Технологическая карта урока литературы в 5 классе по В.Г.Короленко "Дети подземелья"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Какое слово самое главное? Как оно соотносится с темой урока?
Беда и радость ходят рядом
Вечно –
Людей спасает только человечность
Пимен Панченко, народный поэт Белоруссии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Учитель русского языка и литературы: Короткова Надежда Романовна
МБОУ «Мигнинская СОШ» имени Полного Кавалера ордена Славы Юферова Григория Прокопьевича
.Тема урока: «Оставаться человеком» по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Цели:
- совершенствование навыков анализа художественного произведения;
- развитие монологической речи учащихся;
- воспитание чувства понимания, сострадания, любви к ближнему.
Задачи:
образовательные:
- осознать и осмыслить идейное содержание повести;
развивающие:
- развитие устной речи, эмоционально-образного и аналитического мышления учащихся;
воспитательные:
- формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- владение элементами анализа текста
Метапредметные:
регулятивные
- целеполагание, планирование работы;
- организация самоконтроля, самооценки.
коммуникативные
- организация сотрудничества между обучающимися и учителем, между обучающимися;
- формирование устной речи.
познавательные
- поиск и выделение необходимой информации
- содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
- организация самоконтроля, самооценки
- моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)
личностные
- мотивация
- способность к самооценке
Средства обучения: компьютер, портрет В.Г. Короленко, запись песни “Я начал жить в трущобах городских...”, иллюстрации к произведению, рисунки учащихся.
Межпредметные связи: литература и музыка, изобразительное искусство
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
1. Организа- | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Включает детей в учебную деятельность, обсуждает учебную ситуацию Прочитайте эпиграф. Какое слово самое главное? Как оно соотносится с темой урока? Беда и радость ходят рядом | Отвечают на вопросы учителя, настраивают ся на урок | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | Личностные (мотивация). Коммуни- |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Обеспечение мотивации учения детьми. Принятия ими целей урока | Организует обсуждение целей урока | Формулируют цели урока | Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок | Регулятивные (целеполагание). Коммуникативные (устная речь). |
3. Слово учителя. Этап актуализации | Актуализация опорных знаний и способов действия | Действительно, беда и радость ходят рядом вечно. В беду попали герои В.Г. Короленко, совсем еще дети, нищие дети, «дети подземелья». Особое внимание в тексте уделено детям – представителям двух миров: миру нищих и миру обеспеченных, богатых. Но кто же будет главным героем нашего урока, обездоленные дети Тыбурция или сын судьи? Почему? Писатель показал, что в жизни человека бывает не только горе, страдание, но и радость, которую приносят сочувствие, сострадание, дружеская привязанность – все прекрасные и благородные чувства, способные осветить самые темные углы подземелья. Создает проблемную ситуацию, задает проблемные вопросы Слушание записи песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров” “Я начал жить в трущобах городских...”. Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “В дурном обществе” предваряет такая песня? О каких героях вы вспомнили, слушая её? | Отвечают на вопросы, выделяют проблему | Проблемный метод | Познавательные (постановка проблемы). Коммуни- |
4. Обобщение и систематизация знаний | Включение в целенаправленную деятельность | Консультирует, отвечает на вопросы учеников О чём вас заставляет задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему? Работа с произведениями изобразительного искусства. Презентация. В чём созвучие полотен русских художников повести Короленко? Работа с текстом повести. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Где обитают эти “тёмные личности”? Почему? Найдите описание старого замка и часовни. Соответствуют ли иллюстрации художников Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище “дурного общества”? С чьей точки зрения оно “дурное”? Есть ли в нём на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? | Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя | Наглядный, частично- | Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение) Личностные (формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания) |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации | Обеспечение восприятия. Осмысления и запоминания изучаемой темы | Консультирует а) драма в семье судьи б) дружба с Валеком и Марусей Есть ли что-то общее, сближающее их? в) история с куклой г) синквейн (в тетрадях) | Составляют интеллект-карту, проговаривают полученную информацию | Выступление перед аудиторией Наглядный, частично-поисковый | Коммуникативные (сотрудничество). Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение) |
6. Динамическая пауза |
| Физминутка (видео) | Выполняют несколько упражнений под музыку |
| Личностные (работа в команде одноклассников под руководством учителя). Коммуникативные (согласованность действий с партнерами) |
7. Этап самостоятельной работы | Выявление качества и уровня усвоения знаний | Организует самостоятельную работу Ответы на вопросы на “3”, “4”, “5” по выбору | Выполняют задания (письменно отвечают на вопросы) | Индивидуальная работа | Познавательные (логические – анализ, сравнение) |
8. Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Я предлагаю вам побыть в роли писателя: измените финал повести. Напишите сочинение на тему: “Я хочу, чтобы Маруся осталась жива”или сочинение-миниатюру «Спешите делать добрые слова» | Обсуждают домашнее задание, задают вопросы | Словесный | Коммуникативные (развитие устной речи). |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Анализ и содержание итогов работы, выводы по изученному материалу. | Оценивает, корректирует деятельность учащихся | Анализируют свою деятельность, оценивают себя, ставят себе отметку, обсуждают отметку с учителем | Метод контроля, познавательно- | Коммуникативные (развитие устной речи). Личностные (рефлексия). Регулятивные (самооценка). |
Рефлексия
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
- СИНКВЕЙН – «пятистишие»
Название темы или объекта
(1 слово, сущ.)
Описание темы или объекта
(2 слова, прил.)
Описание действия в рамках темы
(3-4 слова, гл.)
Отношение к теме
(Связная фраза, не менее 4 слов)
Повторение сути темы или объекта
(Синоним верхней строки)
Доброта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-59977-1363199111.jpg)
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-406838-1392836527.jpg)
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/29/picture-262273-1406654555.png)
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-616694-1427803965.jpg)
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/25/picture-355300-1508945226.jpg)
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...