Технологическая карта урока: Человек- частица огромного и прекрасного мира. Авторская позиция в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Лапшанова Диана Рудольфовна

Урок- проектирование . ПОдготовка  книги к переизданию. Обложка. Аннотация. Иллюстрирование. Работа детей в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_starik_i_more.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Человек- частица  огромного и прекрасного мира. Авторская  позиция  в  произведении Э. Хемингуэя «Старик и море» (с презентацией)

Тип урока:  Проектирование  (Подготовка  книги  к переизданию.       Иллюстрирование, аннотация, обложка)

Цели

Предметные  результаты:  выявлять  авторское отношение к  изображаемому, определять этическую, нравственно-философскую проблематику произведения; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного  восприятия; выделять изобразительно выразительные средства  языка и определять их роль в художественном  тексте; работать с различными источниками информации.

Метапредметные результаты :

Личностные УУД: осознавать неполноту  знаний,  стремиться к самостоятельности,  саморазвитию и личной ответственности за  свои поступки, устанавливать связь  между  целью деятельности и её  результатом, оценивать свой  вклад в работу группы.

Регулятивные УУД  определять цель урока, составлять план действий, формулировать  алгоритм выполнения задания, описывать желаемый результат, устанавливать  связь между  целью деятельности и результатом

Познавательные УУД: осмысливать, какая информация  нужна для решения поставленной задачи;  учиться искать информацию в разных источниках; учиться  анализировать; выделять главную мысль

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, участвовать  в коллективном  обсуждении проблемы, слушать товарища, обосновывать своё мнение, выражать свои  мысли и идеи.

Технология  урока : технология развития  критического мышления.

Методы  урока: работа  в группах, создание  ситуации новизны, успеха, беседа

 Оборудование :проектор, альбомные листы, маркеры, иллюстрации ,раздаточный материал, тексты  произведения.

УМК: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература 8 класс. Учебник  в 2 –ух частях для  8 класса основной  школы –М.6  Баласс,2011

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводный этап. Вызов

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-определять цели и задачи урока,

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы,

- интересоваться  чужим  мнением, высказывать своё.

Познавательные УУД:

- работать  с  ключевыми словами, составляя  связный текст;

-называть существенные признаки  объектов и явлений;

- выделять главную мысль, обобщать, делать выводы.

Личностные УУД :

Устанавливать связи между  целью учебной деятельности и её  мотивом

1). Приветствует учащихся, предлагает проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.

2). Сообщает, что сегодня  необычный  урок, урок-проект.

 Какие особенности у  такого урока?

3). Спрашивает, какое  задание на дом  было задано по группам.

4). Предлагает написать слова-ассоциации к словам ИЗДАТЕЛЬСТВО, РЕДАКЦИЯ, ИЛЛЮСТРАЦИЯ.

 Задание :Составить текст об издании книги, опираясь на ключевые слова.

5. Подводит учащихся  к формулировке темы урока:     «Как вы думаете, исходя из только что сделанного задания и домашней работы, чем  мы будем сегодня заниматься на  уроке? Какова   конечная  цель данного проекта?»

Опираясь на какие принципы  , мы должны выбрать обложку? Запишите тему урока на доске.

По какому  плану  будем работать?

 Что нужно подготовить для  осуществления  нашего проекта?

«Как вы думаете, без  кого   уже написанная  книга не  может быть издана?»

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность.

Сообщают, что задача такого урока  получить конечный результат деятельности.

Нарисовать иллюстрации, придумать обложки к произведению Э. Хемингуэя  «Старик и море»

Пишут ассоциативные ряды  слов, читают по группам вслух, что получилось, дополняют друг друга. На доске пишут ключевые слова.

 В группах создают  и читают получившийся текст.

Подготовить выпуск  книги «Старик и море», выбрать обложку, иллюстрации, форзац, составить аннотацию.

Обложка должна быть выбрана исходя из авторской позиции.  Авторская позиция в повести «Старик и море»

План

  1. Выбор обложки

 2). Обсуждение иллюстраций

3).Составление  аннотации

4). Конкретизация авторской  позиции.

 Обязательно нужен главный  редактор и его команда

Основная часть.

Осмысление

Познавательные УУД:

-осмыслить , какая информация нужна для решения  поставленной задачи;

-искать информацию в разных источниках, выделять главную мысль, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

-работать в  группе,  обсуждать информацию;

-слушать товарища по команде;

- обосновывать своё мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

 Предметные результаты:

-читать и  понимать художественное произведение  с  учётом  его специфики;

-выявлять авторское отношение к изображаемому;

-выявлять нравственно-философскую проблематику произведения;

-грамотно строить развёрнутые  аргументированные  высказывания  различных форм и жанров;

-составлять небольшие тексты  по ключевым словам

Прослушивает аннотации  к  книге, изданной в 77 году и в 2011? Какая принципиальная разница в  восприятии  произведения  людьми той или иной  эпохи?

 

 Отметьте особенности в   восприятии произведения  вашего поколения

 Что выделим  в нашем издании?  Прочитайте  свои аннотации, составленные на предыдущем  уроке.( Анализ аннотаций)

 

4) Работа  с литературоведческими понятиями.

 В каком жанре написано произведение

Э. Хэмингуэя «Старик и море» ?

Дайте определение притчи.

В чём особенность повести- притчи   «Старик и море»?

5) Задание 5.    Попробуйте написать краткое послесловие  к  повести «Старик и  море»

 « Размышления о прпрчитанном»

Что писатель оставил невысказанным, отдал на толкование читателя?

 Читают текст аннотаций    ( Курякова  Катя(1977 г. Издания), Новосёлова  Таня  2010 г.)

 Сравнительная  характеристика. (В первом   акцент на быт и жизнь  кубинских рыбаков, во втором близость человека и природы)

 

 Читают свои  аннотации, разработанные на предыдущем уроке

 Итог : выбирают  обложку, форзац, аннотацию, иллюстрации (подсчёт баллов. См. приложение к  уроку.

Дают определение притчи.  Отмечают своеобразие повести- притчи «Старик и  море»

Итог : дети приходят к выводу : «Однако дело в том, что самая по себе борьба старика с рыбой, с акулами - это лишь видимая часть сюжетного «айсберга». Запрятанная же в подтексте часть говорит о более важном и значительном: писатель рассуждает над взаимоотношениями человека с обществом, человека и природы,.    Образы старика, моря, рыбы, мальчика, левов, акул имеют символическое значение и находятся в состоянии противостояния и единства одновременно.

Утверждается мысль о взаимосвязи всех жителей Земли: людей, животных, птиц, и в тот же время один из парадоксов человеческого существования: человек вынужден убивать тех, кого любит. «Как хорошо, что нам не нужно убивать солнце, месяц и звезды, достаточно того, что мы требуем пищу у моря и убиваем своих братьев».

Человек - часть природы, . Он ощущает это и стремится к гармонии с окружающим миром.

Заключительный этап.

 Рефлексия

Регулятивные УУД:

-устанавливать  связь между  целью  деятельности и её результатом.

Личностные УУД:

Оценивать собственный  вклад в работу  группы

( Учитель)Предлагает посмотреть  сборную композицию работ

(презентация с музыкальным сопровождением, композитор трека- ученик 8-б, Дьяченко  Евгений) и  сформулировать тему  урока.

.

Предлагает  выделить группу, которая  особенно  активно участвовала  в обсуждении  темы  и подготовке  книги к  изданию.

Оценить конечный результат проекта( Заинтересует ли покупателя   наше переиздание и почему)

 Оценить своё  участие  в проекте. Заполнить анкету-таблицу

Д/з  проиллюстрировать  книгу  о природе, которая была бы  созвучна  идеям Э .Хемингуэя «Старик и море»

Оценивают свой  вклад.(заполняют  анкету)

 На  доске дописывают тему  урока : Э. Хемингуэй «Старик и море». Авторская позиция. Человек- частичка огромного и прекрасного мира. Заполняют и сдают таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Человек и экономика"

Урок обществознания для  учащихся 11 класса  с применением деятельностного подхода в обучении....

Технологическая карта урока по теме: "География транспорта мира " 10 класс

Технологическая карта урока  по теме:"География транспорта мира " 10 класс...

Технологическая карта урока по географии "Климатические пояса мира"

Технологическая карта урока по географии "Климатические пояса мира"...

Технологическая карта урока биологии в 7 «В» классе по теме "Головоногие моллюски - "приматы моря".

Тип урока: Комбинированный урок (проблемный урок)Задачи урока:Предметные:- формировать умение отличать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски по особенностям внешнего и внутреннего строения от пре...

Технологическая карта урока 10 кл. "География транспорта мира"

Определить значение транспорта, его место и роль в мировой экономике; охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт; сформировать представление об особенностях транспорта в странах разного...

Технологическая карта урока технологии в 6 классе на тему "Рыба и нерыбные продукты моря"

Тема: Рыба и нерыбные продукты моряТип урока: изучение новых знанийМетоды обучения: наглядно иллюстративный, объяснительно иллюстративный, эвристическийФорма работы: индивидуальная, фронтальная, групп...