Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Герб литературного героя"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Сухова Людмила Ивановна
Герб литературного героя (Методическая разработка урока литературы в 6 классе) Цель: актуализация знаний обучающихся, полученных при изучении сказа Н.С.Лескова «Левша». Задачи: 1. Личностные: воспитывать доброжелательность и эмоционально — нравственную отзывчивость, воспитывать умение выслушивать мнения одноклассников, развивать навыки общения при работе в группах, в коллективном обсуждении; 2. Предметные: повторить литературоведческие термины; развивать умения и навыки самостоятельной работы с полученной информацией, выделяя в тексте самое главное; учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; развивать этические чувства. 3. Метапредметные: формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению; формировать любовь и уважение к окружающим нас людям посредством самовоспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

IX ОБЛАСТНЫЕ «ГОРЬКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

ГЕРБ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

(методическая разработка урока литературы в 6 классе)

Работу выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 3  г.о.г. Выкса

Сухова Людмила Ивановна

2019

Герб литературного героя

(Методическая разработка урока литературы в 6 классе)

Цель:  актуализация знаний  обучающихся,  полученных при изучении сказа Н.С.Лескова «Левша».

Задачи: 

1. Личностные: воспитывать доброжелательность и эмоционально — нравственную отзывчивость, воспитывать умение выслушивать мнения одноклассников, развивать навыки общения при работе в группах, в коллективном обсуждении;

2. Предметные: повторить литературоведческие термины; развивать умения и навыки самостоятельной работы с полученной информацией, выделяя в тексте самое главное; учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; развивать этические чувства.

3. Метапредметные: формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению; формировать любовь и уважение к окружающим нас людям посредством самовоспитания.

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

-Здравствуйте, ребята, предлагаю вам всем встать в круг, взяться за руки и поздороваться друг с другом по очереди.

- Сегодня мы продолжим разговор о герое литературного произведения. Кто же это такой?

(Герой литературного произведения - это образ человека или животного в художественной литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж»)

Дети выполняют просьбу учителя.

Отвечают на вопрос, обозначая свою эрудицию.

Коммуникативное УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивное УУД: понимать цель выполняемых действий

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

1. Ребята, предлагаю вам вспомнить текст сказа «Левша» и провести исследование, предметом которого будет главный герой этого произведения, Левша, а именно: его судьба, черты его характера.

2. Н.С. Лесков писал о своем герое: «Там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». Мы с уверенностью можем сказать, что в Левше Лесков воплотил лучшие черты русского национального характера. Поскольку литературный герой - это личность со своими чертами характера, судьбой, то есть, похож на реально существующих людей (недаром его называют типичным героем), значит, и для него можно создать герб.

3. Вопросы классу:  

-что такое герб?  (Герб – эмблема государства, города, сословия, изображаемая на флагах, монетах, государственных и других официальных документах)

-что вы знаете о гербе?  (Ответы групп)

4. Подумайте, а сейчас, в настоящее время есть ли народные умельцы, подобные Левше?

Учащиеся работают с текстом  сказа

Составляют синквейн

Составляют кластер

Просматривают слайды презентации

Отвечают на предложенные вопросы

Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию

Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

3. Закрепление новых знаний ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

-А теперь я вам предлагаю, посовещавшись в группах, составить герб литературного героя.  

-Какой образ героя у вас возникнет при создании герба Левши?

- Что можно изобразить на гербе Левши?

-Какие символы  вы бы использовали?

Я вижу, что у вас уже есть идеи. Предлагаю воплотить их в жизнь.

Не забудьте  выбрать руководителя группы, который должен будет высказать общее коллективное мнение

Первой группе необходимо создать словесный   эскиз герба Левши, героя, созданного Н.С.Лесковым.  А вторая группа пусть создаст герб современного Левши. (Работа в группах)

Учащиеся вспоминают правила работы  над созданием герба%

распределяют самостоятельно, если нужно, с помощью учителя, между собой обязанности в коллективной работе и создают  герб героя.

Регулятивное УУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли.

Познавательное УУД: поиски способов решения проблемы; умение выделять существенную информацию из представленных источников

4.Самостоятельная работа и реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- Итак, а теперь я предлагаю поделиться получившейся работой со всеми.

Наступила пора подвести итоги работы наших групп. (Приём «Галерея»)

1. Внимательно слушают выступления учащихся из других групп, высказывают, если необходимо, свои мнения об услышанном, задают вопросы.

2. Отвечают на вопросы учителя.

1.Учащиеся высказываются по данному вопросу, делают каждый для себя определённые выводы

Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы; развитие умения публичного выступления

5. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

1. Обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли неразрешенные моменты.

2. Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

3. Создавая герб Левши, мы попытались отразить судьбу и характер литературного героя, созданного Лесковым.

Л.Н. Толстой называл Н.С.Лескова писателем будущего, вкладывая в  это определение мысль о том, что грядущие поколения поймут, как много сделал Лесков для познания характера русского народа.

Итак, ребята, наш урок мне хотелось бы закончить вот такими словами (читаются под музыку): чтобы осознать себя гражданином, человеку необходимо почувствовать сопричастность к судьбе своего народа. А эту сопричастность дает знание - знание истории, культуры, литературы и традиций своего Отечества, своей малой Родины

Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания!

1.Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

2. Оценивают своё участие в уроке.

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Составим синквейн.

Синквейн  требует синтеза материала в кратких предложениях, состоит из 5 строк. Пример синквейна на  тему  «Каникулы».  

Каникулы.
Светлые, весёлые.
Гуляем, расслабляемся, спим.
Отдыхать – не работать!
Счастье

Синквейн о Левше.  Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. О ком пойдет речь?

  • Левша 

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие. А какой Левша?

  • Талантливый, Тульский, мастеровитый, добрый, смекалистый

Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия. Что сделал Левша?

  • Подковал, смастерил, обхитрил

Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Короткой фразой выразите свое отношение к персонажу

  • Терпение и труд все перетрут. 

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Назовите слово-ассоциацию, связанное с Левшой

  • Мастер, талант    

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                                                                                                               Рисунок 1  

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                                                                                                                 Рисунок 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Герб князей Волконских.

1890-е годы

                                                            Рисунок 3

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=eabc9c6979feb7b3cbd362b54bc02723&n=24

Рисунок 4

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9b42650e4620ca36b8871886e07b96ff-l&n=13

        Рисунок 5

Герб рода Лесковых

https://gerbovnik.ru/og/v12/1548433776.jpghttps://gerbovnik.ru/og/v12/1548433776.jpghttps://gerbovnik.ru/og/v12/1548433776.jpghttps://gerbovnik.ru/og/v12/1548433776.jpgC:\Documents and Settings\ssss\Мои документы\Downloads\1548433776.jpg

        Рисунок 6



Предварительный просмотр:

IX ОБЛАСТНЫЕ «ГОРЬКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

ГЕРБ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

(методическая разработка урока литературы в 6 классе)

Работу выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 3  г.о.г. Выкса

Сухова Людмила Ивановна

2019

Герб литературного героя

(Методическая разработка урока литературы в 6 классе)

Цель:  актуализация знаний  обучающихся,  полученных при изучении сказа Н.С.Лескова «Левша».

Задачи: 

1. Личностные: воспитывать доброжелательность и эмоционально — нравственную отзывчивость, воспитывать умение выслушивать мнения одноклассников, развивать навыки общения при работе в группах, в коллективном обсуждении;

2. Предметные: повторить литературоведческие термины; развивать умения и навыки самостоятельной работы с полученной информацией, выделяя в тексте самое главное; учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; развивать этические чувства.

3. Метапредметные: формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению; формировать любовь и уважение к окружающим нас людям посредством самовоспитания.

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

-Здравствуйте, ребята, предлагаю вам всем встать в круг, взяться за руки и поздороваться друг с другом по очереди.

- Сегодня мы продолжим разговор о герое литературного произведения. Кто же это такой?

(Герой литературного произведения - это образ человека или животного в художественной литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж»)

Дети выполняют просьбу учителя.

Отвечают на вопрос, обозначая свою эрудицию.

Коммуникативное УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивное УУД: понимать цель выполняемых действий

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

1. Ребята, предлагаю вам вспомнить текст сказа «Левша» и провести исследование, предметом которого будет главный герой этого произведения, Левша, а именно: его судьба, черты его характера.

2. Н.С. Лесков писал о своем герое: «Там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». Мы с уверенностью можем сказать, что в Левше Лесков воплотил лучшие черты русского национального характера. Поскольку литературный герой - это личность со своими чертами характера, судьбой, то есть, похож на реально существующих людей (недаром его называют типичным героем), значит, и для него можно создать герб.

3. Вопросы классу:  

-что такое герб?  (Герб – эмблема государства, города, сословия, изображаемая на флагах, монетах, государственных и других официальных документах)

-что вы знаете о гербе?  (Ответы групп)

4. Подумайте, а сейчас, в настоящее время есть ли народные умельцы, подобные Левше?

Учащиеся работают с текстом  сказа

Составляют синквейн

Составляют кластер

Просматривают слайды презентации

Отвечают на предложенные вопросы

Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию

Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

3. Закрепление новых знаний ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

-А теперь я вам предлагаю, посовещавшись в группах, составить герб литературного героя.  

-Какой образ героя у вас возникнет при создании герба Левши?

- Что можно изобразить на гербе Левши?

-Какие символы  вы бы использовали?

Я вижу, что у вас уже есть идеи. Предлагаю воплотить их в жизнь.

Не забудьте  выбрать руководителя группы, который должен будет высказать общее коллективное мнение

Первой группе необходимо создать словесный   эскиз герба Левши, героя, созданного Н.С.Лесковым.  А вторая группа пусть создаст герб современного Левши. (Работа в группах)

Учащиеся вспоминают правила работы  над созданием герба%

распределяют самостоятельно, если нужно, с помощью учителя, между собой обязанности в коллективной работе и создают  герб героя.

Регулятивное УУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли.

Познавательное УУД: поиски способов решения проблемы; умение выделять существенную информацию из представленных источников

4.Самостоятельная работа и реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- Итак, а теперь я предлагаю поделиться получившейся работой со всеми.

Наступила пора подвести итоги работы наших групп. (Приём «Галерея»)

1. Внимательно слушают выступления учащихся из других групп, высказывают, если необходимо, свои мнения об услышанном, задают вопросы.

2. Отвечают на вопросы учителя.

1.Учащиеся высказываются по данному вопросу, делают каждый для себя определённые выводы

Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы; развитие умения публичного выступления

5. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

1. Обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли неразрешенные моменты.

2. Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

3. Создавая герб Левши, мы попытались отразить судьбу и характер литературного героя, созданного Лесковым.

Л.Н. Толстой называл Н.С.Лескова писателем будущего, вкладывая в  это определение мысль о том, что грядущие поколения поймут, как много сделал Лесков для познания характера русского народа.

Итак, ребята, наш урок мне хотелось бы закончить вот такими словами (читаются под музыку): чтобы осознать себя гражданином, человеку необходимо почувствовать сопричастность к судьбе своего народа. А эту сопричастность дает знание - знание истории, культуры, литературы и традиций своего Отечества, своей малой Родины

Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания!

1.Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

2. Оценивают своё участие в уроке.

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Составим синквейн.

Синквейн  требует синтеза материала в кратких предложениях, состоит из 5 строк. Пример синквейна на  тему  «Каникулы».  

Каникулы.
Светлые, весёлые.
Гуляем, расслабляемся, спим.
Отдыхать – не работать!
Счастье

Синквейн о Левше.  Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. О ком пойдет речь?

  • Левша 

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие. А какой Левша?

  • Талантливый, Тульский, мастеровитый, добрый, смекалистый

Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия. Что сделал Левша?

  • Подковал, смастерил, обхитрил

Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Короткой фразой выразите свое отношение к персонажу

  • Терпение и труд все перетрут. 

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Назовите слово-ассоциацию, связанное с Левшой

  • Мастер, талант    

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                                                                                                               Рисунок 1  

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                                                                                                                 Рисунок 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Герб князей Волконских.

1890-е годы

                                                            Рисунок 3

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=eabc9c6979feb7b3cbd362b54bc02723&n=24

Рисунок 4

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9b42650e4620ca36b8871886e07b96ff-l&n=13

        Рисунок 5

Герб рода Лесковых

https://gerbovnik.ru/og/v12/1548433776.jpghttps://gerbovnik.ru/og/v12/1548433776.jpghttps://gerbovnik.ru/og/v12/1548433776.jpghttps://gerbovnik.ru/og/v12/1548433776.jpgC:\Documents and Settings\ssss\Мои документы\Downloads\1548433776.jpg

        Рисунок 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

конспект урока литературы "Руслан и Людмила. Знакомство с героями"

Вступительный урок по изучению поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...