Методическая разработка урока
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Познакомиться с жизнью Леонида Андреева, с одним из его произведений впервые предлагается в рамках школьной программы в седьмом классе. Уже тогда обучающиеся должны были обратить внимание на своеобразие личности писателя, составили своё представление об этом человеке и авторе множества рассказов, близких юным читателям по тематике, например: «Петька на даче», «Гостинец», «Кусака» и др. Данная разработка может быть использована на занятии по дисциплине литература в разделе: Русская литература на рубеже Х1Х-ХХ веков. Тема учебного занятия: Где же человеческое милосердие? (по произведению Л.Н. Андреева «Иуда Искариот»). Тип учебного занятия: исследовательская групповая работа. В условиях реализации программ нового поколения задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности студентов, в процессе которой развивались их мыслительные способности, индивидуальность, возрастал интерес к самостоятельной работе. Для разрешения данной проблемы требуется использование более радикальных методов и форм работы. Одним из перспективных направлений в условиях становления новой образовательной системы относятся групповые технологии обучения, которые могут использоваться при решении многих дидактических задач. Групповые технологии обучения предполагают: - организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно – познавательного процесса; - взаимообогащение знаниями обучающихся в группе; - коммуникацию; - установление взаимопонимания; - обмен способами действия; - рефлексию. Продолжительность занятия –45 минут. Цели занятия: 1.Проследить по тексту произведения, как решает писатель «вечные» проблемы верности и предательства, добра и зла, любви и ненависти. 2.Показать возможность рассмотрения произведения под разным углом зрения в зависимости от поставленной задачи. 3.Познакомить с понятиями: ортодоксальный, экзистенциализм. 4.Совершенствовать навыки проведения исследовательской работы, развивать умение работать в группах. 5.Воспитывать вдумчивое отношение к литературному произведению. Оборудование: портрет писателя, цитаты Л.Н. Андреева, текст повести «Иуда Искариот», философские словари. Примечание: Учащиеся распределены по группам до начала занятия. Предварительная самостоятельная работа для групп: 1.Определить понятия ортодоксальный, экзистенциализм. 2. Изображение Христа и его апостолов в ортодоксальной религии и произведении Л.Н.Андреева. 3. Причины предательства Иуды с точки зрения философии экзистенциализма. 4.Причины предательства Иуды с точки зрения первохристианских церковных преданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_l.n.andreev.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия: Где же человеческое милосердие? (по произведению Л.Н. Андреева «Иуда Искариот»).

Тип учебного занятия: исследовательская групповая работа.

Цели занятия:

1.Проследить по тексту произведения, как решает писатель «вечные» проблемы верности и предательства, добра и зла, любви и ненависти.

2.Показать возможность рассмотрения произведения под разным углом зрения в зависимости от поставленной задачи.

3.Познакомить с понятиями: ортодоксальный, экзистенциализм.

4.Совершенствовать навыки проведения исследовательской работы, развивать умение работать в группах.

5.Воспитывать вдумчивое отношение к литературному произведению.

Оборудование: портрет писателя, цитаты Л.Н. Андреева, текст повести «Иуда Искариот», философские словари.

Примечание:

Учащиеся распределены по группам до начала занятия.

Предварительная самостоятельная работа для групп:

1.Определить понятия ортодоксальный, экзистенциализм.

2. Изображение Христа и его апостолов в ортодоксальной религии и произведении Л.Н.Андреева.

3. Причины предательства Иуды с точки зрения философии экзистенциализма.

4.Причины предательства Иуды с точки зрения первохристианских церковных преданий.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 ПОРТРЕТ Л.Н. АНДРЕЕВА.

2.Цитаты Леонида Андреева:

А) Более храбрости требуется для жизни, нежели для смерти.

Б) Счастье… обширно и многогранно; лишённый возможности быть счастливым в одном, найдёт своё счастье в другом.

В) Разве не умнее: жить, хваля жизнь, нежели ругать её – и всё же жить?

Ход занятия.

I. Организация начала.

II. Вступительное слово преподавателя.

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) – видный русский прозаик, драматург, публицист. Родился в Орле, окончил юридический факультет СПБ университета, работал присяжным поверенным; быстро достиг литературного успеха, превратившись в одного из самых популярных беллетристов своего времени. Л.Н.Андреев не только талантливый писатель, именно ему принадлежат замечательные слова о счастье, о жизни, о храбрости (зачитываются высказывания Л.Н. Андреева (см. приложение)), но и оригинальный художник в поколении русских реалистов 90-х г.г., а также необычное явление в русской литературе. Hачин|ал он свой творческий путь как продолжатель реалистических традиций русской классической литературы, постепенно и неуклонно проявляя интерес к модернистским течениям, стремясь с помощью синтеза средств и форм художественного выражения расширить границы реализма. В результате многими исследователями назван одним из первых европейских экзистенциалистов, «самым европейским» писателем не только XX века, но и русской литературы вообще.

III. Словарная работа:

Ортодоксальный - неуклонно придерживающийся какого-либо направления, учения, мировоззрения; последовательный.

Экзистенциализм - (от лат. «existentia» - «существование») разновидность философской мысли, философское течение, утверждающее, что предметом философии является человек, который рассматривается лишь как духовное начало. Каждый человек имеет экзистенцию, которая представляет собой то ядро человеческого «я», благодаря которому человек предстает как конкретная неповторимая личность. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию; для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу. Согласно экзистенциализму, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все, совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами». «Чувство вины за все, совершающееся вокруг него - это чувство свободного человека « (Н.Бердяев).

Будучи экзистенциалистом, Л.Н.Андреев как философ-экзистенциалист стремится проникнуть в суть человеческого «я», а как писатель пытается в своих произведениях отразить это видение сути человеческого бытия. Вот откуда у него такое пристальное внимание к проблемам жизни, такое сострадание к человеку и глубокое страдание о нем. Эпиграфом ко многим произведениям, да и, пожалуй, ко всему творчеству Л.Андреева можно было бы поставить его же слова из романа «Дневник Сатаны»: «Я еще не люблю тебя человече, но в эти ночи я не раз готов был заплакать, думая о твоих страданиях, о твоем измученном теле, о твоей душе, отданной на вечное распятие».

Прозу Андреева отличает психологизм, повышенное внимание к миру подсознания, биологического начала в личности человека.

IV. Выступление группы «литературоведов»:

Первый рассказ писателя, который принёс ему признание читателей, -«Баргамот и Гараська». Он написан для пасхального номера московской газеты «Курьер», где Андреев работал в качестве судебного хроникёра. «Пасхальный» рассказ должен нести в себе идею примирения людей, их христианского братства. Вот почему городовой Баргамот приглашает в свой дом нищего Гараську, которого он в остальные дни потащил бы в участок, чтобы не мозолил на улицах глаза «приличной» публике. В Бергамоте заговорила совесть и жалость. Он вспомнил о том, что он не только городовой, но и христианин, который обязан «любить ближнего своего». Но Андреев не был бы Андреевым, если бы написал обычный «пасхальный» рассказ. Л.Н. Андреев – писатель неожиданный, опрокидывающий привычные представления о мире. И вот в доме Баргамота случился конфуз. Супруга городового назвала Гараську по имени и отчеству, а тот даже забыл, когда его так называли. Для жителей всего города он просто «Гараська». Супруга Баргамота хотела показать нищему уважение к его личности, а вышло наоборот: Гараська вспомнил, что он никто. Но именно эта ситуация конфуза напоминает нам о том, что нельзя быть христианином на час. Нельзя относиться к людям по- христиански только потому, что нынче праздник. Такое отношение может ещё сильнее ранить обиженного жизнью человека. Нельзя быть добрым на час. Произведениям более позднего периода в большей мере свойственны ощущения надвигающейся катастрофы К этому периоду относится и повесть Л.Н. Андреева «Иуда Искариот».

История создания «Иуда Искариот».

Повесть «Иуда Искариот создавалась Л.Андреевым в 1907 году на Капри, в период, когда первая русская революция потерпела поражение и многие русские интеллигенты, потрясенные увиденным, переживали сложнейший духовный кризис, когда для многих их них наступила пора отступничества. Показательно, что в те годы эта тема также занимала и М.Горького (замысел очерка «Шпион»), В повести «Иуда Искариот» нашли свое отражение и философские, и общественно-политические взгляды Л.Н.Андреева.

Первоначально, в первой публикации в «Сборнике товарищества «Знание» за 1907 год, повесть называлась «Иуда Искариот и другие».

Острие Андреевского замысла было направлено на то, чтобы вывести смысл темы отступничества, предательства за пределы определенной социально-политической ситуации данного времени, извлечь из этой темы нечто всеобщее, вечное содержание. Писателя тревожил разрыв между высоким идеалами и реальными человеческими поступками, особенно заметный, когда человек попадает в кризисную жизненную ситуацию «последнего» выбора.

В основе повести лежит всем хорошо известная евангельская история о предательстве Иудой Искариотом Иисуса Христа. Однако в художественном произведении Л.Андреева эта история получила нетрадиционную трактовку. Сам Л.Н.Андреев назвал своё произведение «нечто по психологии, этике и практике предательства». М.Волошин в сборнике «Лики творчества» отметил, что Л.Андреев создал как бы «Евангелие наизнанку».

Возникновение проблемной ситуации, выдвижение и доказательство гипотез.

Учащиеся работают в группах, используя тексты повести, словари, энциклопедии.

V Ответы учащихся.

1-ая группа: Изображение Христа и его апостолов в ортодоксальной религии и произведении Л.Н.Андреева.

(Предполагаемый ответ)

Ортодоксальная религия представляет Христа как идеального человека с активной жизненной позицией, человека, который пришел в мир, чтобы своей кровью, своими страданиями заплатить за грехи всего человечества. На протяжении своей короткой земной жизни Иисус совершил множество добрых дел: исцелял больных, воскрешал мертвых, давал пищу голодным и т.д.

Каким же предстает перед нами Иисус на страницах Андреевской повести?

По утверждению М.Волошина, «Христа Л.Андреев изображает красивым и очень сентиментальным. Он корректен и бесцветен, нарисован плоскими и условными красками по канону передвижников, как необходимая декорация евангельской картины. Но Его лица, Его веянья нет. На месте Христа среди апостолов стоит безразлично добрый человек».

Но это мнение собрата по перу. Насколько он прав в своем утверждении?

Попытаемся взглянуть на Иисуса с другой точки зрения. По утверждению древнего предания, Иисус Христос никогда не смеялся. Поэтому при чтении произведения обращаем внимание на следующие строки: «С жадным вниманием, по-детски полуоткрыв рот, заранее смеясь глазами, слушал Иисус его (апостола Петра) порывистую, звонкую, веселую речь и иногда так хохотал над его шутками, что на несколько минут приходилось останавливать рассказ».

Сам Л.Н.Андреев писал: «Я знаю, что БОГ и Дьявол только символы, но мне кажется, что вся жизнь людей, весь ее смысл в том, чтобы бесконечно, беспредельно расширять эти символы, питая их кровью и плотью мира». Именно таким , «напитанным кровью и плотью мира», живым человеком , предстает перед нами андреевский Иисус. И проявляется это, в частности, в его смехе.

Л.Андреев употребляет разговорное слово «хохотал», никогда у других авторов не приводящееся в связи с Христом. По традиции жизнерадостный смех расценивается как освобождающее начало: смеется внутренне свободный, раскованный человек. Поэтому Л.Андреев видит в Иисусе прежде всего ипостась человеческую, еще и еще раз подчеркивая и тем самым как бы освобождая пространство для утверждения человеческого, активного, деятельного начала Христа.

Уже упоминалось о том, что первоначально повесть называлась «Иуда Искариот» называлась «Иуда Искариот и другие». Видимо, под «другими» подразумевались ученики Христа - апостолы. Ортодоксальная религия раскрывает нам образы апостолов как мужественных, преданных своему Учителю и вере людей, несших свет христианства после смерти Учителя людям и погибших мученической смертью, отстаивая христианскую веру.

Какими же предстают ученики Христа на страницах повести?

Л.Андреев рисует их со злой иронией. Например, Петр (в переводе с греческого его имя означает «камень»), огромный, сильный и ограниченный. Это он и Иоанн спорят о том, кто из них будет находиться в Царствии Небесном рядом с Христом. Это Петр выпивает почти все вино, купленное для Иисуса, «с равнодушием человека, придающего значение только количеству». Это Петр, как и было предсказано Иисусом, трижды отрекается от Учителя, взятого под стражу.

С той же злой иронией изображен и любимый ученик Христа - Иоанн. У Андреева он изнеженный и высокомерный, не желающий никому уступать место рядом с Иисусом.

Вечно сомневающийся во всем Фома изображен ограниченным и не способным понимать иронию.

Ученики засыпают во время моления Иисуса в Гефсиманском саду, когда он просит их бодрствовать, быть с ним в час испытания. И, наконец, они не защитили Христа от римских стражников во время его ареста.

2-ая группа: Причины предательства Иуды с точки зрения философии экзистенциализма.

(Предполагаемый ответ)

С позиций экзистенциалиста и рисует Л.Андреев своего главного героя. В начале повети дается негативная характеристика Иуды, утверждается в частности, что «детей у него не было, и это еще раз говорило, что Иуда - дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды», «Сам же он много лет бессмысленно шатается в народе, ... и всюду он лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом» и т.д.

Намеренно в начале дается и отталкивающий портрет безобразного рыжего Иуды.

Во всем писатель подчеркивает двойственность своего героя: во внешнем облике, в его речах (споры с Фомой), в действиях (мнения о нем окружающих, поступки). Следуя за своим великим учителем Ф.М.Достоевским, Л.Н.Андреев подчеркивает мысль о двойственной природе человека.

Иуда утверждает, что он любит Христа больше, чем остальные ученики. Если остальные пассивны в своей любви к Учителю, то любовь Иуды активна и в то же время молчалива. Он один умеет угадать скрытые желания Христа и доставить ему самую большую радость: Иуда сам добывает в горах редкую лилию для Иисуса, чтобы она напомнила ему родину (но просит Марию не говорить Учителю, кто ее принес), приносит на руках младенцев, чтобы Христос мог порадоваться на них.

Почему же Иуда все-таки предает Учителя?

Это главный парадокс: лжец, вечный притворщик Иуда в то же время искатель истины. Он губит Христа и погибает сам ради нее - ради истины. Именно так можно трактовать сущность драмы Иуды, происхождение его предательского замысла. Измена Иуды - это чудовищный, но необходимый для него эксперимент, который должен проверить его подозрения об учениках Христа, предположения о бессилии человеческой любви, о ничтожестве человека вообще. Иуда подозревает, что в каждом человеке в глубине прячется «всякая неправда, мерзость и ложь». «Разве это люди?» - жалуется он на учеников. Это его постоянный мотив, в котором заключено существо невысказанного несогласия, неявного спора Иуды с Христом.

Решить этот спор, подтвердить подозрения Иуды может только крайнее испытание. Если Христа выдать на смерть, отстоят ли, защитят ли, спасут ли его люди ,ученики, верующие, народ? Какой на поверку окажется их любовь, верность, мужество? В этом острие проблематики произведения: оно задает вопрос об основных ценностях человеческого бытия, вопрос о том, на что способен человек, чего стоит его приверженность идеалам, его высшие чувства. Иуда создает экзистенциальную ситуацию: ситуацию выбора, которая должна стать моментом психологического, нравственного откровения для всех участников этого великого испытания

Причем важно отметить одно обстоятельство. Следя за ходом разноречий Иуды, мы постепенно начинаем понимать, что Иуде нужно не доказать, что ученики Христа, как и люди вообще дурны, не доказать Христу, всем людям, а самому себе узнать, каковы они на самом деле, узнать их реальную цену. Иуда должен решить вопрос: обманывается ли он или прав?. У Иуды есть неутешительное знание людей, страшные подозрения, но есть и надежды на собственные заблуждения относительно природы человека. В этом его трагическая мука, в этом объяснение двойственности его поведения, того, что «одной рукою предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал возможность расстроить собственные планы».

Исход эксперимента не оставляет ему никакой надежды. Люди оказались бессильны, ничтожны, беспомощна их любовь, ненадежна их верность. Отступился от Христа Петр, ничего не сделали другие ученики, выдала Иисуса толпа. Иуда убеждается в правоте своего презрения к людям. Он «ощутил бессилие всех сил, действующих в мире, и все их бросил в пропасть». Т.о., Иуда приходит к выводу, что человек в этом мире обречен на фатальное одиночество, если даже Иисус Христос в трудный час остался без поддержки.

3-я группа: Причины предательства Иуды с точки зрения первохристианских церковных преданий.

(Предполагаемый ответ)

Поступку Иуды можно найти и другое объяснение, В представлении христианского мира существуют два Иуды Искариота: Иуда Предатель, продавший Христа за 30 сребреников, символ всего подлого, безобразного и преступного в человеке, Иуда -чудовище телом и духом. Таков Иуда церковного предания, запечатленный в каноническом Евангелии.

И совершенно другой Иуда, сохраненный христианскими еретиками первых веков. Иуда, сохранившийся в этих учениях, является самым высоким, самым сильным и самым посвященным из всех учеников Христа, т.к. принесение Христа в жертву требует, чтобы рука первосвященника была тверда и чиста. Следовательно, только самый посвященный из апостолов может принять на себя бремя заклания - предательство. Этому апостолу передает свою силу - кусок хлеба, омоченный в соль, - причастие иудино.

Этот образ человека, достигшего высшей чистоты и святости, который добровольно принимает на свою душу постыдное преступление как подвиг высшего смирения, возник еще в Индии.

В индусских поэмах, посвященных жизни и учению Кришны, Иудой является величайший ученик Кришны - царевич Арджуна. Кришна сам проводит его через целый ряд испытаний, заставляя сражаться против друзей, наставников и предков, заставляя предательски убить божественного старца Бхшиму - главу его рода - из-за спины женщины, умертвить его наставника Дрону и.т.д., наконец, требует чтобы Арджуна предал его самого, Кришну, людям, преследующим его. И Арджуна сам привязывает Кришну к дереву и первым пускает в него стрелу. Тогда наступает последнее испытание Арджуны. Для царевича уготовано первое место на небе, которое он заслужил своей святостью, но если он согласится спуститься в ад и остаться там до скончания веков, то Кришна изведет оттуда всех, томящихся там. Арджуна спускается в ад, освобождает всех грешников, а сам остается в аду. Т.о., учение об Агнце, принимающем на себя грехи мира (или о «козле отпущения»), переносится на Иуду-Арджуну, как на истинного козла отпущения вселенской очистительной жертвы.

Если с этой точки зрения посмотреть на Иуду, то становится вполне понятным и традиционный взгляд на Иуду. Так, для того чтобы Иудина жертва была полна, она должна быть запечатлена как преступление в самом Евангелии, чтобы миллионы людей из рода в род проклинали Иуду.

VI. Обобщения и выводы

 После выхода в свет произведения в адрес Л.Андреева посыпались обвинения в оправдании предательства. Согласны ли вы с этим утверждением?

(Предполагаемый ответ)

Л.Н.Андреев воспринял от своего великого учителя Ф.М.Достоевского, высочайшую меру нравственной требовательности к человеку, к его сознанию личной ответственности. Повесть «Иуда Искариот» отнюдь не снисхождение к предательству, тем более не оправдание его. Более того, повесть - непримиримое неприятие неявного, неочевидного, неподсудного предательства, молчаливого попустительства ему. Самые яркие события произведения те, которые рассказывают о произошедшем после распятия. Л.Андреев как предателей судит всех людей, кто молчит и бездействует перед лицом предательства. Именно в этом заключается основной идейный пафос произведения.

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «В чём заключается личная ответственность человека?»

Список литературы:

1.Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа IX – XX веков. М., 1990.

2. Аверинцев С.С. Бахтин, смех и христианская культура. М., 1992.

3.Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...