Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы в школе
опыты и эксперименты по литературе

Экспериментальная деятельность учителя на уроках литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43 г. Улан-Удэ»

Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы в школе

(из опыта работы)

Улан-Удэ

2016 год

План:

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………..стр.3

Глава 1 Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы в школе

1.1 Развитие речи как методическое понятие………………………………………………………………………стр.4

1.2 Развитие речи школьников с точки зрения литературы…………………………………………………стр.5

Глава 2 Восприятие, изучение и анализ произведений в их родовой специфике

2.1 Приемы изучения лирики…………………………………………………………………………………………………стр.7

2.2 Развитие речи, образного мышления школьников в восприятии лирической поэзии….стр.10

2.3 План анализа лирического стихотворения………………………………………………………………………стр.13

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………....стр.16

Приложение 1…………………………………………………………………………………………………………………………стр.17

Приложение2………………………………………………………………………………………………………………………….стр.18

Приложение 3…………………………………………………………………………………………………………………………стр.19

Приложение 4…………………………………………………………………………………………………………………………стр.20

Введение

Литературному образованию, входящему наряду с языковым, в образовательную область «Филология», принадлежит ведущая роль. Это связано с признанием приоритета гуманитарного образования в современной школе. Литература как предмет эстетического цикла и национально-исторического явления рассматривается не столько как средство формирования и гармоничного развития личности.

Ведущие цели:

  1. Приобщение к ценностям национальной и мировой художественной культуры
  2. Овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование и навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности
  3. Развитие связной устной и письменной речи, речевой культуры, обеспечивающей успешную деятельность личности и активное участие в разных сферах человеческого общения.

Общая задача курса литературы – воспитать грамотного читателя, то есть человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средства познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры – культуры чувств и мышления.

Частные задачи:

  1. Овладение техникой чтения и приёмами понимания, прочитанного – типом правильной читательской деятельности
  2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитания личности со свободным и независимым мышлением.
  3. Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает текст художественным – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
  4. Развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей

Актуальность данной программы в том, что произведение рассматривается глубже, с точки зрения и формы, и содержания, а художественный язык – язык литературы – изменчив, подвижен, постоянно развивается, и, как жизнь, не терпит застоя, рутины, насилия над собой, позволит каждому школьнику почувствовать себя человеком знающим, что такое достоинство, великодушие, что такое всегда быть и оставаться собой.

Глава1 Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы в школе.

  1. Развитие речи как методическое понятие.

   Понятие речь является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической(психолингвистической), методической литературе. Лингвисты, как правило, пишут о речи в плане её сопоставления с языком. Для них язык – «это система материальных единиц, служащих общению детей и отражаемых в сознании коллектива в отвлечении от конкретных мыслей, чувств, желаний, а речь – последовательность знаков языка, построенная по его законам и из его материала и в соответствии с требованиями выраженного конкретного содержания (мыслей, чувств, настроений, состояний воли, желаний и т.д.….» (1)

   Это разграничение языка и речи важно для методики. Опираясь на него, методисты различают изучение системы языковых понятий и изучение функционирования, применения, использования языковых средств «для взаимодействия с другими членами коллектива, для передачи сложного содержания, включающего помимо собственной информации, обращение (призыв, воззвание) к слушателю, пробуждения его к действию. (2) По словам А.А. Леонтьева, процесс собственной речи представляет собой процесс перехода от «Речевого замысла» к его воплощению в значениях того или иного языка и далее к реализации во внешней речи – устной или письменной.

   (3) «Термин «развитие речи» по преимуществу педагогический, - писал В.А. Добромыслов. - он имеет отношение к учебно-воспитательному процессу, который осуществляется в том или ином учебном заведении…» Конечно «этот процесс двусторонний, - подчеркивал В.А. Добромыслов, - он затрагивает и деятельность… учителя, который развивает речь детей, речь которых развивается» (4) Опираясь на данные своей науки, а также на данные психологии и лингвистики, методисты разрабатывают вопрос о том, чему и как нужно учить детей, чтобы научить их полноценно общаться (последнее и составляет главную цель развития учащихся, устанавливаемую также методистами. Развитие речи на уроках литературы – это вся работа, проводимая словесником специально и в связи с изучением школьного курса для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, на примере классических произведений русской литературы, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

(1) Головин Б.И. Введение в языкознание. – 3-е изд., испр. – с. 28.

(2) Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – с. 386.

(3) Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. = М., 1969.

(4) // Русский язык в школе. – 1992. - №2. – с. 26.

1.2 Развитие речи школьников с точки зрения литературы.

   Труды М.А. Рыбниковой, Н.Д. Молдавской, Н.В Колокольцева, К.В. Мальцевой, Т.А. Ладыженской, З.С. Смелковой создали предпосылки для объединения усилий двух школьных предметов: литературы и русского языка – в развитии речи учащихся. Сближение задач литературного и речевого развития школьников оказывается условием постижения искусства слова. Речевая скованность приводит к прямолинейности оценки героев и ситуаций художественного текста. Обедненность собственной речи не позволяет читателю чувствовать многие оттенки авторский мысли. Кроме того, каждый новый писатель, наделенный своеобразием стиля, мироощущения, требует от школьников овладение новой языковой манерой, иными пластами лексики, побуждает освоить новые интонации речи, воспринять иную, чем прежде музыку фразы. В этой связи становятся понятны усилия учителей и методистов, стремящихся обеспечить взаимодействие анализа художественного произведения и развития речи. Сложность решения этой задачи объясняется прежде всего тем, что в условиях школы литература становится учебным предметом, но не должна при этом терять качество искусства. Именно сохраняя свойства художественного воздействия на читателя, литература способствует развитию ученика, его общей речевой культуры. «Однако общение с содержательной, яркой, увлекательной книгой, каким бы захватывающим оно ни было, автоматически не может привести к преображению речи читателя. Нужны система работы, тренировка, упражнения. Здесь-то и возникают противоречия между художественной природой искусства и дидактическими задачами учебного предмета» (1)

     Сдвигами в речевом развитии обычно завершается определенный этап закрепления новых мыслей, чувств, отношений в сознании учеников. Система творческих заданий, ведущих от воспроизведения текста к продуктивной речи, при тщательном исследовании характерных особенностей художественного восприятия речевой деятельности ученика на каждом этапе его развития. Поэтому насущной задачей становится соотнесение периодов литературного развития и спецификой речевой деятельности учащихся на разных степенях обучения.

    Работы А.Н. Леонтьева, Д.Э. Эльконина, Н.С. Лейтеса, Л.И. Божбович и других психологов позволяют наметить общую схему психического развития школьников. От непосредственного и конкретного восприятия жизни, характерного для младших школьников, через самоуглубление подростка, ученик приходит в ранней юности к широкому и теоретическому, сознательному рассмотрению мира и своих связей с ним. Литературное развитие школьника способствует эстетическому освоению речи.

   Пробужденная литературным анализом способность объяснения учениками функции художественного образа в произведении искусства, как правило, стимулирует сотворчество читателя, помогает рождению собственных читательских образов с при общении с текстом. Система развития речи школьника должна учитывать прогресс в области читательского восприятия и помогать ученику преодолевать разрывы, неравномерности в уровне постижения жизненных и художественных впечатлений и способности выразить эти впечатления в слове. Для создания такой системы необходимо углубленное и многогранное изучение общего, литературного и речевого развития школьника, необходимо нахождение оптимального координирования видов деятельности ученика. Литературное произведение способно при определенном методическом подходе играть роль «Установки» на речевое развитие поэтому текст как художественная целостность занимает всё более прочное место в современных уроках русского языка. Компьютеризация обучения должна сочетаться с пониманием того, «что компьютер не способен к решению проблем человеческого общения» (2) Стимулирование речи ребенка происходит в процессе непосредственного общения с явлениями жизни, будь то природа, люди или произведения искусства, и обостряются ситуацией общения со сверстниками и учителями в классе.  «Для этого необходимо языковое развитие, основанное на языковом чутье» (3) В чем же оно состоит?

  1. Речевой магнетизм, проявляющийся в желании слышать речь и способности эмоционально реагировать на неё, в тяготении к яркой, содержательной, интонационно богатой речи.
  2. Речевая память, возможность быстро запоминать слова и выражения и длительно сохранять их в речевом общении.
  3. Слуховая и смысловая ассоциативность при восприятии в творении речи.
  4. Творение речи в соответствии с её содержанием и со слушателем, к которому она обращена

В 20-е годы Н.А. Рыбников предложил следующие критерии оценки речи учащихся (4):

  1. Манеры письма, слог, стиль языка
  2. Объективность или субъективность речи
  3. Общая композиция высказывания (внутренняя цельность и законченность, согласованность частей, соразмерность)
  4. Конструкция фраз (отрывистость, периодичность)
  5. Характер изложения (динамичность, статичность)
  6. Внешняя форма (ритмичность, звукопись)
  7. Качество образов: зрительные, слуховые, двигательные, смешанные

Поэтому представляется необходимым выделять критерии речевого развития, обнаруживающие степень речевой компетентности школьника и его креативного потенциала речи:

  1. Объем словаря и осознанное употребление его в речи
  2. Практическое владение нормами литературного языка и осознание законов языка
  3. Оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста
  4. Овладение различными стилями речи и жанрами речевых высказываний
  5. Соответствие плана содержания и плана выражения в речи
  6. Индивидуальный характер, личностность речи

Конкретизация этих критериев в комплексах умений позволит, как мне кажется, перейти к реальному изучению этапов естественной эволюции речи школьников и контролировать результаты обучения.

  1. Коровина В.Я. // Изучение литературы в школе 5-7 классах. - М.,1997. – с.8.
  2. За строкой учебника /Сост. П.Я. Горелов. – 1989. – с.5
  3. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. – М., 1983. – с. 26
  4. Детская речь. – М., 1927. – с.20

Глава 2. Восприятие, изучение и анализ произведений в их родовой специфике.

2.1 Приёмы изучения лирики

   В.Г. Белинский считал, что произведение надо воспринимать сначала сердцем, а затем анализировать и обобщать его содержание. Критик выделял две стадии восприятия:

1) «Восторга», непосредственного эмоционального воздействия образов произведения

2) «Художественного наслаждения», анализа и обобщения.

«Произведение сначала надо почувствовать, - писал он, - чтобы потом понять мыслью»

   Лирика широко представлена в 5-8 классах. Уже здесь закладывается основа глубокого и верного постижения лирической поэзии. Основным приемом изучения лирического текста является выразительное чтение: только в целостном восприятии поэтического произведения осуществляется его глубокое воздействие как явления искусства. А такое восприятие обеспечивается именно выразительным чтением. А также школьники получают определенные навыки анализа лирического произведения.

Пятиклассники – учатся представлять отдельные картины природы, отраженные в произведении, и воспринимать авторское отношение к ним.

Шестиклассники – углубляются в этой работе и идут уже от природы к внутреннему миру человека, к образу автора.

В 7 – 8 классах школьники учатся проникать за пейзаж, за конкретный образ с целью восприятия жизни сквозь разум и сердце художника.

В итоге они овладевают определенными творческими знаниями и практическими умениями:

  1. Находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их идейную роль в контексте.
  2. Опираясь в анализе на такие понятия как пейзаж, аллегория, гипербола, постоянный эпитет.
  3. Находить и объяснять идейную роль в тексте произведения постоянные эпитеты, гиперболы, аллегории (5 класс)
  4. Определять идейно-художественную роль изобразительных средств языка, включая метафору (6 класс)
  5. Опираться в анализе на понятия: художественный образ, тема, идея, композиция произведения, рифма (7 класс)
  6. Знакомятся с особенностями прозаического и поэтического текста, ритмом, стихотворным размером (8класс)
  7. В 9-11 классах происходит гражданское становление учащихся. Это период, когда складываются идеалы, а мировоззренческие принципы сводятся воедино, в единую систему; возникает психологическая готовность старшеклассников к тому, чтобы понять идеалы автора, выраженные в лирическом переживании.

Многолетние наблюдения над тем, как формируется восприятие лирического произведения учащихся, показывают, что существует ряд конкретных приемов, помогающих углубить понимание поэзии школьниками:

1) Медленное, вдумчивое чтение

Оно помогает понять оттенки слов, вдуматься в их содержание в контексте.

«Печаль моя светла», - пишет Пушкин.  После того, как мы уже восприняли строку «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

Образ светлой печали воспринимается во всей своей неповторимости. При медленном прочтении художественный образ воспринимается полнее.  Он глубже воздействует на воображение, а, следовательно, его эмоциональное воздействие возрастает.

2) Нахождение главного образа стихотворения

Иногда главный образ стихотворения автор выносит в заголовок, как бы ориентируя читателя на то самое важное, что он увидел, открыл и что хочет открыть людям. «Звезда полей» - назвал свое произведение автор Н. Рубцов. Образ звезды полей, горящей «над золотом осенним и зимним серебром», возвращает нас к первозданным связям человека с природой и выражает светлое чувство радости, счастья. Поэт заново открывает перед нами вечные вопросы бытия, удивление перед великим чувством жизни.

3) Создание в воображении картины, выражающей авторское отношение к жизни.

То есть картины, в содержании которой отразился бы обобщающий смысл поэтического образа. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Можно наглядно увидеть картину моря, корабля, паруса, за которыми мы увидим одиночество героя

4) Выражение идей и чувств автора произведения в процессе выразительного чтения

Такое чтение потому и называется выразительным, что чтец имеет интонационные средства выразительности и через них передает замысел автора.

5)Использование авторских образов в устной и письменной речи

Когда смысл образа передает то отношение к жизни, какое хочет выразить учащимся

Так, размышляя о красоте родной земли, ученики вводят в свои сочинения образы стихов С.А. Есенина, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, которые помогают глубже осознать свою любовь к природе и ярче её выразить. Сочинения по образу одного поэта играют такую же роль.

Например: задание

При изучении творчества Н.А. Некрасова

- Опишите воображаемую картину далекого прошлого России, используя образ несжатой         полосы.

6) Одновременное восприятие двух планов

Конкретно-предметного значения слова и того смысла, которым оно наполняется в произведении. Это ведёт к восприятию эстетической доминанты образа по отношению к которой предметное содержание слова становится формой:

Золотая рыбка в сказке А.С. Пушкина и просто рыбка, и судьба человеческая, чрезмерное искушение, которое оборачивается катастрофой.

Например: Задание

  1. Определить какой смысл приобретает слово «маски» в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен»
  2. Какую оценку мира пестрой толпы дает слово «маски»

7) Умение сопоставлять стихотворения одного и того же автора или стихотворения разных авторов

В таких случаях поясняется идейно-эстетический пафос изучаемого произведения.

В.И. Тумановский

Вчера я растворил темницу

Воздушной пленнице моей,

Я рощам возвратил певицу.

Я подарил свободу ей.

Она исчезла, утопая,

В сиянье голубого дня,

И так запела, улетая,

Как бы молилась за меня.

В сравнении со стихотворением А.С. Пушкина:

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я доступен утешенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я смог свободу даровать!

У Тумановского В.И. речь идет о благодарности птички человеку, отпустившему её на волю; в стихотворении Пушкина А.С.  основным действующим лицом является не птичка, а тот, кто выпускает её на свободу. И сам отпускающий птицу чувствует себя в неволе, как бы в огромной клетке, в которую заключена Россия. Это не сказано прямыми словами, но ясно ощущается за строками.

Например: Задания

  1. Что общего в сравниваемых произведениях? Чем они отличаются?
  2. В чем сходство и различие «Памятника» Г.Р. Державина и стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

8)Умение сравнивать образы, разные по смыслу, но близкие по звучанию, и наоборот.

Различающиеся по своему словесному оформлению, но близкие по выражаемому в них идейно-эстетическому пафосу.

Например: Лермонтов и его переводы стихов Гёте.

2.2 Развитие речи, образного мышления школьников в восприятии лирической поэзии.

   Для глубокого восприятия лирики необходимо развитие чувство языка: если ученик не улавливает смысл, которым обогащается слово в поэтическом контексте, трудно надеяться, что ему откроется мир великих мыслей и чувств.

   Понимание скрытых глубин поэтического слова вырабатывается самой практикой общения с лирикой. Вместе с тем оно формируется и системой работы по развитию речи. Необходимо лишь, чтобы эта работа была направлена на познание не только номинативной, но и изобразительной и выразительной функцией языка, а значит, на развитие образного мышления.

   В работе по развитию речи необходимо – развитие понимания эстетической функции слова, его оттенков в зависимости от контекста, для того могут быть использованы различные виды лексико-фразеологических упражнений, которые выполняются учащимися.

   Развитие речи – это овладение навыками восприятия эстетической функции слова, то есть понимание взаимоперехода слова и образа, взаимосвязи изображение и отношения к нему. Для реализации этих задач необходима система заданий постепенным нарастанием сложности.

Например:

  1. Углубление понятия о глубинной роли эпитета

А) образовать словосочетания, подобрав к приведённым существительным. Указать, какую оценку дают существительным эти слова, употребляемые в переносном значении:

Воля, сердце, руки, взгляд, радость.

Слова для справок: стальной, светлый, золотой, пасмурный, каменный

Б) Для самостоятельной работы

Какие картины возникают в нашем представлении под влиянием эпитетов стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»? Каким настроением проникнуть стихотворение?

Суть замысла: вдуматься в эпитеты, -

(путник) запаздалый

Обветшалая (кровля)

Ветхая (лачужка)

Печальна, темна

(юность) бедная

Добрая(подружка)

Школьники представляют себе одиночество поэта, домик няни, убогую обстановку, понимают стремление развеять грусть, разогнать мрачные думы.

В) Определить какую оценку передаёт слово «железный», например, в таких выражениях:

Железная стойкость, железные нервы, железная тупость, железная воля.

  1. Сочинения, по опорным словам, образам, которые подбираются в беседе с классом.

Например: Описать зимнее поле.

В жизни мы не раз видим поле, то оно шумит зреющими хлебами, то радует глаз весенней зеленью пшеницы.

Каким же мы видим поле зимой?

(подбираются наиболее точные слова)

На доске записывается:

Скованное морозом, поле уснуло, метель укрыла, ветер расстелил, злится зима, ростки пшеницы, согревает земля, теплота рук

Далее ученики подбирают заголовок и пишут сочинение.

  1. Задания, требующие изображение факта, ситуации без прямого указания на них:

А) описать тишину в классе в момент выполнения контрольной работы: но не употреблять слов «тихо» и «тишина».

Б) Покажите, что вы любите природу или какое-то время года без слов «нравится и «люблю».

       4) Осмыслить значение слова, составить текст, в котором то же слово имело бы противоположное значение

Например:

  1. «Белым снегом занесло,

Закружило, замело,

Не дотянутся сюда провода»     В. Коростёва

  1. «Природа жаждущих степей его в день гнева породила»    А.С. Пушкин

А)  представьте себе, человека южной страны в России зимой. Письмо этого человека домой.

Б) Представьте, вы поехали группой на Кубу. Вокруг пальмы, тепло, а вы заскучали по дому. Напишите письмо домой.

    5) Система упражнений с фразеологическими оборотами

А) Подобрать парами фразеологизмы с синонимическим значением

Например: капля в море – кот наплакал

                      бить баклуши – в пень колотить

Б) Подобрать примеры с антонимическим значением

Например: капля в море – хоть пруд пруди

                      бить баклуши – работать в поте лица

   6) Описание, по которому можно судить о характере человека

(действиях, обстановке, вещах, книгах)

    7) Задания, требующие представить ситуацию, нарисовать картину, в основе которой – поэтический образ

Например: «Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной».

     8)Выбор синонимов, которые соответствуют ситуации:

Стремится, мчится, летит, бежит, идет, переваливается с ноги на ногу, ковыляет, тянется, ползет.

     9)Использование отдельных слов-образов для характеристики черт характера:

«Лес опустел, шуршат опавшие листья, и только старая сосна зеленеет по-прежнему. Она напоминает мне о тебе – такая же верная, постоянная, надежная, неизменная».

«К лицу бережно дотрагиваются нежные весенние листья. Но вот я задел ветку сосны, и она больно ударила по щеке своими колючими иглами. Она чем-то сродни тебе: такая же гордая и колючая»

    10)Сравнение отдельных образов стихотворения

Например: Какой смысл выражается в образах звезды (зари):

«Звезда пленительного счастья…»  А.С. Пушкин

«Родиться под счастливой звездой»    Пословица

«Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?»          В.В. Маяковский

Чтобы проанализировать эти строки, нужно опираться на текст.

     11)Подбор синонимов:

«Не поэт – кто забывает

Про страшные раны народные…»        Л. Украинка

«Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан»       Н.А. Некрасов

    12) Задания, требующие найти главный, ключевой образ в стихотворении

«Клинок, покрытый ржавчиной презренья…»    М.Ю. Лермонтов «Поэт»

«Приличьем стянутые маски»      М.Ю. Лермонтов «Как часто пестрою толпой…»

    Конечно, здесь не ставилась задача перечислить все виды упражнений, речь идет о направлении работы по развитию связной речи, формирующей способность постигать глубинный смысл лирических произведений. Естественно, что таким путем мы вырастим наших школьников писателями, да никто не ставит такой задачи, но лучше и глубже понимать человека, его мысли и чувства, выраженные в поэзии, такие задания, надеюсь помогут.

   Это путь, который ведет от маленького писателя к великому читателю.

2.3. План анализа лирического произведения

I. Дата написания

II. Биографический комментарий с использованием фактического материала

III. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т.д.)

IV. Идейное содержание:

  1. Ведущая тема
  2. Основная мысль
  3. Эмоциональная окраска чувств
  4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него

V. Структура стихотворения

1. Основные образы стихотворения

2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, ирония, сарказм, олицетворение

3. Речевые особенности в плане интонационно- синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др.

4. Стихотворный размер

5. Рифма

6. Звукопись

7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа).

Попытаемся раскрыть пункты этой схемы, этого плана разбора лирического произведения

  1. Как уже отмечалось ранее, что смысловым центром стихотворения является описание той или иной ситуации, зачастую связанной с биографией поэта. От этого следует отталкиваться. Ситуация, воплощенная в этом материале, который представляет поэту язык, называется темой стихотворения. Нередко тема уже заявлена в названии: «Тоска по родине»; «Зимнее утро». Иногда название имеет символическое звучание: таков лермонтовский «Парус» или тютчевский «Фонтан». Если же стихотворение не имеет названия, нужно научиться выделять в нем «Ключевые слова» - те, которые насыщены максимальной информацией. Например: темой пушкинского «Я вас любил» является переживание уходящей любви. Итак, тема – это то, о чем говорится в стихотворении.
  2. Автор выбирает ту или иную тему потому, что увидел в ней что-то новое, интересное, то, о чем он хочет поведать читателю. Это «что-то» называется идеей. В ней отражено авторское восприятие описываемой ситуации: либо навеянные ею мысли, либо связанный с нею эмоциональный порыв, а чаще всего и то и другое вместе. Охарактеризовать идею сложнее, чем тему. Чтобы определить идею, после прочтения нужно задаться вопросом: а зачем поэту понадобилось обращаться к этой тем, что он хочет сообщить с неё помощью? Или зайти с другой стороны: что нового я открыл для себя, прочитав стихотворение? Наверное, каждый ответит на эти вопросы по-своему. «Идея» - понимание субъективное и однозначного решения здесь не может быть в принципе.
  3. Надо заметить, что во многих лирических стихотворениях часто присутствует конфликт. В этом случае отдельные образы противопоставляются друг другу.  Например: лирический герой (своеобразный двойник автора, названный в тексте или скрытый в его образной ткани) противостоит окружающему; реальность данного момента – воспоминанию; покой- движению; небо- земле. Конфликт требует развития и реализуется в лирическом сюжете. Существует и бесконфликтная лирика (в пейзажных стихотворениях).
  4. Следующая часть анализа связана с определением жанровых особенностей стиха. Надо заметить, что поэт не свободен в выборе, он связан литературными обычаями и нормами, царящими в ту или иную эпоху. Есть определенные, установленные образцы. Жанр – это и есть сформулированная традицией норма отбора типовых жизненных ситуаций и средств их воплощения в поэтическом тексте. Самый популярный жанр мировой лирики – элегия. Но жизнь вносит в поэзию новые ситуации и возникают художественные воплощения. Например: А.А. Ахматова внесла жанр «Отрывка»; В.В. Маяковский – жанр политической «агитки». Жанр, вообще, понятие живое и подвижное.
  5. Формальные средства построения стихотворения.

1)Размер. Он создается чередованием сильных и слабых слогов.

Хорей       _V\ _V

Ямб           V_\V_

Дактиль           _VV\ _VV

Амфибрахий   V_V\V_V

Анапест            VV_\VV_

2)Рифма – совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких строчек

А) она бывает точная (поздно – грозно) и неточная (вечером  -нечего)

Б) в зависимости от положения ударения

Мужская (корабль – журавль) последний слог от конца

Женская (острожник – подорожник) на втором слоге от конца

Дактилическая (улица – хмурится) на третьем слоге от конца

В) В строке рифмующиеся строчки стоят в определенном порядке:

А      Парная                    А         перекрестная             А кольцевая

А                                        Б                                                Б

Б                                       А                                                Б

Б                                       Б                                                А

3) Ритм. Именно он обуславливает специфику построения художественного образа в стихотворном тексте. Ритмическое подчеркивание слов и звуков заставляет их значить нечто большее, чем в обычной речи. На фонетическом фоне большую роль играют звуковые повторы: аллитерация (повтор согласных звуков); ассонанс (повтор гласных букв);. Иначе это называют звукопись.

На морфологическом уровне обнаруживается интерес поэта к внутреннему строению слова. На уровне синтаксиса: параллелизм, эллипс, поэтические повторы и другие стилистические фигуры (анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, умолчание, многосоюзие, бессоюзие).

4)И наконец, выразительные средства языка, так называемые, тропы.

Эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, и тому подобное, их нужно не просто найти, но и определить их роль в создании образа, воплощении темы и идеи.

Заключение

   Речь одна из самых центральных, важнейших психических функций. Она оказывает решающее влияние на такие психические процессы детей, как наблюдательность, развитие логического и образного мышления, воображения, эмоции. Стимулируя общее развитие, речь во многом зависит от него. Наблюдательность, умение примечать характерные особенности предметов и явлений формируются в процессе развития речи.

   Наблюдая окружающий мир, слушая учителя, читая книги, фантазируя, дети учатся проникать в сущность вещей, объяснять причины происходящего, по-своему передавать с помощью речи увиденное и услышанное. Им свойственно стремление к последовательности, к выразительности речи, к изложению материала. Но они нуждаются в помощи учителя, его указаниях, как лучше строить высказывания, где и как находить самые точные, яркие и выразительные образы и слова; одновременно они требуют от него внимательного и бережного отношения к своим мыслям, чувствам, речи, ежедневной заботы о стимулировании творческой активности.

   Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где постоянно возникает и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой литературе.

   Когда-то С.Я. Маршак сказал: «Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».

   Язык литературы как искусства нельзя просто выучить, запомнить. Его освоение неотделимо от развития духовного потенциала личности, зависит от него.

   Лирика – тот род литературы, который формирует, душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Поэтический язык рождается из общего языка, не теряя с ним единой основы, и в этом его кажущаяся доступность. Однако на самом деле внешнее подобие одного и того же слова или сочетания слов затрудняет неподготовленному читателю переключение в иную сферу, в которой жизнь слова становится значимой.

   Читательское владение языком, безусловно, отличается от авторского. Поэт творит на этом языке, читатель воспринимает. Каждый в меру своих сил, но важно, чтобы эти процессы совпали в своей основе.

   В поэзии язык предстает перед человеком во всем своем величии. И ритмика, и рифмовка, и обнажение «внутренней формы слова, и прочие формальные приемы служат именно этой цели. Как видим, тайна лирического стихотворения – это не только тайна человеческой души, но и тайна языка. И каждый читатель заново её разгадывает.

Приложение 1

Анализ стихотворения А.С. Пушкина

«Я вас любил…»

Ученицей 10 класса Шараповой Натальей

   Данное стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1829 году. Посвящено оно возлюбленной поэта, расставание с которой, по-видимому, было неизбежным: любовь поэта была неразделенной и принесла ему множество душевных страданий. Лирический герой, любящий так безнадежно, не добивается ответа, он решается смириться с болью, выразив тем самым всю глубину своих чувств.

   Жанр данного стихотворения можно определить, как элегия, ведь в нем описаны вся горечь и грусть, все страдание, связанное с любовью. Основной же темой является то, что лирический герой «Отпускает», «освобождает» героиню, не смотря на свои, ещё живые и трепетные чувства к ней в стихотворении видны все чувства героя: боль утраты, сожаление, печаль. В нем звучат нотки благородства: «я не хочу печалить вас ничем».

   Перед мысленным образом читателя произведения предстает любовь, как настоящее, чистое, данное от Бога. В этой любви нет эгоизма, лирический герой считает, чтобы любовь к ней её будущего избранника была такой же чистой, нежной, ка и его любовь.

   Здесь присутствует из выразительных средств олицетворение: «Любовь угасла», а инверсия является одной из особенностей языка. Большое значение играет повтор слов «я вас любил», потому что они создает яркое ощущение несбыточности любви. Пятистопный ямб, рифмовка перекрестная, точная, женская и мужская.

  Вывод напрашивается следующий, в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина, благодаря его умению красочно и точно отмечать главное, мы видим олицетворение всей жизненной правды, кого мы любим, они не любят нас, кого мы не любим, они любят нас. Горькая правда.

Приложение 2

Анализ стихотворения

«Я вас любил…»

Ученицей 10 класса Деминой Валентиной

   Перед нами одно из самых проникновенных и загадочных произведений пушкинской любовной лирики. Загадочность этого послания своей любимой – в их полной безыскусственности, обнаженной простоте и в то же самое время невероятной емкости и глубине человеческого эмоционального содержания. Поражает свойственное этому посланию бескорыстие любовного чувства, искренне желание не просто счастья не любящей его женщине, но новой счастливой любви для неё. Темой данного стихотворения является переживание уходящей любви. Признание в любви лирического героя начинается с некоего открытия заветного чувства и сменяется к концу стихотворения чувством желания отпустить возлюбленную с миром. Жанр данного произведения можно определить, как элегия, своего рода печальное прощание со совей любовью.

   Гармоничной и музыкальной её делает пятистопный ямб, точные простые рифмы. Рифмующиеся строки стоят в определенном порядке, образуя перекрестные строфы. Огромную роль играет трехкратное повторение словосочетания «Я вас любил», что можно определить, как анафора, а также параллели и повторы однотипных конструкций «безмолвно, безнадежно»; «то робостью, то ревностью»; «так искренно, так нежно». Эти повторы создают энергию и одновременно элегическую наполненность поэтического монолога, который заканчивается гениальной пушкинской находкой – исповедь сменяется страстным и прощальным пожеланием:

«Как дай вам бог любимой быть другим»

    Совершенно чарующе обыгран любимый и печальный звук «Л», а также и другие любимые пушкинские сонорные «Р», «Н».

  Практически все слова употреблены в своем прямом значении, за исключением глагола «Угасла» по отношению к любви, и это метафорическое употребление не выглядит каким-то «выразительным приёмом». Оно легкое, воздушное, еле уловимое.

Приложение 3

Анализ стихотворения

«Я вас любил…»

Ученицей 10 класса Викторовой Александрой

   Данное стихотворение было написано в тысяча восемьсот двадцать девятом году. Прежде всего мы должны обратиться к этому году.  Что же подвигло поэта к написанию стихотворения?  Произведение «Я вас любил…» было посвящено угасшей любви между поэтом и его возлюбленной А. Олениной.

   В стихотворении выражается удивительное по чистоте и подлинной человечности чувство. Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить её, желает, чтобы любовь к ней будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь лирического героя.

   Жанровое своеобразие данного стихотворения мы можем определить, как элегия. Уже из самого названия стихотворения мы можем догадаться о его теме, теме неразделенной любви. И она лишена эгоизма. Лирический герой легко и свободно отпускает свою возлюбленную, надеясь, что она будет любима другим. Стихотворение наполнено, как мне кажется, очарованием былой любви и, может быть, чуть-чуть тоской и грустью. Все слова и словосочетания поэт употребил в прямом значении, за исключением одного «любовь угасла». Из речевых особенностей языка можно выделить анафору «я вас любил». Повтор этих слов играет большую роль, поскольку говорят, что чувство было, и это чувство не какое-нибудь, а именно любовь.

  А также в произведении присутствует инверсия. Размер стихотворения пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой, при чем все рифмы точные. Присутствуют как мужские, так и женские рифмы, которые придают стихотворению особую музыкальность. Аллитерация и ассонанс помогают выразить полное единение образной структуры.

Приложение 4

 Анализ практических работ

Переход от чтения стихотворения к его анализу очень сложен. Большинство учеников боятся «алгебры» анализа. Создание особой атмосферы на восприятие текста, как то: музыкальные композиции, прочтение авторских трактовок, соотношение с картинами различных художников – всё это призвано вовлекать учащихся в анализ. Например, при чтении стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…» необходимо обратить внимание на романсы А.А. Алябьева и Б.С.Шереметьева.

   Данное стихотворение очень хорошо известно ученикам с детства. У каждого ученика обнаружилось свое понимание смысла стихотворения. Это, естественно, вызвало потребность анализа, в котором усилия учеников направлены были на обнаружение общего мотива, который составляет существо произведения и определяет течение чувств в нем. Не считая нужным в данном стихотворении побуждать учеников конкретно представлять себе адресата стихотворения, так как поэт не дает для этого в тексте ни малейшего повода. Школьники в своем анализе все же попытались соотнести дату написания стихотворения с реально-биографическими фактами, верно определили жанровое своеобразие и попытались довольно четко раскрыть идейное содержание произведения. В ней интерпретации данного произведения ученики сумели за внешней простотой чувств разглядеть ёмкость и глубину эмоционального содержания. Они видят два плана стихотворения, первый – прошедшей любви, второй – прощения и желания настоящего счастья. Излагая содержание каждой из них, были показаны мысли, чувства лирического героя, а через изобразительные средства языка эти мысли и чувства великолепно переданы. Ученики владеют навыками анализа текста, ориентируются в нем, в принципе, им дана максимальная свобода самовыражения.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

Интегрированная модель развития речи учащихся в процессе обучения

Интерпретация словесного образа при помощи интеграции различных видов искусства позволит сформировать умение последовательного и грамотного построения речи, развить художественное мышление учащихся....

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЫ

Наше общеобразовательное учреждение предполагает обучение школьников и русскому, и родному языку. Следовательно, ученики должны в полной мере владеть обоими языками. Слово, кото­рое звучит дома и вокр...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...