Технологическая карта урока литературы
методическая разработка по литературе (11 класс)

Боброва Елена Владимировна

Данный урок проводился в рамках семинара по духовно-нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_11_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок: литература

Тема урока: Семья в русской литературе 19 века

Класс: 11

Автор: Боброва Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №17» города Петушки

УМК: Литература.11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Ланин Б.А, Устинова Л.Ю— М., Дрофа, 2017.

Планируемые результаты:

личностные:  осознание безусловной ценности семьи, дома как важнейших составляющих национальных духовных традиций; понимание и принятие необходимости таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

           предметные: понимание сквозной темы «Семья  в литературе 19 века», авторской трактовки образа; создание самостоятельного устного монологического высказывания на предложенную тему; сопоставительный анализ произведений с точки зрения решения в них заявленной темы.

метапредметные: понимание проблемы урока, нахождение путей и способов её решения; подбор аргументов для подтверждения собственной позиции; формулирование обобщённых выводов; самостоятельная организация работы с различными источниками информации.

Виды учебной деятельности:

рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов художественных произведений;

репродуктивная: осмысление сюжетов произведений с точки зрения заявленной темы урока;

поисковая:  подбор текстового материала, необходимого для аргументации;

исследовательская: сопоставительный анализ произведений писателей Х1Х века, в которых нашла  воплощение тема семьи.

              Приемы: слово учителя, аналитическая беседа.

             Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Оргмомент урока

1 минута

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Коммуникативные:

оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

II. Мотивация

3 минуты

Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

Стимулирование положительной самооценки перспектив включения в УД. К уроку вы должны были   подобрать  эпиграфы великих людей о семье. Какие из них, на ваш взгляд, подходят к теме урока? Почему?

Слушают внимательно учителя.

Отвечают на вопросы. Работают с эпиграфами, которые подобрали к уроку.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные: 

целеполагание.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Целеполагание

5 минут

Выступает со вступительным словом, в котором сообщает, чему будет  посвящен сегодняшний урок. 

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни отца и матери. Важно помнить, что духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей. Несомненно, что семья играет решающую роль в становлении человека. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет герой.

- Ребята! Какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова «СЕМЬЯ»? Чем для вас является ваш родной дом? На ваших столах находятся бумажные цветы, в центре каждого цветка слово «Семья», на лепестках допишите слова, соответствующие вашим представлениям об идеальной семье.

.

 

Слушают учителя. Рассуждают о предстоящей теме урока и его целях.

Составляют кластер и защищают его.

 

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные:

самоопределение в целях учебной деятельности.

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

IV. Этап актуализации
25 минут

Создаёт проблемную ситуацию. Актуальна ли заявленная тема? Почему?

А какой же смысл вкладывали в  понятие семьи писатели Х1Х века? Как  раскрывалась  ими тема Семьи? На эти вопросы предстоит ответить на сегодняшнем уроке.

Слушает ответы учащихся и обобщает их.   Многие философы XIX века считали семью маленьким государством в государстве, в котором развивается и формируется человек, гражданин, личность.Русские писатели 19 века были едины в главном - в семье происходит утверждение нравственных устоев, переходящих из поколения в поколение. Необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания. А сделать это можно лишь обратившись к образцам великой русской литературы.

Отвечают на  поставленный учителем вопрос.

Индивидуальные сообщения по заявленной теме.

1 группа -  изображение семьи в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

2 группа – образ семьи в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

3 группа – семья в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

4 группа –  «Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого.

  Обсуждают в группах и делают выводы.  

 Записывают выводы по уроку в тетрадь.

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.

Регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

V. Рефлексивно - oценочный этап

5 минут

Организует рефлексию.

Предлагает выразить впечатление от урока,  письменно продолжив фразу: «Чтобы построить крепкую счастливую семью, надо…»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось хорошо, что не очень и почему).

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:

рефлексия; оценивают результат (осознание качества и уровня усвоения знаний).
Личностные:
смыслообразование
.

VI. Домашнее задание.

1 минута

1.Написать эссе на тему « Рецепты счастливой семьи».

2.Написать синквейн «Моя семья»

Слушают и записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...