Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)

Нурбекян Надежда Юрьевна

Календарно-тематическое планировнаие по литературе Г. С. Меркин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem._lit_7_klass.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

п./п

Дата

Основное содержание

 программного материала

Основные знания,

умения, навыки

Теория

литературы

По плану

Факт.

1

02.09

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (лирика, эпос, драма)

кратко повторить изученное в 6 классе; проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить учеников со структурой и кратким содержанием учебника, обратить внимание на вопросы к текстам и справочные материалы

Литературные роды

2-3

05.09

09.09

Событие в былине, поэтическая речь былины.

Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость)

актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества; дать представление об отличиях былины от сказки, углубить представление об особенностях жанра былин.

совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста; познакомить учеников с иллюстрациями к былинам известных художников.

Эпические жанры в фольклоре

Блина(эпическая песня)

Тематика былин

Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине

4

11.09

Р.Р. Отзыв на эпизод былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник»

Совершенствовать навыки работы над эпизодом.

5

16.09

Русская народная песня

Уметь определять лирическое и эпическое начало в песне;

Раскрыть многозначность поэтического образа  в народной песне

Песенные жанры в фольклоре

Многообразие жанра обрядовой поэзии

Лироэпическая песня

6

18.09

Поучительный характер древнерусской литературы.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность.

Познакомить с особенностями жанра древнерусской литературы;

Помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отражённые в «Повести…», почувствовать нравственную красоту и силу героев

Работа над планом

Выразительное чтение

Беседа по вопросам

Элементы анализа текста

7

23.09

Р. Р. «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Проверить творческие способности учащихся, знания «Повести о Петре и Февронии Муромских»

8

25.09

М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного. Теория о трёх штилях.

Познакомить учащихся с особенностями литературы  VIII  века и с фактами биографии М.В.Ломоносова, рассказать о его роли в развитии русской литературы;

Дать понятие о жанре оды.

Ода

Тема и мотив

9

30.09

В.Ч. Час размышления «М.В.Ломоносов – учёный-энциклопедист»

Проверить знания  наизусть текстов М.Ломоносова;

Поговорить о его заслугах перед наукой.

10

02.10

Р.Р. Сочинение с элементами рассуждения  по теме «Слава науке»

Учиться  доказывать  и аргументировать свою точку зрения

11

07.10

Г.Р.Державин. Биография Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»

«Властителям и судиям» Тема поэта и власти

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Г.Р.Державина, показать новаторское значение его стихотворческой деятельности, развивать навыки анализа поэтического текста.

Лирическое стихотворение

Отличие лирического стихотворения от оды

Тематическое разнообразие лирики

12-13

09.-14.10

Д.И.Фонвизин. «Недоросль»Своеобразие, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык);

Образование и образованность; воспитание и семья

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Д.И.Фонвизина,

Рассмотреть систему образов и основной конфликт

В комедии «Недоросль» помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в комедии;

Юмор

Сатира

Сарказм

Драма как литературный род

Жанр комедии

Говорящие фамилии;

Литературное направление; классицизм

14

16.10

Р.Р. Инсценировка пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Развивать навыки сценической речи и сценического искусства

15-16

21-23.

10

А.С.Пушкин.

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта. Дружба и тема долга

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе Пушкина;

«Потава»: образ Петра и тема России в поэме.Изображение «массы» и персоналий поэмы.

Познакомить с лирикой и летописным источником произведения Пушкина

Углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста

Поэма

Отличие поэмы от баллады

Образный мир поэмы

Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора)

Жанровое своеобразие – дружеское послание

17

28.10

Р.Р. Сочинение на тему «Пётр I

и КарлXII в поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Проверить творческие способности учащихся

18

30.10

В.Ч. «Час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин»

Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи А.С.Пушкина

19-20

11-13.11

М.Ю.Лермонтов.

Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика, основные мотивы  «Песни…».

Центральные персонажи  повести и художественные приёмы их создания.

Расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова; помочь ученикам выявить основную идею, особенности конфликта «Песни…», совершенствовать навыки выразительного  чтения, навыки анализа поэтического текста

Жанры лирики

Лирический сюжет

Композиция лирического  стихотворения

Фольклорные элементы в авторском произведении;

Приём контраста

Вымысел  и верность исторической правде;

Градация

21

18.11

В.Ч. «Москва Ивана Грозного» . Заочная экскурсия в историко-литературный музей

Погрузиться в мир правления Ивана Грозного;

Увидеть улицы, быт и нравы Москвы.

22-23

20-25.11

Н.В.Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека».

«Шинель».:основной конфликт; трагическое и комическое.

Образ Акакия Акакиевича

Углубить  знания учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя;

Дать представление об изображении чиновничества, образе «маленького человека»

Сатирическая повесть

Юмористические ситуации

«говорящие фамилии»

24

27.11

Р.Р. Сочинение на тему  Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;

Дальнейшее развитие речи учащихся

25

02.12

В.Ч. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (кино)

Посмотреть кинофрагменты  «Петербург. Повест»

26-27

04.-09.12

И.С.Тургенев.

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника»

Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант.

«Певцы»:основная тема рассказа, талант

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стиха.

Познакомить с творческой и жизненной биографией И.С.Тургенева, с  такими понятиями как портрет и характер, стихотворения в прозе;

 Вызвать интерес к творчеству поэта

Рассмотреть особенности композиции и сюжета;

Портрет и характер

Стихотворение в прозе

28-29

11-16.12

Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта.

Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга;

Верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие.

Познакомить с творческой и жизненной биографией Н.А.Некрасова, помочь ученикам выявить идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя.

Диалоговая речь

Развитие представлений о жанре поэмы

30

18.12

В.Ч. «По сибирским дорогам декабристок» . Литературно-краеведческая экскурсия.

Более углубленно пройтись по следам истории декабристов.

31-32

23-25.12

М.Е.Салтыков - Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика.

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина; показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; совершенствовать навыки анализа текста.

Сатира

Сатирический образ

Сатирический персонаж

Сатирический тип

Мораль

 Тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория)

33-34

30.12

13.01

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

«Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа.

Познакомить с биографией и литературным  творчеством Л.Н.Толстого.

Выявить особенность героев «Севастопольских рассказов»

Рассказ

Книга рассказов

35

15.01

А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой».

Общечеловеческое в лирике.

Раскрыть поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет.

Лирика природы

Тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие)

36

20.01

В.Ч. Час поэзии в литературной гостиной « Стихи и песни о родной природе поэтов  XIX века»

Прослушать стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Я.П.Полонского, А.Н.Майкова; определить общее отношение к  природе и индивидуальность каждого автора в раскрытии характера картины

37

22.01

Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего». «Левша».  Особенность проблематики и центральная идея повести.

Проникнуть в образный мир произведения;

Выявить черты характера главного героя

Своеобразия стиля повести

Расширение представлений о сказе

38

27.01

Антон Павлович Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.

Углубить  знания  учеников о личной и творческой биографии Чехова;

Познакомить с его рассказом и выявить его  художественные особенности

Психологический портрет

сюжет

39

29.01

В.Ч. «О русская земля…»: стихи о России поэтов XIX – XX веков.

Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов  XX века

40

03.02

М.Горький. «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической повести  и рассказе; становление характера мальчика.

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»: контраст как основной приём раскрытия замысла.

Познакомить учеников с  автобиографической повестью;

Дать понятия «романтизма», «романтического  героя»;

Развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями.

Развитие представлений об автобиографической прозе

Герой-романтик

Приём контраста

41

05.02

В.Ч. Конференция « М.Горький и русские писатели ( Л.Толстой, А.Чехов)»

42-43

10-12.02

И.А.Бунин. «Догорел  апрельский теплый вечер». Образ природы.

«Кукушка».Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность,  смирение – основные проблемы рассказа.

Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина;

Познакомить с рассказом «Кукушка», его своеобразием;

Выявить особенность героев рассказа;

Темы и мотивы в лирическом стихотворении

Поэтический образ

Художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте

44

17.02

А.И. Куприн «Куст сирени» Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в пони

мании автора и его героя.

Познакомить с творчеством А.И.Куприна и его рассказом «Куст сирени»

Рассказ

Диалог в рассказе

45

19.02

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия.

начать знакомство учеников с личностью Маяковского; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений; дать предварительное понятие о футуризме; развивать навыки анализа поэтического текста.

Мотив

Тема

Идея

Рифма

Тропы и фигуры

(гипербола

Метафора)

Синтаксические фигуры

Интонация конца предложения

46-47

24-26.02

С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая» , «Я покинул родимый дом». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.

Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

познакомить с классическими произведениями С.Есенина; повторить сведения о литературных направлениях; развивать умения видеть особенности стиля поэта;  на примере стихотворений показать острое чувство любви поэта к родной природе, родине.

Образ-пейзаж

Тропы и фигуры

(эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)

48

03.03

В.Ч. Литературный вечер «Мой Сергей Есенин»

49

05.03

И.С.Шмелёв «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа.

Проблематика и художественная идея.

Познакомить с творчеством И.С.Шмелёва и его рассказом «Русская песня»;

Раскрыть национальный характер в рассказе, определить проблематику и художественную идею произведения

Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза

50

10.03

М.М.Пришвин. «Москва-река» Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе.

Познакомить с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Москва-река»;

Подтекст

Выразительные средства художественной речи

градация

51

12.03

К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона» Мир человека и природы; малая родина; образ рассказчика в произведении

познакомить с личностью и творчеством К.Г. Паустовского,

раскрыть многогранность его таланта,

показать любовь писателя к родному краю,

донести до детей его призыв о бережном отношении к природе

Лирическая проза

Эпитет

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Пейзаж как сюжетообразующий фактор

52

17.03

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по рассказу М.М.Пришвина «Мещерская сторона»

Уметь подробно и чётко излагать текст произведения;

высказывать письменно свои мысли.

53-54

19.03

31.03

Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться»

Тема стихотворения и его художественная идея.

Раскрыть понятия»духовность и духовный труд» как основное нравственное достоинство человека

Выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора)

Морфологические средства (роль глаголов и местоимений)

55-56

57

02.04

07.04

09.04

А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни», «Василий Тёркин»

Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

В.Ч. Встреча  в литературной гостиной « Стихи и песни о войне поэтов  XX  века»

Познакомить с биографией и литературным  творчеством А.Т.Твардовского.

Выявить особенность  композиции, поэтического синтаксиса поэмы  «Василий Тёркин»

Композиция лирического стихотворения

Поэтический синтаксис

58-59

14-16.04

Б.Л.Васильев. «Экспонат №…»

Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия

Кратко познакомить с творчеством Б.Л.Васильева и его рассказом «Экспонат №…»

Раскрыть особенность названия рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения

Рассказчик и его роль в повествовании

60

21.04

В.Ч. В.М.Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум»

Внутренняя простота и нравственная высота героев.

Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина;

Познакомить с рассказами  «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум», их своеобразием;

Выявить особенность «чудиков» и «чудаков»;

Способы создания характера

61

23.04

«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов ХХ века.

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века.

Показать своеобразие темы России   в стихах поэтов ХХ века.

62

28.04

У.Шекпир. Темы и мотивы сонетов.

Сделать акцент на вечных темах У.Шекспира (любви, жизни, красоты, смерти)

Твердая форма (сонет)

Строфа (углубление и расширение представлений)

63

30.04

Р.Бёрнс «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору)

 Осиновые мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Познакомить с творчеством  Р.Р.Бёрнса  и его стихотворениями;

Раскрыть в стихотворениях представления о добре и зле.

Лироэпическая песня

Баллада

аллегория

64

12.05

Ш.Петёфи. «В деревне»

Тема стихотворения и позиция  поэта.

Раскрыть  вопросы смысла жизни, жизни и смерти  в стихотворении  Ш.Петёфи

65

14.05

Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ» Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя

Показать мастерство писателя в изображении характера героя;

Раскрыть авторское отношение к  героям, роль пейзажа.

Приключенческая литература

66

19.05

А.Конан Дойл

«Записки о Шерлоке Холмсе»

Раскрыть детективный смысл произведения

Детектив

Художественная деталь

67

21-26.05

А.Сент-Экзюпери «Планета людей»

Основные события и позиция автора

Познакомить кратко  биографией А.Сент-Экзюпери, с  такими понятиями как добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев

 Вызвать интерес к творчеству поэта

Лирическая проза

Правда и вымысел

68

Подведение итогов года.

Литература на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...