Открытый урок по литературе. 6 класс.
методическая разработка по литературе (6 класс)

Тема: "Дубровский и главные герои"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Тема урока: «История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский» и его главные герои».

2. Тип урока: урок открытия новых знаний. Урок – исследование.

3. Методы: наглядно – иллюстративный, поисковый; приемы: работа в парах, составление синквейна,

4. Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная.

5. Оборудование: компьютер, экран, проектор  

6. Цели урока:

Личностные

Метапредметные

Предметные

формировать нравственную позицию обучающихся, способность к самооценке своих действий и поступков; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом, проявлять в конкретных ситуациях доверие, внимательность и др.

формирование умения ставить цели задачи, планировать и контролировать деятельность, развивать логическое мышление, познавательную активность. 

уметь определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

 

Структура (этапы)  урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников (в виде УУД)

Личностная

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку

Положительное отношение к учебной деятельности

Учебное сотрудничество с учителем, соблюдение правил речевого поведения

Самоопределение на уроке

II. Мотивация к учебной деятельности.

Нацеливает учащихся на изучение литературного произведения.

- «Жизнь прожить не поле перейти» - гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. И при решении жизненных задач мы часто допускаем ошибки. Мудрые советы классиков помогают нам решать многие вопросы, только нужно уметь понять, услышать автора. Изучая следующее произведение мы с вами, надеюсь, прислушаемся к голосу классика.

Послушайте отрывок из произведения. Назовите это произведение и автора, голос которого будет звучать сегодня на уроке.

Включает аудиозапись: «Несколько лет тому назад… село Покровское»

- Как называется произведение, и кто его автор? (слайд 1)

А. С. Пушкин «Дубровский».

Уважительное отношение к мнению одноклассников.

Извлечение необходимой информации из текста.

Анализ с целью выделения признаков.

Формулирование высказываний в рамках учебного диалога.

Саморегуляция к деятельности

III. Актуализация знаний.

1. Определение темы урока.

2. Постановка целей урока.

-Что важно знать читателю, знакомясь с романом? (слайд 2)

- С кем знакомимся мы в начале произведения?

- Предположите, какая тема урока сегодня?

(слайд 3) «История создания романа «Дубровский» и его главные герои»

- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? (Попробуйте сформулировать цель нашего урока.). (слайд 4)

Узнать историю создания романа. Познакомиться с героями. Сравнить характеры героев.

Сознательное отношение к учебной деятельности.

Поиск и выделение информации. Выделение существенного и несущественного.

Отвечают на вопросы:

-историю создания романа;

- с главными героями;

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и что уже усвоено учащимися, и новым материалом. Определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата.

IV. Открытие нового знания.

 

Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала.

Ребята, прежде чем знакомиться с произведением, узнаем историю создания романа. Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время. Эту работу выполняла дома поисковая группа. Предоставим им слово.

В чем вы видите причины написания романа «Дубровский»? (Пушкина интересовала история, рассказанная Нащекиным. Он захотел показать жизнь разных слоев русского общества такой какая она есть.)

Развитие внимания к выполненной другими работе, к языку, оформлению работ, к способам решения проблемной ситуации. Нравственно – эстетическая ориентация.

Творческое осмысление полученных результатов.

Поиск и выделение необходимой информации.

Установление причинно – следственных связей.

Умение анализировать и синтезировать новые знания

Построение логической цепи рассуждений.

Аргументация своей точки зрения.

Умение вести диалог.

Саморегуляция в случае затруднения

V. Открытие нового знания. Применение знаний и умений в новой ситуации

-Теперь обратимся к тексту. Дома вы читали 1 главу.

- С кем знакомимся мы в начале произведения7

-Посмотрим, что говорит автор об этих героях. Предлагаю поработать в парах. (раздает карточки с вопросами):

1. Что давало К.П. Троекурову «большой вес в губерниях»? («Его богатство, знатный род»);

2. Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? («Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; К.П. принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»; Грубость и своенравие К.П.Т. можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же как к крепостным крестьянам, он считал, что можно все купить и унижал достоинства людей).

3. Каким человеком был К.П. в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»? («В дом. быту… ограниченного ума»; «Всегдашние занятия… изобретаемых).

4. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» уважал А.Г. Дубровского? (Троекуров надменный… нетерпеливость и решительность его характера»)

5. Что говорит автор об Андрее Гавриловиче Дубровском? («Д., отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами»; Д. беден и независим. Горд- отказался от предложения Т. поженить Машу и Владимира).

Вывод: Троекуров выказывал все пороки человека необразованного. Дубровский, несмотря на бедность, не теряет человеческого достоинства.

Несмотря на различия, кем они являлись? (были друзьями).

Предлагаю заполнить характеристики героев в таблицу. Раздает распечатанные таблицы для заполнения. Заполнить только сходства.

Развитие внимания к выполненной другими работе, к языку, оформлению работ, к способам решения проблемной ситуации.

Поиск и выделение необходимой информации.

Установление причинно – следственных связей.

Умение анализировать и синтезировать новые знания

Построение логической цепи

Работа в парах. Аргументация своей точки зрения.

Умение вести диалог.

Саморегуляция в случае затруднения

VI. Физминутка

Предлагает выполнить несколько упражнений

 

Убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке

Сознательность выполнения физических упражнений

VII. Закрепление материала

- Какое увлечение объединяло обоих приятелей? (псовая охота, поэтому держали собак)

- Посмотрим один видеофрагмент.

Просмотр отрывка из фильма.

-Какую сцену из романа сейчас посмотрели? (сцена «случай на псарне»)

-Как характеризует Дубровского случай на псарне? (характеризует как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства, и поэтому замечания псаря Д. оценил как оскорбление холопом дворянской чести)

-Можно ли считать ссору Т. и Д. «нечаянным случаем»? (нельзя, она была закономерна, потому что Т. ко всем относился надменно. Дубровский был оскорблен и не смог стерпеть этого унижения).

-Как Т. отнесся к исчезновению Д? откройте стр.

-Хотел ли Т обидеть своего приятеля?

-Какое обстоятельство сделало примирение невозможным?

-Какой способ мести избирает Т?

-Чем заканчивается 1 глава. Обратите внимание на последнее предложение.

Развитие положительного отношения к познанию нового.

Способность к оценке действий, поступков.

Анализ с целью выделения определенных признаков. Умение сравнивать и доказывать.

Учебное

сотрудничество с

учителем и сверстниками.

Умение строить монологическое высказывание.

Аргументация своей точки зрения.

Саморегуляция, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

VIII. Самостоятельная работа

Предлагаю составить синквейны на тему «Дубровский» и «Троекуров».

Слушает синквейны.

Формирование уверенности в собственных знаниях

Проверка качества усвоения новых знаний

Учебное сотрудничество.

Коррекция выполненного задания, сличение с эталоном

IX. Итоги урока

- Вспомним цели, поставленные в начале урока. Удалось ли нам их достичь? Докажите.

- Что сегодня узнали? С какими героями познакомились?

Формирование чувства удовлетворенности результатами своего труда

X. Самооценивание

Оцените свою работу на уроке в оценочных листах

Продолжите фразу

Я узнал о …

Я понял, что …

Осознание качества и уровня усвоенного.

Самооценка

Умение слышать других. Умение с достаточной полнотой выражать мысли

Самооценка на основе критериев успешности. Самоопределение.

XII. Домашнее задание

 1) Записать различия характеров Троекурова и Дубровского в таблицу;

2) Прочитать II, III главу

(слайд 5)

Умение взглянуть на ситуацию глазами другого человека.

Умение анализировать и синтезировать новые знания.

Умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение организовывать самостоятельную деятельность.

Приложение

Карточки для работы в парах:

  1. Что давало К.П. Троекурову «большой вес в губерниях»?
  2. Как относились к Троекурову помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?
  3. Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?
  4. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского?
  5. Что говорит автор об Андрее Гавриловиче Дубровском?

Таблица

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

Сходства

Социальное положение

Качества характера

Занятия

Отношение соседей

Отношение к крестьянам

Оценочный лист

Продолжите фразу

  1. Я узнал о …
  2. Я понял, что …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"

Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...