Методическая разработка к уроку литературы в 5 классе "Диалог непохожих"
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Мурзина Ольга Юрьевна

Презентация к уроку литературы  в 5 классе "Диалог непохожих" по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Учебник В.Ф.Чертова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_nepohozhih.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию г. Улан – Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Улан- Удэ»

Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Комсомольская, 3

Тел. (факс): 44-20-81, 44-22-76. E-mail: uusk42@mail.ru,   uu-sk42@yndex.ru

«Диалог» непохожих

Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Цели: воспитание толерантности на примере литературных героев, уважительного отношения к человеку иной культуры, другого вероисповедания; изучение национальных и культурных ценностей других народов; воспитание интереса к творчеству Л.Н.Толстого  через его гражданскую позицию, отражённую в произведении.
Задачи: познакомить учеников  с понятием «толерантность», соотнести эпизоды произведения с понятием данного термина; прививать интерес к культуре разных народов; формировать умение анализировать материал, аргументировать свою точку зрения.

Форма урока: урок-практикум.

Основные методы: проблемный, исследовательский.

Время проведения 45 минут.

Оборудование: учебник Литература.5 класс В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитава, И.М. Мамонова. Просвещение, 2015, презентация, рабочая тетрадь.


Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация.

 Если бы ты мог перевоплотиться в животное, то в какое?

Теперь, когда мы научились 
летать по воздуху, как птицы, 
плавать под водой, как рыбы, 
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу

Проблемный вопрос.

Что такое толерантность? Почему мы всё чаще и чаще говорим об этом понятии?
Дайте определение  понятию  «толерантность» (заслушиваются мнения ребят)
- Сравните свои определения с выписанными определениями на
слайде 2
Толерантность – это

а) добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира
б) способность быть снисходительным к поступкам других людей, уважать культуру другого народа

в) это синоним слова «терпимость»

г) это признание многообразия человеческой культуры, равенства всех ее составляющих, а также уважение к другим людям, независимо от их цвета кожи, национальности, религии и политических взглядов, признание права каждого быть «другим» и способность взаимодействовать с «другими» на основе согласия.

д) это «диалог непохожих», это «гармония в многообразии».

III. Актуализация знаний.  Сегодня мы второй урок беседуем по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». И наш урок мы неслучайно начали с определения толерантности. Ведь мы будем говорить об особенностях жизни людей Кавказа, о поведении русских людей в чужой и незнакомой для них стороне и отношениях между людьми.

Учитель: Возвратимся к первому уроку. Вспомните, какое время описано в рассказе?

Ученики:

-война на Кавказе;  

-столкновение русских войск с горцами;

- участие Л.Н.Толстого в военных действиях.

Учитель: Можно ли назвать отношения горцев и русских «диалогом»?

Ученики:

- нет, скорее это противостояние;

- люди враждуют;

- русские и горцы воюют.

Учитель: Верно, весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. Однако герои выстраивают отношения друг с другом.

Назовите, что или кто противопоставляется в рассказе?

Ученики:

  1. Главные герои - Жилин и Костылин.
  2. Татары и русские
  3. Дина и другие жители аула.
  4. Война и мирная жизнь и др.

IV. Исследование. Работа с текстом.

Ребята, давайте вчитаемся в текст и рассмотрим отношения между пленником Жилиным и татарами. Слайд 4

Построим схему. Начинаем строить схему – таблицу, заполняем снизу. (Приложение 1)

-Что мы знаем  о Жилине?(1 глава)(«не велик ростом, а удал был») О татарах? Что они испытывают друг к другу?(ненависть)Найдите подтверждение в тексте стр.9-10. («два татарина вонючие сидят», «тычется лицом в вонючую татарскую спину»; татары: «начали бить прикладами по голове», «надели колодки»)

- Что происходит с героем? Кем он становится, попадая к татарам?( пленником) В какой роли мы видим татар?(хозяева)(2 глава)

- Что они испытывают друг к другу? Покажите ,чем интересуется Жилин?(рассматривает одежду татар стр.11, жилище стр.14, ему интересны традиции горцев стр.14, стр. 23,24)

Реализация  домашнего задания.( Нужно было объяснить значение  слов и ответить на вопрос: «С какой целью Толстой использует татарские слова в рассказе?»)Слайды 5-8

Ученики. Это слова, взятые из татарского языка, который относится к тюркским языкам:

Аул - татарская деревня;

Ногаец - представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе;

Сакля - жилище кавказских горцев;

Бешмет - стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;

Черкеска - узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);

Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти;

Галунчиком обшит, галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежде;

Буза - татарское пиво;

Сафьянные башмачки - из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет;

Чалма - головной убор у мусльман;

"Урус" - русский

Джигит - молодой человек; молодец, удалец;

Мечеть - молитвенный дом  у мусульман, "церковь ихняя";

Шептала - сушеные абрикосы и персики с косточками;

Мекка - священное место паломничества мусульман;

Хаджи - тот, кто побывал в Мекке, почётный человек;

Алла! - обращение к Богу;

Мулла - служитель культа у мусульман.

Имена: Кази-Мугамед, Абдул-Мурат

С помощью отдельных слов (лексических единиц) Толстой погружает нас в мир одного из горских народов - татар.

Этот мир татар рассматривает Жилин, подмечая мелочи, интересуясь обрядами.

- Что делает , находясь в плену, Жилин? (рукодельничает:мастерит кукол для детей стр.17-18, чинит часы и др. вещи стр.18)

- Как относятся к Жилину татары? (по-разному: ждут выкупа, несут вещи для ремонта, надеются на помощь больному, красный татарин «велит… убить»)

- Какой вывод можем сделать?

Ученики: Люди из враждующих лагерей могут найти общий язык, но только если прекращается насилие, война. В труде, в мирных занятиях завязываются различные отношения. Среди татар есть хорошие люди.

Учитель:Но как только начинаются военные действия, все связи рушатся. Во время войны зло порождает новое зло, но в больших размерах (смерть татарина - отомстить, разорили семью, убили сыновей у татарина в чалме - отомстить) Причём, Толстой не выделяет ,кто прав- кто виноват. Насилие одинаково с обеих сторон: и русских, и татар. В это время в силу вступают новые законы: взятый в плен русский - это товар. И слова Абдул-Мурата о любви к ближнему звучат по-другому: «Он велит тебя убить; да мне нельзя убить,— я за тебя деньги заплатил».

- Есть ли в рассказе толерантные люди? Кто они?(Дина.)

- Почему Дина по-другому относится к Жилину? Чем Жилин интересен девочке?

Дина становится настоящим другом Жилину. (гл.VI. стр.29 – 32)

- Меняется ли отношение Жилина к татарам? (от ненависти к пониманию: заполняем таблицу-схему)

Вывод: 

   В образе Жилина воплотились лучшие черты русского человека: мужественность, смелость, прямодушие, гуманность. В условиях плена он находит себе занятия, в его руках спорится всякое дело. Эти качества вызывают  уважение у представителей кавказского народа и чувство глубокой симпатии и привязанности у татарской девочки Дины. Она оценивает Жилина не как врага, ведущего борьбу с ее народом, а как мужественного, доброго, интересного человека.

   С образом Дины связана толстовская идея о безобразии, бесчеловечности войны. Своим поступком, идущим от сердца, ребенок показывает противоестественность вражды людей, живущих на одной земле.. Поступок героини Л. Толстого –урок взрослым -такими должны быть отношения между людьми разных национальностей. Это и есть урок нравственности.

V.Творческая работа.Синквейн.

Составьте синквейн, характеризующий героев. Попытайтесь учесть всё, что мы сегодня говорили.

Жилин                                                        Дина

Решительный, находчивый                      Дикая, смелая

Наблюдает, мастерит, спасается.             Помогает, сочувствует, спасает

Идеальные черты человека.           Девочка, с которой можно брать пример

Удалец.                                                        Друг.

VI. Итоги урока.

Ребята, чему учит рассказ?

Дайте ответ, начиная словами: «Я понял, что...» или «Меня поразило…»

1.Нет плохих национальностей,а есть плохие и хорошие люди.

2.Война и вражда противоестественны и враждебны человеку.

3.Люди разных национальностей, из разных лагерей могут найти общий язык.

4.Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведёт к культуре мира.

Ребята, важна ли тема сегодняшнего урока для нас? (Бурятия- многонациональная республика: и взрослые, и дети должны уметь находить общий язык.)

Можете вы назвать себя толерантными?Как это проявляется?

(Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и протяните руку товарищу.

М. М. Рощин «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».)

Учитель: Закончить урок хочу словами Пифагора: «Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями»

VII.Домашнее задание:    

Написать мини – сочинение на тему: « Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!» ( Можно приводить примеры из художественных произведений)

Приложение 1

Жилин

Что испытывают по отношению друг к другу?

татары

уважаемый человек (хоть и пленный)

сочувствие

Дина (ребёнок) - друг

Пленник

интерес

хозяева

Жилин- русский офицер. Участник войны на Кавказе.

ненависть

Татары- враги

Приложение 2

Список использованной литературы:

1. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитава, И.М. Мамонова. Литература.5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В2ч.Ч.2 –М.: Просвещение, 2015

2.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы – М.: Просвещение, 2001

3. Соловьева Ф.Е. Изучение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в  V классе.

4.https://slovesnik.org/kopilka/stati/puti-formirovaniya-tolerantnogo-soznaniya-v-rossijskoj-shkole.html

5.https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...