Взрослая мудрость Маленького принца
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Каменная Ольга Александровна

Урок-мастерская по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_malenkiy_prints.doc83.5 КБ
Office presentation icon ekzyuperi.ppt1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Взрослая мудрость Маленького принца
Урок-мастерская по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цели урока:

Образовательные: совершенствовать навыки проблемного и образного анализа художественного произведения, дать представление о жанре философской сказки, показать идейно-эмоциональное богатство сказки.

Воспитательные: развивать аналитическое мышление, творческое воображение, коммуникативные навыки, нравственные качества личности, умение сопереживать героям, понимать чувства других людей.  

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с текстом, групповой работы над проектом, читательский интерес, формировать эстетический вкус учащихся средствами литературы.


Оборудование урока:

  1. Оформленная доска;
  2. Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры для творческой работы групп;
  3. Музыкальное оформление (музыка «Одинокий пастух» в исполнении оркестра под управлением П. Мориа; песня «Маленький принц», муз. М Таривердиева, сл. Н.Добронравова);
  4. Толковый словарь;
  5. Мультимедийное оборудование для показа презентации.


Предварительная подготовка к уроку

Чтение сказки «Маленький принц».

Ход урока

  1. Индукция.

Звучит мелодия «Одинокий пастух».

  1. Чтение отрывка из сказки (учитель):


"...Я охотно начал бы эту повесть как волшебную сказку. Я хотел бы её начать так:
"Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга...». Те, кто понимает, что такое жизнь, сразу увидели бы, что все это гораздо больше похоже на правду. Ибо я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы. Сердце моё просто сжимается, когда я вспоминаю своего друга, и нелегко мне о нём говорить. Прошло шесть лет с тех пор, как он вместе со своим барашком покинул меня. И я пытаюсь рассказать о нём для того, чтобы его не забыть. Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничего не интересно, кроме цифр...»

- Нашим собеседником сегодня будет добрый, мудрый человек - французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери и, конечно, главный герой его сказки, загадочный Маленький принц.

  1. Сообщение ученика о Сент-Экзюпери.        

Прислушайтесь, как необычно и особенно звучит имя - Антуан де Сент-Экзюпери. Необычна была и судьба писателя.

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году во французском городе Лионе. Его семья принадлежит старинному роду графов и рыцарей. Мать его была талантливой художницей, отец – страховым агентом.  

Детство писателя прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. С детства Антуан был романтичным человеком, любил природу. По вечерам он со своими сестрами и братом забирался на чердак и, тесно прижавшись друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом.

      Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В семье его называли “Король Солнце” из-за белокурых волос. Товарищи прозвали Антуана “Звездочет”, потому что нос его был вздернут к небу. В школе у Антуана было прозвище “Достань-ка луну”. По характеру он был веселый, дружелюбный.

Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям и дарила надежду на счастье.

В 1944 г. он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.

Он поднимался в небо, постоянно любуясь Землей. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую.

  1. Мотивация к изучению сказки

- Антуана де Сент-Экзюпери.

Жил он недолго, написал немного, но успел сказать людям самое главное…

Он любил всё необычное: смотреть на звездное небо, мечтать о далеких планетах, что-то изобретать, пускать мыльные пузыри, при этом забавляя малышей.

А давайте мы вспомнить свое раннее детство, когда тоже пускали мыльные пузыри.

(вызываются 2 чел., пускают мыльные пузыри)

- На что похожи эти мыльные пузыри?

(на множество маленьких планет во Вселенной, по которым путешествовал герой нашей сказки, по которым будем путешествовать и мы с вами)

- Живёт на свете уже много-много лет удивительная, мудрая сказка Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц», которая переведена на 118 языков мира.

- А чем она удивительна? (…)

  1. Определение целей урока

- Итак, какие цели мы должны поставить перед собой и достичь на нашем уроке? (…)

- Я приглашаю вас сегодня к размышлению над важными вопросами жизни: для чего человек живёт? что значит верная дружба и настоящая любовь? как не быть одиноким?

  1. Актуализация знаний учащихся

- Вы самостоятельно прочитали сказку А. де Сент-Экзюпери. Вспомните, а что такое сказка? К какому виду сказок вы отнесли бы сказку «Маленький принц»? (философской) А что такое философия? (…)  Посмотрите в словаре (работа со словарем)

Так вот почему автор не хочет, чтобы его книгу «читали просто ради забавы».

А ради чего стоит читать сказку «Маленький принц»?

Обобщение:


- Мы называем сказку «Маленький принц» философской. «Философия в переводе с греческого означает «любить мудрость». Автор хотел, чтобы с помощью его сказки мы стали мудрее. К этому мы сегодня и будем стремиться.

  1. Образный анализ сказки

Расскажите о главном герое сказки, о Маленьком принце и его планете.

(Маленький принц живет один на маленькой планете, на которой нет ничего, кроме вулканов. Маленький принц постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходиться пропалывать землю, так как из космоса может залететь семя баобаба, прорасти и разорвать планету на части. Единственное развлечение Маленького принца - смотреть на закат солнца.)

- А чем так дорожит Маленький принц на своей планете? Какой порядок он там установил? Чему мы можем у него поучиться?

(«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».)

- Почему Маленький принц решил путешествовать по планетам?

- А вот с кем он познакомился на этих планетах и чему научился, вы нам расскажите, когда создадите мини-проекты. Вы сейчас будете работать в группах.

А прежде вы должны отгадать, о какой планете идет речь. Я называю только ключевые слова, вы отгадываете планету.

Игра «Отгадай планету»

1) пурпур, горностай, восседать, величество, мантия (планета Короля)

На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного  и не может прожить минуты,  не издавая приказов. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции – а судить некого.

2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, раскланиваться (планета Честолюбца)

Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.

Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.

На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек.

3) невесело,  хочу забыть, совестно, бедняга (планета Пьяницы)

Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

4) головы не поднял, некогда, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ  (планета Делового человека)

Деловой человек на своей планете  занят бессмысленным подсчетом звезд.

5) меньше всех, уговор, гасил, зажигал, нет ни секунды передышки (планета Фонарщика)

На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову.

6) толстенные книги, путешественник, кабинет, справки, учебник (планета Географа)

  1. Самоконструкция (создание творческого продукта)

Работа в группах (выбрать карточку с названием планеты)

Задание на карточках

Написать название планеты.

Нарисовать эмблему планеты.

- Что важно, ценно для обитателя планеты?

- Какая черта определяет характер обитателя планеты? (записать)

- Что это значит? ( при необходимости обратиться к толковому словарю)

Охарактеризуйте этого человека.

- Чему научился Маленький принц на этой планете? Запишите вывод.

  1. Социализация
  1. Представление творческих проектов

Обобщение: Итак, путешествуя, Маленький принц встречает каких людей? (порочных людей, не выдерживающих испытания властью, славой, богатством, они не сделали ни одного доброго дела. Они нищие духом. Жизнь обитателей планет бессмысленна, все взрослые  думали только о себе).

- Что является главным, ценным для каждого из них? И какая порочная черта характера проявляется? (читаем по творческим проектам)

•        для короля – власть (властолюбие)

•        для честолюбца – почитание, восхищение, похвала (тщеславие)

•        для пьяницы – употребление спиртных напитков (слабоволие)

•        для делового человека – богатство (жадность, скупость)

•        для фонарщика – уговор (верность своему слову, труд)

•        для географа – бессмысленное накопление знаний, деловитость (формальность)

Кто из обитателей этих планет все-таки чем-то понравился Маленькому принцу?

  1. Проблемный анализ сказки

- Удовлетворен ли своим путешествием Маленький принц?

- Почему он после такого путешествия отправляется еще на планету Земля? (географ сказал: «У Земли неплохая репутация»)

- Что удивляет Маленького принца на Земле? Давайте вместе оформим проект о планете Земля. Какие опорные слова можно написать? (оформляем на доске)

(Земной шар. Земля – планета не простая! Есть и короли, и географы, и пьяницы, и фонарщики, и честолюбцы – около 2 млрд. взрослых.)

- Что рассчитывает здесь найти Маленький принц?

(это последняя надежда найти доброго, праведного человека, друга)

- Оправдались ли надежды  Маленького принца на Земле?

     (Оправдались: он встретился с летчиком,  человеком бескорыстным, заботливым, отзывчивым)

Обобщение

Маленький принц до появления розы чувствовал себя одиноким. Почему же лётчик, на планете которого живут миллионы людей, чувствует тоже себя одиноким? Почему Маленький принц и лётчик так быстро нашли общий язык и подружились?

- Изменился ли сам Маленький принц  в результате путешествия на планету Земля? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем диалог Маленького принца и Лиса.

Чтение диалога отрывками.

- Чему научил героя Лис?

(«Мы в ответе за тех, кого приручили», «глазами главного не увидишь, зорко одно лишь сердце»).

- Как вы понимаете слово «приручить»? (создать узы, т.е. заботиться о ком-то, быть ответственным)

- Кого уже приручил когда-то Маленький принц? (розу; теперь постоянно думает, беспокоится о ней)

  1. Самоконструкция (создание творческого продукта)

Работа в группах

- Когда вы читали сказку, то, наверное, обратили внимание на некоторые мудрые мысли, которые можно назвать заповедями, правилами жизни.

Сейчас вы работаете в своей группе: находите в данной главе афоризмы и оформляете их на плакате.

1 группа – 4 глава

2 группа – 5 глава

3 группа – 8 глава

4 группа – 10 глава

5 группа – 21 глава

  1. группа – 26 глава

  1. Социализация (представление плакатов)
  1. Обобщение

- Итак, у нас получился вот такой свод заповедей из сказки «Маленький принц»

  • «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»
  • «Глупо лгать, когда тебя так легко уличить!»
  • «Надо судить не по словам, а по делам»
  • «Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»
  • «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»
  • «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»
  • «Там хорошо, где нас нет»
  • «Среди людей тоже одиноко»
  • «Самое главное – то, чего глазами не увидишь»
  • «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»
  • «У каждого человека свои звезды»

- Как вы их понимаете?

- Маленький принц, путешествуя по планетам, постигает жизнь и учит нас жить по нравственным законам.

  1. Проблемный анализ сказки

- Актуальны ли в нашем XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?

- Обратили ли вы внимание на то, как отзывается Маленький принц о взрослых после посещения каждой планеты? (чтение цитат)

- Почему Маленький принц постоянно подчеркивает «странность» взрослых?

(Дети — это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети — это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства... взрослые забыли вечные истины, они слишком увлечены подсчётами, заражены честолюбием, властолюбием, они иные. Бывает так, что взрослые совершенно не понимают своих детей, а дети делают безуспешную попытку достучаться до сердец взрослых. А таким образом, дети постигают жизнь самостоятельно, как и делал это Маленький принц.)

  1. Разрыв

– Как вы думаете, почему А.де Сент-Экзюпери обратился к жанру сказки?

- А почему сказку «Маленький принц» называют детской книгой для взрослых? (Дети увидят в ней сказку, а взрослые вспомнят свое детство и научатся лучше понимать детей        

- Перечитайте посвящение и объясните, почему сказка посвящена взрослому человеку Леону Верту, но с оговоркой - когда он был маленький.

Образы сказки символичны:

- Определите в своих группах, что обозначают данные образы-символы:

Маленький принц – это не только образ конкретного героя, но и символ ребенка, который познаёт мир, стремится узнать как можно больше обо всем, любознательный, общительный, вежливый, ответственный.;

роза – это не просто цветок, это символ дружбы, любви;

Лис – это символ природы, друга, мудрости;

астероид малыша – это символ планеты, а еще – это далекий для многих взрослых мир детства.

баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить.

  1. Подведение итогов урока

- Теперь, по окончании урока, вы можете ответить на вопрос: чем для вас является сказка «Маленький принц?»

Сказка «Маленький принц» — это своего рода книга мудрости, жизненных правил.

- Почему в конце сказки Маленький принц гибнет, обратившись за помощью к Змее (за “хорошим ядом”)?

- Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Как вы понимаете такой финал?

Песня «Маленький принц», муз. М.Таривердиева, сл. Н.Добронравова

Исполняем все вместе.

Рефлексия (на листочках)

Продолжите предложения:

— Мне понравилось...

— Я запомнил(а)...

— Я поняла(а)...

— Меня удивило...

Домашнее задание:  Подумайте и ответьте в своих тетрадях на вопрос: «Что в моем характере нужно изменить, чтобы стать настоящим человеком с планеты Земля?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Антуан де Сент Экзюпери (1900 – 1944)

Слайд 3

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исценировки "Маленький принц" на конкурс "Открытый мир"

1 место на региональном конкурсе "Открытый Мир" в номинации "Книги и мысли", 2010 год.  Французский язык Саша учит второй год, это его второй иностранный язык. В руках у него был Лис (...

"Ты нам нужен, Маленький Принц!"

Презентация к уроку по философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"....

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

10 уроков маленького принца

Презентация к уроку литературы в 6 классе....

Тема урока: «У каждого человека свои звезды…» по произведению Экзюпери "Маленький принц"

Цели урока: Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя. Развивающие цели: ...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА (урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц». Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль...