Календарно-тематическое планирование
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Светлищева Татьяна Владимировна

КТП составлено на основе УМК Гольцовой Н.Г., ориентирована на общеобразовательный класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpr_11_klass.docx57.99 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ВО «МИХАЙЛОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»

               

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТО

ДИРЕКТОР КОУ ВО

«МИХАЙЛОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ        КОРПУС»

НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

_______________ В.В. АВДЕЕВ

ПРОТОКОЛ №__7___

«__30____» августа  2018 г.

ОТ  «___30___» августа 2018 г.

Рабочая программа

предмета «Русский язык» 11  класс

Учитель Дремова Татьяна Владимировна

I КК

Воронеж  

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов, с учётом авторской программы  Гольцовой Н.Г.

Данная  программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • 273 - ФЗ «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012.ст.48;
  • Федеральный Компонент Государственного  Образовательного  Стандарта Среднего (Полного) Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от.05.03.2004 № 1089 (ред. От 07.06.2017);
  • Примерная программа среднего общего образования по русскому языку;
  • Программа курса «Русский язык 10-11 класс»: Н.Г. Гольцова. «Учебное пособие. – 2-е  

             издание.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

  •  Концепция преподавания русского языка и литературы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от  9 апреля 2016 года №637- р;

       _   Образовательная программа среднего (полного) общего образования КОУ ВО    «Михайловский кадетский корпус» (IIIуровень образования);  

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования  на 2018-2019 учебный год;
  • Локальные акты ОУ «Михайловский кадетский корпус»;
  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» 2.4.2821-10 от 29 декабря 2010г. №189.

Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта:

- Загоровская О.В., Григоренко О.В.. Русский язык. Пособие-практикум для подготовки к ЕГЭ. Ч. 1.Фонетика. Морфемика. Словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Культура речи. Орфография.  Воронеж: Научная книга, 2010.

- Загоровская О.В., Григоренко О.В.. Русский язык. Пособие-практикум для подготовки к ЕГЭ. Ч. 3.  Текст как речевое произведение. Языковые средства выразительности. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.  Воронеж: Научная книга, 2009.

-  Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

- Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. В 2 ч. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. – М.: 2014. - Ч. 1 - 288с., Ч.2 - 304с.

- Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа.  М: Просвещение, 2009.

-  Петрухина Е.П. Диктанты по русскому языку: 10-11 классы. М: Экзамен, 20011

-  Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011: Русский язык/авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров и др.  ФИПИ, 2010.

- ЕГЭ 2011. Русский язык: экзаменационные задания. Авт.-сост.  И.П. Цыбулько, В.И. Капенос, А.Ю. Бисеров и др.  М:  Эксмо, 2010. (Разработано ФИПИ).

ЭОР: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/), база данных элементов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://www.openclass. ru/collection),   http://school-collection.edu.ru/, педагогическая мастерская «Открытый урок» (http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/), Справочно-информационный портал «Русский язык» – ГРАМОТА.РУ ( http://www.gramota.ru).

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Цели обучения русскому языку на базовом уровне

Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.    

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений  Российской Федерации среднего (полного) общего образования (утвержденному приказом МО РФ от 9.03.2004г № 1312) на преподавание русского языка  в 11 классе отводится 34 часа в год. 34 часа добавляется из компонента образовательного учреждения. Добавленные часы рассчитаны на систематизацию знаний учащихся 11 класса за курс средней (полной)  школы  и системную подготовку к ЕГЭ (написание сочинений-рассуждений по данному тексту, комплексный и лингвистический анализы текстов, письменные ответы на проблемные вопросы, работа с тестами, разработанными ФИПИ).

Всего - 68 ч; в неделю – 2 часа.

Формы контроля

 Контрольные диктанты -5; тестирование – 3, сочинения – 2, контрольная работа - 1.  Промежуточная аттестация проводится в форме диктантов, тестов, сочинений, взаимоконтроля; итоговая аттестация в формате ЕГЭ.

   

 Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» выпускниками XI  класса

В результате изучения русского языка на базовом уровне выпускник научится

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Содержание учебного предмета «Русский язык» 11 класс

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

         

№ п/п

Название раздела

Количество часов по программе

1

Общие сведения о языке

1 ч

2

Синтаксис и пунктуация.  Словосочетание и простое предложение.

32 ч

3

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

 23ч

4

Культура речи  

5

Стилистика

3 ч

6

Обобщение изученного  

6 ч

Итого

68 ч

.

Календарно – тематическое планирование на 2018 – 2019 г.

№ п/п

Содержание

Кол-во часов по разд.елу

Кол-во часов по теме

Дата /

Класс

Примечание

Общие сведения о языке

1 ч

1

Из истории русского языкознания.

1

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание.

Простое  предложение.

32 ч

2

Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

1

3

Предложение. Классификация предложений.

1

4

Простое предложение.

1

5

Простое предложение. Виды предложений.

1

6

Тире в простом предложении.

1

7

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

8

Предложения  распространённые и нераспространённые, полные и неполные. Тире в неполном предложении.

1

9

Резервный урок

1

10

Готовимся к ЕГЭ. Контрольное тестирование по изученному материалу.

1

11

Предложения с однородными членами.

1

12

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

13,

14

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях.

2

15

Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами.

1

16

Обобщающие слова при однородных членах.

1

17

Обособление определений.

1

18

Обособленные приложения.

1

19

Обособленные приложения. Выделение на письме.

1

20

Обособленные обстоятельства.

1

21

Обособленные обстоятельства. Выделение на письме.

1

22

Обособленные дополнения.

1

23

Готовимся к ЕГЭ. Работа с частью С.

1

24

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

1

25

Знаки препинания при сравнительных

 оборотах.

1

26

К.р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения».

1

27

Вводные и вставные конструкции. Выделение на письме.

1

28

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

29, 30

Вводные и вставные конструкции. Выделение на письме.

2

31

Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительно-восклицательными словами.

1

32

Подготовка к тестированию по материалам ЕГЭ.

1

33

Готовимся к ЕГЭ. Контрольное тестирование по изученному материалу.

1

Синтаксис. Пунктуация.

Сложное  предложение.

23 ч

34

Понятие о сложном  предложении.

1

35

Классификация сложных предложений. Пунктуация в сложносочинённом предложении.

1

36

Пунктуация в сложносочинённом предложении.

1

37

Знаки  препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

1

38

Знаки  препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

39

Знаки  препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими  придаточными.

1

40

Знаки  препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими  придаточными.

1

41

Знаки  препинания в бессоюзном сложном  предложении.

1

42

Знаки  препинания в бессоюзном сложном  предложении. Тире и двоеточие в б/с предложении.

1

43

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

1

44

Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксически целое и абзац.

1

45

Р.р. Готовимся к ЕГЭ.  Сочинение-рассуждение.

1

46

Способы передачи чужой речи.  Знаки препинания при прямой речи.

1

47

Знаки препинания при прямой речи.

1

48

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

1

49

Знаки препинания при цитатах.

1

50

Знаки препинания при цитатах.

1

51

Готовимся к ЕГЭ. Контрольное тестирование по изученному материалу.

1

52

Сочетание знаков препинания.

1

53

Факультативные знаки препинания и авторская пунктуация.

1

54

Закрепление  изученного по темам «Сложное предложение. Способы передачи чужой речи».  

1

55

К.р.  Контрольный диктант с грамматическим заданием по темам «Сложное предложение. Способы передачи чужой речи». 

1

56

Резервный урок

1

                        Культура речи.

3 ч

57

Язык и речь.  Правильность русской речи. Типы норм русского литературного языка.

1

58

Л. р. Культура речи.

1

59

Р. р. Комплексный анализ текста.

1

                        Стилистика.

3 ч

60

Р.р. Готовимся к ЕГЭ.  Сочинение-рассуждение.

1

61

Научный, официально-деловой и публицистический стили.

1

62

Разговорный и художественный стили.

1

                   Обобщение изученного.

6 ч

63-64

 Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ: тестовая часть.

2

65

Анализ тестовой части итоговой контрольной работы.

1

66

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ: сочинение-рассуждение.

1

67

Анализ сочинения-рассуждения итоговой контрольной работы.

1

68

Резервный урок.

1

Приложение 1

НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике

Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность и логичность изложения;

- правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

                     Приложение 1

Диагностический контрольный диктант (на входе)

Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.

  Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко позади. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.

  Неожиданно послышалось тихое пение. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. Вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.                 По А.П.Чехову (241 слов )

Контрольный диктант  за первое полугодие

В  роще

         Жара  заставила  нас,  наконец,  войти  в  рощу.  Я  бросился  под  высокий  куст  орешника,  под  которым  молодой клён  красиво  раскинул  свои  лёгкие  ветки.  Касьян  присел  на  толстый  конец  срубленной берёзы.  Я  глядел  на него.  Листья  слабо колебались  в  вышине,  и  их  жидко-зеленоватые  тени  скользили  взад  и  вперёд  по  его  тщедушному  телу,  кое-как  закутанному  в  армяк,  по  его  маленькому  лицу.  Он  не  поднимает  головы.  Наскучив  его безмолвием,  я  лёг  на  спину  и  начал  любоваться   мирной  игрой  перепутанных  листьев  на  далёком  светлом  небе.  Удивительно  приятное  занятие  -  лежать на  спине  и  глядеть  вверх!  Вам  кажется,  что  вы  смотрите  в  бездонное море,  что оно  широко  расстилается  под  вами,  что  деревья  не  поднимаются от  земли,  но,  словно  корни  огромных  растений,  спускаются  отвесно   в  те  ясные  волны,  листья  на  деревьях  то  сквозят  изумрудами,  то  сгущаются  в  золотистую зелень.

        Волшебными  облаками  тихо  наплывают  и  тихо  проходят  круглые  облака  -  и  вот  вдруг  всё  море,  этот  лучезарный  воздух, эти  ветки  и  листья,  облитые  солнцем,  -  всё  заструится,  задрожит  беглым  блеском,  и  поднимется  лепетание,  похожее  на  мелкий  песок  внезапно   набежавшей  зыби.  Вы  глядите:  та  глубокая,  чистая  лазурь  возбуждает  на  устах  ваших  улыбку,  невинную,  как  она  сама,  как  облака  по  небу, и  как    будто  вместе  с  ними проходят  по  душе  счастливые  воспоминания,  и  всё  вам  кажется,  что  взор  ваш  уходит   дальше  и  дальше,   тянет  вас  самих  за  собой  в  ту спокойную сияющую  бездну,  и  невозможно  оторваться  от  этой  вышины,  от  этой  глубины.

 (По И.С. Тургеневу)

        (181  слово)        

Итоговый контрольный диктант  

Кремль

Человек не спеша шел по мощеной улице, глядя по сторонам с любопытством, выдающим приезжего. Давно не бритые щеки, заросшие густой щетиной, коротко стриженные волосы, старая солдатская шинель, прожженная и простреленная пулями, — все говорило о том, что в городе появился еще один фронтовик. За спиной у него висел тощий, ничем, кажется, не заполненный вещевой мешок, связанный сверху засаленной бечевкой. Несмотря на то что весь день лил неперестававший дождь, солдат шел медленно, тяжело ступая и как-то по-особенному выворачивая правую ногу. Весь вид человека напоминал о недавно закончившейся беспримерной по масштабам войне, и только кепка на голове была данью наступающему мирному времени. Лицо его из-за этой кепчонки теряло в своей солдатской выразительности.

Человек он был, несомненно, нездешний, а потому остановился на перекрестке, очевидно пребывая в недоумении и рассчитывая, куда идти дальше. Свернув налево и пройдя немного вперед, он остановился, пораженный увиденным: вид Кремля вдруг открылся ему.

Ярко-красные башенки и нарядные позолоченные маковки церквей, особая, ни с чем не сравнимая примета Кремля, поражали торжественной красотой, величавостью, и путник остановился в изумлении, сдернул кепчонку с головы и долго стоял под дождем, вытирая с лица то ли капли надоедливого дождя, то ли непрошеные слезы. В этот момент на лице его отразилась вся гамма чувств, охвативших человека, очевидно видевшего эти места наяву впервые: и радость, и детский восторг, и гордость, и недоверие даже какое-то, и счастье от долгожданной встречи. (223 слова.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...