Литературно-музыкальная композиция, посвященная 80-летию со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого
методическая разработка по литературе

Хасплатова Эсфира Эмиргамзаевна

Цель: 1) создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника;

2) воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, чувствовать прекрасное;

3) формирование знаний об авторской песне.

Ход мероприятия:               

Сегодняшняя литературно- музыкальная композиция  посвящена актеру, барду, поэту, композитору, Человеку, Владимиру Семеновичу Высоцкому, песни и голос которого известны всему миру.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vysotskiy_.doc109 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе для 7класса

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 80-летию со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого учителя русского языка и литературы

МКОУ «Советская СОШ» Хасплатовой Эсфиры Эмиргамзаевны

Цель: 1) создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника;

2) воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, чувствовать прекрасное;

3) формирование знаний об авторской песне.

Ход мероприятия:                

Сегодняшняя литературно- музыкальная композиция  посвящена актеру, барду, поэту, композитору, Человеку, Владимиру Семеновичу Высоцкому, песни и голос которого известны всему миру.    Он  мелькнул над землёй ослепительной вспышкой, как падающая с неба звезда, сгоревшая до срока, но свет её не погас – он в стихах и песнях, в его театральных образах и киноролях, в неистовом голосе, который звучит до сих пор с пластинок, кассет, дисков… Его популярность в нашей стране была поистине грандиозной. Стихи и песни Высоцкого потрясали устои общества, вселяли надежду на справедливость и лучшую участь.

Его песни  ворвались  в наши души, но говорить  о нем было нельзя. Его не издавали. Кого-то пугала  социальная направленность его стихов,  раздражала его популярность. Не трудно было  понять,  что испытывал он – Высоцкий,  который знал себе цену, но не имел возможности увидеть свои стихи опубликованными. Его надо было беречь, а его отвергали, о нем умалчивали. За что? За правду о себе, о своих современниках, о своем времени. Сегодня не найти человека, который бы не знал этого имени

Он прожил короткую, но яркую творческую жизнь и  ушёл из неё (жизни) в самом рассвете своих творческих сил. . 25 января ему исполнилось бы 80 лет.  

1 ученик:

Наш вечер - это дань памяти. Памяти о человеке, который воплотил в своем творчестве боль и совесть прошлого и настоящего времени. Дожить не успел, допеть не успел, не успел сказать что-то очень важное...

Говорят, что именно времени дано судить, станет ли поэт Поэтом. Время доказывает, что Высоцкий стал таковым. Прожив сорок два с лишним года, Высоцкий смог сделать очень много. Он говорил: “Мне есть, что спеть перед Всевышним...”

     Чтец: слайд2 музыка

Взрывная сила твоих песен

Будила души и умы.

Где упивалась властью плесень,

Тебя боялись, как чумы.

Магнитофонные кассеты

Твой хриплый голос нам несли.

Напрасно морщились эстеты –

Слова, как зёрна проросли.

Ты весь – порыв, ты весь как пламя,

Таким останешься в веках…

Высоцкий жив, и вечно с нами

Его звенящая строка!        (Павел Пятаков, г. Красноярск)

Ученица:

Пророков нет в отечестве моем,

А вот теперь ушла и совесть.

Он больше не споет нам ни о чем,

И можно жить, совсем не беспокоясь.

Лишь он умел сказать, и спеть умел,

    Что наших душ в ответ дрожали струны.

    Аккорд его срывался и звенел,

    Чтоб нас заставить мучаться и думать.

Он не допел, не досказал всего,

Что было пульсом и в душе звучало,

И сердце разорвалось от того,

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдет

    Так просто, вместе с тем и так достойно.

    Он умер! Да! И все же он поет,

    И песни не дадут нам жить спокойно.

(Никита Высоцкий)

2 ученик:

В 70-е годы  20 века его знала вся страна, несмотря на то, что запрещали печатать и слушать. Его слушали все, даже те, кто запрещал. У него была бешеная популярность при жизни не только в СССР, но и за рубежом. Он играл в одном из лучших театров страны главные роли, он любил одну из красивейших женщин – мировую знаменитость, киноактрису Марину Влади, он хорошо зарабатывал концертами, у него был единственный в Москве автомобиль «Мерседес», несмотря на запреты, ему удавалось изредка сниматься в кино…

Но он очень мучительно переживал то, что официально не был принят, власти делали вид, что такого поэта и певца не существует. Для артиста это было мукой. Человеком в кровь изрезанной душой был Владимир Высоцкий, который как истинный поэт пытался понять свое предназначение, найти свой путь...

 учит

На каждом концерте, спектакле, встрече, фильме он выкладывался так, как будто это было в последний раз. Он был все время в пути и на скорости. Он будто пытался успеть все. Но не успел…

Ученик:

Ещё одной звезды не стало.

И свет погас. Возьму упавшую гитару,

Спою для вас.

Слова грустны.

Мотив невесел,

В одну струну.

Но жизнь,

Расставшуюся с песней,

Я помяну.

И снова слышен хриплый голос.

Он в нас поёт.

Немало судеб укололось

О голос тот.

И над душой, что в синем небе,

Не властна смерть.

Ах, чёрный лебедь, хриплый лебедь,

Мне так не спеть.

Восходят ленты к нам и снимки.

Грустит мотив.

На чёрном озере пластинки

Вновь лебедь жив.

Лебедь жив…                 (А. Дементьев. «Чёрный лебедь».)

2 ученик:

Так кем же Владимир Высоцкий был для современников? Каким запомнился, что оставил нам после себя?

Чем восхищался и чего не любил? Пусть сегодня каждый увидит  и услышит “своего” Высоцкого.  Исполнение учеником песни В.Высоцкого «Я не люблю». 

 Слайд   3

   Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего.

Отец –Семён Владимирович – кадровый офицер, на фронте с первого и до последнего дня войны, участвовал в обороне Москвы, освобождал Донбасс, Львов, Прагу, с боями прошёл путь до Берлина. Родина наградила его 28-ю медалями и орденами.

      Мать – Нина Максимовна- переводчица с немецкого языка. Первые годы своего детства Володя жил с матерью. Какими были эти годы? Как и у всех детей довоенного времени: коммунальная квартира с множеством соседей, самые скромные игрушки. Володя был занятным ребёнком, рано начал говорить. Первой фразой, которую он произнёс, стоя вечером на крыльце дачи, была: «Вот она луна». К двум годам  знал много стихов и читал их довольно выразительно. В июле 1941 года (Володе тогда исполнилось 3 года), немцы начали бомбить Москву. Мать и сын спускались в убежище, и там он находил место повыше и читал стихи. В 1943 году Нина Максимовна и Володя  вынуждены были эвакуироваться на Урал в город Бузулук. Возвратились в Москву в 1945 году и Володя поступил учиться в 273-ю школу Щербаковского района в первый класс.

     Характером, внешностью, походкой Володя был очень похож на отца. Война разлучила их на долгих 4 года. Встретились они в июне 1945 года в Москве. Тогда-то отец и подарил Володе майорские погоны. В 1947 году отец, находившийся на военной службе, был направлен в Германию в город Эберсваль. Владимир тоже поехал с ним и его второй женой Евгенией Степановной. Возвратился в Россию в 1949 году и поступил в 5 класс 186 школы.

ЮностьСлайд №    4

       В апреле 1952 года Владимир принят в ряды ВЛКСМ. За время пребывания в комсомоле был членом комсомольского бюро, в 10 классе – редактором стенгазеты…

      Ещё учась в школе, он посещал драматический кружок в Доме Учителя. Здесь научился играть на гитаре, петь песни. Руководил кружком артист МХАТа В. И. Богомолов, который первый заметил у Высоцкого актёрское дарование и посоветовал ему пойти учиться в театральное училище.

«У меня в семье не было никого из актёров и режиссёров, никого из людей искусства, - вспоминал Владимир Семёнович, - но моя мама очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу – лет до 13-14 – водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству»

Слайд №    5

       В 1955 г. Володя закончил 10 класс и решительно заявил: «Хочу в театральный». Но родители были против, и он поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год, готовясь к экзаменам. Где-то к двум часам ночи, когда чертежи были готовы, Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и полил ею свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это – не моё…», - сказал тогда Владимир Семёнович.

     Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли в школу-студию МХАТа с пометкой одного из экзаменаторов: «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет». Несколько раз пытались отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса, но не позволил руководитель курса.

Большой Каретный  

      Годы   отрочества прошли в Москве, в Большом Каретном переулке. Здесь он познал жизнь двора и подсмотрел многих персонажей своих песен. Из воспоминаний Владимира Высоцкого: «Когда я начал писать свои стихи, никогда не рассчитывал, что у меня будет такая аудитория: залы, дворцы,  даже стадионы, и не только здесь, но и других странах. Я рассчитывал на очень маленькую группу, компанию своих близких друзей. Мы жили полтора года, а может и два в Большом Каретном переулке. Была такая компания, из которой уже некоторые не живут. Был такой Лёва Кочарян, Андрей Тарковский, Вася Шукшин. Этой компанией мы прожили всю нашу молодость, и, в общем, я писал для них».

Жизни в Большом Каретном посвящена песня «Где твои 17 лет?» Слайд 6     видео  . Песня "Большой Каретный" о друзьях, о юности, о местах, где прошла юность, посвящена Левону Кочаряну:

Где твои 17 лет?

На Большом Каретном.

Ученик: стихи-песни Высоцкий начал сочинять довольно поздно, в 24 года. Зато писать стал бурно, создавая много произведений и исполняя их перед друзьями, потому что они не печатались, не записывались на пластинки, хотя их повсюду слушали, пели.

Может, кто и ныне хрипоте его не рад.

Может, кто намеревается подлить в стихи елея.

А ведь песни не горят, они в воздухе парят.

Чем им делают больнее, тем они сильнее.

                                                     Булат Окуджава

   «Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом – на аккордеоне, -рассказывал Высоцкий. – Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел и свои, и чужие стихи на ритмы. Незадолго до окончания школы-студии, я услышал пение Булата Окуджавы и тогда понял, что такая манера - свои стихи излагать под ритмы гитары – более усиливает поэзию, делает её более выразительной и доходчивой.

 Вот из-за этой “непонятности” и не терпела его вышестоящая власть. Было все: и травля в печати, и положенные на полку фильмы, препятствование его концертной деятельности, запрещение на выезд за границу и уголовное дело. Да, был такой эпизод, когда Высоцкого арестовали за незаконную концертную деятельность и нетрудовые доходы. Но не мог Владимир Семенович не петь, не выступать: “Вы втопчите меня в грязь, бросьте меня в воду, только не порвите серебряные струны”.

У меня гитара есть – расступитесь, стены!

Век свободы не видать из-за злой фортуны!

Перережьте горло мне, перережьте вены –

Только не порвите серебряные струны!

Я зароюсь в землю, сгину в одночасье –

Кто бы заступился за мой возраст юный!

Влезли ко мне в душу, рвут её на части –

Только б не порвали серебряные струны!

Но гитару унесли, с нею и свободу, -

Упирался я, кричал: «Сволочи, паскуды!

Вы втопчите меня в грязь, бросьте меня в воду-

Только не порвите серебряные струны!»

Что же это братцы! Не видать мне, мне что ли,

Ни денёчков светлых, ни ночей безлунных?!

Загубили душу мне, отобрали волю, -

А теперь порвали серебряные струны…

Дружба   Слайд № 7

Владимир Высоцкий был одинок. Более одинок, чем многие себе представляли.

"У меня очень много друзей. Меня Бог наградил. И я без них сдохну, это точно."

Все началось с дома на Неглинной улице. Там жил Игорь Кохановский. И. Кохановский был, наверное, самым верным другом Владимиру. Даже, когда после окончания МИСИ, он уехал работать в Магадан, их дружба не прекратилась. Они переписывались (хоть и редко), перезванивались, Владимир ездил к нему и Кохановский приезжал в Москву.

Высоцкий посвятил Кохановскому несколько песен и стихов. Самая известная из них - "Мой друг уехал в Магадан":

Мой друг уедет в Магадан -

Снимите шляпу, снимите шляпу!

Уедет сам, уедет сам -

Не по этапу, не по этапу.

Не то, чтоб другу не везло,

Не чтоб кому-нибудь назло,

Не для молвы: что, мол, - чудак,

А просто так.

Игорю Кохановскому эта песня памятна еще и тем, что он услышал ее в день смерти Владимира, по радио "Голос Америки" (официальная Москва хранила молчание об этом горе):". И вот первое, что донеслось до меня из далекого Вашингтона, была песня, столько раз пропетая мне Володей в нашем тесном кругу, а теперь предвещающая известие об его кончине". Боже мой - подумалось тогда - ведь такое не приснится и в дурном сне! Написанная как веселое, шуточное, дружеское послание - песня передается в ТАКОЙ день по "голосу" из-за океана" - вспоминает Кохановский.

Однажды Владимир Высоцкий сам приехал в Магадан. Был он тогда в загуле. Приехал и рассказал Игорю первому, что влюбился в Марину Влади. Даже пытался звонить из Магаданского Главпочтамта в Париж. Телефона он ее не знал, телефонистка все-таки попыталась соединить через Москву. Там сказали, что соединят, если звонит Ален Делон или Бельмондо. Небритый дня два Высоцкий не был похож на знаменитых французов, и над ним только посмеялись. Тогда он попросил Кохановского позвонить Люсеньке (жене Высоцкого) и сказать, что он в Магадане и с ним все в порядке. На следующий день Кохановский отправил его обратно в Москву.

В день одного из приездов Игоря в Москву, Владимир подарил ему еще одну песню, в строчках которой отразилась суть отношений двух друзей:

--А у меня уже много лет -

С детства самого.

Он передо мной,

Как лист перед травой,

а кругом -

с этим свыкнулся -

ни души святой,

даже нету той.

В театре на Таганке друзьями Высоцкого были Валерий Золотухин и Вениамин Смехов. Их даже называли "тремя мушкетерами".

Валерия Золотухина очень мучила совесть, когда он заменял Высоцкого в спектакле. Он очень любил Володю и завидовал ему, как он говорил: "самой черной завистью, какая только бывает. Я, может быть, Александру Сергеевичу Пушкину так не завидую, как Высоцкому, потому что имел честь и несчастье быть современником последнего".

Высоцкий и Золотухин вместе снимались в фильме "Хозяин тайги" в Сибири. Жили в одном доме в селе Выезжий Лог. Золотухин показывал мальчишкам "живого Высоцкого". "Охоту на волков" Высоцкий писал под дулами глаз. Но узнал он об этом потом. Валерий Золотухин был вдохновителем Высоцкого к написанию песни "Банька по-белому". Он объяснял Володе чем отличается банька по-белому от баньки по-черному, рассказывал все тонкости церемонии мытья в бане: кто в первый пар идет, кто во второй, кто в третий и т.д. И вот однажды Владимир разбудил Золотухина и спел ему новую песню:

Протопи ты мне баньку, хозяюшка, -

Раскалю я себя, распалю,

На полке, у самого краешка,

Я сомненья в себе истреблю.

Высоцкий так относился к друзьям: "Друг! А за друзей. Их не взвешивают, друзей, не оценивают. Все они мне друзья. А это значит, - что бы ни случалось, я не буду думать: прав - не прав мой друг. "

Высоцкого любили многие его знакомые, но все равно он был одинок. В одном из писем к Кохановскому Владимир написал: "Васечек! (так они друг друга называли в школе) Друзей нету. Все разбрелись по своим углам и делам. Очень часто мне бывает грустно, и некуда пойти, голову прислонить. А в непьющем состоянии и подавно. А ты, Васечек, в Магадане своем двигаешь вперед журналистику, и к тебе тоже нельзя пойти. Ты, Васечек, там не особенно задерживайся, Бог с ней, с Калымой! Давай, вертайся! Мы все с тобой обсудим и решим. А вообще-то я позвонить тебе хочу. Выясню у матушки твоей, Надежды Петровны, как это сделать, и звякну. Послушаем друг дружкины голоса.".

О чем бы ни писал В.Высоцкий: о покорении горных вершин, о “пропитанном смертью” воздухе на полях сражений, о “вечных загадках” бытия, - он писал для друзей, ради друзей, ради священного чувства – большой, преданной, надежной мужской дружбы! Уметь дружить – тоже талант! Высоцкий, от природы наделенный многими талантами, обладал еще и этим – умением дружить.“

    Дружба – это слово не было для Высоцкого пустым звуком. Он считал, что дружба – это не значит каждый день звонить друг другу, здороваться и занимать рубли… Это просто желание узнать друг о друге, что-то слышать и хотя бы довольствоваться тем, что твой друг здоров, и пускай себе здравствует.

     Для проверки искренности доброго человека автор предлагает простое решение: завлечь его на крутые альпийские тропы.

    Как-то мастер спорта по альпинизму Леонид Елисеев рассказал Высоцкому историю о том, как 10 лет назад он шёл руководителем в группе из 6 человек при восхождении на вершину Долпак. Вдруг стала отходить скала, и один из группы от страха потерял голову и ничего не предпринимал, и это чуть не погубило группу, только случайность помогла остаться живыми.

    Елисеев вспоминает: «Историю я рассказал Высоцкому. Он уточнял детали, переспрашивал непонятное. Разговаривали несколько часов. На следующее утро ко мне в номер влетел радостно-возбуждённый Володя и попросил побыстрее спуститься. Я быстро оделся и спустился. Володя сидел и смотрел на меня, слегка пригнувшись к гитаре. В этот момент мне показалось, что он готовится к прыжку. Он запел…»

одними из таких песен являются песни, написанные к кинофильму "Вертикаль". Был такой вроде бы не плохой фильм. Был и прошёл. А песни написанные Владимиром Высоцким для этого фильма, остались. Для альпинистов они стали как бы гимном. Строчки из этих песен выбивали на могилах погибших альпинистов их друзья.

"Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так

Слайд 8   видео   Звучит песня «О друге» / Звучит «Песня о друге» (под гитару) /

 Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг — а так…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош,

Парня в горы тяни — рискни! —

Не бросай одного его,

Пусть он в связке одной с тобой —

Там поймешь, кто такой.

Актерское мастерство

В 1961 году Высоцкий окончил школу-студию МХАТ в Москве и стал актёром Театра на Таганке под руководством Юрия Любимова. Любимов всю жизнь был другом Высоцкого, верил в него, доверял ему. А Владимир играл, не щадя сил, и каждый вечер совершалось чудо. На подмостки Таганки выходили: Галилей, Маяковский, Свидригайлов, Лопахин… И заветная вершина творчества - Гамлет. Гамлет – основная  и любимая роль Высоцкого. Он просил, он кричал Юрию Любимову: «Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета!» Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершиной, любимой и в которой в своё время он не знал себе равных в Европе. Шекспир – поэт, Гамлет – поэт, Высоцкий – поэт. Тут всё связалось в прочный узел. Сам актёр говорил: «Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: ну, это в последний раз, больше не выдержу… Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, себя».

Ученик читает стихотворение «Мой Гамлет» Слайд 10Роль Гамлета далась моему отцу нелегко. Он каждый раз был на пределе. Ему иногда казалось, что он играет последний раз…

Я только малость объясню в стихе,

На всё я не имею полномочий…

Не думал я над тем, что говорю,

И с лёгкостью слова бросал на ветер –

Мне верили и так, как главарю,

Все высокопоставленные дети.

Мой мозг, до знаний жадный как паук,

Всё постигал: недвижность и движенье.

Но толка нет от мыслей и наук,

Когда повсюду им опроверженье.

       Гамлет – тема всего творчества Высоцкого. Гамлет – это, прежде всего, талант. Человек, которому суждено видеть больше, чем другим. А кому много дано, с того много и спросится. Это прекрасно понимал Гамлет Высоцкого; он понимал, что невозможно играть в прятки со временем. Вот почему он не может бездействовать, хотя знает, что это приведёт к его гибели.

      Попасть на спектакли было невозможно. В очередях стояли с ночи, лишний билетик спрашивали в метро. Самой замечательной ролью Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском «Гамлете». Эта роль была сыграна им 217 раз в течение 10 лет  и удостоена многочисленных международных премий. Гамлет был последней ролью, которую поэт играл перед смертью.

Песни Высоцкого - это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых... Настоящих друзей. Им можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут, на них можно положиться, как на себя самого. О таких поется прежде всего в военных песнях. Каждая из этих песен, воспевая боевой подвиг, сама является подвигом творческим, потому и западает в сердца, теребит души.  

Стихи и песни о войне

Слайд № 11 видео

     Особое место в песенном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне. Когда он пел о войне, то смотрел не неё глазами рядового солдата. Ему не довелось воевать, война застала его ребенком, но он был сыном военного и много знал о тыле и о фронте. На вопрос о том, чем привлекает его военная тема, Высоцкий ответил: «По-моему, моё поколение мучает чувство вины за то, что «опоздали» родиться, и мы своим творчеством как бы довоёвываем».

Звучит песня «Он не вернулся из боя»

Почему всё не так, вроде, всё, как всегда, 
То же небо опять голубое, 
Тот же лес, тот же воздух и та же вода, 
Только он не вернулся из боя. 

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас.

В наших спорах без сна и покоя. 
Мне не стало хватать его только сейчас, 
Когда он не вернулся из боя. 

Он молчал невпопад, и не в такт подпевал, 
Он всегда говорил про другое. 
Он мне спать не давал, он с восходом вставал, 
А вчера не вернулся из боя. 

То, что пусто теперь, не про то разговор, 
Вдруг заметил я - нас было двое. 
Для меня будто ветром задуло костёр, 
Когда он не вернулся из боя. 

Нынче вырвалась, словно из плена весна, 
По ошибке окликнул его я - 
Друг, оставь покурить, а в ответ тишина, 
Он вчера не вернулся из боя. 

Нам и места в землянке хватало вполне, 
Нам и время текло для обоих. 
Всё теперь одному, только кажется мне –

Это я не вернулся из боя. 

Ученик читает стихотворение «На братских могилах»

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов

И Вечный огонь зажигает.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?

       Для Владимира Высоцкого тема войны – это, прежде всего тема благодарности тем, кто не дошёл до победы, и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны. И особый трепет и крик души совершившим подвиг и оставшимся неизвестными… Песни, написанные Высоцким о войне, - это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых, которым можно доверить собственную жизнь и Родину – они не подведут. 

        Слушая военные песни Владимира Семёновича понимаешь, что неважно, о какой войне и о каком конкретно бое идёт речь: о Великой Отечественной, об Афганской, о чеченской, о грузинской… Ценности, открывающиеся под шквальным огнём противника, не меняются от времени. Больно лишь от того, что с каждым годом мальчишек, пополняющих братские могилы, становится всё больше…

2 ученик:

Владимиром Высоцким написано более шестисот песен и стихов. Каждое слово бьет в душу, заставляет думать, перечитывать снова и снова, и вдруг вырывается неизвестно откуда потаенный, ранее незаметный смысл. Каждая его песня, стихотворение - это история судьбы человека, вещи. Порой просто не понимаешь: о себе Высоцкий поет или о придуманном герое, серьезно или насмехается.

2 ученик:

И рвали, и втаптывали, и поливали. А Высоцкий отвечал новыми песнями и стихами. Так было и после первой травли в печати в 1968 году, когда появилась знаменитая “Охота на волков”. Тогда он был молодым и сильным: “За флажки, - жажда жизни сильней”.   В. Высоцкий “Охота на волков”(видео).

1 ученик:

На подпольные концерты Высоцкого невозможно было попасть, на спектакли театра на Таганке невозможно было достать билеты, тысячами гуляли магнитофонные записи по стране, бережно хранимые, переписываемые, истертые. Его нельзя было заставить замолчать даже под страхом смерти. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные “песни-роли”. И в общем-то это уже были не роли, а скорее - целые пьесы со своими неповторимыми характерами, непридуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.

2 ученик:

Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи, и казалось: еще секунда - и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене. Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел! Он дышал!    

Высоцкий очень часто мог меняться прямо на глазах у зрителей. Человек, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.  Очень многие исполняют песни Высоцкого. Одно из трогательных исполнений песни  Высоцкого «Прерванный полет». Екатерина Гусева (видео)

2 ученик:

Высоцкий - лирик... Высоцкий и любовь... Как гимн влюбленным написал он строки:

Я поля влюбленным постелю

- Пусть поют во сне и наяву!...

Я дышу, и значит - я люблю!

Я люблю, и значит - я живу!

Ученик читает стихотворение «Баллада о любви» «Баллада о любви»

Когда вода всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась любовь,

Страна Любви - великая страна.

И с рыцарей своих для испытаний

Все строже станет спрашивать она,

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна.

Я поля влюбленным постелю,

Пусть поют во сне и наяву,

Я дышу и значит я люблю,

Я люблю и значит я живу.

1 ученик:

Сколько недосказал нам Высоцкий о любви всей своей жизни – французской актрисе Марине Влади. Это была красивая, длившаяся много лет, любовь двух бесконечно талантливых людей. Они познакомились в 1968 году после спектакля "Пугачев" на Таганке. 1 декабря 1970 года стали мужем и женой.

Марина Влади - русская и по отцу и по матери. Ее настоящее имя Мария (Катрин) Владимировна Полякова - Байдарова. Фамилия ее образовалась от сокращения отчества - Марина ВЛАДИмировна. А 1 декабря 1970 года они поженились, но это был трудный союз.

Но до самой смерти Высоцкого Марина Влади чаще жила во Франции. И всегда, когда Высоцкого осеняла новая песня, он звонил в Париж и любимая женщина становилась первой его слушательницей и ценительницей.  Неспетые стихи Владимира Высоцкого, посвящённые Марине Влади.

               Люблю тебя сейчас

               Не тайно - напоказ.

               Не "после" и не "до" в лучах твоих сгораю.

               Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,

               А в прошлом не хочу, а в будущем не знаю.

               В прошедшем "Я любил" печальнее могил,

               Все нежное во мне бескрылит и стреножит.

               Хотя поэт поэтов говорил:

               "Я Вас любил, любовь еще, быть может..."

               Приду и вброд и вплавь к тебе - хоть обезглавь!-

               С цепями на ногах и с гирями по пуду.

               Ты только по ошибке не заставь,

               Чтоб после "я люблю" добавил я "и буду".

 У Высоцкого остались дети от первого брака и у Марины - тоже. Положение осложнялось  еще и тем, что М. Влади жила и работала в Париже.    Им было по 30, у них большой жизненный опыт. Профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. И эта встреча многое изменила в их судьбе. Марина Влади была с ним рядом 12 лет «Я жив, 12 лет тобой храним…» -  напишет он на обратной стороне телеграфного бланка. Но жили в разных странах: он - в Советском Союзе, она – во Франции, но постоянно были вместе. Короткие встречи, телефонные переговоры, недолгие поездки за границу – такой была их супружеская жизнь. Только Марина имела возможность приезжать в Советский Союз. Шесть лет Марина Влади делала всё возможное и невозможное, чтобы её муж, Владимир Высоцкий, получил визу на поездку за границу, в Париж, где она жила и работала. Ведь он так мечтал о свободных от цензуры концертах, о путешествиях на край земли. Но не могло и речи быть о том, чтобы Высоцкий уехал за рубеж окончательно. В те времена уехать за границу было предательством. Его признали за рубежом. Он побывал в Канаде, США, Мексике, на Таити. Наездами жил во Франции. Ему предлагали всё- и официальное признание, и деньги, но Родиной он не торговал, говорил о ней только хорошие слова.

Даже удивительно, что поэта, способного выразить такие глубокие патриотические чувства, советская власть считала своим врагом и распространяла о нем всячески сплетни с целью принизить его образ в глазах слушателей и почитателей. Так, в 70-е годы спецслужбами была распущена сплетня о том, что Владимир Семенович Высоцкий уехал из страны и остался жить на Западе. Это, конечно, было для него очень легко осуществить, поскольку его супруга была гражданкой Франции. Но сам поэт не представлял себе жизни вне Родины. И он написал песню, чтобы ответить клеветникам и одновременно успокоить поклонников. В ней были такие слова:

«Не волнуйтесь – я не уехал,

Не надейтесь – я не уеду».

1 ученик: 05. Звучит фоном музыка из к/ф «Профессионал»

Высоцкий ушел от нас 25 июля 1980 года. А за год до этого у него перестало биться сердце и остановилось дыхание. Медики это называют клинической смертью. Врачи спасли его. Как поступил после этого Владимир Семенович? Лег на полгода в больницу, затих, перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах?

2 ученик:

Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву. И продолжал работать. В последние два года Высоцкий пишет мало песен, все больше стихи. Стихи трагичные, мрачные, полные ожидания близкого конца, так же, как у Есенина.

За два дня до смерти Высоцкий пишет стихотворение "Последний приют".  

            Спасибо, друг, что посетил

           Последний мой приют.

           Постой один среди могил,

           Почувствуй бег минут.

           

        

           За все, чем дышишь и живешь,

           Зубами, брат, держись!

           Когда умрешь, тогда поймешь,

           Какая штука жизнь.

           Прощай! Себя я пережил

           В кассете "Маяка",

           И песни, что для Вас сложил,

                Переживут века.

2 ученик:

После клинической смерти он торопился жить,  пытался успеть многое спеть, сказать. Но он умирал: больной, всем ставший поперек горла и своей игрой, и своими песнями, и своей поэзией, и своей любовью, и своей добротой. Все понимали, что жизнь его кончилась. А он все гнал своих коней.

Да вот только кони ему попались привередливые. Песня  «Кони привередливые» никого не оставила равнодушным. В песне поражает всё. Человек сам себе поёт реквием. Сам себя гонит к «краю». Сам себя везёт к «последнему приюту».

Звучит песня В. Высоцкого “Кони привередливые”.

2 ученик:

Кажется, что он просто устал от жизни, спел все, что посчитал нужным, и ушел. Но не умер, а оставил большую часть себя с нами в своих песнях и стихах.

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

 Когда весёлых песен не пою…

И снизу лёд и сверху – маюсь между,-

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно – всплыть и не терять надежду,

А там – за дело в ожиданье виз.

Лёд надо мною, надломись и тресни,

Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Всё помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека – сорок с лишним,-

Я жив тобой и господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед ним.

1 ученик:

Владимир Высоцкий - так названа открытая в 1986 году планета между орбитами Марса и Юпитера. Ивановскому молодежному театру присвоено имя поэта. Бульвар в Киеве также носит имя Владимира Высоцкого. В городе Кургане  появился сквер имени Владимира Высоцкого. Улицы во многих городах тоже носят его имя. Миллионными тиражами выпущены диски его песен.

2 ученик:

Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. В них есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память... Высоцкий. Спасибо, что живой!

   Владимир Высоцкий всю жизнь боролся с чиновниками, которым его творчество никак не представлялось творчеством и которые видели в нем все, что хотели видеть, - блатнягу, пьяницу, истерика, искателя дешевой популярности, кумира пивных и подворотен. Пошляки и бездарности издавали сборники и демонстрировали в многотысячных тиражах свою душевную пустоту, и каждый раз их лишь легко журили литературоведческие страницы, и дело шло дальше. В то же время все, что делал и писал Высоцкий, рассматривалось под сильнейшей лупой. Его неудачи в искусстве были почти заранее запрограммированы регулярной нечистой подтасовкой, но не относительно тонкостей той или иной роли, а по вопросу вообще участия Высоцкого в той или иной картине. В итоге на старт он выходил совершенно обессиленный.

Смерть

Слайд № 22  

      Из книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет»: «Твоё сердце, уставшее от бесконечных эксцессов, перестает биться. Первый раз это случилось 25 июля 1979 года, в жаркий душный день в Самарканде во время спектакля (шёл «Гамлет») - ты упал прямо на сцене, бездыханный. Укол в сердце вернул тебя к жизни. Ровно через год, день в день 25 июля 1980 года встреча со смертью все же состоялась».

      Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года. В Москве шла Олимпиада, был прекрасный день, пятница. На стадионах вовсю раздавали медали, гремели марши, и казалось, что всем было не до слухов, которые тревожно ползли по столице. Миллионы телезрителей прильнули к экранам телевизоров, Москва транслировала XXII Олимпийские игры. Никакого официального сообщения. Через несколько часов вышла вечерняя газета с рамкой. Рамка выглядела скромно, всего несколько строк, да над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет – каждый хранит его у себя как реликвию…

       В полдень на Малой Грузинской, где жил в кооперативном доме популярный бард, начали собираться люди. К вечеру они заполнили улицу и стояли под окнами всю ночь. Утром к «великому возмутителю застоя», не заслужившему признания власти, потянулись тысячи. В скорбной тишине они молча смотрели на портрет Высоцкого в черной траурной рамке. Река цветов текла над человеческими головами, пробиваясь к поникшему дому.  

       Но даже видавшие виды были потрясены тем проявлением любви, которая выплеснулась на Таганскую площадку, где проходило прощание с Владимиром Высоцким. У Таганки собралась масса народу, не хватало мест, люди залезали даже на крыши соседских зданий. Похороны Владимира Высоцкого внесены в Книгу Рекордов Гинесса. Очередь за траурной процессией растянулась на 10 километров.

   Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва…

Ведущий 1

Директор Ваганьковского кладбища добился лучшего места для могилы В. Высоцкого, и тут же был уволен. После смерти Владимира Семёновича Марина Влади зашла в его кабинет и ужаснулась. Все было перерыто. Но рукописи не пропали. Она уложила их в чемодан и спрятала у друзей. Через год, в 1981, с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов под названием «Нерв».

Слайд №   24

      Похоронен Владимир Семёнович Высоцкий на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нем пишут, о нем делают фильмы и телепередачи, выходят книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения.

       В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали новый астероид, открытый между орбитами Марса и Юпитера: ВЛАДВЫСОЦКИЙ. В международный каталог небесных тел он внесен под номером 2374.

Могила  Высоцкого

На Ваганьковском кладбище похоронен Поэт.

До сих пор я не верю, что его уже нет.

Говорил он стихами – как никто никогда!

И такое сказал бы, да случилась беда.

Спохватились, забегали, сбили шапки долой

Те, что чудо-поэта гнали грязной метлой.

Он стерпел унижения и обиды стерпел,

Только песню, что начал, до конца не допел.

Не поминайте ни добром, ни лихом,

Зажгите, молча, тонкую свечу,

И пусть в округе будет очень тихо,

А вдалеке лишь музыки чуть-чуть.

Не надо слов ни хоровых, ни сольных,

Пусть время плещет сквозь его причал:

Такие люди тишины достойны.

За нас за всех он криком откричал.

Слово учителя.

     Высоцкий жив и сегодня благодаря людской памяти, питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями…

Время не изгладило из памяти песни Высоцкого. Они вошли в нашу культуру, звучат… За ними угадывается добрая душа «рубахи-парня», «своего в доску» закадычного приятеля.

       Неизвестный поэт однажды оставил на его могиле короткую записку:

Кто говорит: «Он умер!» - нагло врёт!

Снимите траур и полней бокалы.

Высоцкий жив. Высоцкий не умрет,

Покуда на земле звенят гитары…