Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы.
план-конспект урока по литературе
Цели.
- Способствовать формированию умения ориентироваться в тексте.
- Формировать представления о характерах героев и прослеживать их развитие;
- способствовать развитию внимания, речи учащихся;
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter._chtenie4_klass.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение, окружающий мир.
4 класс
Тема. Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы.
Цели.
- Способствовать формированию умения ориентироваться в тексте.
- Формировать представления о характерах героев и прослеживать их развитие;
- способствовать развитию внимания, речи учащихся;
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся.
Оборудование: карточки, презентация, портрет Лагерлёф, книга.
Ход урока.
- Орг. момент.
Слышите? Книга чудесная раскрывается,
Сказка волшебная вновь начинается…
II.Актуализация знаний:
1.Определение темы, постановка целиурока:
Слайд 1(иллюстрации разных природных зон).
-Посмотрите внимательно на картинки, попробуйте назвать тему урока.
-Почему вы так решили? Докажите текстом. (Стр.59-Сто раз уже водила она гусей с юга на север и сто раз возвращалась с ними с севера на юг.)
Но сегодня мы с вами будем работать над произведением, с которым у русских читателей прежде всего ассоциируется имя шведской писательницы. Это сказочная повесть «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». А помогут нам в этом мальчик Нильс и тот самый Гном, без которого не было бы вовсе никаких приключений.
цель урока:
-Сегодня постараемся определить: что помогает человеку стать человеком?
3.-Предлагаю вам вспомнить некоторые моменты из истории создания произведения. Кто автор сказки-повести, кто главный герой этого произведения?
В шведских школах тогда пользовались таким неудачным, скучным учебником географии, что его в открытую называли «национальным бедствием». СельмеЛагерлёф предложили написать новый занимательный учебник, в который бы вошли описания лесов, гор, рек, озер, фабрик и заводов, растений и животных, а также скандинавские легенды и предания. Шведская писательница создала такую книгу. Эта была сказочная эпопея о приключениях Нильса Хольгерссона. Она вышла в свет в 1907 году.
Этим учебником пользуются все шведские школы вот уже более 90 лет. Книга переведена на многие языки мира, в том числе на русский. За книгу «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции» СельмаЛагерлёф была удостоена в 1909 году Нобелевской премии.
4Работа с текстом: заполните пропуски
Как выглядел гном?
На голове - ______________ шляпа, _______________ кафтанчик украшен кружевным воротничком и манжетами, чулки у колен завязаны ____________ бантами, а на _______________ сафьяновых башмачках поблескивают _________________ пряжки.
Во что был одет гном?
(На голове - широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки
5. Викторина:
1. В какой стране жил Нильс? (в Швеции)
2. Кто заколдовал Нильса? (гном)
3.За что гном превратил Нильса в маленького человечка? (Нильс поймал его в сачок и не хотел выпускать.)
4. Как звали гусыню - предводительницу гусиной стаи? (Акка Кнебекайзе)
5. Куда летела стая диких гусей? (в Лапландию)
6.Где ночевал Нильс каждую ночь во время своего путешествия?(Под крылом гуся Мартина.)
6. Работа в группах (письменно на листах):
А теперь я хочу проверить, как вы помните имена из сказки. Только на этот раз мы будем вспоминать имена... животных.
«Имена животных»
- Сирле — белка;
- Мартин — гусь;
- Тирле — бельчонок;
- Эрменрих — аист;
- Смирре — лис;
- Фумле-Друмле — ворон;
- Брумме — медвежонок;
- Горго — орленок.
6. Ты мне, я тебе»
Команды задают друг другу вопросы. Если команда соперника не отвечает,
вопрос адресуется команде, вытянувшей номер вопроса.
- Назовите фамилию Нильса. (Холъгерссон.)
- Сколько лет было Нильсу? (12 лет.)
- К кому обратился Нильс за помощью, выйдя во двор маленьким? (к коту)
- Назовите дату, когда началось путешествие Нильса с дикими гусями. (Воскресенье, 20 марта.)
- Кто был вожаком стаи диких гусей? (АккаКебнекайсе.)
*-Почему гуси согласились взять Нильса в путешествие? (Нильс спас гуся от лиса Смирре.)
*-Когда закончилось путешествие Нильса?
(9 ноября)
- Какие чувства испытывал Нильс во время погони за лисом? Подтвердите строчками из текста. ( страстное желание догнать лиса, был одержим приступом храбрости .64 – Не раздумывая, Нильс бросился в погоню.
Стр.65 - …вцепился в лисий хвости дёрнул его что было силы)
- Какие чувства испытывал Нильс, когда лис выпустил гуся? Подтверди строчками из текста. (стр. 65 – один с радостью..; Нильс развеселился, крепко вцепился лису в хвост)
Физкультминутка
Совершим небольшое путешествие в теплые страны, отдохнём.
Только в джунгли мы зашли, налетели комары.
Дальше в тропиках шагаем, ягуара мы встречаем.
Но его мы обхитрим, на носочках убежим.
Ближе к пальме мы подходим, и бананы там находим.
Привезём домой скорей, угостим своих друзей.
III Работа по теме:
- Настало время познакомиться со следующей главой из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
1) Чтение стр. 65-67.
- Какова главная тема прочитанной части ?
- Какие чувства испытывал Нильс ночью сидя на дереве? Подтвердите строчками из текста. ( испытывал разные чувства – чувство страха, чувство одиночества и обидыСтр. 67 – Нильс почувствовал себя таким несчастным и одиноким)
- Предположите, что будет дальше
2) Самостоятельное чтение стр.67-69
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Как характеризует диких гусей та игра, которую они затеяли с лисом Смирре? (Благородство стаи, способность гусей быть благодарными, быть настоящими товарищами)
- Разве для того, чтобы выручить Нильса, нельзя было просто подлететь к дереву и забрать его. Разве в этой игре была необходимость? Если не было, то зачем же гуси её затеяли? (Это настоящий урок лису Смирре)
- Какое решение за всех приняла АккаКнибикайзе? (стр.68 – Теперь ты надолго запомнишь, каково тягаться со стаей АккиКнебекайзе)
3 Просмотр отрывка мультфильма
4. Ответы на вопросы.
- Мы вспомнили всю повесть – сказку , которую читали и как вы думаете, когда же началось превращение Нильса в человека: когда он произнёс заклинание или намного раньше? С чем это было связано? Трудно ли человеку стать человеком? Что для этого нужно?
- Какие изменения в характере Нильса вы считаете самыми важными?
(Научился помогать другим, не оставлять их в беде. Научился заботиться о других, прислушиваться к ним. Научился дружить и любить других)
Повесть-сказка Сельмы Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» показывает, что самая сложная работа по воспитанию внутреннего мира человека, мира его чувств.
-Чему научился Нильс во время путешествия?
!
(Понимать природу, чувствовать её красоту, радоваться ветру, солнцу,
морским брызгам, слышать голоса леса, шелест трав, шорох листвы.
Узнал историю своей страны. Научился никого не бояться, но остере-
гаться. Научился дружить.
- Что помогает человеку стать человеком? (ПРИРОДА)
-Как надо относиться к природе?
-Чем вы можете помочь?
5.Чтение стихотворения
После вьюги-снегопада
Разогнать берёзку надо,
Надо яблоньку спасти,
Снег тяжёлый отрясти.
Если вдруг на дубе старом
Кем-то ранена кора,
То её адовым варом
Быстро смажет детвора.
Сук надломанный подвяжут,
Строго-настрого прикажут,-
Пусть никто под Новый год
В лес за ёлкой не идёт!
Мы следить за этим будем,
Чтобы рос на радость людям,
Чтобы весело вокруг
Шелестел зелёный друг.
З. Александрова.
6. Прослушивание песни (не дразните собак – последний куплет)
IV. Рефлексия.
Если урок был полезный и интересный, то покажите зелёную карточку, а если у вас были затруднения и урок не понравился, то жёлтую карточку.
V. Домашнее задание.
- Перескажите главу от имени Нильса и выполните рисунок к понравившейся главе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Урок внеклассного чтения для 6 класса. Сельма Лагерлёф. Легенды о Христе. Красношейка.
Учащиеся знакомятся с творчеством шведской писательницы Сельмы Лагерлёф, лауреата Нобелевской премии по литературе. Легенда "Красношейка" позволяет взглянуть на евангельские события с неожиданной точк...
Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...
Проектная работа «Как трудно стать человеком» (Проблемы воспитания и самоопределения человека в русской литературе) 9 класс
Детство - очень важный этап в процессе формирования человеческой личности. Именно в это период формируется мировоззрение человека, складываются взгляды на жизнь, появляются первые желания и начи...
Человека воспитать невозможно, можно помочь ребенку стать Человеком.
Воспитательная деятельность на сегодняшний день - одно из самых сложных направлений в работе современного классного руководителя. Я – классный руководитель уже шестого класса. В прошлом го...
Конспект урока биологии по теме "Биологическая природа человека. Расы человека" (8 класс)
Урок биологии в 8 классе по теме "Биологическая природа человека. Расы человека"....