Тарас Бульба. Вымысел или реальный образ.
творческая работа учащихся по литературе (9 класс)

Русскина Альбина Николаевна

Тема  исследования появилась из наблюдения, сделанного во время изучения на уроке литературы повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Захотелось узнать: действительно ли существовал такой отважный, героический человек – Тарас Бульба, или же это обобщенный заимствованный персонаж? В контексте выбранной темы, мы опиралась на текст повести, справочной и энциклопедической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taras_bulba._vymysel_ili_realnyy_obraz.docx70.25 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………

3-5

2. Основная часть…………………………………………………

6-19

2.1. Н. В Гоголь – великий мыслитель человеческой души…….

6-10

   2.2. История создания повести «Тарас Бульба»………………….

10-14

2.3. Сюжетная линия повести……………………………………..

15-19

3. Исследовательская часть………………………………………..

20-31

   3.1. Прототипы Тараса Бульбы……………………………………

20-29

   3.2.А был ли Тарас на самом деле?...............................................

29-31

4. Заключение………………………………………………………

32

5. Список использованной литературы.

33

6. Приложение


ВВЕДЕНИЕ.

        Историческая повесть «Тарас Бульба» на поверхностный взгляд не кажется достаточно органичной в «Миргороде». Отличается она от других вещей этой книги и содержанием своим и стилем. На самом же деле «Тарас Бульба» представляет собой очень важную часть «Миргорода». Более того, включение этой повести в сборник было необходимым. Она позволяла с какой-то еще одной, существенной стороны взглянуть на героев других повестей той же книги.

        Мы издавна привыкли называть «Тараса Бульбу» повестью. И для этого, разумеется, есть серьезные основания. По многим своим объективным жанровым признакам «Тарас Бульба» и есть историческая повесть. Но тем не менее широта эпического охвата действительности и основательность в изображении народной жизни, многоплановость композиционного строения— все это позволяет видеть в гоголевской повести произведение, близкое к жанру исторического романа.

        Более того, в истории русского исторического романа «Тарас Бульба»- весьма важная веха.

        Повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о героических подвигах запорожских казаков, защищающих русскую землю от врагов. На примере семьи Тараса Бульбы писатель показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.

        Запорожское казачество возникло в низовьях Днепра на островах за порогами. Туда собиралось множество людей. В 16 веке будущие Украина и Белоруссия оказались в составе Речи Посполитой[1]. Гонения по религиозному признаку вызывали сопротивление и восстания против польского государства. Именно в это суровое время и пришлось жить героям Гоголя.

        В сечи были суровые нравы. Там ничему не учили кроме дисциплины, иногда стреляли в цель и ездили на лошадях, и изредка ходили на охоту. «Казак и спать любит под вольным небом, чтобы не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было больше чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого закона, кроме боевого товарищества».

        Гоголь создать многогранные и выразительные образы запорожских казаков, настоящей легенды бурного, военного, богатырского времени.

         Каждый из персонажей гоголевской повести мог бы стать героем вдохновенной поэмы. Но первый среди этих героев — Тарас.

        Суровый и непреклонный, Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его «нежба» — чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, Тарас назавтра же спешит с ними в Сечь.[2] Здесь его подлинная стихия. Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, «точно необыкновенное явление русской силы».

        Это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его отличали, пишет Гоголь, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любит простую жизнь казаков» и ничем не выделяется среди них.

        Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с жизнью Сечи. Служению товариществу, отчизне он отдавал себя безраздельно. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он неумолим к изменникам и трусам. Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни, всю духовную и нравственную силу народа. Это человек большого накала чувств, страстей, мысли. Сила Тараса — в могуществе тех патриотических идей, которые он выражает. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного.

        Его душа проникнута лишь одним стремлением — к свободе и независимости своего народа.

        Тарас выписан резко, крупно, пластично. Он точно высечен из гранита. И вместе с тем образ смягчен юмором — добрым, лукавым, светлым. В Тарасе, как и в других персонажах повести, перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое, трагическое и комическое. В таком изображении человеческого характера Белинский видел замечательный гоголевский дар «выставлять явления жизни во всей их реальности и истинности».

        С совершенной художественной достоверностью рисуется нам образ Тараса Бульбы — в Сечи и дома, в мирное время и на войне, в его отношениях с друзьями и врагами. Столь же крупно, выразительно и достоверно, хотя и в ином психологическом ключе, раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андрием.

         Да, велик и могуч Тарас! Но кто он? Кто этот бесстрашный и волевой богатырь? Был ли на самом деле такой герой, или же это образ вымышленный, придуманный?

        Именно для этого и задумана данная исследовательская работа: собрать материал по повести, истории создания, проанализировать всю критическую и аналитическую литературу, касаемо повести и в конечном итоге ответить на поставленный вопрос.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

„Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно“     (Из писем Гоголя).

2.1.Н.В.Гоголь – великий мыслитель человеческой души.

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852) – писатель, драматург, публицист, критик. Родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии.

Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище, затем в Нежинской гимназии, где он изучал юстицию. В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург, там он служил чиновником. В этот период печатаются "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832гг.), объединившие рассказы из украинской жизни, повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. Они вызвали всеобщее восхищение. Заручившись поддержкой А.С. Пушкина и В.А.Жуковского Николай Гоголь в 1834 году получил место адъюнкт-профессора[3] в Санкт-Петербургском университете, но вскоре разочаровался в научной и педагогической деятельности и с 1835 года стал заниматься исключительно литературой.

Изучение трудов по истории Украины стало основой замысла "Тараса Бульбы". Выходят сборники повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и "Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" стала самым значительным произведением петербургского цикла.

Работая над повестями, Гоголь Н.В. пробовал свои силы и в драматургии. По подаренному Пушкиным сюжету, Гоголь написал комедию "Ревизор", которая была поставлена на сцене Александринского театра. Комедия вызвала недовольство разных слоев общества. Потрясенный неудачей, Николай Васильевич в 1836 году уехал в Европу и жил там до 1849 года, лишь иногда возвращался в Россию. Находясь в Риме писатель начинает работу над 1-м томом "Мертвых душ". Работа была издана в России в 1842 году. 2-й том "Мертвых душ" был наполнен Гоголем религиозным и мистическим смыслом.

В 1847 году Гоголь Н.В. издал "Выбранные места из переписки с друзьями". Эта книга вызвала резкую критику как друзей, так и противников. В 1848 попытался оправдаться.

Весной 1850 года Николай Васильевич Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь. Он делает предложение А. М. Виельгорской[4], но получает отказ.

Проживая в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. 11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. Утром 21 февраля 1852 года Николай Васильевич Гоголь скончался в своей квартире на Никитском бульваре.

Итак, что же представляет собою личность Гоголя? Не смотря на сложность и разнообразие внутреннего мира его, не смотря на множество противоречий, заключающихся в его личности, при ближайшем знакомстве с характером Гоголя нельзя не подметить двух главных течений, двух преобладающих сторон, поглощающих собою все другие психические элементы: Это, во-первых, сторона, имеющая непосредственное отношение к Гоголю, как человеку, и выражающаяся в склонности его к постоянному нравственному самоанализу, нравственному самообличению и обличению других; и, во-вторых,– другая сторона, характеризующая Гоголя собственно как писателя и состоящая в изобразительной силе его таланта, художнически и всесторонне воспроизводящей окружающий его мир действительности в том виде, как он есть. Эти две стороны личности всегда можно легко различить в Гоголе.

Таким образом, он является пред нами как Гоголь — моралист и как Гоголь — художник, как Гоголь — мыслитель и как Гоголь — поэт, как Гоголь — человек и как Гоголь — писатель. Эта двойственность его натуры, которая весьма рано сказывается в нем и которую можно проследить в нем от начала его жизни и до конца её, это разделение его „я“ на два „я“, – составляет характерную особенность его личности. Вся его жизнь,– со всеми её перипетиями, противоречиями и странностями, есть ничто иное, как борьба между собою этих двух противоположных начал с попеременным перевесом то той, то другой, или, вернее с перевесом сначала преимущественно одной стороны, а потом – другой; его конечная, трагическая судьба есть ничто иное, как окончательное торжество Гоголя — моралиста над Гоголем — художником. Задача психолога — биографа должна состоять в том, чтобы проследить в различных фазисах этот сложный психологический процесс, постепенно приведший веселого юмориста пасечника Рудого Панько к резкому, болезненному аскетизму,– грозного сатирика-писателя к самоотрицанию и  отрицанию всего того, чем он жил, и что им было написано ранее.

Не принимая на себя разрешения этой трудной и сложной задачи, мы в настоящем своем очерке хотим наметить только главные моменты этого процесса и набросать хотя общий контур личности Гоголя.

Сын несколько известного писателя Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского и несколько экзальтированной жены его Марьи Ивановны, Гоголь от природы унаследовал выдающейся литературный талант и впечатлительную, восприимчивую натуру. Его отец,– автор нескольких комедий из малорусского быта, обладавший веселым и добродушным характером, питавший сильную страсть к театру и к литературе, несомненно оказал при своей жизни весьма благотворное влияние на развитие литературного таланта своего сына и на образование его симпатий.

Имея с детства на глазах пример уважения к книге и горячей любви к сцене, Гоголь весьма рано пристрастился к чтению и к игре. По крайней мере, в Нежинской гимназии, вскоре же по  поступлении в нее Гоголя, мы встречаем его уже как инициатора и главного деятеля по устройству гимназического театра, по организации любительского чтения книг для самообразования, наконец, по изданию ученического журнала „Звезды“. Эту страсть к литературе и к театру,– привитую ему еще в детстве, он сохранил в себе на всю жизнь. Но в это время как отец мог оказать и несомненно оказал благотворное влияние на развитие литературного таланта своего сына, религиозно-настроенная и в высшей степени набожная мать его оказала сильное влияние на образование нравственной личности  Гоголя. Она постаралась в своем воспитании положить прочное основание христианской религии и доброй нравственности, и впечатлительная душа ребенка не оставалась глухой к этим урокам матери.

Гоголь впоследствии сам отмечает это влияние матери на свое религиозно-нравственное развитие. С особым чувством признательности вспоминает он потом эти уроки, когда рассказы матери о страшном суде „потрясали и будили в нем всю чувствительность и зародили впоследствии самые высокие мысли“. Как на плод материнского же воспитания нужно смотреть и на то, что в Гоголе весьма рано пробудилась пламенная жажда нравственной пользы, которую он мечтает оказать человечеству. Под влиянием этого стремления быть полезным он весьма рано, еще на школьной скамье, останавливается мыслию „на юстиции“, думая; что здесь он может оказать наибольшее благодеяние человечеству. „Я видел,– пишет он из Нежина своему дяде Косяровскому,– что здесь работы более всего, что здесь только могу я быть благодеянием, здесь только буду истинно полезен для человечества. Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага “.

 Это стремление к нравственной пользе, страстную жажду подвига, Гоголь сохранил до конца своей жизни,– меняя взгляд только на роды деятельности,– и эта черта должна быть признана истинной выразительницей его нравственной физиономии. Его ненависть ко всему пошлому, самодовольному, ничтожному была проявлением этой черты его характера. И Гоголь, действительно, ненавидел все это, насколько только мог, и преследовал пошлость с особою страстью, преследовал всюду, где только находил ее, и преследовал так, как только может преследовать меткое, едкое слово Гоголя.

2.2. История создания повести.

Идея «Тараса Бульбы» появилась у Гоголя примерно в 1830 годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет, но окончательной правки повесть так и не получила. В 1835 году в сборнике «Миргород» была опубликована авторская рукопись, но уже в 1842 выходит другая редакция произведения. Следует сказать, что Гоголь был не очень доволен напечатанным вариантом, не считая внесённые правки окончательными. Гоголь переписывал произведение около восьми раз.

Гоголь продолжал работать над рукописью. Среди значительных изменений можно заметить увеличение объёма повести: к первоначальным девяти главам было добавлено ещё три.

Критики отмечают, что в новой версии герои стали более фактурными, добавились яркие описания батальных сцен, появились новые подробности из жизни на Сечи. Автор вычитывал каждое слово, стремясь найти то сочетание, которое наиболее полно раскрыло бы не только его писательский талант и характеры героев, но и своеобразие украинского сознания.

История создания «Тараса Бульбы» по-настоящему интересна. Гоголь ответственно подошёл к задаче: известно, что автор с помощью газет обращался к читателям с просьбой передать ему ранее неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов, воспоминания и прочее. Кроме этого, среди источников можно назвать «описание Украины» под редакцией Боплана, «Историю о казаках запорожских» (Мышецкий) и списки украинских летописей (например, летописи Самовидца, Г. Грабянки и Величко). Все почерпнутые сведения смотрелись бы непоэтично и неэмоционально без одного, невероятно важного, составляющего. Сухие факты истории не могли полностью удовлетворить писателя, который стремился понять и отразить в произведении идеалы прошедшей эпохи.

Николай Васильевич Гоголь очень ценил народное творчество и фольклор. Украинские песни и думы стали основой для создания национального колорита повести и характеров героев. Например, образ Андрия схож с образами Саввы Чалого и отступника Тетеренки из одноимённых песен. Из дум были почерпнуты и бытовые детали, сюжетные ходы и мотивы. И, если ориентация на исторические факты в повести не вызывает сомнений, то в случае с фольклором нужно дать некоторое разъяснение. Влияние народного творчества заметно не только на повествовательном, но и на структурном уровне текста. Так, в тексте с лёгкостью можно найти яркие эпитеты и сравнения («как хлебный колос, подрезанный серпом…», «чёрные брови, как траурный бархат…»).

Появление троичности, характерной для сказок, в тексте произведения связано с испытаниями, как и в фольклоре. Это прослеживается в сцене, где под стенами Дубно Андрий встречает татарку, которая просит молодого казака помочь панночке: та может умереть от голода. Это получение задания от старухи (в фольклорной традиции обычно от Бабы Яги). Козаки съели всё приготовленное, а на мешке с припасами спит его брат. Козак пытается вытащить мешок из-под спящего Остапа, но тот на мгновение просыпается. Это первое испытание, и Андрий проходит его с лёгкостью. Дальше напряжение возрастает: Андрия и женский силуэт замечает Тарас Бульба. Андрий стоит «ни жив ни мёртв», а отец предостерегает его от возможных опасностей. Здесь Бульба-старший одновременно выступает и как противник Андрия, и как мудрый советник. Не ответив на слова отца, Андрий идёт дальше. Юноша должен преодолеть ещё одну преграду перед встречей с любимой – пройти по улицам города, видя, как жители умирают от голода. Характерно, что Андрию также встречаются три жертвы: мужчина, мать с ребёнком и старуха.

В монологе панночки есть и часто встречающиеся в народных песнях риторические вопросы: «Не достойна ли я вечных сожалений? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне?» Нанизывание предложений с союзом «и» также характерно для фольклора: «И она опустила свою руку, и положила хлеб, и… смотрела ему в очи». Благодаря песням сам художественный язык повести становится более лиричным.

Гоголь неслучайно обращается к истории. Будучи образованным человеком, Гоголь понимал, насколько важным для конкретного человека и народа является прошлое. Однако не стоит расценивать «Тараса Бульбу» как историческую повесть. В текст произведения органично вплетается фантастика, гипербола и идеализация образов. История повести «Тарас Бульба» отличается сложностью и противоречиями, но это нисколько не умаляет художественную ценность произведения.

 История создания Гоголем повести «Тарас Бульба», история влияний на автора литературных произведений предшественников очень сложна и до сих пор еще не выяснена с достаточной полнотой.

Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей — Самовидца, Величко, Грабянки и т. д. Но эти источники не удовлетворяли вполне Гоголя. В них многого ему не хватало: прежде всего характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Специальные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и в сущности мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой» , был еще один, важнейший: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы. Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта, желающих «выпытать дух минувшего века» и постигнуть «историю народа» .

Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Например, драматическая повесть о Мосии Шиле, попавшем в плен к туркам и затем обманувшем их и вызволившем из вражеского плена всех своих товарищей, навеяна Гоголю известной украинской думой о Самойле Кишке. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом.

 Гоголь многое берет в народной поэзии, но берет как писатель, чуткий и восприимчивый к ее художественному строю, со своим отношением к действительности, к материалу. Поэтика народной песни оказала огромное влияние на всю художественно-изобразительную систему «Тараса Бульбы» , на язык повести. Но из всех этих «пособий» и «материалов» Гоголь вскоре особое внимание остановил на «народных песнях». «Моя радость, жизнь моя-песни! – писал он собирателю их Максимовичу. – Как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими, живыми летописями! Я не могу жить без песен... Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни, они все дают по новой черте в мою историю!» «Каждый звук песни мне говорит живее о протекшем, нежели наши вялые и короткие летописи», писал он Срезневскому. «Песни-это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа, писал он в «Арабесках» о малороссийских песнях. «В этом отношении песни, для Малороссии все: и поэзия, и история, и отцовская могила».

 Гоголь говорит далее, что чуткий историк по песням может узнать «быт, стихию характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий народа, дух минувшего века, общий характер всего целого, так что история разоблачится перед ним в ясном величии». Все эти указания, идущие от самого автора, затем ряд исследований, сделанных учеными критиками, доказывают, что на создание «Тараса Бульбы» песни оказали большое влияние (особенно на первую редакцию); они отразились на стиле повести, особенно на лирических её местах: описаниях битв, характеристике Тараса и Остапа, в любовной истории Андрия. Местами самый язык повести принимает склад песни, переходит в размер народной песни. Понимание в «Тарасе Бульбе» казачества, его идеалы все это навеяно песнями.

Из исторических сочинений Гоголь заимствовал некоторые факты: жизнь Сечи, её обычаи и нравы, различные детали из вековой борьбы казачества с Польшей, все это взято им из исторических работ. «Тарас Бульба» имеет .большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород» . В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав.

           Прежде всего, интерес к прошлому Малороссии, и особенно к казачеству, как самому яркому явлению её истории, был силен у Гоголя с юности. Он мечтал то о создании исторической трагедии из жизни старой Украины, то об истории Малороссии, «в шести малых, или в четырех больших томах». Для этой истории он даже собирал материалы, по его словам, «около пяти лет». Материалы эти очень разнообразны летописи малороссийские, записки, песни, повести бандуристов, деловые бумаги. «История Малой России» Бантыша-Каменского была тоже пособием, ему хорошо известным.

2.3.Сюжетная линия.

К старому казацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына — Остап и Андрий. Два дюжих молодца, здоровых и крепких лиц которых ещё не касалась бритва, смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов. Старший, Остап, не выдерживает насмешек отца: «Хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!» И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки,совсем нешуточно тузят друг друга тумаками. Бледная, худощавая и добрая мать старается образумить буйного своего мужа, который уже и сам останавливается, довольный, что испытал сына. Бульба хочет таким же образом «поприветствовать» и младшего, но того уже обнимает, защищая от отца, мать.

По случаю приезда сыновей Тарас Бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своем решении послать Остапа и Андрия на Сечь, потому что нет лучшей науки для молодого казака, как Запорожская Сечь. При виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого Тараса, и он решается ехать вместе с ними, чтобы представить их всем старым своим товарищам. Бедная мать всю ночь сидит над спящими детьми, не смыкая глаз, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. Её милых сыновей берут от нее; берут для того, чтобы ей не увидеть их никогда! Утром, после благословения, отчаявшуюся от горя мать еле отрывают от детей и уносят в хату.

Три всадника едут молча. Старый Тарас вспоминает свою буйную жизнь, слеза застывает в глазах, поседевшая голова понурится. Остап, имеющий суровый и твердый характер, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. Одно только это его смущает и заставляет задумчиво опустить голову. Андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из Киева. Тогда Андрий сумел пробраться в спальню к красавице через трубу камина, стук в дверь заставил полячку спрятать молодого казака под кровать. Татарка, служанка панночки, как только прошло беспокойство, вывела Андрия в сад, где он едва спасся от проснувшейся дворни. Прекрасную полячку он ещё раз видел в костеле, вскоре она уехала — и сейчас, потупив глаза в гриву коня своего,думает о ней Андрий.

После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью — признаком запорожской воли. Козаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море.Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь — не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить казацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье.Он уговаривает казаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами казачества. Новый кошевой под напором самых воинственных казаков, и прежде всего Тараса, решается идти на Польшу, чтобы отметить все зло и посрамление веры и казацкой славы.

Скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперед слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые казаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына — среди первых. Казацкое войско пытается взять город Дубна, где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Козаки осаждают город и ждут, когда в нем начнется голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из темных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблен Андрий. Татарка шепотом рассказывает,что панночка — в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведет его в город. Встретившись со своей возлюбленной,он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты». Андрий остается с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих.

Польские войска, присланные в подкрепление осажденным, проходят в город мимо пьяных казаков,многих перебив спящими, многих пленив. Это событие ожесточает казаков, решающих продолжить осаду до конца. Тарас, разыскивая пропавшего сына, получает страшное подтверждение предательства Андрия.

Поляки устраивают вылазки, но козаки пока ещё успешно их отбивают. Из Сечи приходит весть, что в отсутствие главной силы татары напали на оставшихся казаков и пленили их, захватив казну.Казацкое войско под Дубном делится надвое — половина уходит на выручку казны и товарищей,половина остается продолжать осаду. Тарас, возглавив осадное войско, произносит страстную речь во славу товарищества: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному -  помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... ... - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке.  Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!

Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!..

Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

 Поляки узнают об ослаблении неприятеля и выступают из города для решительной схватки. Среди них и Андрий. Тарас Бульба приказывает казакам заманить его к лесу и там, встретившись с Андрием лицом к лицу, убивает сына, который и перед смертью произносит одно слово — имя прекрасной панночки. Подкрепление прибывает к полякам, и они разбивают запорожцев. Остап пленен, раненого Тараса, спасая от погони, привозят в Сечь.

Оправившись от ран, Тарас большими деньгами и угрозами заставляет жида Янкеля тайком переправить его в Варшаву, чтобы там попытаться выкупить Остапа. Тарас присутствует при страшной казни сына на городской площади. Ни один стон не вырывается под пытками из груди Остапа, лишь перед смертью взывает: «Батько! где ты! слышишь ли ты все это?» — «Слышу!» — отвечает над толпой Тарас. Его кидаются ловить, но Тараса уже и след простыл. Сто двадцать тысяч казаков, среди которых и полк Тараса Бульбы, поднимаются в поход против поляков. Даже сами казаки замечают чрезмерную свирепость и жестокость Тараса по отношению к врагу. Так мстит он за смерть сына. Разгромленный польский гетман Николай Потоцкий клятвенно присягает не наносить впредь никакой обиды казацкому воинству. Один только полковник Бульба не соглашается на такой мир, уверяя товарищей, что прошенные ляхи не станут держать своего слова. И он уводит свой полк. Сбывается его предсказание — собравшись с силами, поляки вероломно нападают на казаков и разбивают их.

А Тарас гуляет по всей Польше со своим полком, продолжая мстить за смерть Остапа и товарищей своих, безжалостно уничтожая все живое.

Пять полков под предводительством того самого Потоцкого настигают наконец полк Тараса, ставшего на отдых в старой развалившейся крепости на берегу Днестра. Четыре дня длится бой. Оставшиеся в живых казаки пробиваются, но останавливается старый атаман искать в траве свою люльку, и настигают его гайдуки. Железными цепями привязывают Тараса к дубу, прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костер. Перед смертью успевает Тарас крикнуть товарищам, чтобы спускались они к челнам, которые сверху видит он, и уходили от погони по реке.И в последнюю страшную минуту думает старый атаман о товарищах, о будущих их победах, когда уже не будет с ними старого Тараса.

Казаки уходят от погони, дружно гребут веслами и говорят про своего атамана.


3. Исследовательская часть.

3.1. Прототипы Тараса Бульбы.      

Охрим Макуха.

В начале 17 века в городе Стародубе родился Охрим Макуха. Это был очень энергичный и отважный человек. В 30–е годы XVII века он стал куренным атаманом Войска Запорожского.

В годы освободительной войны украинского народа против поляков в середине 17 века он сражался под командованием Богдана Хмельницкого — и даже стал одним из его заместителей.

Вместе с Охримом против поляков сражались его сыновья: Назар, Омелько и Хома.

Несмотря на ту беспощадную кровопролитную войну, ничто человеческое не было чуждым для людей этой эпохи. Старший сын Охрима— Назар — влюбился в прекрасную полячку и перебежал в польскую крепость. Такое предательство Макуха не мог вытерпеть. По приказу отца Омелько и Хома выкрали Назара из крепости. Во время этого боя Хома погиб. Омелько притащил Назара на отцовский суд. Охрим самолично застрелил его за предательство.

Миклухо–Маклай

Не опозорил традиции славного казацкого рода и Степан Макуха — правнук упомянутого Охрима и прапрадед Николая Николаевича Миклухо–Маклая.

В 1769–1774 годах Степан, сын сельского кузнеца Карпа Макухи (в молодые годы — отважного рубаки), принимал активное участие в российско–турецкой войне, отличился там удивительной храбростью. За боевые заслуги Степан Макуха получил от главнокомандующего российской армии фельдмаршала Петра Румянцева звание сотника. Казачий сотник Степан Макуха прославился отвагой в штурме турецкой крепости Очаков в 1788 году. Его сотня первой ворвалась в крепость. Во время одного из боев сумел взять в плен «высокого» турецкого командира — Сафар–бея.

Возможно, именно он стал героем известного исторического анекдота о том, как после взятия Очакова некоего казака послали сообщить о победе главнокомандующему Григорию Потемкину. Когда тот доложил о победе, Грицко Нечёса (так запорожцы звали Потемкина) спросил: «А что, неужели никого лучше тебя не нашли, чтобы послать ко мне?». На это посланник ответил: «Так лепших до лепших и послали, а мэнэ до тебе».

После баталии под Очаковом Степан получил чин хорунжего. По ходатайству Румянцева Степану было пожаловано потомственное дворянство, а по указу Екатерины II Степан получил имение в Почепской сотне Стародубского полка. Императрица также лично вручила ему орден Св. Владимира первой степени.

И кто бы мог поверить, что в юные годы за свой неординарный внешний вид Степан получил прозвище Махлай — вислоухий (или, по другой версии, «недотепа»)….

Однако когда возникла необходимость подписывать казенные бумаги— уже в новом качестве наследственного хорунжего и дворянина! — то Степан Макуха решил «облагородить» свою фамилию и заменить неблагозвучное «Макуха» на «Миклуха», а «Махлая» — на не очень понятного «Маклая». Обе части фамилии Степан стал писать через черточку. Впоследствии весь род Макух стал носить двойную фамилию Миклухо–Маклай.

Внук Степана Николай Ильич Миклухо–Маклай  родился и вырос в Стародубе,  впоследствии он закончил Петербургский инженерный институт. С этого момента часть рода Миклух  осела в северной столице России. Николай Ильич руководил строительством железной дороги Петербург — Москва. Во время этой перестройки в Рождественской Новгородской губернии и родился его сын Николай, который станет в будущем известным на весь мир человеком. Инженер–капитан Николай Ильич Миклухо–Маклай  после завершения строительства Николаевской железной дороги получил должность начальника Петербургского железнодорожного вокзала, но был уволен за то, что послал находившемуся тогда в ссылке украинскому поэту Тарасу Шевченко 150 рублей, что было недопустимо для государственного служащего.

Женой Николая Ильича Миклухо–Маклая была урожденная Шатковская, происходящая из древнего польского рода, связанного с семейством Мицкевичей, известных деятелей культуры. Её отец был выходцем из Германии по фамилии Беккер, происходил из рода Гёте и впоследствии стал одним из известных фармацевтов России. Во время Отечественной войны 1812 г. Беккер вступил в русскую армию и принял участие в боях против Наполеона. Сам Николай Николаевич Миклухо–Маклай   стал известным путешественником и учёным–натуралистом.

А вот факты из книги Воропаева А.С., изданной в Москве в 2004 году, под названием «Стародуб… казаки… вечная граница»: «В Стародубе родился отец видного ученого–натуралиста и путешественника Н.Н. Миклухо–Маклая, Николай Ильич Миклуха. Впоследствии он закончил Петербургский инженерный институт и руководил строительством железной дороги Петербург — Москва. Когда строительство велось на территории Новгородской губернии, в селе Рождественском в его семье родился будущий путешественник, который, кстати, в Стародубе ни разу не был. Интересно другое: он никогда не расставался с повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», а также с томиком стихов А. Мицкевича и с трагедией Гете «Фауст».

Миклухо–Маклай считал себя потомком Гете и Мицкевича».

Вот и получается, что Николай Николаевич Миклухо–Маклай был правнуком Степана Макухи, троюродным племянником Гете и племянником Мицкевича.

Прототип Тараса Бульбы — Гетман Остап Гоголь

 «…И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день, и час, в который породил на позор себе такого сына», — описывал Николай Гоголь предательство сына в своей классической повести «Тарас Бульба». Это произведение великого сына украинского народа уже давно стало хрестоматийным и известным далеко за пределами нашей Родины. Любопытно, что его литературного героя, казачьего полковника Тараса Бульбу, во многих случаях отождествляют с реальной исторической личностью и вспоминают наряду с Петром Сагайдачным, Богданом Хмельницким, Иваном Сирко и Иваном Мазепой.

Возможно, действительно кто-то из героев казачьей истории служил нашему выдающемуся писателю прототипом при написании этой повести. Ведь известно, что Николай Гоголь стремился стать профессиональным историком. Он даже некоторое время исполнял обязанности адъюнкт-профессора (докторанта) Санкт-Петербургского университета и задумывал написать многотомную «Историю Украины». Мог ли он в тот период своей жизни узнать о своем известном предке, полковнике эпохи Хмельнитчины Остапе Гоголе? Наверное, да. И могло ли это побудить его к созданию именно такого образа Тараса Бульбы?

Соратник Богдана Хмельницкого

Итак, попытаемся исследовать жизнеописание казачьего полковника второй половины ХVІІ века Остапа Гоголя. Родился Остап (в исторических источниках также встречается иное прочтение его имени — Остафий, Евстафий, Евстахий)где-то в начале переломного для исторических судеб многих европейских народов века. Возможно, местом его рождения было небольшое подольское село, носившее название Гоголи, основанное православным шляхтичем с Волыни Никитой Гоголем. К сожалению, молодые годы Остапа обойдены вниманием средневековых летописцев. Известно лишь то, что накануне 1648 года он был ротмистром «панцерных» казаков в польском войске, дислоцировавшемся в Умани под командованием С.Калиновского. Но как только начались боевые действия между казачьей и польской армиями, ротмистр Гоголь вместе с подчиненной ему тяжелой кавалерией переходит на сторону повстанцев.

Несмотря на отсутствие полноценных источников информации о первых годах формирования молодого казачьего государства, вполне очевидно, что полковник Остап Гоголь делал все возможное для создания национальных административно-военных институтов на украинских землях, граничивших с Польшей. Ему пришлось проявить незаурядные организаторские способности при формировании отрядов из подольских крестьян и мещан в районе Поднестровья.

Блестящая победа гетмана Богдана Хмельницкого над поляками под Батагом (22—23 мая 1652 г.) вызвала массовое восстание украинцев на Подолье. В связи с этим гетман приказал О.Гоголю освободить данный регион от польской шляхты, что тот успешно и исполнил — в конце августа здесь опять была установлена украинская власть. В начале 1654 года О.Гоголю поручили командовать Подольским (Поднестрянским, Могилевским) полком. В дальнейшем подольский полковник Войска Запорожского выполняет наиболее важные поручения Б.Хмельницкого в западном регионе Украины.

Подольский полковник Войска Запорожского

После смерти Великого Гетмана казачья старшина начала раскалываться на противоположные по политическим взглядам группировки. В октябре 1657 года гетман Иван Выговский с генеральной старшиной, в состав которой входил и полковник О.Гоголь, заключает так называемый Корсуньский договор Украины со Швецией, по которому провозглашалось «Войско Запорожское за народ свободный и никому не подчиненный». Но на стабилизацию политического положения в Украине этот договор повлиять уже не мог. В июле 1659 года полк Гоголя отличился победой украинского войска над московитами под Конотопом.

Польская шляхта никак не могла смириться с тем, что в Юго-Восточной Европе возникло независимое государство. Объединенное польско-татарское восемнадцатитысячное войско во главе с коронным гетманом Стефаном Потоцким в феврале 1660 года окружило Могилев. На помощь подольскому полковнику Остапу Гоголю пришли части под командованием уманского полковника М.Ханенко и миргородского К.Андреева. Гоголь успешно руководил действиями могилевского гарнизона, а также, по словам летописца, «на вылазках польских людей и татар побили много». С польской стороны в штурме погибло около двух тысяч человек.

Постепенно пращур великого писателя склоняется к поддержке той части старшины, которая настаивала на ведении переговорного процесса с правительственными кругами Польши за утверждение автономной украинской республики в границах Речи Посполитой. Летом того же года его полк принял участие в Чуднивском походе, результатом которого стало подписание между поляками и украинцами Слободищенского трактата. Тогда же полковник О.Гоголь был нобилитован как шляхтич.

В начале 1664 года на Правобережной Украине вспыхнуло восстание против польской власти и гетмана Павла Тетери, которым руководили Сулима, Семен Высочан и Иван Сирко. Им оказывал большую поддержку левобережный гетман Иван Брюховецкий, желавший распространить свою власть на правобережные земли. О.Гоголь сначала поддерживает восставших. После того, как польские войска начали наступление на Брацлавщину, он со своим полком переходит из Могилева в Брацлав и там укрепляется. Но вскоре под натиском королевской армии полковник не выдерживает и переходит на сторону противника.

Одной из главных причин этого перехода было также то, что коронный гетман С.Потоцкий не отпускал из Львова двух сыновей Гоголя, учившихся там в одном из учебных заведений. «…И сыновей моих, если будет разрешение Вашей Гетманской Милости, то позволь им на короткое время приехать домой при паспорте Ясновельможного, Его Милости, Господина Гетмана Й.К.М. Запорожского (Тетери. — Авт.)», — писал О.Гоголь в канцелярию коронного гетмана. Последний сознательно тянул с выполнением просьбы, т.к. видел неопределенность политической позиции подольского полковника, а потому в сентябре 1664 года Гоголь все же был вынужден признать протекцию польского монарха. Кстати, в своем письме к Потоцкому предок писателя демонстрирует незаурядный интеллект, а именно: написав фразу, которая как нельзя лучше объясняет причины тогдашней Руины и становится крылатой: «…Дошло до того, что каждый казак хотел быть полковником, а каждый сотник — гетманом». Вот как генетически формировался гений великого Николая Гоголя!

Смерть сына

Когда гетманом стал Петр Дорошенко, О.Гоголь перешел под его булаву, ведь они знали друг друга еще со времен Хмельнитчины. Опытный Гоголь всячески помогал новоизбранному гетману. Когда возникла угроза захвата польскими войсками Кальника, он отправился на Левобережье, чтобы лично предупредить П.Дорошенко. Вместе они возвращаются на Правобережную Украину и помогают окруженному в Кальнике полковнику Григорию Дорошенко, родному брату гетмана. Вскоре О.Гоголь вместе с Тарговицким полком С.Щербины и сечевиками И.Сирко воевали на околицах Очакова, где взяли в плен много татар. Именно поэтому Гоголь не присутствовал на Раде у р.Росава (неподалеку от Корсуня), на которой большинство казаков одобрило намерение П.Дорошенко признать верховенство турецкого султана. В это время Гоголь неоднократно назначается наказным гетманом Войска Запорожского и руководит казачьими подразделениями во время многочисленных военных операций.

В конце 1671 года коронный гетман Ян Собеский во главе многочисленного войска пошел на Правобережную Украину. После многодневной осады Могилева, резиденции О.Гоголя, поляки вошли в город. Источники сообщают, что при обороне крепости погиб один из его сыновей. «…Сын Гоголя под Могилевом застрелен», — писал очевидец тех событий. Сам полковник с небольшим отрядом казаков с огромным трудом сумел переправиться на другой берег Днестра, в Молдавию, где и разбил лагерь. Через несколько дней полковники О.Гоголь, К.Мигалевский и Кияшко отправляют письмо Я.Собескому, в котором выражают готовность подчиниться гетману М.Ханенко, признавшему протекторат польского короля. Однако вскоре мы опять видим в рядах П.Дорошенко Гоголя.

После очередного похода польских войск на Правобережье Гоголь подчиняется королю Яну ІІІ Собескому. В награду за это в декабре 1674 года польский монарх дает ему привилегию на владение селом Вильховец. Оно существует и по сей день в Новоушицком районе Хмельницкой области. Эта королевская грамота интересна тем, что ее копия была использована в 1784 году дедом писателя Николая Гоголя, полковым писарем Афанасием Демьяновичем Гоголем-Яновским, для подтверждения своего шляхтичского (дворянского) происхождения. Очевидно, именно дед Афанасий рассказал своему сыну Василию, отцу будущего писателя, об их знаменитом предке. А тот уже пересказал это маленькому Николаю, который таким образом с раннего детства знал о своих славных казачьих корнях, а учась в Нежинском лицее, начал собирать дополнительные материалы о полковнике войска Запорожского Остапе Гоголе.

Остап Гоголь — гетман

Еще в ноябре 1674 года польский король издал универсал на владение подольским селом Озаринцы сыну Гоголя — Прокопу. А в следующем году своим универсалом к правобережным казачьим полкам от 4 апреля предписывает, «для лучшего между всеми вами управления Гетманом Наказным урожденного Гоголя назначаем…» Таким образом, в отличие от своего бывшего начальника П.Дорошенко (тот признавал протекторат турецкого султана Мехмеда ІV), полковник Гоголь стал гетманом Правобережной Украины от имени короля Яна ІІІ Собеского.

По Журавненскому договору 1676 года между Турцией и Речью Посполитой, к Польше отходили лишь земли включающие Белую Церковь и Паволочь. Остальная территория Правобережной Украины оставалась под протекторатом султана. Поэтому О.Гоголь, по решению совета польского сената, вместе с полками Кобелжского, Корсунца и Шульги (около двух тысяч казаков) передислоцировался в Дымерское староство на Полесье. Под управление казачьего гетмана передавались Черногородская, Коростышевская и Дымерская крепости. Также из коронной казны казакам гетмана Гоголя было выдано 60 тыс. злотых.

Дымерское староство располагалось недалеко от Киева. Именно этим объясняется активная политика О.Гоголя в деле привлечения к себе левобережных казаков. На Правобережье переходит переяславский полковник Думитрашко Райча, и этот факт обеспокоил российского царя Федора Алексеевича, требовавшего от Самойловича удерживать «малороссийский народ от перехода к Гоголю». Кстати, гетман Самойлович даже отложил свою поездку в Москву в связи с угрозой О.Гоголя захватить Киев. В апреле 1678 года О.Гоголь написал письмо И.Самойловичу, в котором соглашался признать власть левобережного гетмана — «сейчас самого себя твоей милости отдаю». Здесь он проявил понимание того, что левобережный гетман стремился к объединению Украины под единым государственным управлением.

Последний приют заслуженного казака

Остап Гоголь умер 5 января 1679 года в Дымере. Соратник Б.Хмельницкого, который двадцать семь лет был полковником Войска Запорожского и последние пять лет своей жизни возглавлял казаков Правобережья, был похоронен в древнем Киево-Межигорском монастыре неподалеку от Киева. Много десятилетий после этого здесь хранилось Евангелие львовского издания 1644 года в серебряно-золотом переплете, подаренное Гоголем монастырю незадолго до смерти. Символично то, что в Святодуховской церкви Межигорского монастыря портрет О.Гоголя «в черных с красными травами рамах» находился рядом с изображением Богдана Хмельницкого.

Долгое время здесь также хранился поминальный синодик семьи Гоголей, составленный, очевидно, на основании слов или записей казачьего полковника перед 1679 годом. В него были внесены следующие имена (подаем, как в оригинале): Тимофій, Ганна, Матвій, Іван, Гафія, Мотрона, Осип, Лук’ян, Саватій, Авраамій, Марія, Ірина, Даміан, Марія, Іван, Павло, Остап, Ірина, Віра, Настасія, Ілля, Мартин, Прокіп, Марія, Остап, Григорій, Васа, Василиса, Василь, Гафія, Феодосія, Василь. Здесь представлены все родственники гетмана и его жены ко времени его смерти. В соответствии с основными принципами написания подобных синодиков, он начинал запись с основоположников рода — здесь Тимофей и Анна. Далее поминались их дети, дети их детей и т.д. Учитывая то, что имя Прокоп вспоминается лишь раз, им, вероятно, и является известный нам сын гетмана. Таким образом, он сам записан после своего отца. Значит, можно предположить, что жену Остапа Гоголя звали Ириной, а его второго сына (ранее его имя ни разу не встречалось в документах) или Мартыном, или… Остапом!

3. 2. Был ли Бульба на самом деле?

Весь предыдущий материал о прототипах Тараса Бульбы не случаен.

Но при чем тут Н.В. Гоголь и «Тарас Бульба»?

А вот при чем. Оказывается, Н.В. Гоголь и дядя Миклухо–Маклая, Григорий Ильич, учились вместе в Нежинской гимназии высших наук. Их связывала тесная дружба. Семейное предание Миклух о их дальнем предке, уроженце Стародубщины Охриме Макухе, куренном атамане Запорожского войска, который собственноручно казнил старшего сына за предательство и любовь к полячке, Григорий Ильич рассказал Гоголю.

Назар, Омелько и Хома и стали прообразами гоголевской повести. Только если в прекрасную полячку влюбился и перебежал в польскую крепость старший сын Охрима Назар, то у Гоголя это сделал младший сын Тараса Бульбы Андрий.

Возможно, Гоголь дал своему герою не совсем типичную для украинца фамилию Бульба именно потому, что его прототип был выходцем из стародубских казаков.

Время было не спокойное, т.к. поляки Речи Посполитой расширяли свои территории за счет Смоленских и Черниговских земель, притесняя и семейство Макухи. В 1640-е гг. Богдан Хмельницкий собрал в единый кулак Запорожских казаков, заключил союз с Крымскими татарами, и вмести они дали не одно сражение против незваных гостей. Но самый разгром Хмельницкий и Тугай-Бей учинили польско-литовским интервентам в период 26 апреля – 16 мая 1648 г. в урочище Желтые Воды (ныне в Днепропетровской области).

И вот в этих-то знаменитых битвах героически проявило себя семейство Охрима Макуха: сам он, два его сына и внук Грицко. А вот со старшим сыном Назаром вышла, что называется – осечка: влюбился ненароком он в польскую панночку. И какая ж здесь война – всё покатилось для Назара под откос. Братья выкрали из польского «плена» Назара (при этом погиб Хома) и Охрим своею властью отца и куренного атамана убил предателя-сына. Свое горе-разочарование он гасил в невиданной жестокости к врагу. Он стал не только соратником, но и помощником гетмана войска запорожского Богдана Хмельницкого. Поняв, что небольшому украинскому государству долго не просуществовать, запорожцы в 1651 г. просили русского царя об объединении, что и произошло в 1653-1654 гг.

Но, ознакомившись с короткой биографией соратника Б.Хмельницкого, видим, что можно провести много аналогий между жизнью исторического Остапа Гоголя и литературного Тараса Бульбы. И тот, и другой были полковниками Войска Запорожского. Имели двух сыновей примерно одного возраста. Сыновья полковника О.Гоголя (одного из них звали Мартыном или Остапом, второго — Прокопом) учились в высшем учебном заведении во Львове. Остап с Андреем получили литературное образование, но уже в Киеве. В повести Николая Гоголя старший сын Тараса гибнет от рук поляков, а младший перешел на сторону братоубийц. Здесь прослеживается прямая аналогия с судьбой синовей предка писателя: один из них (тоже старший) гибнет в 1671 году от рук жолнеров при обороне Могилева, а второй вскоре, в 1674 году, переходит на сторону поляков, убивших его брата. Именно убегая от польской погони из Могилева, во время переправы через Днестр старый подольский полковник Остап едва не погиб. Не напоминает ли это известный сюжет с бегством от «ляхов» гоголевского Тараса Бульбы, хотя уже и дополненный описанием неудачной переправы казачьего предводителя через другую реку — Днепр?!

Следовательно, прототипом известного литературного героя всемирно известной повести «Тарас Бульба» был не кто иной, как далекий родственник Николая Гоголя, заслуженный казачий старшина гетман Правобережной Украины последней четверти ХVІІ ст. Остап Гоголь.


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ознакомившись с короткой биографией соратника Б.Хмельницкого, видим, что можно провести много аналогий между жизнью исторического Остапа Гоголя и литературного Тараса Бульбы. И тот, и другой были полковниками Войска Запорожского. Имели двух сыновей примерно одного возраста. Сыновья полковника О.Гоголя (одного из них звали Мартыном или Остапом, второго — Прокопом) учились в высшем учебном заведении во Львове. Остап с Андреем получили литературное образование, но уже в Киеве. В повести Николая Гоголя старший сын Тараса гибнет от рук поляков, а младший перешел на сторону братоубийц. Здесь прослеживается прямая аналогия с судьбой синовей предка писателя: один из них (тоже старший) гибнет в 1671 году от рук жолнеров при обороне Могилева, а второй вскоре, в 1674 году, переходит на сторону поляков, убивших его брата. Именно убегая от польской погони из Могилева, во время переправы через Днестр старый подольский полковник Остап едва не погиб. Не напоминает ли это известный сюжет с бегством от «ляхов» гоголевского Тараса Бульбы, хотя уже и дополненный описанием неудачной переправы казачьего предводителя через другую реку — Днепр?!

Таким образом, вполне можно признать, что прототипом известного литературного героя всемирно известной повести «Тарас Бульба» был не кто иной, как далекий родственник Николая Гоголя, заслуженный казачий старшина эпохи Б.Хмельницкого, И.Выговского, П.Дорошенко, гетман Правобережной Украины последней четверти ХVІІ ст. Остап Гоголь.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Ю. Манн «Поэтика Гоголя», М., 1988г.

2. «Анализ художественного произведения» под. ред. М.Л. Семановой      (книга для учителя), М., 1987г.

3.   С. Машинский «Художественный мир Гоголя», М., 1971г.

4. Лотман Ю.М. «В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов,   Гоголь», М., 1988г.

5.  «Летопись Самовидца о войнах Хмельницкого». М., 1846, стр. 2.

6.  «Летопись Грабянки». Киев, 1854, стр. 20.

7.  Г. де Боплан. Описание Украины. СПб., 1832, стр. 7.

8. «Гоголь в воспоминаниях современников», стр. 506.

9. Каманин И.М. Научные и литературные произведения Н.В.Гоголя по истории Малороссии // Памяти Гоголя. Киев, 1902;

10. Карпенко А.И. О народности Н.В.Гоголя. Киев, 1973.

11. “Анализ художественного произведения” под. ред. М.Л. Семановой (книга для учителя), М., 1987г.

12. http://www.liveinternet.ru/users/5019061/post360892737/

13. http://www.everyday.in.ua/?p=3205

14. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/88529-byl-li-realnyj-prototip-u-tarasa-bulby.html

15. http://mjjm.ru/poznavatelno/gde-zhil/637519.html


[1] Речь Посполи́тая — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также на части территории России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии.

[2] Запоро́жская Сечь (укр. Запорiзька Січ) — название ряда последовательно сменявших друг друга военных и административных центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII век, называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов.

[3] Адъю́нкт (от лат. adjunctus — присоединённый) — должность или звание помощника или заместителя в различных областях. Термином «адъюнкт» иногда переводится фр. adjoint, который обычно означает «ассистент» или «помощник».

[4] ВИЕЛЬГОРСКАЯ Анна Михайловна (1822–1861),графиня, дочь М. Ю. Виельгорского, по утверждению В. А. Соллогуба, она, «кажется, единственная женщина, в которую влюблен был Гоголь». По мнению И. С. Аксакова, В. послужила прототипом Уленьки во втором томе «Мертвых душ». Впоследствии В. вышла замуж за князя А.И. Шаховского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

Образ Сечи. Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

Пояснительная записка к домашнему заданию по литературе в 7 классе.  Данное домашнее задание входит в комплекс заданий по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.Цели:1. Образо...

Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого  героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

«Подвиг Тараса Бульбы» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Подвиг Тараса Бульбы» (6 класс)...