Исследовательская работа.Творчество Л.Н.Толстого о детях и для детей.
проект по литературе (5 класс)
Исследовательская работа.Творчество Л.Н.Толстого о детях и для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.tvorchestvo_l.n.tolstogo_o_detyah_i_dlya_detey.docx | 31.17 КБ |
l.n.tolstogo_o_detyah_i_dlya_detey.pptx | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
V Районная научно-исследовательская конференция имени Наби Даули
Секция «Русский язык и литература»
Творчество Л.Н.Толстого о детях и для детей.
Автор:
Лисина Ксения Олеговна
ученица 5класса
МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского МР РТ
Научный руководитель:
Гилязова Нурия Калимулловна
учитель литературы
МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского МР РТ
Базарные Матаки
2016
Творчество Толстого о детях и для детей. 2
Содержание
Введение
Основная часть
- Педагогическая деятельность Толстого.
- «Азбука» и «Новая азбука»
- Рассказы и сказки о детях и для детей.
- Рассказы о животных, басни .
- Отношение великого писателя к детям
- Заключение.
- Литература.
3
Лев Николаевич Толстой (1828—1910) — крупнейший мыслитель,
писатель-реалист. Значение его творчества для русской и мировой культуры огромно.
К практическому участию в деле народного просвещения Лев Николаевич стремился с юношеских лет, и более шестидесяти лет своей жизни Толстой посвятил педагогической деятельности и проблемам народного просвещения. Еще в 1849 году, совсем молодым, Толстой начал заниматься с крестьянскими детьми в Ясной Поляне. Педагогическая деятельность Толстого включала в себя создание литературы для детского чтения. А через десять лет он открыл школу для крестьянских детей, в которой преподавал и сам. Работая в Яснополянской школе, Толстой начал писать произведения для детей. В них отразилось его общение с учениками, а также изучение фольклора. В начале 70-х гг. он пишет «Азбуку» (1871-72) и позже «Новую азбуку» (1874-75), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения». В ходе довольно продолжительной работы с детьми Толстой выработал ряд принципов, которые затем легли в основу его учебных книг - «Азбука» и «Новая азбука». «Азбука»(1872)состояла из собственно азбуки, рассказов для русского чтения, текстов для славянского чтения, материалов по арифметике. Писатель включил в состав книги рассказы, написанные крестьянскими детьми, произведения русского фольклора, отечественных и зарубежных авторов. При жизни писателя книга выходила 28 раз. Всего для детей Толстой написал более 600 произведений самых разных жанров.
Толстой несколько лет собирал сказки, мифы, древнейшие рукописи, песни, чтобы написать их. По ней училось несколько поколений.
Композиция «Новой азбуки» была тщательно продумана Толстым. Сначала идут рассказы-миниатюры; всего несколько строк, простых по содержанию и синтаксису давали ребенку настоящую картинку. Такие рассказы как «У Вари был Чиж», «Пришла весна», «У бабки была внучка», автор
4
предназначал малышам. Поэтому в рассказах даются лишь самые необходимые детали, рассчитанные на первый слой детского восприятия. В былях, баснях - смысл углубляется, содержание захватывает новые слои жизни, незнакомые ранее понятия. Лексика и стиль меняются: прежнюю простоту, они отвечают уже не только учебным задачам, но и эстетическим.
Рассказы о детях вызывают особый интерес. Считая детство важным периодом в жизни, Л. Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Дети — главные герои рассказов Толстого. Среди его персонажей малыши, подростки, крестьянские ребята и барские дети. Толстой не акцентирует внимание на социальной разнице, хотя в каждом рассказе дети в своей среде. Их главные герои в основном крестьянские дети. Они сообразительны, настойчивы, добры. Характерными чертами этих книг для чтения являются высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык.
В одной из своих статей Л. Толстой писал о том, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны и все его произведения для детей. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, отзывчивость, трудолюбие. Толстой стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям.
Сказки писателя разнообразны по форме и содержанию : обработка русских народных сказок («Липунюшка», «Вершки и Корешки»); обработка сказок писателей других стран («Еж и заяц», «Новое платье короля»); собственные оригинальные научно -познавательные сказки («Шат и Дон», «Волга и Вазуза»).
Зачин сказки «Три медведя» выдержан в духе реалистического произведения: « Одна девочка ушла из дома в лес…» Но столь не сказочный зачин вводит читателя в обстоятельства вполне сказочные и знакомит с
5
персонажами, близкими к народной сказке. Сказочные говорящие медведи: отец Михаил Иванович, медведица Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Наделенные человеческими именами, они и хату свою устроили как у людей, и привычки тоже человеческие: каждый есть похлёбку из своей чашки, да еще и ложкой. Кто хлебал из чашки? сидел на стуле? кровать кто помял?- это традиционные троекратные повторы для народной сказки. Но не в пример персонажам сказочным, девочка оказалась шустрой и избегает расплаты без помощи волшебных сил: открыв глаза и увидев медведей - выпрыгивает в окно. Толстому важно было показать, что крестьянский ребенок в экстремальной ситуации смел, ловок, решителен.
В рассказе «Филиппок» перед маленьким читателем предстает история, которая вполне могла приключиться с ним самим или с его сверстником; недаром рассказ имеет подзаголовок «Быль». Несмотря на краткость в рассказе создан характер мальчика. Филиппку стало скучно в избе сидеть, и он решил пойти в школу. Пришел, но так растерялся, что в ответ на вопросы учителя только молчал и плакал. Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал говорить «Богородицу», чтобы показать, что молитвы знает, но запинался в каждом слове. Добрый учитель оставил его в классе: «Ну, садись на лавку возле брата. А я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу». Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят: «Когда Филиппок шел по своей слободе, собаки не трогали его — они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка и залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок».
Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у JI.H. Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филиппок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и
6
длинном пальто. Несмотря на краткость рассказа, в нем создан характер мальчика. Как только Филиппок осознает, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути — ни собаки, набросившиеся на него, когда он «вышел к чужим дворам», ни страх перед учителем.
В другом рассказе-были «Корова» психологическая характеристика героя более сложна. Мальчик Миша бросил осколки разбитого им стакана в коровье пойло и вызвал настоящую беду. Корову пришлось зарезать, семья осталась без молока, «дети стали худые и бледные». Бабушке пришлось в няньки наняться, чтобы заработать на новую корову. Мальчика так мучает совесть, что он «не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы» и «каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мертвую, бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей». И в этом рассказе сюжетная линия освобождена от тормозящих действие описаний и характеристик, персонажи проявляются в ходе событий. Усложнение же психологической характеристики главного героя происходит за счет общей нравственной задачи рассказа: не струсь Миша, признайся он вовремя, несчастья бы не произошло.
Толстой стремится к тому, чтобы многовековой опыт народа закрепился в сознании читателя-ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Здесь нет описаний и характеристик, персонажи проявляются в ходе событий. Усложнение же психологической характеристики героя происходит за счет общей нравственной задачи рассказа: если бы не испугался и признался вовремя, все бы было хорошо. Толстой говорил, что особенно удачным он считает детское произведение, когда «вывод - нравственный или практический,- который вытекает из рассказа, не сказан, а предоставлено самим детям делать его». «Дети любят мораль, но только умную, а не глупую». Мораль его произведений особого рода: писатель хочет поднять сознание ребенка до такой нравственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных
7
обстоятельствах.
В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо них». Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: «Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал». Главная мысль рассказа Толстого «Косточка» заключается в том, что обманывать – это плохо. Обман обязательно будет раскрыт и тогда обманщику будет очень стыдно. Рассказ учит быть правдивым и всегда слушаться старших.
Рассказы Л.Н. Толстого, посвященные детям, метко обличают дурное и ярко показывают каждое доброе движение детской души.
Педагогическим и художественным воззрениям Л.Н.Толстого соответствовал жанр басни, классический в детском чтении. Лев Толстой создает свои басни, обратившись к первоисточникам: басням Эзопа, индийским басням Бидпая. Писатель не просто переводит классические тексты, он их перевоссоздает. При этом басня обретает иногда сходство со сказкой, рассказом. Басни, включенные Толстым в детское чтение, воспринимаются как его оригинальные произведения. Таковы наиболее известные из них: “Лев и мышь”, “Муравей и голубка”, “Обезьяна и горох”, “Лгун”, “Два товарища”.
Для басен Толстого характерен динамичный сюжет. Многие из них построены в форме диалога (“Белка и волк”, “Волк и собака”, “Ученый сын”). Мораль вытекает из действия, как итог поступка (“Лгун”). Плохим и даже опасным, являются такое свойства человека как ложь и притворство. Очень легко потерять доверие людей, и очень трудно завоевать его вновь, в этом и заключается мораль басни Л.Н.Толстого "Лгун".Мальчик многократно
8
притворяясь, что на стадо напали волки, хотел всего лишь обратить на себя внимание. В итоге, ему просто перестали верить, а вот когда действительно пришла настоящая беда, на его слова уже никто не обращал внимания. Как следствие, мальчик навредил и себе, и всем, кто ему доверял стеречь своих животных.
В баснях мораль предлагается в более открытом виде. Во многих баснях моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта. Толстой стремился к тому, чтобы многовековой опят народа закрепился в сознании читателя-ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания. Басни Толстого заслуживают определения типа: «энциклопедия народной нравственности,мудрости».
Очень трогательный рассказ «Лев и Собачка». Маленькую собачку бросили на съедение льву, а он не ток не растерзал её, а еще и полюбил. Когда хозяин бросил ему кусок мяса, лев кусок отдал собачке. А когда собачка заболела и умерла, он обнял ее лапами и 5 дней лежал рядом, а на шестой умер . Рассказ "Лев и собачка" заканчивается грустно, лев умер, не пережив потери своего друга. Рассказ "Лев и собачка" учит преданности и настоящей дружбе. Лев показал, что такое настоящая дружба, друзей нельзя менять, друг всегда остается один на всю жизнь.
В третьей «Русской книге для чтения» помещены рассказы о Бульке - замечательном псе охотничьей породы. Главная мысль рассказа Толстого «Булька» заключается в том, что преданность собаки человеку не имеет границ. Пес Булька ,поняв, что его хозяин уезжает, сумел вырваться на свободу и бежал до тех пор, пока не догнал офицера. Пес Булька обладает такими положительными качествами, как упорство и верность человеку. Рассказ учит быть ответственным за живых существ, которых человек берет на воспитание. Подвиги и приключения Бульки служат фоном для
9
утверждения гуманистической идеи, глубоко затрагивающей чувства читателей. Это рассказ об ответственности человека перед теми, кого приручил.
Нравственное совершенствование человека - главная идея Толстого- писателя, философа, педагога. Она находила воплощение в его учительской деятельности и в произведениях для детей. Толстой был убежден, что воспитывать следует на примерах справедливости, добра, милосердия, уважения как к старшим, так и к младшим. Такими примерами насыщены его произведения. Л.Толстой оставил поистине огромное наследие не только для взрослых,но и для детей.
Литература:
1.Бегак Б. Классики в стране детства.-М.,1983.
2. Детская литератур :.Хрестоматия.//сост. :Чернявская Я.А., Регушевская Г.В._М.,1987.-С.94-98.
3. Русская литература для детей/ под ред.: Полозовой Т.Д.-М.,1997.-С.189-200.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лев Николаевич Толстой (1828—1910) — крупнейший мыслитель, писатель-реалист. Значение его творчества для русской и мировой культуры огромно.
Ч ерез десять лет он открыл школу для крестьянских детей, в которой преподавал и сам. Работая в Яснополянской школе, Толстой начал писать произведения для детей.
В начале 70-х гг. он пишет «Азбуку» (1871-72) и позже «Новую азбуку» (1874-75), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения»
Считая детство важным периодом в жизни, Л. Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Дети — главные герои рассказов Толстого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Исследовательская работа "Творчество семьи Цветаевых"
В работе исследуется творчество нескольких поколений семьи Цветаевых. Эта одарённая семья дала русской культуре много талантливых людей. Имя поэта Марины Цветаевой не нуждается в комментари...
Развитие ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе работы над формированием сенсорных эталонов у детей со сложной структурой дефекта
Сенсорное восприятие детей с ОВЗ характеризуется рядом своеобразных особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его, поэтому с детьми ...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...