Открытый урок по литературе 6 класс "...веселое лукавство ума"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Ананьева Галина Алексеевна

Урок по басням И.А. Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему: "Веселое лукавство ума" (по басням И.А.Крылова)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Технологии: игровое обучение, личностно-ориентированная технология.

Форма урока: урок-игра.

Цель: обобщение знаний о басне, постижение общечеловеческого смысла басен.

Задачи:

 - обучающие: способствовать углублению знаний о жанре басни, ее построении, обобщению сведений о И.А. Крылове, расширить и обогатить словарный запас учащихся крылатыми выражениями из басен в игровой увлекательной форме;

-развивающие: развивать умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализировать, развивать читательский интерес;

-воспитательные: воспитывать положительные черты личности: доброту, честность, справедливость, скромность, понимание истинных нравственных ценностей, стремление к глубоким знаниям.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, тексты басен, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Планируемые результаты изучения темы.

Предметные: знать содержание басен, уметь анализировать текст, характеризовать героя.

Метапредметные УУД:

Личностные: устанавливает связи между целью деятельности и её мотивом, осуществляет нравственное оценивание усваиваемого содержания, участвует в творческом процессе, оценивает себя как индивидуальность и одновременно как члена коллектива.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, осмысливает цель чтения, извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов.

Коммуникативные: строит высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом познавательных задач.

Ход урока.  

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональный настрой

Начался новый урок. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните.  Я желаю всем нам хорошего урока. 

Здоровьесбережение.

Инструкция «Чтобы не болела спин,  сидите прямо, несильно наклоняя голову и не сгибая туловище, чтобы не напрягать мышцы тела. Если почувствуете усталость, поменяйте положение ног.

2. Актуализация знаний.

 - А начнем мы наш урок строками стихотворения замечательного русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.      

                       Забавой он людей исправил,       Слайд 1

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят!

- Итак, кому посвятил эти строки  поэт П. А. Вяземский?

- Чему мы посвятим наш урок?

Тема нашего урока «Веселое лукавство ума» - урок обобщения по творчеству       А.И.Крылова.                                                                                                   Слайд 2

Определение целей урока
-
Как вы думаете, ребята, что мы сможем узнать и чему научиться на данном уроке?
1. Обобщим наши знания о басне, как жанре, узнаем что-то новое о ее истории, о творчестве известных баснописцев.
2. Научимся исполнять басни, будем решать творческие задания.

- Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, актёров, покажем знание и понимание басен.

3. Работа по теме урока       Слайд 3

- Что называется басней?        3/1

- К какому роду литературы относится басня?          лиро-эпический

- Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль) 3/2

- А что такое мораль?      Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом 

- Что лежит в основе басни?       Аллегория         3/3

- А что такое аллегория?

4. Исторические справки о баснописцах

  • Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что основоположником жанра басни был легендарный древнегреческий баснописец Эзоп. Историческую справку нам даст                                                                                Слайд 4

      О жизни Эзопа известно немного: ведь он был рабом. Даже век, когда он жил определяется приблизительно (6 век до нашей эры). По-видимому, служил он у хозяина во Фригии (Малая Азия), затем был отпущен на свободу.

     Позже Эзоп попал в Дельфины, где был обвинён жрецами в святотатстве и брошен со скалы.

     Так или иначе, Эзоп не только сочинял, но и собирал народные поучительные и остроумные истории – басни. Первым, кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью, он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. Он как бы развлекает слушателей устным рассказом, но цель его - передать правила, которым следуют в обществе и дома, поучать жизненными правдивыми историями и случаями. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

     До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Эзопов язык   - язык иносказательный, под видом развлечения, шутки он используется для насмешки и поучения.

     Все последующие баснописцы (Федр, Лафонтен, Крылов и др.) использовали сюжеты, впервые введенные в литературу именно Эзопом.

  • А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец? Историческую справку нам даст  

    В XVII веке древний жанр был возвеличен Жаном де Лафонтеном.                       Слайд 4/2

    Это французский поэт, писатель, прославленный баснописец, член Французской академии - родился в провинции Шампань, в Шато-Тьерри в 1621 г. Отец его был государственным лесничим, поэтому детство будущей знаменитости прошло на природе. Жан получил первоначальное образование в деревенской школе, затем в реймском коллеже. Позднее изучал в парижской ораторианской семинарии право, т.к. отец видел его в будущем священником, однако поэзия и философия увлекали Лафонтена гораздо больше.

    В большую литературу Лафонтен вошел в 1654 г., когда ему было уже 33 года. Из-под его пера выходили произведения самых разных литературных жанров, например, мадригалы, баллады, оды, послания, пьесы. И лишь в 1668 г. Лафонтен впервые выступил в роли баснописца, принесшем ему мировую славу: в этом году было опубликовано первое издание «Басен Эзопа, переложенных на стихи г-ном де Лафонтеном», состоявшее из шести книг. Именно в первый сборник вошли знаменитые, переложенные впоследствии И. А. Крыловым «Ворона и Лисица» (точнее, «Ворон и Лис») и «Стрекоза и Муравей» (точнее, «Цикада и Муравьиха). Во втором издании было уже 11 томов,  в последнем издании 12 книг.

    Опираясь на наследие античных авторов, используя их внешние фабулы, Жан де Лафонтен, по сути, выступил создателем нового жанра и тем самым обеспечил себе достойное место в истории литературы. Басни сделали его одним из великих народных национальных поэтов, были переведены на самые разные языки мира. 

  • Ребята, вспомните, кто писал басни в России? Историческую справку нам даст                                                                     Слайд 5

К жанру басни обращались многие русские и зарубежные писатели и поэты:

в 18 веке, такие как Михаил Васильевич Ломоносов,            

Александр Петрович Сумароков,                                                  

Василий Иванович Майков,

Иван Иванович Хемницер;

Лев Николаевич Толстой, русский писатель 19 века;

Сергей  Михалков, русский писатель 20 века и многие другие.

  • Однако самым любимым баснописцем  у детей и взрослых в нашей стране, остается  И. А. Крылов.  Историческую справку нам даст

      В богатейшей галерее русских писателей-классиков образ писателя-басенника Ивана Андреевича Крылова является одним из самых своеобразных и красочных.

       Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Иван Андреевич прошёл суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях, ставших неотъемлемой частью классической русской литературы. Потеряв отца и кормильца в девять лет, он рано вступает в самостоятельную жизнь, служит писцом в канцелярии захолустной Твери, а переехав в Петербург, начинает писать пьесы, комические оперы, водевили и трагедии, издаёт журнал «Почта Духов».

     В своих произведения Иван Андреевич резко критикует крепостное право и помещиков, рисует разложение нравов дворянского общества.  Его пьесы не нравятся театральному начальству своим критическим содержанием, но автор не сдаётся.

      Всё творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок и поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для Пушкина, Грибоедова, Гоголя и многих других писателей. Его басни переведены более, чем на 50 языков мира. 9 ноября 1844 года в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

12 мая 1855 года в летнем саду Петербурга был открыт памятник Крылову работы Клодта, который стал первым памятником писателю в столице

  • Почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?

 Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеивать скупость, лживость, лицемерие.

  • Да, ребята, И.А.Крылов пользовался большой славой. Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев», в его баснях «… веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражения».

5. Игра-путешествие.

Ну а сейчас настало время показать, насколько хорошо вы знаете басни И.А. Крылова.

Задание 1. Угадай басню, из каких басен эти строчки    Слайд  6

1. «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень сам я посудить, твоё услышав пение, велико ль подлинно твоё умение?»

2. «Очков с полдюжины она себе достала; вертит очками так и сяк…”

3. «Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом”.

4. «А ты, красавица, божусь, лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь, чтоб начала ты снова…»

5.. «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье моё с песком и илом?»

6. «Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки!»

7. «Ведь это дереву вредит,- …,- коль корни обнажишь, оно засохнуть может»

8. «Чтоб музыкантом быть, так надобно умение и уши ваших понежней….»

  • И.С. Тургенев в 1871 году писал: « Крылов обогатил общественное сознание множеством наставлений, пословиц, изречений, ставших поговорками и вошедших в язык даже неграмотного крестьянина. Никого  не цитируют так часто, как Крылова, и… те, кто цитирует его, часто даже не подозревает, кому они обязаны тем или иным выражением…»

Задание 2 . Продолжите крылатые слова.

1. «Ты всё пела? Это дело…» Так пойди же попляши

2. «А вы, друзья, как не садитесь…» Всё в музыканты не годитесь

3.  «У сильного всегда…» Бессильный виноват

4. «А Васька слушает  …» да ест

5. «Когда в товарищах согласья нет…» На лад их дело не пойдёт

Задание 3. Объясни значение крылатых выражений

- А Васька слушает да ест                    Слайд 7

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.

Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.  

- А воз и ныне там        Слайд 8

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.

Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.

- Чем кумушек считать  трудиться,  не лучше ль на себя,  кума, оборотиться?                                    Слайд 9

Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.

Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.

Каждому из нас  в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.

- Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку         Слайд 10

Взаимные похвалы не бывают искренними.

Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.

Задание 4. Определи мораль, для этого обратись к текстам басен

«Волк и Ягненок»

«Ворона и Лисица»

«Демьянова уха»

«Мартышка и очки»

«Ларчик»

«Свинья под дубом»

Задание 5. Работа с текстом

Сравнение басни И.А. Крылова «Ворон и лисица» с басней Эзопа (чтение басни Эзопа «Ворон и лисица»). 
- Что общего в этих баснях двух разных авторов? 
Общее – птицы ворон, ворона; взаимоотношения животных. Общая мораль – нельзя быть глупой и доверчивой. Необходимо понимать, где ложь, а где -  правда.
- А в чем различие? 
Различие – басня И.Крылова написана в стихотворной форме, а басня Эзопа – в прозе. 

   В образах животных Эзоп высмеивал многие качества людей, любящих получать в свою честь дифирамбы и всякую похвалу. Так и в морали басни «Ворона и лисица» сокрыт огромный кладезь будущим поколениям: не нужно прислушиваться к лживым речам, хотя они и приятны уху, нужно принимать мудрые решения. Если бы ворон просто вспорхнул и улетел, то он бы наполнил свою брюхо, а так из-за своей наивности и некой глупости остался с пустым животом.

   И, конечно же, не стоит забывать и о другом персонаже Лисе, людей такого типа нам нужно избегать, потому что они всегда будут желать получить от нас все возможное и могут даже навредить.

    Если вы попали в жизни в похожую ситуацию, то хороший способ – это бежать от таких «знакомых» и держать в руках то, что принадлежит вам. Это будет и смелым, и одновременно мудрым решением.

физминутка

5. И.А. Крылов и история.

- Н.В.Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение». Назовите басню И.А. Крылова с историческим происхождением.

Особенную известность в народе получила басня Крылова "Волк на псарне".

- О каком же событии в ней рассказывается? 

О отечественной войне 1812 года.

Заняв Москву, Наполеон понял, что попал в ловушку. Он отправил из Москвы в Петербург два письма императору Александру I, в которых ясно сквозило, что завоеватель жаждет мира, хотя еще избегает прямо просить о нем. Не получив ответа, Наполеон послал письмо в ставку Кутузова и передал ему желание "положить предел несогласиям между двумя великими народами". Посол вернулся с пустыми руками. Эту неудачную попытку заключить мир и высмеял Крылов в басне "Волк на псарне". Наполеон изображен в басне серым волком. Прославленный серый походный сюртук Наполеона напоминал цветом волчью шерсть. Кутузов изображен старым, опытным ловчим. Волк, пойманный на псарне, пускается в переговоры... Совсем как Наполеон..."

- В чем же заключается мораль басни?

     Мораль басни "Волк на псарне" заключается в следующем: люди, попавшись на подлости, нередко говорят о своей невиновности и добрых намерениях, чтобы "спасти свою шкуру". Подобные оправдания обычно выглядят нелепо и неубедительно, и в результате подлецы получают заслуженное наказание.

- Какие слова из этой басни стали крылатыми и вошли в нашу речь?

 «Волк, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…»      

- О многих событиях, которым посвящены басни, мы не знаем, но произведения живут! Как вы думаете, почему?

 Потому, что в них поднимаются общечеловеческие проблемы 

Задание 6. Чтение по ролям  басни «Свинья под дубом»

- А сейчас мы попробуем себя в роли актеров, которые выступают по радио. Каждый герой басни олицетворяет собой определённые качества. Какие качества олицетворяют:

Свинья (невежда) неуч, неблагодарная

 Дуб вековой, Ворон (наука) мудрость

Желуди (научные открытия)

Ребята распределяют роли, исполняют басню.

- Итак, И.А.Крылов в своих баснях высмеивает людские пороки. Какие же пороки он высмеивает в этой басне?

В данной басне он обличает тех, кто не понимает пользы учения; и хоть  просвещению уже много веков, но погубить его просто.

6. Слово учителя.

- Прислушаемся к словам знаменитого историка О.В.Ключевского: «Ни один закон в мире не может запретить людям, быть злыми или заставить быть добрыми». Только сам человек может себе помочь, и в этом помогают басни Крылова. Ведь никому из нас не хотелось быть такими невеждами, как Свинья, такими льстивыми обманщиками, как Лиса, или такими доверчивыми, недалёкими и не умеющими себя трезво оценить, как Ворона? Крылов предупреждает возникновение пороков у детей и помогает избавиться от них, хотя бы частично, взрослым.

- И.А.Крылов прожил 75 лет, написав более 200 басен, они переведены на 60 языков. Он считается лучшим баснописцем в мире. Его басни были популярны уже при жизни, современны они и сейчас.

-Чему же учат басни И.А.Крылова?             Слайд 12

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

- Наш урок  мы закончим стихотворением  Михаила Исаковского       Слайд 13

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

                                                Крылатые крыловские слова.

7. Рефлексия                  Слайд 14
-
Довольны ли вы своей работой на уроке? 
-
Что важного было для вас на уроке? 

- Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок февраля должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необыяное занятие, из которог...