методическая разработка урока по литературе "Тень и свет натуры Обломова"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Имамбаева Людмила Михайловна

Каждый человек - яркая и неповторимая личность со своими достоинствами и недостатками. Своеобразный и уникальный внутренний мир противоречивой натуры человека И. Гончаров объемно и красноречиво раскрыл в образе главного героя Обломова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_uroka_po_oblomovu.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока литературы  по творчеству И.А.Гончарова. Роман  «Обломов»

Преподаватель литературы  Имамбаева Л.М.

 

 Тема урока:      "Тень и свет натуры Обломова»

Цели урока: 

 Образовательные: учащиеся смогут познакомиться с художественными приемами И. А. Гончарова – писателя и их ролью в раскрытии образа И. И. Обломов

  Развивающие: формулировать исследовательский вопрос; давать определение художественного приема; находить художественные приемы в тексте; объяснять значение приемов в раскрытии образа героя при анализе эпизода; формулировать выводы; представлять аргументированную оценку работы групп; создавать тексты, используя художественные приемы.

   Воспитательная: учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

 

Форма урока: групповая и индивидуальная

Образовательные  технологии:  модерация

Материалы к уроку:

1. Презентация

2.Текст романа И. А. Гончарова “Обломов”.

3. Портрет И. А. Гончарова.

4. Словарь литературоведа.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Продолжаем работу над романом И. А. Гончарова “Обломов” - произведением, которое “обязывает к долгим и сложным раздумьям человека над собой”. Публикация романа началась в январе 1859 г. и стала долгожданным событием.

- В качестве мотивации к постановке основного вопроса урока используем словарную работу : Имя Илья и фамилия Обломов.(О чем говорят эти имя и фамилия).

Вопросы урока:

1. Кто же Обломов?

2.  Какие художественные приёмы использует Гончаров в романе “Обломов”?

- По вопросам определим и тему урока. (записывают)

Тема. Тень и свет натуры Обломова.

Работа с книгой –первоисточником. Портретная характеристика Обломова. Определить отношение к главному герою. (Лежебока, ничего не делает, кругом грязь, производит неприятное впечатление)

Человек познается в сравнении с другими людьми. Гости Обломова.

Учащиеся проводят  групповую исследовательскую работу – анализ эпизодов – с целью поиска ответа на вопрос урока. Гости Обломова: Волков, Судьбинский, Пенкин.

Портретная характеристика

Род деятельности

О чем говорят

На чьей стороне симпатии.

 Исследование.

Художественная деталь и ее роль в романе.

Часть II, глава 1.

Эпизод: “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его…” до слов “…непременно попадал в них сразу”.

1. Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича?

2. Какую черту характера Обломова символизируют эти детали?

3. При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему?

4.  Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты?

Группа 1 Волков Это «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами... Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестию лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков». Он востребован в светском обществе, пользуется успехом у женщин — и в этом находит радость жизни. Обломов же не видит в таком образе жизни ничего привлекательного для себя. «"В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в какую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!

Группа 2 Судьбинский Бывший сослуживец Ильи Ильича.. «Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но спокойно сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Судьбинский уже добился должности начальника отделения, собирается выгодно жениться. «Увяз, любезный друг, по уши увяз... И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется карьерой! А как мало тут человека нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный

Группа 3 Пенкин Это «очень худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой».«Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же забудь. Где же человечность-то? Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню пред вами голову... Человека давайте мне!.. любите его...». «Ночью писать, — когда же спать-то? А поди, пять тысяч в год зарабатывает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться. Несчастный!»

Речевая характеристика героя.

Часть II, глава 4.

Эпизод: “Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни…” до слов “…говорил с одушевлением, не останавливаясь”.

1.  Какие слова выбирает Илья Ильич для выражения своего идеала жизни?

2.  Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя?

3.  Почему Штольц после речи Илья Ильича называет его поэтом?

4.  Какие качества героя отражает речевая характеристика?

 

 Обобщение. Итог урока. Ответ на вопрос.

Какие художественные приемы помогли Гончарову создать образ Обломова живым, запоминающимся?

Обратить внимание учащихся, что связывание выводов групп представляет характеристику Обломова посредством художественных приемов.

 Применение. Творческое задание.

Создание и запись текстов (5 мин.). Жанр – по выбору.

Группа1. Стихотворение о халате (Сожаление о старом халате, хвала любимому халату ..)

Группа 2. Хвала еде.

Группа 3. Репортаж с места событий (из Обломовки).

(Группы выступают 8 – 10 мин.)

Домашнее задание. Учитель: - Штольц не смог пробудить Обломова к жизни. Напишите письмо Обломову, выскажите свое отношение к образу жизни героя, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своем мнении. Используйте в письме художественные приемы и средства убедительности речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. "Страшно на этом свете, господа!" ( по рассказу В.П.Астафьева "Заматерелое зло")

Анализ художественного произведения как одна из форм успешной подготовки к ЕГЭ (на примере рассказа В.П.Астафьева "Заматерелое зло". Дана презентация к уроку....

Методическая разработка урока по физике "Дисперсия света"

Урок проводится у учащихся 2 курса, обучающихся по профессии продавец, контроллер, кассир. Урок способствует формированию у учащихся знаний по теме "Дисперсия света", показывает широкое использование ...

Методическая разработка урока по теме "Преломление света" для учащихся 8 класса

Данный урок  решает следующие задачи1.    образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях распространения света на границе раздела двух сред; познаком...

Методическая разработка урока физики на тему: "Свет в нашей жизни"

данный урок создан с целью:·        Познакомить учащихся с понятием «свет», свойствами и источниками света ;·        Познакомиться...

Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"

урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)...

Методическая разработка урока на тему «Рисование с натуры ветки рябины»

Методическая разработка урока на тему«Рисование с натуры ветки рябины»Дети с ОВЗ (умственная отсталость) 4 класс....