Конспект урока по рассказу Л.Андреева "Баргамот и Гараська"
план-конспект урока по литературе

Конспект урока по рассказу Л.Андреева "Баргамот и Гараська"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._andreev._rasskaz_bargamot_i_garaska.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Л. Андреев. Рассказ «Баргамот и Гараська».

Опережающее домашнее задание стр.106- 116 (электронный учебник), читать рассказ

Ход урока

Оргмомент

Проверка д/з

Какими талантами обладал Л. Андреев?(рисовал)

Какие черты характера присущи писателю? Гордость, честолюбие)

Кто из писателей давал оценку творчества Андреева? Толстой

Какое произведение было дебютным? («Баргамот и Гараська»)

Слово учителя  

Посмотрите на портрет Леонида Андреева. Каким вы его представляете? Какие произведения этого писателя вы уже читали?

Леонид Андреев родился в Орле, был старшим сыном и самым любимым у матери, которая потом, когда Андреев женился, так и жила у сына в семье, принимая участие во всех его переживаниях, любила и растила его детей. Андреев закончил классическую гимназию, учился на юридическом факультете в Петербурге, потом служил в суде Москвы. С 1895 года постоянно печатает свои произведения. Зарабатывал на жизнь, рисуя портреты. Он был очень одарённым человеком, но воспринимал мир болезненно.

1 период творчества

Рассказы «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Жили-были».

В основе сюжетов – события обыденной жизни. Трагедия повседневной жизни, чувство сострадания к обездоленным – главная мысль ранних рассказов Андреева.

Богоборческая тема. Проблемы борьбы добра и зла.

2 период ( 1906-1910)– создание новаторских пьес «Царь голод», «Жизнь человека», повесть «Иуда Искариот».

3 период (1911-1919) – годы духовного кризиса. Пьеса «Собачий вальс».

Революцию не принял, ушёл в себя, замолк как художник.

Анализ рассказа «Баргамот и Гараська»

Рассказ Л. Андреева «Баргамот и Гараська» вышел в 1898 году и принес писателю признание читателей. На мой взгляд, это самый совершенный рассказ Леонида Андреева, в котором он показывает себя подлинным русским реалистом, обладающим неповторимой манерой и стилем изложения.

Каковы ваши впечатления от рассказа?

Что вы можете сказать о жанре этого рассказа?

«Баргамот и Гараська» - «пасхальный» рассказ. Этот жанр в русской литературе составлял целую традицию и нес в себе идею примирения людей. Но Андреев написал необычный «пасхальный» рассказ.

О чём же рассказ? Пересказ.

Городовой Баргамот, в котором  заговорили совесть и жалость, приглашает в свой дом Гараську. В другой день полицейский отвёл бы нищего в участок, но сегодня он вспомнил, что он не только городовой, но и христианин, который обязан «любить ближнего своего». Это движение души в нем было искренно, так как никто их не видел,  некому было и оценить христианский поступок. И писатель не жалеет красок, чтобы показать этот взрыв подлинной человечности в душе полицейского.

Когда и где происходит действие этого рассказа?

Действие происходит в Святое воскресенье, на Пасху.

Как изменилась Пушкарная улица и её жители перед Христовым Воскресением? «Вскоре потянулись в церковь и пушкари, чистые, благообразные, в пиджаках и жилетах поверх красных и синих шерстяных рубах, с бесконечным количеством сборок, сапогах на высоких и острых каблучках. Каждый бережно нёс узелок с пасхой и куличами».

Почему автор так подробно описывает нравы Пушкарной улицы?

«Пушкари известны своим пьянством, сквернословием, но в этот день они другие»

Кто является главными героями произведения?

Главные герои – люди из разных социальных слоёв общества: городовой и нищий. Уже этот контраст настораживает читателя, заставляет задуматься.

В такой день, когда все радуются, на душе у Барагамота очень пусто.

Кто такой Баргамот? «Городовой Барагмот, или иначе, городовой бляха №20 по своему внешнему виду напоминал мастодонта, т. е. крупное ископаемое животное, т. к. был толстый, высокий, сильный, громогласный. Обидно городовому, что все проносят мимо куличи, яйца, идут в церковь, а он голоден и не может, как все, участвовать в празднике».

Какое полное имя у Баргамота? (Иван Акиндиныч Бергамотов)

А почему автор даёт такую фамилию своему герою? «Можно предположить, что автор иронизирует над своим героем, противопоставляя его грубость такому нежному и деликатному плоду, как бергамот»

В каких словах чувствуется, что автор иронизирует над своим героем?

Прочтите эти словосочетания:

«Видна фигура на полицейском горизонте, маленькие заплывшие глазки, сравнение с мастодонтом»

Почему, несмотря на иронию, этот человек симпатичен?«Он при всей своей грозности мягкий и безобидный человек. Хороший семьянин. В свободное время любит копаться в огороде. Что-то вроде нежности поднимается в его душе, когда он представлял себе, как подарит своему сынишке Ванюшке крашеное яичко».

Найдите описание Баргамота, когда он всем своим видом пытался доказать Гараське своё превосходство над ним. «Презрительно скосив губы, не человек, а язва, всё исподтишка, всё с язвительностью»

Заслужил ли Гараська такого отношения?«Скорее да, чем нет. Ведь он сам превратил себя в такого человека»

Итак, Баргамот тоскует от того, что придётся тащить этого пьянчужку в участок. И в это время происходит между ним и Гараськой диалог. Прочтите.

Что происходит дальше? «Гараська не успел показать предмета, который нёс с осторожностью в кармане».

Что он нёс и для чего? (Яичко. Похристосываться хотел)

Обычно задиристый, сквернословящий, язвительный Гараська хотел подарить крашеное яичко всегдашнему врагу Баргамоту.

Как после этого меняется поведение Барагамота? Прочтите.

         «В душе Баргамота, который только что досадовал на пьяницу, просыпается стыд и жалость - чувство, которое ему самому трудно в себе осознать. Он вдруг представил, как мраморное яичко, которое он берёг для сына, разбилось, и как ему, Баргамоту, было бы жаль. Гараська был жалок ему, «как брат родной, кровно своим же братом обиженный». И уже не обижается Баргамот, а зовёт к себе домой разговляться»

Какое слово использует автор, чтобы показать превращения в Баргамоте, так изумившее Гараську? (Баргамот был так чуден)

А какие чудеса происходят в доме Барагмота?   «Гараська, ошалевший и притихший, сидит за столом, ест, обжигаясь, горячие щи, и ему совестно за себя, такого грязного, оборванного, пьяного, скверного, за свои заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями, которые он впервые у себя заметил».

А что происходит с душой Баргамота? «В начале рассказа душа Баргамота была погружена в богатырский сон. А теперь он деликатно откладывает на потом свой «сюрпризец» Ванятке, чтобы этим не напомнить Гараське о его раздавленном яичке».

Какой момент можно назвать кульминационным?

И вот кульминационный момент книги, который производит необыкновенно сильное впечатление. Супруга городового назвала Гараську по имени-отчеству, а тот даже забыл, когда его так называли. Супруга Баргамота хотела показать нищему уважение к его личности, а вышло наоборот: Гараська вспомнил, что он – никто, что есть другая жизнь, в которой ему нет места. Наверное, ему было бы легче, если бы не напоминали об этом…

«У Гараськи, оказывается, есть полное имя - Герасим Андреевич. И Гараська искренне плачет от того, что сегодня впервые его назвали полным именем»

В чём же изюминка произведения? Каким смыслом наполнил писатель банальный, на первый взгляд, сюжет?

В чём главная мысль рассказа?

Писатель старается донести до читателя главную мысль своего рассказа: нельзя быть христианином на время, нельзя относиться к людям по-христиански только потому, что сегодня праздник.

Домашнее задание.

Отзыв на рассказ Андреева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"

Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....

Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник

Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева  “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....