Технологическая карта урока «Цветопись в поэзии С.Есенина» (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Предмет: Литература

Тема урока: «Цветопись в поэзии С.Есенина» (5 класс)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования

·                   личностных УУД:

         формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

формирование собственного мнения;

·                   метапредметных УУД:

         способность извлекать информацию из различных источников;

         овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;

·                   предметных УУД:

         использование текста изучаемых произведений для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;

         понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

         способность формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;

         создание устные монологические высказывания разного типа.

         Дидактические средства: толковые словари, сборники стихотворений С.А.Есенина.

Оборудование: презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

учителя русского языка и литературы

МАОУ г. Рязани «Школа№69 «Центр развития образования»

Мартышовой Дарьи Николаевны

Предмет: Литература

Тема урока: «Цветопись в поэзии С.Есенина» (5 класс)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования

  • личностных УУД:

        формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

формирование собственного мнения;

  • метапредметных УУД:

        способность извлекать информацию из различных источников;

        овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;

  • предметных УУД:

        использование текста изучаемых произведений для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;

        понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

        способность формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;

        создание устные монологические высказывания разного типа.

        Дидактические средства: толковые словари, сборники стихотворений С.А.Есенина.

Оборудование: презентация.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

30 сек

Приветствие.

Добрый день, дорогие ребята!

Я рада вас всех сегодня видеть на уроке литературы, посвящённом поэзии С.Есенина.

Ученики приветствуют учителя.

Актуализация знаний

3 мин

Поэзия С.А.Есенина уникальна своей палитрой средств художественной выразительности, в том числе в эту палитру входит и такое понятие, как «цветопись».

(На экране - ЦВЕТОПИСЬ)

- Посмотрите на это слово внимательно. Из каких двух слов могло образоваться слово цветопись?

- ЦВЕТОПИСЬ — цвет и писать/пишу

Постановка проблемного вопроса

7 мин

- Как вы считаете, что такое цветопись?

- Давайте обратимся к толковому словарю. Найдите определение данного понятия в словарях. (разные)

- Писать цветом/пишу цветом

Учащиеся ищут определения понятия «цветопись» в различных толковых словарях.

Например: по словарю В.И.Даля «цветопись — это искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. Ц. поэта, художника».

Объяснение и закрепление нового материала

10мин

- Действительно, цветопись – это искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.

(Определение понятия «Цветопись», выдвинутое учителем, высвечивается на экране)

Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако цветопись может выражаться и в существительных, и в других частях речи.

- Запишите, пожалуйста, в свои тетрадочки определение понятия «цветопись», которое вам больше пришлось по душе.

Учащиеся записывают определение понятия «цветопись».

Физкультминутка

2 мин

- А теперь я предлагаю вам немного отвлечься и размяться.

Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.

- Молодцы! Если будете долго тренироваться, то у вас это упражнение не будет вызывать никаких трудностей! А сейчас вернёмся к теме нашего урока.

Учащиеся выполняют упражнения.

Объяснение и закрепление нового материала (продолжение)

18 мин

- А у вас есть любимые цвета? Счем вы связываете эти цвета?

- Вы читали стихотворения С.А.Есенина?

- Встречались ли вы с цветом в его стихотворениях?

- С каким?

- Я предлагаю вам прослушать стихотворения С.А.Есенина, чтение которых ребята подготовили заранее, и составить кластер цветов и оттенков. Достаньте свои цветные карандаши.

(Между стихотворениями звучит музыка)

- Какие цвета вы увидели в этих стихотворениях?

- Какая цветовая гамма присутствует в данных стихотворениях?

(Кластеры размещаются на доске)

- Что означают эти цвета?

- Какой цвет встречается чаще всего? Почему?

- Как вы считаете, для чего автор использует такой прием, как цветопись?

Работа со сборниками.

- У вас на партах лежат сборники стихотворений С.А.Есенина. Давайте с вами найдем, какие еще цвета и оттенки встречаются в его произведениях?

(Во время работы со сборниками звучит музыка)

Молодцы! Вы отлично постарались!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Чтение  учениками стихотворений С.А.Есенина наизусть с домашней подготовкой: «О Русь, малиновое поле», «Черная, потом пропахшая выть!», «Черемуха».

Между стихотворениями дети составляют различные кластеры цветов и оттенков.

Учащиеся представляют свои кластеры, попутно отвечая на вопросы учителя.

Учащиеся работают со сборниками стихотворения С.А.Есенина.

Рефлексия

3 мин

- Скажите, вам понравилась тема сегодняшнего урока?

- Что нового вы узнали?

- Понравилось ли вам работать со стихотворениями С.А.Есенина?

- Как вы думаете, почему творчество С.А.Есенина прочно вошло в нашу литературу?

- Почему любовь к поэзии С.А.Есенина не утратила ни на грамм своего обаяния в глазах читателей?

- Почему любовь к его поэзии устойчива, всеохватывающа и непререкаема?

Я полностью с вами согласна! Молодцы!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание

1 мин

Я предлагаю вам дома попробовать себя в роли поэта, писателя. Попробуйте написать небольшое по объему произведение, используя такой приём как «цветопись».

(Домашнее задание высвечивается на экран)

Учащиеся записывают домашнее задание.

Итоги урока

30 сек

Благодарю вас за урок, вы замечательные ученики. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., 4 класс Урок 45 ,урок 9 в теме

АвторМартынова Светлана МихайловнаПредметАнглийский языкКласс4Тема урокаМесто, где мы живемСвязь данного урока с предыдущими и последующими урокамиУрок  45 учебника, урок 9 в темеЦели урокаФормир...

Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.

Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., 4 класс 30 урок Town Life. London.

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., 4 класс Урок 30, Town Life. London....

Технологическая карта урока английского языка в начальной школе (2 класс) на тему «New Year is coming/Новый год к нам мчится» и самоанализ представленного урока

Технологическая карта урока английского языка в начальной школе (2 класс) на тему «New Year is coming/Новый год к нам мчится» и самоанализ представленного урока...

Технологическая карта урока по ФГОС по предмету ОБЖ. 5 класс. Урок 10 "Пожарная безопасность".

Урок изучения нового материала о причинах пожара, государственной противопожарной службе, о правилах личной безопасности при пожаре....

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...