Методическая разработка урока по литературе Карамзин "Бедная Лиза"
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
"Бедная Лиза" Карамзина Н. М. - одно из первых произведений русской сентиментальной литературы. Повесть о несчастной любви бедной девушки Лизы и дворянина Эраста. Незамысловатый сюжет, простой и ясный язык, выразительные пейзажи, правдивое описание истории любви героев - отличительные черты повести. Фрагмент содержит описание окрестностей Москвы, рассказ о жизни Лизы с матерью, знакомстве и первых встречах с Эрастом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
Н.М.Карамзин родился 1 декабря ( по старому стилю) 1766 года в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне, на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем – симбирский пансион, вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое университетскому. С 1783 года – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца, отставка. Встреча с И.С.Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву. Кружок Н.М.Новикова. Особенно подружился молодой Карамзин с с литератором А.А. Петровым, с которым, по поручению Новикова, редактировал первый детский журнал, Детское чтение для сердца и разума». Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Н.М.Карамзина.
В 1803 году Карамзин приступает к многотомному труду по истории России. Смерть писателя в 1826 году прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.
Произведения Н.М.Карамзина - «Русская истинная повесть: Евгений и Юлия», «Бедная Лиза», « Наталья – боярская дочь». Особенно популярна стала повесть « Бедная Лиза».
КЛАССИЦИЗМ
- Культ разума, долга
- Общественная и гражданская тематика
- Соблюдение литературных норм и правил
литературное направление в литературе 2-й половины 18 века.
Само название «сентиментализм» указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов. Сентименталисты декларировали культ чувств, воспевали простого человека, освобождение и совершенствование его естественных начал.Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Особое внимание автор уделяет пейзажу. Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.
Представителями сентиментализма в России выступали Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.В.Капнист, в ранний период творчества В.А.Жуковский.
Основная часть урока
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
- Культ чувства
- Любовная тематика
- Нарушение литературных норм и правил классицизма
Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой и несмотря на то, что повесть написана в конце восемнадцатого века, но и сегодня она сохранила свою притягательную силу. В чём, по-вашему, успех этой небольшой по объёму книги?
В основе сюжета — трогательная и трагическая судьба соблазненной молодым дворянином девушки из крестьянской семьи. Она трудолюбива, скромна, бескорыстна, бесхитростна, доверчива и самоотверженна. Эраст — не злой и коварный соблазнитель; он человек умный и добрый, но ветреный и малодушный. «Он читал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Душевная красота Лизы и ее чистая любовь оказали на Эраста, привыкшего к «презрительному сладострастию», облагораживаюшее воздействие. Но хватило этого воздействия ненадолго, так как по самой своей природе Эраст не способен к сильному и глубокому чувству.
Рассказывая о последнем свидании Лизы и Эраста и о его трусливой попытке откупиться от Лизы ста рублями, которые он кладет ей в карман, автор пишет: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его, — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». Эраст «был до конца жизни своей несчастлив», узнав о гибели Лизы, бросившейся в пруд, и считая себя ее убийцей.
III. Беседа по содержанию повести.
1. Кто герои произведения?
(Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.
Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».)
2. Как развивались их отношения?
(Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.
На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)
3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?
(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)
4. Как разрешается конфликт в повести?
(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)
2)Сопоставление героев (Слайд 26)
Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.
Лиза | Эраст |
Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная… крестьянка. | Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… |
- Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)
Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:
“Мир Лизы” | “Мир Эраста” |
деревня идиллия природа цветы ландыши старушка-мать чувства слёзы пастушок | деньги обман город рассудок большой свет алчность Москва громада |
3)Образ Лизы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители? | Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего».
|
- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? | «Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза». |
- Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? - В чем Лиза видит свой долг перед матерью? | « Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать». |
- Чем занималась Лиза целыми днями? | Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты. |
- А почему Лизе пришлось работать? | Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни. |
- Что можете сказать о матери Лизы? -Как, по-вашему, она воспитывала дочь? - С какой целью образ матери Лизы введён в повесть? | Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Всё лучшее, что было в Лизе (порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. Мать выступает в роли наставницы, ангела – хранителя своей дочери. |
4) Образ Эраста.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?
| Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.Эраст – новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию человека, отмечая положительные и отрицательные стороны его характера («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пресыщенным человеком. |
- Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? | Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу. |
- При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы? | Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек. |
- Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?
| Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. ... натура призывает в свои объятия, к чистым радостям». |
- Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? | Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем. Он – с розовыми губами. |
- Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста? | Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством. |
-Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события. | Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.
|
5) Взаимоотношения героев.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах? | «Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны». |
- Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах? | Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь. |
- Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить? | Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив». |
- О чем предупреждает автор Эраста?
| «Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» |
-Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось? | «Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?» |
- Каково отношение автора к Лизе? | «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…» |
- В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста? | Автор: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу». |
- Чем закончились отношения героев? | Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета. |
-Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст? | Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."
Урок внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...
Методическая разработка урока по литературе: "Великий сказочник Датского королевства"(урок-викторина по сказкам Х.К. Андерсена) 5 класс
На уроке применяется игровая технология, чтобы урок был интереснее....
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".
Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...
Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-701393-1603896483.jpg)
Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".
В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-1131885-1573744768.jpg)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...