Технологическая карта урока литературы в 5 классе по В.Г.Короленко "Дети подземелья"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Короткова Надежда Романовна

Какое слово самое главное? Как оно соотносится с темой урока?

Беда и радость ходят рядом
Вечно –
Людей спасает только человечность

Пимен Панченко, народный поэт Белоруссии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_podz.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Учитель русского языка и литературы: Короткова Надежда Романовна

МБОУ «Мигнинская СОШ» имени Полного Кавалера ордена Славы Юферова Григория Прокопьевича

.Тема урока: «Оставаться человеком»  по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Цели:

  • совершенствование навыков анализа художественного произведения;
  • развитие монологической речи учащихся;
  • воспитание чувства понимания, сострадания, любви к ближнему.

Задачи:

образовательные:

  • осознать и осмыслить идейное содержание повести;

развивающие:

  • развитие устной речи, эмоционально-образного и аналитического мышления учащихся;

воспитательные:

  • формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

  • владение элементами анализа текста

Метапредметные:

регулятивные

  • целеполагание, планирование работы;
  • организация самоконтроля, самооценки.

коммуникативные

  • организация сотрудничества между обучающимися и учителем, между обучающимися;
  • формирование устной речи.

познавательные

  • поиск и выделение необходимой информации
  • содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • организация самоконтроля, самооценки
  • моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)

личностные

  • мотивация
  • способность к самооценке

Средства обучения: компьютер, портрет В.Г. Короленко, запись песни “Я начал жить в трущобах городских...”,  иллюстрации к произведению, рисунки учащихся.

Межпредметные связи: литература и музыка, изобразительное искусство

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1. Организа-
ционный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Включает детей в учебную деятельность, обсуждает учебную ситуацию

Прочитайте эпиграф.

Какое слово самое главное? Как оно соотносится с темой урока?

Беда и радость ходят рядом
Вечно –
Людей спасает только человечность
Пимен Панченко, народный поэт Белоруссии

Отвечают на вопросы учителя, настраивают

ся на урок

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

Личностные (мотивация).

Коммуни-
кативные (формирование устной речи).

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Обеспечение мотивации учения детьми. Принятия ими целей урока

Организует обсуждение целей урока

Формулируют цели урока

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Регулятивные (целеполагание).

Коммуникативные (устная речь).

3. Слово учителя. Этап актуализации

Актуализация опорных знаний и способов действия

Действительно, беда и радость ходят рядом вечно. В беду попали герои В.Г. Короленко, совсем еще дети, нищие дети, «дети подземелья».

Особое внимание в тексте уделено детям – представителям двух миров: миру нищих и миру обеспеченных, богатых. Но кто же будет главным героем нашего урока, обездоленные дети Тыбурция или сын судьи?

Почему?

Писатель показал, что в жизни человека бывает не только горе, страдание, но и радость, которую приносят сочувствие, сострадание, дружеская привязанность – все прекрасные и благородные чувства, способные осветить самые темные углы подземелья.

Создает проблемную ситуацию, задает проблемные вопросы

Слушание записи песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров” “Я начал жить в трущобах городских...”.

Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “В дурном обществе” предваряет такая песня? О каких героях вы вспомнили, слушая её?

Отвечают на вопросы, выделяют проблему

Проблемный метод

Познавательные (постановка проблемы). Коммуни-
кативные (ответы на вопросы).

4. Обобщение и систематизация знаний

Включение в целенаправленную деятельность

Консультирует, отвечает на вопросы учеников

О чём вас заставляет задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

Работа с произведениями изобразительного искусства. Презентация.

В чём созвучие полотен русских художников повести Короленко?

Работа с текстом повести. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему?

Где обитают эти “тёмные личности”? Почему?

Найдите описание старого замка и часовни.

Соответствуют ли иллюстрации художников Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище “дурного общества”?

С чьей точки зрения оно “дурное”? Есть ли в нём на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется?

Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя

Наглядный, частично-
поисковый

Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение)

Личностные (формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Обеспечение восприятия. Осмысления и запоминания изучаемой темы

Консультирует

а) драма в семье судьи

б) дружба с Валеком и Марусей

Есть ли что-то общее, сближающее их?

в) история с куклой

г) синквейн (в тетрадях)

Составляют интеллект-карту, проговаривают полученную информацию

Выступление перед аудиторией

Наглядный, частично-поисковый

Коммуникативные

(сотрудничество).

Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение)

6. Динамическая пауза

 

Физминутка (видео)

Выполняют несколько упражнений под музыку

 

Личностные (работа в команде одноклассников под руководством учителя).

Коммуникативные (согласованность действий с партнерами)

7. Этап самостоятельной работы

Выявление качества и уровня усвоения знаний

Организует самостоятельную работу

Ответы на вопросы на “3”, “4”, “5” по выбору

Выполняют задания (письменно отвечают на вопросы)

Индивидуальная работа

Познавательные (логические – анализ, сравнение)

8. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Я предлагаю вам побыть в роли писателя: измените финал повести. Напишите сочинение на тему: “Я хочу, чтобы Маруся осталась жива”или сочинение-миниатюру «Спешите делать добрые слова»

Обсуждают домашнее задание, задают вопросы

Словесный

Коммуникативные

(развитие устной речи).

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Анализ и содержание итогов работы, выводы по изученному материалу. 

Оценивает, корректирует деятельность учащихся

Анализируют свою деятельность, оценивают себя, ставят себе отметку, обсуждают отметку с учителем

Метод контроля,

познавательно-
рефлексивный

Коммуникативные

(развитие устной речи). Личностные

(рефлексия).

Регулятивные (самооценка).

Рефлексия

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

  • СИНКВЕЙН – «пятистишие»

Название темы или объекта

(1 слово, сущ.)

Описание темы или объекта

(2 слова, прил.)

Описание действия в рамках темы

(3-4 слова, гл.)

Отношение к теме

(Связная фраза, не менее 4 слов)

Повторение сути темы или объекта

(Синоним верхней строки)

Доброта 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...