урок-дебаты по литературе
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Дылгерова Энгельсина Владимировна

урок дебаты по литературе для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_debaty.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете»

(Джим Рон)

(урок-дебаты по литературе)

Дебаты представляют собой оригинальную образовательную технологию, которая не только способствует большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и помогает сформировать целый ряд специальных навыков (логичность, критичность и гибкость мышления, оперативную организацию мыслей, умение быстро ориентироваться в ситуации, навыки устной речи и публичного выступления, опыт рационального поведения в условиях конфликта, уверенность в себе, умение отстаивать свое мнение и т.д.). Эти навыки необходимы всем, кто желает добиться успеха в современном обществе.

Цель: формирование интереса к регулярному чтению литературы, формирование умения отстаивать свою точку зрения;  формирование чувства толерантности.

Задачи:

  • собирать доказательную базу и грамотно ее применять и анализировать материалы из различных источников;
  • формировать   навыки  аргументации, умения слушать собеседника, умения анализировать мнение собеседника, задавать вопросы, формулировать ответы на заданные вопросы;
  •  уметь четко выражать свои мысли в устной и письменной форме; привлекать слушателей интонацией, жестами, мимикой;
  • формировать уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям;
  • развивать  навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
  •  использовать свои знания в практике общественной жизни;
  • уметь брать на себя решение каких-либо проблем.

Оборудование:электронная презентация, бланки протоколов,  жетоны для зрителей.


Подготовительный этап:

  1. Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.
  2. Определение исходного тезиса дебатов.
  3. Подбор, изучение и анализ основной литературы.
  4. Распределение ролей.
  5. Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.
  6. Разработка критериев оценки.
  7. Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

После определения темы дебатов перед учащимися ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме в ходе совместной деятельности педагога и учащихся.

Далее происходит распределение ролей.

После распределения ролей спикеры команд ведут разработку кейса на основе ранее проделанной работы, а также подбора, изучения и анализа дополнительной литературы и фактических материалов.

К разработке кейса спикеры могут привлекать и тех учащихся, которые не определились с позицией (не вошли в группу поддержки команд).

Параллельно с подготовкой спикерами кейса разрабатываются критерии оценки их действий: содержательность выступлений и ответов на вопросы, структурированность, формулировка вопросов, культура общения.

Последним шагом подготовительной работы является индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов, который проводится отдельно с председателем, таймкипером, спикерами каждой команды и экспертами.


Ход урока:

До звонка на урок звучит песня В.Высоцкого «Значит, нужные книги ты в детстве читал».

1.Вступительное слово ведущего.

Слайд №1

 - Добрый день!

Для  тысяч студентов и школьников и  тысяч преподавателей «Дебаты» являются интересной и познавательной интеллектуальной игрой. И мы сегодня увеличим эти цифры.Сейчас  у нас состоятся дебаты.

Слайд №2

Президент России В.В.Путин сказал: «Наша задача – привлечь особое внимание общества к отечественной литературе, сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире.

При этом внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона».

 - Когда это было сказано?

(На открытии Года литературы в России.)

-Актуальность поставленной задачи доказывают данные проведённого опроса в нашей школе.

Слайд №3-4-5  (Диаграммы  по опросу.)

 -  Никто не отрицает пользу чтения, но любителей чтения у нас практически нет, поэтому сегодня у нас дебаты, темой которых мы взяли тезис  Джима Рона

Слайд №6

«Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете.»(Джим Рон)


- В игре принимают участие две команды:

Команда утверждения – «Точка»
и команда отрицания – «Нигилисты».

Надо помнить, что дебаты – это спор ради победы. И этот спор оценивается. Здесь будет проигравший и победивший. Поэтому задача команд в течение дебатов попытаться убедить судей в своей правоте.
Вы задаетесь вопросом: «А кто судьи?»
Приветствуем их:
Главный судья: _________________________________________
Члены судейской коллегии:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уважаемые судьи, вы на основе приведённых аргументов и качества их представления вынесете своё решение.

 Следить за соблюдением регламента дебатов и правилами игры будет

дебатский таймкипер -__________

                   Победа в дебатах всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры. И помните: главное не победа, а участие.

2. Пролог.

- Интересно, что думают о нашем тезисе люди, далёкие от школы?

Слайд№7 – видеофрагменты.(Ответы прохожих о том, что они думают о чтении.)

- Вот такие высказывания – есть над чем подумать и что оспорить.

3. Выступление участников.

Слайд № 8

- Итак, тема дебатов: «Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете».

Начинаем!

- Познакомимся с командами.(Вначале  первый участник команды представляет её членов, называя лучшие черты характера каждого).

Действия участников дебатов

Выступающие

Время, мин

Действия

У1

2

Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды утверждения ("Мы считаем, что ..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т. е. начинает представлять кейс команды "У"; завершает речь повтором позиции команды – четкой формулировкой тезиса

О4 и зрители

1

Задают вопросы У1 с целью снизить значимость ключевых слов и аспектов, а зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки У1

О1

2

Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает выступление четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды отрицания ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что..." + антитезис)

У4 и зрители

1

Задают вопросы О1 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки О1

У2

2

Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса

О1 и зрители
к У2

1

Задают вопросы У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, а зрители имеют возможность сообщить дополнительную информацию

О2

2

Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами, введенными спикерами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса

У1 и зрители
к О2

1

Задают вопросы О2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, зрители имеют также возможность представить дополнительную информацию

У3

2

Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой тезиса

О2 и зрители

1

Задают вопросы У3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, зрители имеют возможность сообщить дополнительные сведения

О3

2

Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой антитезиса

У2 и зрители

1

Задают вопросы О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию

У4

2

Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, рассмотренным первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места в аргументации команды оппонентов и их ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать логичность, достоверность, объективность аргументов, контраргументов и поддержек своей команды. Делает краткое резюме

О4

2

Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, затронутым первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабости аргументации команды оппонентов и ошибки, допущенные ими в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме

 

4. Подведение итогов.

Жюри подсчитывает баллы, заработанные каждой командой, а гости могут тоже принять участие в подведении итогов.

 5. Объявление решения судей.

-Слово для оглашения итогов предоставляется главному судье.

Слайд 9
10. Заключительное слово ведущего.

 - Ребята! Вы сегодня были на высоте! И неважно, кто победил, я считаю, что победу одержал каждый из Вас, ведь сегодня вы научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. В дебатах вы научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов. Я думаю, что сегодняшняя игра помогла получить знания и умения, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном обществе.

Удачи вам! Спасибо за игру!

Приложение.

Протокол эксперта

Эксперт ______________________________________________________

      (фамилия, имя)

Тема дебатов:

 

Дата:

Состав утверждающей стороны (фамилия, имя):

У1 – _________________________;

У2 – _________________________;

У3 – _________________________;

У4 – _________________________

Состав отрицающей стороны (фамилия, имя):

О1 – __________________________;

О2 – __________________________;

О3 – __________________________;

О4 – __________________________

Спикер

Содержательность

Структурированность

Общая куль-
тура

Всего

Спикер

Содержательность

Структурированность

Общая культура

Всего

У1

 

 

 

 

О1

 

 

 

 

У2

 

 

 

 

О2

 

 

 

 

У3

 

 

 

 

О3

 

 

 

 

У4

 

 

 

 

О4

 

 

 

 

Лучший спикер:

Лучший спикер:

 

Критерии балльной оценки действий спикеров

Критерий

Спикеры

У1

У2

У3

У4

О1

О2

О3

О4

Содержательность выступлений

Полнота

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкретность

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознанность

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательность ответов на вопросы

Оперативность

 

 

 

 

 

 

 

 

Гибкость

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурированность

Системность

 

 

 

 

 

 

 

 

Логичность

 

 

 

 

 

 

 

 

Рациональность использования времени

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулировка вопросов

Проблемность

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкретность

 

 

 

 

 

 

 

 

Четкость

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура общения

Выразительность речи

 

 

 

 

 

 

 

 

Манера обращения к собеседникам

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение уважительно отвечать им

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободное владение материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-дебаты "Восстание декабристов - подвиг или преступление"

Урок для 11 класса с использованием технологии "Дебаты", модифицированной для применения на уроке.Изучению 14 декабря 1825 года и событий, ему предшествовавших, в программе 11 класса о...

Урок -дебаты по географии 9 класс. Тема: Население России.

Это урок-обобщение пройденного материала. План урока на первый взгляд кажется "сухим", но очень советую провести этот урок. Получите большое удовольствие от высказываний детей по проблемам, волнующим ...

Урок- дебаты

Урок- дебаты...

Урок-дебаты по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Урок-дебаты по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского".Тема дебатов: Лидия  Михайловна, играя с учеником на  деньги, совершила  непедагогический поступок.Цели урока: 1.Подолжить раб...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...