Урок литературы "Драма и театр (на примере сказки- пьесы С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев")"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Ричко Любовь Валерьевна

Урок с элементами интеграции способствует развитию следующих УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как инди­видуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; пла­нирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; осмыс­ливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от ком­муникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные: строит небольшие монологические вы­сказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и ра­бочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_mesyatsev.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Высокоосельская ОШ»

Урок литературы с элементами интеграции в 5 классе

«Драма и театр

(на примере сказки- пьесы

 «Двенадцать месяцев»

С.Я. Маршака)»

Автор:

Ричко Л.В.,

учитель русского языка

и литературы.

        С. В. Оселок

        2017

Цели деятельности учителя: дать представление о драме и театре, выявить художественные особенности драматического произведения; дать представление о новом виде литературного произведения - пьесе-сказке; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Эпиграф:

Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.

                                С. Я. Маршак

Ход урока

Подготовка к уроку.

Дома дети должны прочитать сказку- пьесу С.Я. Маршака «12 месяцев»

1. Литературоведы должны:

-прочитать статью в учебнике литературы о драме как роде литературы,

-через Интернет найти дополнение по этому понятию, также информацию о том, какие жанры относятся к драматическим произведениям,

-найти ответ на вопрос, как построено драматическое произведение.

3. Театралы должны:

-подготовить рассказ о том, какова история театра.

I. Вступительное слово учителя

Стихотворение «Театр» С.Я Михалкова

Театр! Как много значит это слово

Для всех, кто был там много раз!

Как важно и порою ново

Бывает действие для нас!

Мы на спектакле умираем,

С героем вместе слезы льем…

Хотя порой прекрасно знаем,

Что все печали ни о чем.

Забыв про возраст, неудачи

Стремимся мы в чужую жизнь

И от чужого горя плачем,

С чужим успехом рвемся ввысь!

В спектакле жизнь как на ладони,

И все откроется в конце:

Кто был злодеем, кто героем

С ужасной маской на лице.

Театр! Театр! Как много значат

Для нас порой твои слова!

И разве может быть иначе?

В театре жизнь всегда права!

-Как вы думаете, почему мы прочитали это стихотворение? Случайно ли

это? -нет, мы будем говорить на уроке о театре

-А еще о чем?- о литературе- литература и театр связаны друг с другом.

II. Работа над понятиями. («драматическое произведение»; пьеса).

Учитель

Ребята, дома вы прочитали определение слова «Драма» Что это?

Сообщение литературоведов

Драма от греч. – действие – произведение, предназначенное для постановки на сцене.

В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.

Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.

Первое, с чем встречается читатель, это афиша – список действующих лиц (экспозиция); ремарки (фр. замечания) – пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).

Учитель: - Основой сюжета сказки «Двенадцать месяцев» стала западно – славянская  легенда о братьях – месяцах, встречающих у костра новогоднюю ночь.

Вопрос: – Почему Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой– пьесой? (Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)

- Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.

-  Какая это сказка? 

-Докажите, что она волшебная

( Волшебные помощники-12 месяцев, Волшебный предмет –колечко, Волшебные события - быстрое изменение времен года, Волшебное преобразование - Баба и дочь стаИ собаками)                           

- Как вы думаете, почему сказка называется так?

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Что вы можете сказать о падчерице, какая она? Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.

Трудолюбие доброта терпение приветливость

- Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения? Хорошая она девушка.

Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны.

- Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?

Мачеха её не любила. Она давала ей много работы.

- Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?

Зимой нарвать подснежников.

- Зачем мачехе понадобились подснежники? «По воле королевы».

III. Словарная работа.

Падчерица  - приемная дочь

Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность

Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы

Астролог- гадатель по звездам

Мантия – накидка

Рескрипт – распоряжение

Резолюция – решение, постановление

Ходатайство – просьба

IV. Физкультминутка

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас.

Руки в стороны поставим.

Правой левую поставим.

А потом наоборот

Будет вправо поворот.

Раз-хлопок.        

Два-хлопок.

Повернись еще разок.

Раз,два, три, четыре.

                                                    V. Продолжение работы по теме урока 

Учитель: Театралам нужно было собрать материал о театре. Работа эта нелегкая,

но, я думаю, что они со своей задачей справились.

Сообщение первого театрала об истории театра.

(показываются через интерактивную доску рисунки первых театров)

Первые театры возникли в Древней Греции. Это было огромное помещение под открытым небом. Театральные представления происходили прямо на площади. Кто-то пел, кто-то декламировал стихи, кто-то мог быть в костюме обезьяны или медведя. Настоящие театры

появились на западе в 16 веке, где уже был о постоянное помещение и. Так появился известный театр «Глобус» в Лондоне, где великий Вильям Шекспир писал пьесы и играл в них. А в Италии в это время появляется также известный театр «Олимпико».

Сообщение второго театрала.

В России актерами были скоморохи. Они известны с 11 столетия. Они строили на площадях балаганы (навесы) и развлекали народ. Впервые театр в России, как здание, появился при отце царя Петра 1 Алексее Михайловиче. Назывался такой театр Потешной палатой. А потом появились большие театры при Петре 1 и других царях.

Учитель: Найдем Потешную палату. Спроектируем театр на экран. Покажите друг

другу рисунки, потому что Потешные палаты были разные.

Учитель. Вы приходите в театр и должны знать, как называются различные

его элементы . О них нам расскажут также театралы.

Сообщение театрала об элементах театра. (показ элементов на  интерактивной доске)

задник-это задняя декорация, расписанная в соответствии с содержанием

спектакля;

мизансцена-это место актеров на сцене;

авансцена-это передняя часть сцены, где происходит все действие

спектакля;

кулисы- это плоские декорации, расположенные сбоку; декорации-это мебель, деревья, колонны, здания, необходимые для

действия;

игровой занавес- это передняя подъемная штора, которая раздвигается в

начале спектакля и задвигается в конце. На сцене.

Учитель: Проведем игру.

На интерактивной доске запись. Пять понятий. Разложите их по порядку.

Докажите, как рождается спектакль.

1.Постановка пьесы на сцене.

2.Работа режиссера-постановщика.

3.Создание пьесы драматургом.

4.Принятие ее худсоветом.

5.Работа театральных художников.( Ответ: 3,4,2,5,1).

А теперь посмотрим небольшой  отрывок из пьесы- сказки С.Я. Маршака «12 месяцев»

Работа в парах

На основании этого отрывка мы можем сделать вывод о чертах характера персонажей.

У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.

1-я группа.

Падчерица - умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.

2-я группа.

дочь - жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.

- Вспомните, что такое антитеза?

(Антитеза - стилистическая форма, оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия)

VI Подведение итогов

Учитель.

1.С каким родом литературы мы с вами познакомились?

2.Для чего пишут драматические произведения? Каково их главное

предназначение

Драма как вид произведения связана и с литературой, и с театром.

Это и искусство слова, и сценическое искусство.

VII Выставление оценок.

VIII.Рефлексия.

Отметьте крестиками на листочках, как вы чувствовали себя на уроке

Все было вам понятно?

Вы устали?

Вам было интересно?

IX. Домашнее   задание: Составьте синквейн, в основе которого будет слово «драма».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий по пьесе-сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Данный сценарий поможет организовать в классе Новогодний праздник. Количество дейсвующих лиц таково, что позволяет привлечь к театральной постановке почти всех учащихся класса. Предназначен для учащих...

Технология группового взаимодействия на уроке ансамбля клавишных синтезаторов, на примере репетиции пьесы И.Бублик "Каникулы в Рио"

В плане-конспекте урока по классу ансамбль клавишных синтезаторов представлено приминение технологии группового взаимодействия В.К. Дьяченко....

Инсценирование пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Конспект урока по литературе в 5 классе.  Инсценирование пье.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"...

Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...

С. Я. Маршак. Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» (урок 1).

Цели:  проанализировать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»Задачи: образовательная:-формировать речевые умения, навыки слушания, говорения;-   совершенствовать умение де...

Образы героев как одно из средств выражения идеи автора. Три девочки (сравнительная характеристика). По пьесе – сказке С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев».

Сопоставить поведение и поступки Королевы, мачехиной Дочки и Падчерицы с целью выявления их характеров, стремлений....