Урок "Есть женщины в русских селеньях"
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Федорова Алёна Владимировна

Урок "Есть женщины в русских селеньях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Образ русской крестьянки.

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Н.А. Некрасова; формировать навыки анализа лирического текста.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Задачи:

Образовательные:

1) создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения выражать свои мысли;

2) формировать умение анализировать текст художественного произведения;

Развивающие:

  1. развивать устную речь учащихся;

2) развивать навыки анализа образа литературного героя;

Воспитательные:

1) воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Планируемые результаты:

Личностные: создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся; формировать уважительное отношение к иному мнению; 

Метапредметные:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь умения планировать работу, выполнять рефлексию;

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:  формировать умение аргументировать своё инение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Предметные УУД: уметь объяснять свое отношение к прочитанному произведению, рассказывать о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение.

Класс: 5

Оборудование: учебники под редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5 класс», мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алёна Владимировна. Я буду у вас сегодня проводить урок литературы.

II. Целеполагание

- Начать урок хочу с цитаты Федора Михайловича Достоевского: «Это было раненное сердце, раз на всю жизнь, и незаживающая рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой доле его».

- Ребята, как вы думаете, о ком идет речь?  (на слайде 1 фотография поэта)

- Что вы знаете о детстве Николая Алексеевича Некрасова?

- Правильно. С детства поэт видел подневольный труд и жизнь крепостных крестьян. Все это запало в душу Николая Алексеевича.

- В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание судьбе русской женщины. Горькое сочувствие вызывали в нём крепостные крестьянки. Он видел, как много им приходилось работать, как мало они видят добра и ласки со стороны других людей. Он восхищался их стойкостью и трудолюбием. Всё это находит отражение в его поэме «Мороз, Красный нос».  Сегодня мы познакомимся с отрывком из этой поэмы «Есть женщины в русских селеньях…».

- Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? («Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Образ русской крестьянки).

    - Зная тему урока, пользуясь опорными словами на доске, определите задачи урока.

      Познакомиться…(с отрывком из поэмы «Мороз, красный нос»)

      Проанализировать…. (этот отрывок)

III. Работа по теме урока

А) Прослушивание отрывка из поэмы «Есть женщины в русских селеньях».

Б) Беседа

- О чем этот отрывок? Какое впечатление он вызывает у вас?

     - Чем восхищается русский поэт, описывая русскую женщину? (её красотой, трудолюбием)

      - Чем занимается крестьянка?

      - В стихотворении крестьянка только трудится? (Нет. Поэт описывает с восхищением и о том, как она смеется, поёт, танцует и все в восхищении за ней наблюдают).

      - Чтобы описать русскую женщину, автор употребляет такие слова и выражения: « С красивою силой в движеньях…», «Красавица, миру на диво… Румяна, стройна, высока…», « всегда терпелива, ровна…», « сердечный смех», « румяные губы», нарядная матка». Таким образом,

русская женщина-крестьянка красивая, добрая, трудолюбивая, с чувством юмора, строгая, уверенная в себе, спокойная, терпеливая.

IV. Рефлексия

- На этом наш урок подходит к концу.

- Понравился ли вам урок?

- Какой этап урок показался самым интересным?

- Что запомнилось больше всего?

- Мне тоже понравился урок.

V. Домашнее задание: выучить отрывок «Есть женщины в русских селеньях…» до слов «Смущеньем и гневом горит…»

Примечание: отрывок «Есть женщины в русских селеньях…» читал Вячеслав Герасимов (актер, чтец); использованы иллюстрации картин Федота Васильевича Сычкова «Пляски», «Подруги», «Собираются в гости», «Крестьянка», Фирса Сергеевича Журавлева «Боярыня» и др.

Самоанализ урока

Данный урок проводился по плану в соответствии с календарно –тематическим планированием. Он включен в общую тему «Литература 19 века» по авторской программе В.Я.Коровиной. 

Данный урок изучается в тесной связи с последующим уроком по изучению стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», рассказывающем о том, как жили дети из крестьянских семей. Таким образом, в сознании учащихся рождается целостный образ – жизнь целого поколения крестьянства: и взрослых, и детей.

Содержание учебного материала соответствует поставленной цели и задачам (образовательным, развивающим и воспитывающим).

При подготовке к уроку была поставлена цель: продолжить знакомство с творчеством Н.А. Некрасова; формировать навыки анализа лирического текста. Для достижения этой цели на уроке решались следующие задачи: создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения выражать свои мысли; развивать устную речь учащихся и  навыки анализа образа литературного героя; воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Поставленные задачи были реализованы в ходе урока. Урок был начат своевременно, место и оборудование для занятий было подготовлено.

Каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначению, все части урока были взаимосвязаны, не было пауз у учащихся.

При составлении плана занятий были учтены возрастные особенности детей. Учащиеся 5 класса … ребята.  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 2» ТГО «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Образ русской крестьянки. Федорова Алёна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Слайд 4

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Образ русской крестьянки. Задачи: Познакомиться с … Проанализировать…

Слайд 8

Чем занимается крестьянка? В стихотворении крестьянка только трудится?

Слайд 9

Домашнее задание: выучить отрывок «Есть женщины в русских селеньях…» до слов «Смущеньем и гневом горит…»

Слайд 10

Благодарю за внимание! Желаю творческих успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки» (Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).(Урок внеклассного чтения 5 класс)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова...

Исследовательская работа "Есть женщины в русских селеньях"

Из опыта работы учителя истории МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» Зеленцовой Светланы Николаевны  с одаренными детьми. Формирование умений и навыков ис...

Конспект урока литературы на тему "Есть женщины в русских селеньях..." ( по творчеству Н. А. Некрасова ) 5 класс

Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова  « Есть женщины в русских селеньях…» Тема:«Есть женщины в русских селеньях…»Образ русской крестьянки(урок по творчеству Н.А. Некрасова...

Конспект урока по литературе в 6 классе "Есть женщины в русских селеньях.."

Методические приемы:1.      Объяснение учителя2.      Анализ текста3.      Выразительное чтение Автор УМК:  В.Я.Кор...

Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...

Есть женщины в русских селеньях

Материал рассказывает о женщинах родного села, которые внесли большой вклад в её развитие....

Конспект урока "Есть женщины в русских селениях"

Анализ стихотворения Вознесенского "Бьют женщину"...