Литературный процесс 20-х годов (обзор).
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Чарушникова Наталья Израилевна

 

Цели:

  1. воспитательная:
  • формирование нравственных основ мировоззрения учащихся;
  • создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;
  1. образовательная:
  • составить общую характеристику литературного процесса в России 20-х годов;
  •  отметить разнообразие литературных группировок как показатель поисков поэтического языка новой эпохи;
  1. развивающая:
  • развивать навыков конспектирования;
  • развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.

Тип урока:  урок совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока:  лекция.

Методические приёмы: составление конспекта лекции,  беседа по вопросам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smutnoevremya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

 

Литературный процесс 20-х годов (обзор).

Цели: 

  1. воспитательная:
  • формирование нравственных основ мировоззрения учащихся;
  • создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;
  1. образовательная:
  • составить общую характеристику литературного процесса в России 20-х годов;
  •  отметить разнообразие литературных группировок как показатель поисков поэтического языка новой эпохи;
  1. развивающая:
  • развивать навыков конспектирования;
  • развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.

Тип урока:  урок совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока:  лекция.

Методические приёмы: составление конспекта лекции,  беседа по вопросам.

Прогнозируемый результат:

  •  знать общую характеристику литературного процесса в России 20-х годов;
  • уметь  выделять основное в тексте.

Оборудование: тетради,  сборник стихотворений, компьютер, мультимедиа, презентация.

 

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Мотивация учебной деятельности.  Целеполагание.

  1.  Слово преподавателя.

 Литература в не меньшей (а подчас и в большей) степени, чем наука, формирует представление об истории. Создав немало мифов о революции, литература, тем не менее, еще в 20-е годы, по горячим следам событий, запечатлела сложный, крайне противоречивый образ времени, в этом ее историзм. Она отразила многообразие представлений о свершившихся на глазах художников переменах (Пильняк назвал их «перепряжкой истории»). Долгое время мы не представляли всей полноты этой картины времени, поскольку целый ряд художественно значимых, но не отвечавших официальным представлениям о том, как «надо» изображать революцию и гражданскую войну, произведений был изъят из литературного процесса.

«...Может оказаться, что художник сделал большее, чем задумал (смог больше, чем думал!), иное, чем задумал». Эти слова Марины Цветаевой – одно из звеньев в ее цепочке размышлений об уроках искусства, законах творчества. В них поэтесса отразила характерную особенность XX века, который – пожалуй, как никогда прежде – накрепко сплавил судьбу поэтического слова с человеческой судьбой его творца, это отразилось и в поэзии 20-х годов. В статье Цветаевой «Искусство при свете совести» мы читаем: «Поэта, не принимающего какой бы то ни было стихии, – нет. Не принимает (отвергает и даже – извергает) человек... Единственная молитва поэта о неслышании голосов: не услышу – да не отвечу. Ибо услышать для поэта – уже ответить...»

  1. Обсуждение темы и целей урока.

 III. Совершенствование знаний, умений и навыков.

1.Лекция.  Литература 20-х годов. Обзор.

 

План лекции

1. Общая характеристика литературного процесса.

2. Литературные группировки. «Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЕРИУ, «Серапионовы братья» и др.

3. Эксперименты со словом.

4. Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей 20-х г.

5. Русская эмигрантская сатира, ее направленность. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи «Ностальгия»).

6. Развитие жанра антиутопии в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее.

  Общая характеристика литературного процесса.

После революции 1917 года в литературе вызревали качественно новые признаки, произошел её раскол на три ветви: советскую литературу, «задержанную»   и литературу русского зарубежья.

С самого начала 20-х годов начинается   время развала и культурного самообеднения России.

В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м.

В год образования СССР (1922) выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой. Спустя десятилетия ее шестая и седьмая книги выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями.

Высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, В. Ходасевич и сразу затем Г. Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, а также - на время - сам М. Горький.

Если в 1921 г. открылись первые «толстые» советские журналы, то «августовский культурный погром 1922 года стал сигналом к началу массовых гонений на свободную литературу, свободную мысль.

Один за другим стали закрываться журналы, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник». Закрыт был и сборник «Литературная мысль». В 1924 году прекратилось издание журнала «Русский современник» и т.п. и т.д.»

Рубежный характер начала 20-х годов очевиден, но не абсолютен. В области стихосложения, «серебряный век» «жил» до середины 20-х годов. Крупнейшие поэты «серебряного века»   и в советское время, при всей их эволюции и вынужденном долгом молчании, в главном сохраняли верность себе до конца: М. Волошин до 1932 г., М. Кузмин до 1936, О. Мандельштам до 1938, Б. Пастернак до 1960, А. Ахматовадо 1966. Даже расстрелянный Гумилев «тайно» жил в поэтике своих последователей. «Н. Тихонов и А. Сурков, каждый на свой лад, перерабатывали интонации и приемы Гумилева в те годы, когда имя Гумилева было под запретом...». Среди прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после революции, были М. Булгаков, Ю. Тынянов, К. Вагинов, Л. Добычин, С. Кржижановский и др.


  Литературные группировки. «Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЕРИУ, «Серапионовы братья» и др.

 

 По всей стране было множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений.

Каковы причины возникновения столь многочисленных и разнохарактерных литературных групп? Обычно на первый план выдвигаются материально-бытовые: "Вместе легче преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы людей, причастных к литературе и искусству". В обилии группировок сказывались и разные художественные пристрастия, и идейное размежевание. Хотя руководство правящей партии и пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана "методика" такого подчинения. Создалось такое положение, что, вместо ожидаемого мощного потока писателей-коммунистов или рабочих-писателей появился ряд отдельных литературных кружков. Наиболее заметные литературные группировки того времени: ЛЕФ {Левый фронт искусства), "Перевал"; конструктивизм, или ЛЦК; Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).

Постоянная литературная борьба за отстаивание своих узкогрупповых интересов вносила в литературную атмосферу нервозность, нетерпимость, кастовость.

    Наиболее заметные литературные группировки того времени: ЛЕФ {Левый фронт искусства), "Перевал"; конструктивизм, или ЛЦК; Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).

Литературная группа ЛЕФ, или Левый фронт (искусства):

• возникла в 1922 г.;

• просуществовала в спорах и борьбе с пролетарскими, крестьянскими писателями до 1928 г.;

• состояла в основном из поэтов и теоретиков предреволюционного литературного направления футуризма во главе с В. Маяковским, О. Бриком,

В.  Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученых и др.; недолгое время в эту группу входил Б.Л. Пастернак;

выдвигала следующие теоретические положения литературы и искусства:

• утверждение союза искусства с производством;

• выполнение искусством функции жизнестроительства;

• пропаганда веры в технический прогресс в экономике;

• понимание литературы как факта, репортажа и документалистики вместо вымысла, который должен быть отменен как пережиток прошлого;

• отрицание пушкинского реализма;

• отвержение всякого личностного, интимного начала в творчестве.

Литературная группа "Перевал":

•являлась марксистской литературной группой;

• возникла в Москве в 1923—1924 гг.;

• активно развивалась в 1926—1927 гг.;

• имела издательскую базу в виде журнала "Красная новь" и сборников "Перевал", которые выходили до 1929 г.;

• в качестве неформального лидера выступал критик А.К. Воронский (1884-1943);

• в гр. входили М. Светлов, Э. Багрицкий, А. Платонов, Иван Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин и др.;

имела следующую литературную платформу:

• отстаивание свободы писателей от навязываемого им "социального заказа";

• защита права автора на выбор темы, жанра, отвечающего индивидуальности творца;

• борьба с нормативным "управляемым искусством", которое утверждалось сторонниками пролетарской литературы;

• понимание художественного образа как гораздо более высокого, сложного, многозначного, чем любая голая идея, схема;

•была обвинена во внеклассовом, надысторическом подходе к искусству, в культе красоты, в неверии в возможность рождения нового классового искусства;

• после разгрома троцкизма и исключения из партии лидера направления А.К. Воронского была распущена как реакционная организация.

Литературная группа ЛЦК, или литературный центр конструктивистов:

· возникла в 1924 г. на почве литературного направления – конструктивизма, распалась весной 1930 г.;

· в группу входили И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович;

имела следующую литературную позицию: 
- тяготение к фактам и цифрам;

- использование деловой речи, цитат из документов, описаний события; 
- стремление к преодолению в литературе человека с его слабостями, тонкостями души, архаизмом привязанностей к дому, семье и прошлому;

- предельно полное, рациональное подчинение образов и метафор (а в стихотворении - рифм) теме произведения;

- отрицание национальной специфики искусства.

Литературная группа ОБЭРИУ, или Объединение реального искусства:

· являлась небольшой по численности камерно-салонной группой поэтов, многие из которых почти не публиковались;

· была основана в 1926 г. Даниилом Хармсом, Александром, Введенским и Николаем Заболоцким;

· в разные годы в группу входили прозаик КК Вагинов, драматург

Е.Л. Шварц, сотрудничали с ней художники Павел Филонов и Казимир Малевич;  

· находилась под влиянием идей футуристов, в частности В. Хлебникова;

· преследовала целью пародийно-абсурдное изображение действительности;

· участники группы чаще всего издавались в 30-е гг, как писатели для детей;

· традиции и эксперименты группы были продолжены в 70 - 80-е гг. многими представителями авангардного искусства - И.  Холиным, Д.  Приговым, Т. Кибировым и др.

Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) - самая мощная литературная организация

· официально оформилась в январе 1925 года

· входили крупные писатели: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др.

· печатным органом стал новый (с апреля 1926 г.) журнал "На литературном посту", который сменил осужденный журнал "На посту".

· ассоциация выдвинула новую, как казалось тогда, идейную и творческую платформу пролетарского литературного движения: объединить все творческие силы рабочего класса и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения

· ассоциация призывала к учебе у классиков, особенно у Л. Толстого, в этом проявилась ориентация группы именно на реалистическую традицию.

· РАПП эти надежды не оправдала и задачи не выполнила, действовала в разрез обозначенным задачам, насаждая дух групповщины:

Отдельно от большинства существующих литературных группировок стояли О.Э. Мандельштам, А. Ахматова, А. Грин, М. Цветаева и др;

Тема революции   в творчестве писателей 20-х годов.  Эксперименты со словом.  

 Ведущей темой поэзии 20-х годов была тема России и революции. Она прозвучала в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

Ярким явлением в литературе 20-х годов стала новокрестьянская поэзия (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин). Новые крестьянские поэты внесли в поэзию ХХ века совершенно отличные от предшественников темы: идеи христианской жертвенности, символы древнерусской книжности и иконописи, использование славянской мифологии, обрядовой традиции.

В новокрестьянской поэзии исчезают стоны и жалобы на крестьянскую жизнь, а на смену им приходит гордое воспевание национальной культуры. Ключевым образом становится дом, изба, которая является для человека, по мнению новокрестьянских поэтом, моделью всего мироздания.

Новокрестьянские поэты с энтузиазмом восприняли революцию, посвятив ей своё творчество. Но в послереволюционное время их поэзия была отодвинута на второстепенные позиции пролетарской поэзией, которая была объявлена партией самой передовой и революционной. Самый яркий и талантливый представитель новокрестьянской поэзии – Сергей Есенин.

Пролетарская поэзия (В. Князев, И. Садофьев, В. Гастев, А. Маширов, Ф. Шкулёв, В. Кириллов) представила массового героя – героя «мы». Главные идеи пролетарской поэзии – защита революции и построение нового мира. Основные жанры – гимн, марш.

Романтическая поэзия (Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов).

Культурологическая поэзия (А. Ахматова, Н. Гумилёв, В. Ходасевич, И. Северянин, М. Волошин) сформировалась еще до 1917 года.

Поэзия с философской ориентацией (В. Хлебников, Н. Заболоцкий).

В поисках поэтического языка новой эпохи в поэзии происходят эксперименты со словом (В. Хлебников, А. Кручёных, поэты-обэриуты). Они занимались словотворчеством, придумывали неологизмы, намеренно нарушали синтаксические нормы.

 Русская эмигрантская сатира, ее направленность. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи «Ностальгия».

Развитие русской сатиры в начале двадцатого века отразило сложный, противоречивый процесс борьбы и смены разных литературных направлений. Новые эстетические рубежи реализма, натурализм, расцвет и кризис модернизма своеобразно преломились в сатире. Специфика сатирического образа делает подчас особенно сложным решение вопроса о принадлежности сатирика к тому или другому литературному направлению. Тем не менее в сатире начала двадцатого века прослеживается взаимодействие всех перечисленных школ.

Аркадий Тимофеевич Аверченко занимает особое место в истории русской литературы. Современники называют его «королем смеха», и определение это абсолютно справедливо. Аверченко по праву входит в когорту признанных классиков отечественной юмористики первой трети двадцатого века. Редактор и бессменный автор пользовавшегося большой популярностью журнала «Сатирикон», Аверченко обогатил сатирическую прозу яркими образами и мотивами, отображающими жизнь России в эпоху трех революций. Художественных мир писателя вбирает в себя многообразие сатирических типов, поражает обилием специфических приемов создания комичного. Творческая установка Аверченко и «Сатирикона» в целом заключалась в выявлении и осмеянии общественных пороков, в отделении подлинной культуры от разного рода подделок под нее.

В 1921 г. в Париже вышла пятифранковая книжка рассказов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». Название точно отражало смысл и содержание двенадцати рассказов, которым автор предпослал предисловие: «Может быть, прочтя заглавие этой книги, какой-нибудь сердобольный читатель, не разобрав дела, сразу и раскудахчется, как курица:
— Ах, ах! Какой бессердечный, жестоковыйный молодой человек этот Аркадий Аверченко!! Взял да и воткнул в спину революции ножик, да и не один, а целых двенадцать!

Поступок, что и говорить — жестокий, но давайте любовно и вдумчиво разберемся в нем.

Прежде всего спросим себя, положив руку на сердце:
— Да есть ли у нас сейчас революция?..

Разве та гниль, глупость, дрянь, копоть и мрак, что происходит сейчас, разве это революция?»

Никогда ранее писательский темперамент Аверченко не обретал такой яростной силы и выразительности. Рассказы «Фокус великого кино». «Поэма о голодном человеке», «Трава, примятая сапогом», «Чертово колесо», «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина», «Новая русская сказка», «Короли у себя дома» и т. д.— короткие, со стремительно, пружинно раскручивающимся сюжетом и яркостью обличительных характеристик. Куда подевалось мелкотемье, благодушный юмор, сытый смех! Завершалась книжка вопросом: «За что они Россию так?..» («Осколки разбитого вдребезги»).

Книжка вызвала отповедь в советской печати. Разобрав ряд аверченковских рассказов. Н. Мещеряков, например, сделал вывод: «Вот до какой мерзости, до какого «юмора висельника» дошел теперь веселый балагур Аркадий Аверченко». Вместе с тем на страницах «Правды» появилась статья другая, обстоятельно доказывавшая, что в сатире Аверченко есть нечто полезное и для советского читателя. Эту статью, как известно, написал В. И. Ленин. Характеризуя рассказы «озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца Аркадия Аверченко», Ленин отмечал: «Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки».

Несомненно, ведущее место в «сатириконском» направлении занимает творчество Тэффи, с именем которой связано выделение «русской» линии юмора в противоположность аверченковскому американизму. Своеобразие «русского» юмора Тэффи определяется особой доброжелательностью повествования, теплотою отношения писательницы к своим героям. Да и сама Тэффи, по воспоминаниям современников, отличалась удивительной добротой и человечностью, которые не покидали её даже на страницах сатирических рассказов.

Рассказы "Ностальгия" и "Маркита" относятся к эмигрантскому периоду жизни писательницы и написаны в 20-е годы во Франции, когда "русское беженство" вынуждено было приспосабливаться к новым условиям и искать лучшей доли. Тэффи и сама прошла через все "прелести" эмигрантской жизни и знала о ней практически все. Подобно другим русским художникам, покинувшим родину после Октябрьской революции, она стала своеобразным летописцем жизни русских в изгнании.
     Сохранилась проблематика ее произведений, все так же заставлявших читателя взглянуть на себя как бы со стороны и увидеть свои пороки, но изменился общий взгляд на человека, став более мягким и понимающим. Тэффи сочувствовала товарищам по несчастью, хотя никогда не стремилась к их идеализации. Она не скрывала ни глупости, ни ограниченности своих персонажей, ни их нежелание почувствовать себя частью большого мира. Но, с другой стороны, в ее рассказах добавилось грусти, какой-то мягкости и понимания человеческих слабостей.
      Рассказ "Ностальгия" вписывает новеллистику художницы в общий контекст русской зарубежной литературы 20-х годов, в которой тема тоски по утраченной родине была одной из ведущих.

Развитие жанра антиутопии в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее.

С древнейших времен люди мечтали, что придет время, когда между человеком и человеком, человеком и миром наступит полная гармония. Эта великая мечта нашла отражение в литературе и определила рождение жанра, получившего название утопии. Ее основоположником считается  английский писатель и гуманист Томас Мор, автор книги «Утопия». Этот жанр предполагает развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны. Жизнь этой страны - далеко впереди по сравнению с современностью и отличается идеальным государственным укладом, всеобщей социальной справедливостью.

   В книгах Т.Мора, Кампанелла («Город солнца»), в четвертом сне Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» социальный прогресс и гуманизм по отношению к отдельной личности достигают воображаемого совершенства.

   Центральной идеей утопии стала идея всеобщего равенства. Именно равные права и равные обязанности сограждан делают каждого из них счастливыми.

   Начало 20-го века, и особенно Октябрьская революция, породили в сознании людей новые утопические иллюзии. Многим жившим в ту пору, прекрасную и трагическую эпоху казалось, что революция приведет человечество в рай. Идея равенства, братства витала в  воздухе. Вот почему столь ощутимы элементы утопии в советской литературе первых послеоктябрьских лет.

  Но именно в 20-е годы 20-го века зарождается жанр антиутопии.

Социалистическая революция 1917 г. не оправдала надежд даже самых активных своих участников, и реакцией на крушение надежд стал ряд произведений передовых писателей, одним из которых являлся Е. И. Замятин.  

 

IV. Информация о домашней работе:

 Подготовить сообщение о В.Маяковском.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

          Сегодня на уроке мы попытались всесторонне осветить литературный процесс 20-х годов, наметили те проблемы, которые стояли в литературе этого периода.

       Обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи мы рассматривали философские проблемы, связанные с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки".

Эта работа позволит проверить знания, полученные на уроке. Ее можно провести в конце урока, на котором тема была изучена, или на следующем уроке....

Тематический зачет. Литература в годы Великой Октябрьской революции и литературный процесс 20-х годов ХХ века.

Тематический зачет состоит из двух частей: тестовых заданий (с выбором ответа)  и  творческой  работы....

Конспект и презентация к уроку "Литературный процесс 20-х годов ХХ века"

Публикация содержит презентацию и материалы к уроку по теме "Литературный процесс 20-х годов ХХ века"...

Урок "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-Х ГОДОВ 20 ВЕКА"

Конспект обзорного урока литературы в 11 классе...

Урок литературы в 11 классе. Литературный процесс 30-х годов

На уроке учащиеся  знакомятся с общественно - культурной ситуацией в России в 1930-е гг., с основными тенденциями развития литературы этого периода, с разными идейно-художественными позиция...