Запах детства в рассказах Ф.Абрамова и В.Негодяева
методическая разработка по литературе (10 класс)

Онегина Юлия Михайловна

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказам "Хлебная корка" Ф.Абрамова и "Запах клевера" Вл.Негодяева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы.

Тема урока: «Запах детства в рассказах «Хлебная корка» Фёдора Абрамова и  «Запах клевера» Владимира Негодяева»

Возраст обучающихся: 16 лет.

Цель данного урока: развитие нравственного потенциала учащихся через проблемно-сопоставительный анализ рассказов Ф.Абрамова «Хлебная корка» и «Запах клевера» В.Негодяева.

Образовательные задачи:

- расширение знаний о творчестве Абрамова и Негодяева за счёт изучения рассказов «Хлебная корка» и «Запах клевера»;

- формировать умение сопоставлять прозаические произведения;

- формировать умение обобщать, формулировать вывод, находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.

Развивающие задачи:

- развивать навык анализа прозаического текста, в том числе и сопоставительного

- развивать умение строить суждение на конкретном материале

- развивать навык выразительного чтения через исполнение учителем отрывков рассказов.

- развитие навыка вдумчивого чтения

- развитие потребности в самостоятельном чтении произведений Фёдора Абрамова и Владимира Негодяева.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство слова и культуру чувств;

- продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей.

Форма урока: урок-размышление.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (вступительное слово о писателях с использованием презентации)

-частично-поисковый (работа с текстом: поиск ключевых слов)

- проблемный (решение проблемных вопросов: Как объяснить превращение доброго, отзывчивого Пашки, который в голодные дни войны делился с матерью и сестрами куском хлеба (устоял перед страшным соблазном – все съесть самому!), и трудолюбивого Серёги  в пьяниц, бездельников? Почему не помог запах детства героям во взрослой жизни?)

- репродуктивный (беседа по тексту)

Формы работы: фронтальная, групповая.

Средства обучения: текст произведений, мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой.

Подходы к изучению материала:

1. Текстоориентированный (выбор из текста ключевых слов)

2. Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)

3.Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей)

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя
  2. Погружение в тему урока,целеполагание.

-Что для каждого из вас значит детство? (слово на слайде).

Детство – это простое и в тоже время сказочное слово, это настоящая, яркая, самобытная, неповторимая пора жизни. Детство – это дом, семья, мама, папа, радость, солнце, счастье…( слайд-фильм)

Сегодня мы обратимся к рассказам северных писателей, Фёдора Абрамова, широко известного писателя, и Владимира Негодяева, скромного писателя из Холмогор. (слайд с портретами). Такие люди, как Ф. Абрамов и В. Негодяев, хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания, сопереживания, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.

Имена этих прозаиков значатся среди писателей так называемой «деревенской» литературы. Авторы данного направления показывали в своих произведениях жизнь деревни с её проблемами, тяготами. Также Фёдор Абрамов и Владимир Негодяев обращаются в своих рассказах к теме детства.

Ещё раз обратите внимание на тему урока. Скажите, над чем нам необходимо будет поразмышлять в течение урока, на какие вопросы найти ответы?

Итак, чтобы ответить на данный проблемный вопрос, нужно дать характеристику героям, сравнить их поступки, поведение

  1. Изучение нового материала – работа с текстом рассказов.

Вы познакомились с  рассказами «Запах клевера» и «Хлебная корка».

-Понравились ли вам эти рассказы?

-Какие события положены в основу данных произведений?

-Что объединяет эти рассказы? (В этих рассказах одинаковые судьбы героев- Серёги и Пашки, схожесть проблематики, а также рассказы объединяет запах детства).

Мы  определили цель нашего занятия- осмыслить нравственные проблемы, поднятые в рассказах, попытаться понять авторскую точку зрения, сформировать свое отношение к данным проблемам.

Я предлагаю вам поработать в группах. Задание у каждой группы одинаковое. Первая колонка работает с рассказом «Хлебная корка», 2 и 3 колонки с рассказом «Запах клевера». Каждая колонка объединяется в группы по 4 человека.

Все ключевые слова вы записываете на карточку.

Работа в группах – 3 минуты.

Владимир Негодяев в рассказе «Запах клевера» высказал мысль: «Так уж получается, что детьми мы живём в своём, совершенно отличном от взрослого, мире запахов».

 Давайте посмотрим развитие этой идеи в рассказах.

Слово первой группе.

-Кто герои вашего эпизода? (Матрёна Васильевна и её сын Пашка).

-Какие ключевые слова, характеризующие взрослую жизнь Пашки, вы выделили?

Да, в рассказе «Хлебная корка» будут главными слова - измаялась, жизни не рада, пьёт, не работает, постоянные скандалы, мучиться, гони его дьявола, отчаянье. Жизнь Пашки и его мамы – это мученье, отчаянье.

-Таким ли потерянным и безнадёжным человеком был Пашка в детстве?(Нет, «вот через эту-то Пашкину доброту, может, они все и спаслись в войну».)

-Какие слова характеризуют детство Пашки? ( война, хлебный мякиш, голод, ни крошки не съест один, Пашкина доброта). Для Пашки детство – это война и голод. Какой же запах детства этого героя?

Ключевое слово, характеризующее Пашку-ребёнка – доброта. 

В конце 20 века написан рассказ Владимира Негодяева «Запах клевера».

С эпизодами из данного рассказа работали  2 и 3 колонки.

Слово 2 группе.

 – Какой герой описывается в вашем отрывке? (Серёга).

Какие ключевые слова связаны с этим образом?(Ответы учеников).

Обобщение учителя (слова на слайде). Реальность Серёги связана с такими словами как свербело, нудело, тоскливая песенка ни о чём, ломота, дурная тяжесть, пронзительно – режущая пустота, квадратное пространство комнаты, тускловатый серый цвет.

-Как данный эпизод характеризует Серёгу? (Серёга – одинокий, потерявшийся, спившийся человек).

Обратим внимание на такую деталь – окна в комнате Серёги «помутневшие», глядя в них «Ничего нельзя было разобрать». Что символизирует эта деталь? (неясность, размытость жизни героя, за окном лишь смутно виден контур «одинокой берёзовой ветки», которая ассоциируется с главным героем, таким же одиноким)

Жизнь Серёги, сорокалетнего мужчины, превратилась в пьяный угар, похмелье, потерянность  и одиночество.

Но не всегда такой была жизнь Серёги.

Самый лиричный и наполненный теплом эпизод в рассказе Владимира Негодяева проанализирует 3 колонка.

-Кто герои этого эпизода? (Серёга и его мама)

-Какие главные слова выделили? (спокойная, неторопливая походка , белая косынка, всей душой ждал, ласково улыбнулась, детство, прильнул к матери всем телом, доброе и родное тепло, прикрыв от счастья глаза, забыть обо всём на свете).

-Какими красками и чувствами пронизан этот отрывок? (Чувства счастья, светлые радостные краски природы, свет, идущий от матери).

-Отчего счастлив Серёга? (от того, что он рядом с мамой). В этом эпизоде употребляются главные для человека слова – детство, душа, мама…

-Каков же запах детства у Серёги? (это запах природы, молока). Да, детство и счастье для Серёги – быть с мамой.

Мы выяснили, какими были детство и взрослую жизнь Пашки и Серёги.

Детство Пашки – война и голод и в то же время доброта, живущая внутри героя, детство Серёги – мать, запах клевера, счастье. Взрослая жизнь героев – пьянство, потерянность

-Что покалечило и изуродовало их жизнь? (пьянство).

Став, взрослыми, кстати, и возраст у героев одинаковый – они сорокалетние мужчины – они не смогли найти себя.

-Как объяснить превращение доброго, отзывчивого Пашки, который в голодные дни войны делился с матерью и сестрами куском хлеба (устоял перед страшным соблазном – все съесть самому!), и трудолюбивого Серёги  в пьяниц, бездельников? (Герои спились, потому что  в них не было внутреннего стержня, который удерживает человека от греха, проступка. Не спас их запах детства, не помог во взрослой жизни, а превратился в запах угара и похмелья).

«Запах клевера» и «Хлебная корка» - драматические рассказы. Одиночество, отчаянье, потерянность – ключевые слова, характерные для жизни героев.

Обратимся к названию произведений- «Хлебная корка», «Запах клевера».

-С каким периодом жизни героев  связаны данные слова? (с детством). Теперь обратитесь к ключевым словам, описывающим детство Пашки и Серёги. И попытайтесь ответить на вопрос:

 -Есть ли выход из отчаянья, одиночества? Какие чувства и качества  нам помогут преодолеть эти состояния?

На доске

          Одиночество                                              Доброта

Отчаянье                                                     Любовь

Потерянность

Несмотря на драматизм рассказов авторы верят в то, что доброта и любовь помогут человеку найти выход из отчаянья и одиночества.

  1. Рефлексия

В унисон нашим размышлениям звучат слова из рассказа «Запах клевера» (учитель зачитывает отрывок).

  Так уж получается, что детьми мы живем в своем, совершенно отличном от взрослого, мире запахов.

     Мы настолько привыкаем к этому миру, что считаем его совершенно неотъемлемой частью всего земного, что нас окружает, воспринимаем  его как нечто вполне естественное и само собой разумеющееся, то, что дано всем и всем доступно …

      А потом мы растем, становимся все больше и больше, все сильнее и сильнее отдаляемся от земли, начинаем высоко и гордо носить свои головы. Нам уже становится некогда просто так, от нечего делать валяться в траве, некогда остановиться для того,чтобы просто постоять, посмотреть и прислушаться… И за бесконечной чередой своих очень важных, очень срочных и очень-очень взрослых дел мы постепенно забываем, какой неуловимой сладкой свежестью веяло в детстве от травы, которая была одного с нами роста, какой замысловатой вязью переплетаются меж собой терпкий дух аниса и несмелый, почти что даже и несуществующий аромат тысячелистника, как сквозь всепобеждающую духовитую одурь ромашки едва уловимо, но все же неистребимо-настойчиво пробивается доброе дыхание влажной земли…

-На дворе 21 век, детство большинства современных детей безоблачно, материально обеспечено. Каков запах детства современного ребёнка? С чем он связан?

В наше время жизнь многих детей безоблачна и материальна обеспечена, с другой стороны, духовно не наполнена, бедна. Можно объяснить потерянность и отчаянье человека, у которого было социально неблагополучное детство. Но как оправдать тех детей, которые были всем обеспечены и любимы, но вышли в жизнь слабыми, пассивными, опекаемыми?

Вы уже десятиклассники, не за горами самостоятельная, взрослая жизнь. Человек радуется, когда он взрослеет. Счастлив, что расстаётся с детством. Как же! Он самостоятельный, большой, мужественный! И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. Но потом... Потом становится грустно.

И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства. Можно ли сохранить по-детски яркое восприятие мира во взрослой жизни? И нужно ли?

Как часто вы в своей жизни задумывались над этими вопросами?

-В чём ценность рассказов «Хлебная корка» и «Запах клевера» для каждого из вас?

-После изучения данных рассказов захотелось ли вам прочитать другие произведения данных писателей?

-В каких произведениях литературы звучит тема детства?

Я желаю вам сохранить навсегда в своей душе незабываемый запах детства. Я желаю, чтобы у вас в душе  всегда жили любовь и доброта.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади" ( 1-я часть)

Презентация к уроку литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек" (1-я часть)...

Презентация к рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади" (2-я часть)

Презентация по литературе в 5 классе. Тема "Урок - размышление по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади." "Лошадь тоже человек" (2-я часть)...

Интегрированный урок литературы и биологии "Едины божие созданья" (на материале рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади"

интегрированный урок позволяет учащимся с разных точек зрения рассмотреть один объект - познакомиться с важными характеристиками лошади как животного класса Млекопитающие, затронуть проблему нравстенн...

литературная игра по сборнику рассказов Ф.Абрамова "Трава- мурава"

В рамках декады Ф.Абрамова в нашей школе (февраль) на каждой параллели проходит свое мероприятие. Данная игра предназначена для учащихся 6-х классов..За 2- 3 недели дается список рассказов из данного ...

Урок-размышление "Лошадь тоже человек" (по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади..."")

Познакомить учащихся с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать, проследить, как решается автором проблема нравственного выбора;В процессе анализа и сопоставлен...

Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"

Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове,    его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...

Самоанализ урока по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" с применением КОЗ.

Самоанализ урока с применением компетентностно-ориентированного задания....