Главные вкладки

    Урок литературы "Драма и театр (на примере сказки- пьесы С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев")"
    план-конспект урока по литературе (5 класс)

    Ричко Любовь Валерьевна

    Урок с элементами интеграции способствует развитию следующих УУД:

    Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как инди­видуальность и одновременно как член общества.

    Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; пла­нирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

    Познавательные: осознает познавательную задачу; осмыс­ливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от ком­муникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.

    Коммуникативные: строит небольшие монологические вы­сказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и ра­бочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 12_mesyatsev.docx35.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Высокоосельская ОШ»

    Урок литературы с элементами интеграции в 5 классе

    «Драма и театр

    (на примере сказки- пьесы

     «Двенадцать месяцев»

    С.Я. Маршака)»

    Автор:

    Ричко Л.В.,

    учитель русского языка

    и литературы.

            С. В. Оселок

            2017

    Цели деятельности учителя: дать представление о драме и театре, выявить художественные особенности драматического произведения; дать представление о новом виде литературного произведения - пьесе-сказке; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств.

    Планируемые результаты изучения темы:

    Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

    Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

    Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

    Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

    Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.

    Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

    Эпиграф:

    Я думал, чувствовал, я жил,
    И все, что мог, постиг,
    И этим право заслужил
    На свой бессмертный миг.

                                    С. Я. Маршак

    Ход урока

    Подготовка к уроку.

    Дома дети должны прочитать сказку- пьесу С.Я. Маршака «12 месяцев»

    1. Литературоведы должны:

    -прочитать статью в учебнике литературы о драме как роде литературы,

    -через Интернет найти дополнение по этому понятию, также информацию о том, какие жанры относятся к драматическим произведениям,

    -найти ответ на вопрос, как построено драматическое произведение.

    3. Театралы должны:

    -подготовить рассказ о том, какова история театра.

    I. Вступительное слово учителя

    Стихотворение «Театр» С.Я Михалкова

    Театр! Как много значит это слово

    Для всех, кто был там много раз!

    Как важно и порою ново

    Бывает действие для нас!

    Мы на спектакле умираем,

    С героем вместе слезы льем…

    Хотя порой прекрасно знаем,

    Что все печали ни о чем.

    Забыв про возраст, неудачи

    Стремимся мы в чужую жизнь

    И от чужого горя плачем,

    С чужим успехом рвемся ввысь!

    В спектакле жизнь как на ладони,

    И все откроется в конце:

    Кто был злодеем, кто героем

    С ужасной маской на лице.

    Театр! Театр! Как много значат

    Для нас порой твои слова!

    И разве может быть иначе?

    В театре жизнь всегда права!

    -Как вы думаете, почему мы прочитали это стихотворение? Случайно ли

    это? -нет, мы будем говорить на уроке о театре

    -А еще о чем?- о литературе- литература и театр связаны друг с другом.

    II. Работа над понятиями. («драматическое произведение»; пьеса).

    Учитель

    Ребята, дома вы прочитали определение слова «Драма» Что это?

    Сообщение литературоведов

    Драма от греч. – действие – произведение, предназначенное для постановки на сцене.

    В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.

    Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.

    Первое, с чем встречается читатель, это афиша – список действующих лиц (экспозиция); ремарки (фр. замечания) – пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).

    Учитель: - Основой сюжета сказки «Двенадцать месяцев» стала западно – славянская  легенда о братьях – месяцах, встречающих у костра новогоднюю ночь.

    Вопрос: – Почему Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой– пьесой? (Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)

    - Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?

    Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.

    -  Какая это сказка? 

    -Докажите, что она волшебная

    ( Волшебные помощники-12 месяцев, Волшебный предмет –колечко, Волшебные события - быстрое изменение времен года, Волшебное преобразование - Баба и дочь стаИ собаками)                           

    - Как вы думаете, почему сказка называется так?

    Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

    Что вы можете сказать о падчерице, какая она? Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.

    Трудолюбие доброта терпение приветливость

    - Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения? Хорошая она девушка.

    Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны.

    - Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?

    Мачеха её не любила. Она давала ей много работы.

    - Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?

    Зимой нарвать подснежников.

    - Зачем мачехе понадобились подснежники? «По воле королевы».

    III. Словарная работа.

    Падчерица  - приемная дочь

    Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность

    Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы

    Астролог- гадатель по звездам

    Мантия – накидка

    Рескрипт – распоряжение

    Резолюция – решение, постановление

    Ходатайство – просьба

    IV. Физкультминутка

    Ежедневно по утрам

    Заниматься надо нам.

    Мы с доски не сводим глаз

    И учитель учит нас.

    Руки в стороны поставим.

    Правой левую поставим.

    А потом наоборот

    Будет вправо поворот.

    Раз-хлопок.        

    Два-хлопок.

    Повернись еще разок.

    Раз,два, три, четыре.

                                                        V. Продолжение работы по теме урока 

    Учитель: Театралам нужно было собрать материал о театре. Работа эта нелегкая,

    но, я думаю, что они со своей задачей справились.

    Сообщение первого театрала об истории театра.

    (показываются через интерактивную доску рисунки первых театров)

    Первые театры возникли в Древней Греции. Это было огромное помещение под открытым небом. Театральные представления происходили прямо на площади. Кто-то пел, кто-то декламировал стихи, кто-то мог быть в костюме обезьяны или медведя. Настоящие театры

    появились на западе в 16 веке, где уже был о постоянное помещение и. Так появился известный театр «Глобус» в Лондоне, где великий Вильям Шекспир писал пьесы и играл в них. А в Италии в это время появляется также известный театр «Олимпико».

    Сообщение второго театрала.

    В России актерами были скоморохи. Они известны с 11 столетия. Они строили на площадях балаганы (навесы) и развлекали народ. Впервые театр в России, как здание, появился при отце царя Петра 1 Алексее Михайловиче. Назывался такой театр Потешной палатой. А потом появились большие театры при Петре 1 и других царях.

    Учитель: Найдем Потешную палату. Спроектируем театр на экран. Покажите друг

    другу рисунки, потому что Потешные палаты были разные.

    Учитель. Вы приходите в театр и должны знать, как называются различные

    его элементы . О них нам расскажут также театралы.

    Сообщение театрала об элементах театра. (показ элементов на  интерактивной доске)

    задник-это задняя декорация, расписанная в соответствии с содержанием

    спектакля;

    мизансцена-это место актеров на сцене;

    авансцена-это передняя часть сцены, где происходит все действие

    спектакля;

    кулисы- это плоские декорации, расположенные сбоку; декорации-это мебель, деревья, колонны, здания, необходимые для

    действия;

    игровой занавес- это передняя подъемная штора, которая раздвигается в

    начале спектакля и задвигается в конце. На сцене.

    Учитель: Проведем игру.

    На интерактивной доске запись. Пять понятий. Разложите их по порядку.

    Докажите, как рождается спектакль.

    1.Постановка пьесы на сцене.

    2.Работа режиссера-постановщика.

    3.Создание пьесы драматургом.

    4.Принятие ее худсоветом.

    5.Работа театральных художников.( Ответ: 3,4,2,5,1).

    А теперь посмотрим небольшой  отрывок из пьесы- сказки С.Я. Маршака «12 месяцев»

    Работа в парах

    На основании этого отрывка мы можем сделать вывод о чертах характера персонажей.

    У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.

    1-я группа.

    Падчерица - умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.

    2-я группа.

    дочь - жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

    Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.

    - Вспомните, что такое антитеза?

    (Антитеза - стилистическая форма, оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия)

    VI Подведение итогов

    Учитель.

    1.С каким родом литературы мы с вами познакомились?

    2.Для чего пишут драматические произведения? Каково их главное

    предназначение

    Драма как вид произведения связана и с литературой, и с театром.

    Это и искусство слова, и сценическое искусство.

    VII Выставление оценок.

    VIII.Рефлексия.

    Отметьте крестиками на листочках, как вы чувствовали себя на уроке

    Все было вам понятно?

    Вы устали?

    Вам было интересно?

    IX. Домашнее   задание: Составьте синквейн, в основе которого будет слово «драма».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий по пьесе-сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

    Данный сценарий поможет организовать в классе Новогодний праздник. Количество дейсвующих лиц таково, что позволяет привлечь к театральной постановке почти всех учащихся класса. Предназначен для учащих...

    Технология группового взаимодействия на уроке ансамбля клавишных синтезаторов, на примере репетиции пьесы И.Бублик "Каникулы в Рио"

    В плане-конспекте урока по классу ансамбль клавишных синтезаторов представлено приминение технологии группового взаимодействия В.К. Дьяченко....

    Инсценирование пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

    Конспект урока по литературе в 5 классе.  Инсценирование пье.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"...

    Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

    Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...

    С. Я. Маршак. Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» (урок 1).

    Цели:  проанализировать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»Задачи: образовательная:-формировать речевые умения, навыки слушания, говорения;-   совершенствовать умение де...

    Открытый урок: « Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального характера».

    Открытый  урок:« Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального характера»....