести их конкретное содержание,
  • дать оценку героям и событиям;

чтение,  истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
  • род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке

достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе

таким образом должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в

области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
  • факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Национально – региональный компонент

Возрождение национальной культуры народов Российской Федерации является неотъемлемой частью процесса формирования гражданского общества и становления правового государства.

С национальной политикой в сфере образования тесно связано развитие национально- регионального компонента.

Национально - региональный компонент в программе по русской литературе имеет цели: обогатить личность ученика посредством обращения к национальной культуре; воспитать личность, уважающую культуру и национальные традиции других народов.

Задачи:

- повысить интерес школьников к литературе Бурятии;

- ознакомить с культурой народов региона;

- способствовать воспитанию чувства гордости к культурным ценностям народов Бурятии. Национально-региональный компонент построен на сочетании тематического и историко-литературного принципов.

Круг чтения определяется выбором наиболее известных имен литературы Бурятии и тематикой произведений литературы и устного народного творчества.

Важными критериями отбора произведений являются доступность и соответствие возрастным интересам учащихся.

Национально - региональный компонент дает познания об обычаях и традициях бурятского и семейского народов, представление о связи бурятских и русских сказок, бурятских и эвенкийских героических эпосов.

 9 класс

Тема в программе Национально – региональный компонент

1.Древнерусская литература.

«Сокровенное сказание монголов» - памятник общемонгольской литературы 13 в. (фрагменты). Историческая основа произведения. Образ Тэмуджина (Чингисхана).

И. Калашников «Жестокий век». Главы. Авторское изображение событий прошлого. Образ Тэмуджина, как человека живого, непосредственного и достоверного, его перерождение.

2.Литература XVIII в. А. А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

 Теория литературы.

Жанр «Хождений» в бурятской литературе 18 - 19 в. Сочинение о хождении Д. Заяева, состоящее из трех частей (история строительства первых богослужебных домов и храмов в Бурятии, о поездке в Тибет; список местонахождений монастырей, святынь Непала, Тибета, Монголии); сочинение В. Юмсунова, видного бурятского литератора, описывающее поездку бурят на Международный съезд ориенталистов в 1876 г.; журнал подробных записей встреченного и увиденного в пути, начиная от Табтаная (автор не указал своего имени). Фрагмент.

3.Русская литература XIX в. Творчество А. С. Пушкина.

Бурятские поэты о Пушкине. Ч. Цыдендамбаев «Разговор бурятки с Пушкиным», Н. Дамдинов «Пушкин», Ж. Тумунов «У памятника Пушкину», Ц. Галсанов «Памяти Пушкина» и другие.

                                                         

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  • традиционная классно-урочная
  • игровые технологии
  • здоровьесберегающие технологии

ИКТ

Содержание изучаемого курса

  1. Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

  1. Литература эпохи Средневековья

Данте. «Божественная комедия»

  1. Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве»

  1. Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. «Гамлет»

  1. Литература VIII века

           М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский пркстол ея Величества….».

         «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния»

Г.Р. Державин. Ода «Фелица», стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник»

          Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

          А.Н. Радищев.  «Путешествия из Петербурга в Москву».

          Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

          И.В. Гете. «Фауст».

  1. Литература XIX века

Золотой век русской поэзии. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, Н.М. Языков, А.В. Кольцов, Е.А. Баратынский.

Романтизм в русской литературе.

В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна», «Видение Вальтесара».

Жанры романтической лирики.

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо», «Поэт», «Рсень», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Маленькие трагедии «Моцарт и Сальери».

«Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов. «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына», «Нет, я не Байрон, я другой…» «Монолог», «Дума», «Пленный рацарь», «Нищий».

«Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь «Мертвые души». «Шинель»

И.С. Тургенев. «Первая любовь»

Ф.И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…», «День и ночь», «Эти бедные селенья»…

А.А. Фет. «Чудная картина», «Я вдаль иду», «Нет, я не изменил…»

Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом»

Л.Н. Толстой. «Юность». Автобиографические произведения.

А.П. Чехов. «Человек в футляре», «Тоска». «Маленькая трилогия». Юмор и сатира.

  1. Русская литература XX века

И.А. Бунин. «Жизнь Арсеньева». Стилистическое мастерство.

М. Горький. «Мои университеты». Публицистика.

А.А. Блок. «Россия», «Девушки пела в церковном хоре».

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом»

В.В. Маяковский. «Послушайте!», «Прозаседавшиеся»

А.А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сероглазый король».

Г. Тукай. «О, эта любовь!». Газель.

М.А. Булгаков. «Мертвые души», «Собачье сердце». Пьеса и инсценировка.

В.В. Набоков. «Гроза», «Рождество», «Сказка». Природа и человек в произведениях искусства.

М.А. Шолохов. «Судьба человека»

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». Создание народного характера.

  1. Русская литература 60-90-х годов XX века

В.П. Астафьев. «Царь-рыба»

В.Г. Распутин. «Деньги для Марии»

А.В. Вампилов. «Старший сын»

А.И. Солженицын. «Матренин двор»

В.М. Шукшин. «Верую!», «Алеша Бесконвойный», «Ванька Тепляшин». Суровый гуманизм прозы второй половиныXX века.

  1. Лирика последних десятилетий XX века

Стихотворения и поэмы Н. Заболцкого, Л. Мартынова, Н. Рубцова, я. Смелякова, Е. Евтушенко, Н. Глазкова..

  1.  Итоги.

Пути развития литературы в XIX-XX вв. Богатство тематики и жанровое многообразие.

           

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО

литературе ЗА КУРС 9 КЛАССА

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

     

          Для учителя.

  1. Золотарева  И.В., Корнеева  М.С.  и др.  Поурочные  разработки  по  литературе.9  класс.- М.: Вако, 2004                                          
  2. Журнал « Литература в школе».
  3. Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
  4. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
  5. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  6. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
  7. Липина  Е.Ю.  Литература.  Тесты  к  учебникам-хрестоматиям  под  ред.  Т.Ф.  Курдюмовой.5-9  классы
  8. Мультимедиа энциклопедия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 9-10
  9. Литература. Библиотека  электронных  наглядных  пособий.        ООО   «Физикон»  ООО «Дрофа»        Зинина  Е.А.  Теория  литературы  в  таблицах.  

Для учащихся.

  1. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
  2. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
  3. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
  4. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
  5. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 9 класс. – М., 2000.
  6. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
  7. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  8. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....