Рабочая программа "Литература. 9 класс"
рабочая программа по литературе (9 класс)

Сорока Наталия Александровна

Рабочая программа «Литература» 9 класс включает цели и задачи курса, результаты изучения предмета «Литература», требования к уровню подготовки учащихся 7 класса, учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе и тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа учебного предмета

«Литература» для 9 класса

разработана в соответствии с требованиями федерального

государственного стандарта основного общего образования

Согласовано на заседании МО учителей филологии.

Протокол №1 от 28 .08.2019.

Руководитель МО __________  Арманова М.Э.

Рассмотрено и принято на заседании  педагогического совета школы.

Протокол № 1 от 29.08.2019.

Утверждаю

Директор школы    ___________   Попов А.Д.

Приказ № 92 от 29.08.2019 г.

Учитель 1 категории – Сорока Н.А.

Пояснительная записка.

    Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (9-е издание, М. Просвещение 2017). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература - 9 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2017 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.   К данному варианту программы прилагаются методическое пособия О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 9 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе: урок за уроком», М.: «Русское слово», 2002г., И. В. Золотарёвой, О.Б. Беломестных, М. С. Корнеевой «Поурочные разработки по литературе, 9 класс», М.: «ВАКО», 2002 г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Содержание дисциплины.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений,  решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

         Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.  

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9-ого класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные  теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;
  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
  • оценивать проблематику современной литературы;
  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Литература:

1.   Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:  Просвещение, 2008.

2.  Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3.  Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

4.  Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

5.  Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

6.  Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2017.

7.  Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, - М.: Материк Альфа, 2004.

9.   Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:   Эскимо, 2008

10.  Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

11. Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 кл. – М.: ВАКО, 2003;

12. Кучина Т. Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл., – М.: «Дрофа», 1997

13. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.: «Издательство Астрель», 2000

14. Литература: Тесты. 9-11 кл. Автор-сост. И. М. Михайлова.– М.: «Дрофа», 1997

Мультимедийные пособия.

      Уроки литературы Кирилла и Мефодия    

 

  1. http://www.proshkolu.ru/user/grigorenko58/
  2. http://koncpekt.ru/
  3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru  
  4. Htpp//WWW.gramota.ru  Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»
  5. Htpp//edu.1september.ru
  6. WWW.scool.edu.ru
  7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.  

Основное содержание тем, изучаемых в 9 классе

тема

Основное содержание

1

Древнерусская литература

Жанры древнерусской литературы; характеристика содержания и проблематики изученных                                                       произведений ДРЛ; теоретико-литературные понятия

2

Литература 18 века        

Новаторство в русской литературе 18 века; представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии

3

Литература 19 века

Основные литературные направления, традиция и новаторство, стиль;

процесс жанрообразования в литературе; мотив; авторские (в том числе

лирические) отступления

Литература 20 века

Богатство и разнообразие художественных систем. Традиции и новаторство в литературе ХХ века Отображение в литературе драматических страниц отечественной истории. Соединение трагического и героического, утверждение непреходящих духовных ценностей в произведениях русских писателей.

  Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Плановых уроков

Контрольные работы

По развитию речи

1

Шедевры русской литературы

1

-

2

Древнерусская литература

7

1

-

3

Литература XVIII века

13

1

2

4

Литература I половины XIX века

57

3

8

Литература II  половины XIX века

6

-

-

5

Русская литература XX века

16

-

4

6

Из зарубежной литературы

5

1

1

Итого:

105

6

15

               

Календарно-тематическое планирование

по литературе в 9  классе

Тема урока    

Кол-во

часов

Элементы минимального

содержания образования

Элементы дополнительного содержания образования

Виды учебной деятельности

Вид контроля

домашнее задание

Введение.

1

1.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Понятие о литературном процессе.

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Знать: роль литературы в духовной жизни России.

Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения

Организация совместной учебной деятельности

Отзыв о древнерусской литературе

Древнерусская литература.

5

2.

Общая характеристика древнерусской литературы (самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие жанров). История открытия и изучения «Слова о полку Игореве». Историческая основа произведения.

1

Патриотический пафос, поучительный характер. Многообразие жанров.

Свободная работа с текстами; владение монологической и диалогической речью.

Уметь: дать обзорную характеристику древнерусской литературе, письменный ответ об особенностях и значении «Слова…»

Организация совместной учебной деятельности

Вопросы с.5-6

3.

«Слово о полку Игореве». Часть первая: поход Игорева войска. Часть вторая: сон и «Золотое слово» Святослава. Значение обращений автора к русским князьям.

1

Вопрос о времени создания и об авторстве. Историческая основа, сюжет.

Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

Знать: историческую основу, идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок наизусть.

Беседа, проблемные задания.

Читать «Слово…» по учебнику

Сравнительная характеристика

4.

Часть третья. Плач Ярославны. Бегство Игоря. Концовка и «слава». Образ Русской земли в «Слове…».

1

Стихотворный перевод.

Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

Знать: историческую основу, идею, образную систему, пейзаж произведения

Организация совместной учебной деятельности

Анализ эпизодов

Плач Ярославны наизусть  

5.

Чтение наизусть плача Ярославны.

1

выразительно читать отрывок

подготовка к контрольной работе

6.

Р/Р Подготовка к  сочинению по «Слову о полку игореве»

1

Жанр, образы русских князей, идеальный образ русской женщины.

Самостоятельный поиск необходимой информации.

Знать: историческую основу. Образную систему «Слова…»

Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения.

7

Р/Р Сочинение

1

8

Контрольная работа по теме «Древнерусская литература»

1

Определение уровня изученного материала.

Извлечение необходимой информации.

Уметь: оформлять письменно развернутые ответы

Самостоятельная работа.

Русская литература XYIII века.

13

9

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XYIII века. Особенности русского классицизма.

1

Понятие о классицизме, причины возникновения, социальная почва. Жизнь, личность. Судьба, деятельность М.В. Ломоноссова.

Извлечение необходимой информации из справочной литературы.

Знать: характерные черты классицизма.

Уметь:  обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения

Организация совместной учебной деятельности

составление плана статьи

10.

1. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

Понятие об оде. Черты классицизма в оде. Прославление родины, науки и просвещения.

Работа с различными словарями.

Знать: Общие сведения о Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте, писателе.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику оды.

Организация совместной учебной деятельности

Знать содержание оды.

11.

М. В. Ломоносов – учёный, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

Понятие об оде. Черты классицизма в оде. Прославление родины, науки и просвещения.

Работа с различными словарями.

Знать: Общие сведения о Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте, писателе.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику оды.

Организация совместной учебной деятельности

Знать содержание оды.

12.

Вч М. В. Ломоносов о русском языке. Басни Ломоносова.

1

Понятие об оде.Черты классицизма в оде. Прославление родины, науки и просвещения.

 Чтение басен Ломоносова

Знать: Общие сведения о Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте, писателе.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику оды.

Организация совместной учебной деятельности

Знать содержание оды.

13

Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1

Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой.

Знать: общие сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина.

Уметь: показать отличительные черты оды Фелица» от од Державина.

Беседа, проблемные задания.

Отрывок наизусть

14

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

1

История создания, жанр. Выразительное чтение. Беседа по содержанию. Особенности оды. Гражданский пафос оды.

Извлечение необходимой информации из справочной литературы

Уметь:  обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения

Организация совместной учебной деятельности

Отрывок наизусть

15

Р/Р  Чтение наизусть стиха

1

16

ВЧ А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

История создания, жанр. Выразительное чтение. Беседа по содержанию.

Извлечение необходимой информации из справочной литературы

Уметь:  обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения

Организация совместной учебной деятельности

17

Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

1

История создания, жанр. Выразительное чтение. Беседа по содержанию.

Извлечение необходимой информации из справочной литературы

Уметь:  обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения

Организация совместной учебной деятельности

18

Н. М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

Происхождение термина, причины возникновения, время господства, основные черты.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой

Знать: понятие о сентиментализме, биографию Карамзина.

Уметь воспринимать и анализировать повесть

 « Бедная Лиза»

Самостоятельная работа.

Индивид. сообщения

19

Главные герои повести «Бедная Лиза». Влияние сентиментальных повестей Карамзина на произведения русской литературы.

1

Комментированное чтение повести. Сообщения учащихся о главных героях.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой

Знать: понятие о сентиментализме, биографию Карамзина.

Уметь воспринимать и анализировать повесть

 « Бедная Лиза»

Чтение и пересказ повести

Знать содержание

С.85-92

Подобрать материалы для сочинения

20

Р/Р Семинар по литературе XVIII века

1

21

Контрольная работа по литературе ХVIII века

1

Шедевры русской литературы первой половины XIX века.

57

22.

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

1

 Понятие о романтизме. Национальные особенности романтизма, его представители.

 Извлечение необходимой информации из справочной литературы

 Знать: приёмы систематизации материала

Уметь: устно и письменно излагать мысли на заданную тему.

Организация совместной учебной деятельности

С.141-143

23.

В. А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады, фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

1

Жуковский – переводчик.

Свободная работа с текстами, дополнительной литературой

Знать: основные сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского.

Уметь: находить народные обычаив балладе «Светлана».

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа.

индивидуальные сообщения

24.

 А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Особенности драматического произведения.

1

Человек и его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Романтизм в русской культуре.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой

Знать: биографию Грибоедова, творческую историю комедии, сюжет, язык комедии.

Уметь: комментировать изученное произведение и доказательно оценивать.

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа.

Индивид. сообщения

25.

Утро в доме Фамусова. Анализ первого действия комедии.

1

Время и история создания комедии. Комментированное чтение 1 действия.

Создание устных высказываний .Выбор и использование выразительных средств языка.

Знать: содержание пьесы, уметь построить устную характеристику героя.

Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи.

Организация совместной учебной деятельности

Характеристика главных героев

26.

Фамусов – Чацкий – София. Анализ второго действия комедии.  

1

Конфликт в драматическом произведении. Основные этапы развития действия.

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Уметь: составлять сравнительную характеристику героя, сопоставлять и оценивать поступки персонажей.

Самостоятельная работа

Вопросы в тетрадях

27.

София – Чацкий – Молчалин. Анализ третьего действия комедии.  

1

Многочисленность фамусовского общества в комедии, реальность изображаемого. Характеристика основных представителей.

Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса.

Уметь: составлять сравнительную характеристику героя, сопоставлять и оценивать поступки персонажей.

Беседа, проблемные задания.

Составить характеристику Чацкого по первому действию пьесы

28.

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

1

Сведения о Чацком до появления на сцене. Анализ образа Чацкого по плану. Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина.

Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Знать: основные черты классицизма и реализма.

Уметь: применять знания в работе с текстом художественного произведения.

Организация совместной учебной деятельности

Составить таблицу цитат» взгляды Фамусовского общества и Чацкого

29.

Прозрение героев. Анализ четвёртого действия комедии.  

1

Беседа по содержанию. Анализ образа Софьи. Интерпретация образа Софьи в русской критике.

Свободная работа с текстами, дополнительной литературой.

Знать: содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику произведения. Использовать специфику рода. Жанра, авторской манеры.

Беседа, проблемные задания

Ответить на вопрос: «В чем, по моему мнению, загадка Софьи

30.

Кто же Чацкий? Победитель или побеждённый. И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».

1

Пьеса в восприятии критиков. Конфликт в драматическом произведении.

Свободная работа с текстами, дополнительной литературой

Знать: содержание пьесы. Черты классицизма.

Уметь: развёрнуто обосновать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал.

Владеть основными видами публичных выступлений.

Организация совместной учебной деятельности

Ответить на вопрос: «Мое восприятие образа Чацкого»

31.

Р/Р Сочинение

1

32.

А. С. Пушкин. Детские годы. Лицей. Тема дружбы в лирике поэта.

1

Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе. Драматургии. Основные периоды в жизни и творчестве Пушкина. Москва в жизни Пушкина. Лицей в жизни Пушкина.

Пушкин и европеизация русской культуры.

Знать: основные факты жизни и творчества поэта, необходимые теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса.

Уметь: комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать.

Выразительное чтение наизусть.

индивидуальные сообщения

33.

Жизнь и творчество Пушкина после Лицея. Петербург. Анализ стихотворения «К Чаадаеву».

1

Анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя.

Значение поэта для мировой и русской культуры.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения.

Организация совместной учебной деятельности

индивидуальные сообщения

34.

Годы ссылки. Юг. Романтические поэмы «Цыганы».

1

Философская лирика.

Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы.

Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Организация совместной учебной деятельности

наизусть

35.

Жизнь и творчество Пушкина в Михайловском. Анализ стихотворений «К морю», «Пророк».

1

Анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя.

Значение поэта для мировой и русской культуры.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения.

Организация совместной учебной деятельности

индивидуальные сообщения

36.

Пушкин на свободе под надзором. Последние годы жизни. Анализ стихотворения «Анчар».

1

Анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя.

Значение поэта для мировой и русской культуры.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения.

Организация совместной учебной деятельности

индивидуальные сообщения

37.

Тема любви в лирике А. С. Пушкина. «На холмах грузи», «Я вас любил». Адресаты любовной лирики поэта.

1

 Любовная  лирика.

Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы.

Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Организация совместной учебной деятельности

наизусть

38.

Рр Чтение наизусть стиха. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы».

1

Философская лирика.

Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы.

Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Организация совместной учебной деятельности

наизусть

39.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

1

Анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя.

Значение поэта для мировой и русской культуры.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения.

Организация совместной учебной деятельности

индивидуальные сообщения

40.

Вч А. С. Пушкин «Маленькие трагедии»

1

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Пушкина. Обучение анализу  

Восприятие, истолкование, оценка.

Навыки анализа  драматического произведения. Партитура выразительного чтения.

Чтение и комментирование.

41.

Вч А. С. Пушкин «Борис Годунов».

1

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Пушкина. Обучение анализу  

Восприятие, истолкование, оценка.

Навыки анализа  драматического произведения. Партитура выразительного чтения.

Чтение и комментирование.

42.

Рр Чтение наизусть стихов А. С. Пушкина.

1

43.

Реализм. История создания романа «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» первой трети XIX века. Комментированное чтение 1-ой главы романа. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.

1

Творческая история романа. Особая форма стихотворной строфы. Сюжет.

Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа.

Уметь: аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению, учитывать позицию автора.

Организация совместной учебной деятельности

Знание текста

44.

Комментированное чтение 2-ой главы романа. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга.

1

Эпиграф. Лирический герой. Лирические отступления. Проблемы человека и культурной среды.

Извлечение необходимой информации из справочной литературы

Знать: систему образов романа «Евгений Онегин», понятие онегинской строфы.

Уметь: давать характеристику героям, показать проблему финала, выразительно читать отрывки.

Организация совместной учебной деятельности

Образ Пушкина в романе

45.

Комментированное чтение 3-ей главы романа. Письмо Татьяны как выражение её чувств, движения её души. Глубина, значительность личности героини.

1

Сюжет.

Лирический герой.

Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа.

Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса.

Уметь: аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Организация совместной учебной деятельности

сообщение на тему: « Сой Онегин»

46.

Сюжет и композиция 4-ой главы. Исповедь Онегина.

1

Отражение в романе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала 19 века. Анализ образа Онегина. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского

Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа.

Знать: систему образов романа «Евгений Онегин», понятие онегинской строфы.

Уметь: давать характеристику героям, показать проблему финала, выразительно читать отрывки.

Организация совместной учебной деятельности

сравнительная характеристика героев

47

Рр Чтение наизусть письма Татьяны Онегину.

1

48.

Комментированное чтение 5-ой главы романа. Завязка трагического конфликта.

1

Нравственная цельность характера Татьяны. Беседа по содержанию романа. Анализ образа Татьяны. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги.

Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа

Знать: содержание изучаемого произведения.

Уметь: аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Выразительное чтение наизусть.

Индивид. сообщения

49.

Комментированное чтение 6-ой главы романа. Трагическая гибель Ленского. Торжество пошлости.

1

Проблема человека и культурной среды. Художественные особенности. Общечеловеческие проблемы романа. Нравственная ценность характера Татьяны.

Извлечение необходимой информации из справочной литературы

Уметь:  обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения

Выразительное чтение наизусть

наизусть

50.

Комментированное чтение 7-ой главы романа. «Без Онегина».

1

51.

Татьяна и Онегин в 8-ой главе.

1

52.

К/Р Итоговый тест по творчеству А. С. Пушкина. Рр Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа

Знать: систему образов романа, понятие онегинской строфы.

Уметь: давать характеристику героям романа показать проблему финала.

Написать сочинение на одну из тем

53.

М. Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова. Стихотворение «Парус».

1

Анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя.

Значение поэта для мировой и русской культуры.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения.

Организация совместной учебной деятельности

индивидуальные сообщения

54.

Тема поэта и толпы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт».

1

 Тема поэта и поэзии  

Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы.

Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Организация совместной учебной деятельности

наизусть

55.

Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина», «Прощай, немытая Россия».

1

 Пейзажная лирика.

Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы.

Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Организация совместной учебной деятельности

наизусть

56

Рр Чтение наизусть стихотворений. Судьба Лермонтова и судьба его поколения. «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён».

1

Философская лирика.

Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы.

Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Организация совместной учебной деятельности

наизусть

57.

Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова. «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва». Адресаты любовной лирики.

1

 Любовная лирика.

Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы.

Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Организация совместной учебной деятельности

наизусть

58.

Рр Чтение наизусть стихов Лермонтова.

1

59.

Замысел, смысл названия и проблематика романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции, её роль в раскрытии образа Печорина.

Свободная работа с текстами, дополнительной литературой

Знать: содержание прочитанного.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею.

Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовленности учащихс.

характеристика героев

60.

Анализ повести «Бэла».

1

Печорин в системе образов романа. Литературная критика об образе Печорина.

 Определить суть споров современников Лермонтова и современной   критики о главных героях.

Знать: содержание прочитанного.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, использовать специфику рода, жанра, тематики.

Индивидуальные сообщения.

Работа с текстом

61.

Анализ повести «Максим Максимыч».

1

Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе образов романа.

Свободная работа с текстами, дополнительной литературой

Индивидуальные сообщения

Характеристика Печорина

62.

Анализ повестей «Тамань», «Княжна Мери».

1

Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии образа Печорина.

Свободная работа с текстами, дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации.

Знать: содержание  произведения, давать характеристику герою.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Организация совместной учебной деятельности

Характеристика женских образов

63.

Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер, Печорин и Мери. Печорин и Вера.

Анализ повести «Фаталист».

1

Жанр социально-психологического романа. Нравственная проблематика романа. Литературная критика об образе Печорина.

Свободная работа с текстами, дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации.

Знать: содержание  произведения, давать характеристику герою.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Организация совместной учебной деятельности.

 

64.

Итоговая работа по творчеству М. Ю. Лермонтова.

1

Контроль знаний. Определение уровня изученного произведения.

Извлечение необходимой информации.

Знать: материал по теме.

Уметь: работать с текстом.

 монологическое высказывание

Контроль знаний. Определение уровня изученного произведения.

65.

Рр Подготовка к сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

 написание сочинения

66.

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества.

1

Расширение представления о личности писателя, его творческом пути. Фантастика и реальность в произведениях.

Понять особенности построения художественного мира.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи.

Беседа. Проблемные задачи.

конспект статьи

67.

Вч Н. В. Гоголь. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников.

1

Расширение представления о личности писателя, его творческом пути. Фантастика и реальность в произведениях.

Понять особенности построения художественного мира.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи.

Беседа. Проблемные задачи.

конспект статьи

68.

Вч Цикл повестей Н. В. Гоголя. «Петербургские повести».

1

Расширение представления о личности писателя, его творческом пути. Фантастика и реальность в произведениях.

Понять особенности построения художественного мира.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи.

Беседа. Проблемные задачи.

конспект статьи

69.

«Мёртвые души» - поэма о небокоптителях. Замысел и  его осуществление. Смысл названия. Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси. Анализ первой главы.

1

Определить своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов. Описания, их роль. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений.

Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения.

Организация совместной учебной деятельности

цитатный план

70.

Чичиков у Манилова. Анализ второй главы.

1

Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Обобщающее значение образа Чичикова. Своеобразие гоголевского комизма. Соотношение сатиры и юмора.

Свободная работа с текстами, дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации.

Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса.

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы.

Организация совместной учебной деятельности

Образ главного героя

71.

Чичиков у Коробочки. Анализ третьей главы.

1

Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных злементов, подчинённая роль сюжета. Своеобразие гоголевского комизма. Соотношение сатиры и юмора.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы.

Организация совместной учебной деятельности

индивидуальные сообщения

72.

Чичиков у Ноздрёва. Анализ четвёртой главы.

1

Русь «мёртвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Обобщающее значение образа Чичикова.      

Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Организация совместной учебной деятельности

Наизусть отрывок

73.

Чичиков у Собакевича. Анализ пятой главы.

1

Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных злементов, подчинённая роль сюжета. Своеобразие гоголевского комизма. Соотношение сатиры и юмора.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы.

Организация совместной учебной деятельности

индивидуальные сообщения

74.

Чичиков у Плюшкина. Анализ шестой главы.

1

Русь «мёртвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Обобщающее значение образа Чичикова.      

Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Организация совместной учебной деятельности

Наизусть отрывок

75.

Губернский город в поэме «Мёртвые души». Анализ седьмой-девятой глав.

1

Русь «мёртвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Обобщающее значение образа Чичикова.      

Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Организация совместной учебной деятельности

76.

Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души». Анализ одиннадцатой главы.

1

  Обобщающее значение образа Чичикова. Своеобразие гоголевского комизма. Соотношение сатиры и юмора.

Свободная работа с текстами, дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации.

Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса.

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы.

Организация совместной учебной деятельности

Образ главного героя

77.

Рр Чтение наизусть прозаического отрывка о Руси.

Души живые в поэме Гоголя. Изображение народа. Мотив дороги. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

1

Проанализировать с учащимися авторскую трактовку образа Руси, данного в противопоставлении образам других персонажей поэмы.

Поэма, система образов.

Партитуры выразительного чтения. Отзыв о литературном произведении. Знакомство с системой образов, особенности сюжета поэмы.

Обучение аналитическому пересказу. Работа с опорной схемой.

78

Итоговая работа по творчеству Н. В. Гоголя.

1

Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков.

Извлечение необходимой информации из справочной литературы.

Знать:  Материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа.

Уметь: работать с тестом, комментировать.

Тренинг-практикум

Шедевры русской литературы второй половины XIX века.

6

79.

Ф. М. Достоевский: страницы биографии. Повесть «Белые ночи».. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

1

Основные  этапы жизненного и творческого пути  Ф. М. Достоевского  

Извлечение необходимой информации из справочной литературы.

Знать: жизнь и творчество  Достоевского

Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблемы литературного произведения.

Беседа. Проблемные задачи

конспект статьи

80.

А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

1

81.

Вч А. Н. Островский «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

Основные  этапы жизненного и творческого пути   Островского  

Извлечение необходимой информации из справочной литературы.

Знать: жизнь и творчество   Островского

Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблемы литературного произведения.

Беседа. Проблемные задачи

конспект статьи

82.

Л. Н. Толстой.  Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии.

Вч «Юность». Формирование личности юного героя повести, его нравственное развитие. Духовный конфликт героя с окружающей его средой, борьба  собственными недостатками.

1

Основные  этапы жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого. Знакомство с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов. Изображение суровой правды войны, героизма, патриотизма солдат.

Извлечение необходимой информации из справочной литературы.

Знать: жизнь и творчество Л.Н. Толстого, понятия диалектика души, автобиографическая трилогия.

Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблемы литературного произведения.

Беседа. Проблемные задачи

конспект статьи

83.

А. П. Чехов.  Слово о писателе.

Вч «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

1

Общественно-политическая жизнь 80-90 годов 19 века. Роль творчества А.П. Чехова. Личность и судьба писателя. Особенности мироощущения писателя. Изображение картин прошлой жизни и стремление изобразить прекрасное.

Жанр рассказа и искусство европейской новеллы эпохи реализма. «Пышка» Ги де Мопасана.

Знать: жизнь и творчество Чехова, понятие подтекста, отличия комического и сатирического текста.

Организация совместной учебной деятельности

Учить наизусть

Знать содержание рассказа

84.

А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека  в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Рр Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова). (По выбору учащегося).

1

Протест писателя против футлярной жизни.

Анализ и интерпретация текста.

Организация совместной учебной деятельности

характеристика героев

Литература XX века.

16

85.

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.        

1

Понятие об особенностях поэтического мира, музыкальности прозы И. Бунина. Откровения души лирического героя в стихах поэта.

Извлечение необходимой информации из справочной литературы

Знать: основные сведения о жизни и творчестве Бунина.

Уметь: характеризовать основные образы лирики поэта.

Организация совместной учебной деятельности

 

выразительное чтение понравившегося стихотворения

86.

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство Бунина. Лиризм повествования.

1

Показать своеобразие жанра и композиции рассказа

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой

Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблемы литературного произведения

Интерпретация текста

характеристика главного героя

87.

Русская поэзия Серебряного века. А. А. Блок. Слово о поэте. Стихи. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока.

1

Показать эволюцию творчества А. Блока, своеобразие реализации темы России в лирике поэта.

Традиции средневековья и эпохи Возрождения.

Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы творчества поэта.

Уметь: выделить художественные образы в лирике Блока; выразительно читать.

Учить наизусть

Наизусть

88.

Рр Чтение наизусть стиха.

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая». Народно-песенная основа лирика С. А. Есенина.

1

Эволюция творчества Есенина, тематика и проблематика лирики. Слово о Есенине и его судьбе. Эмоциональность и глубина поэзии.

Имажинизм.

«Ключи Марии»

Эстетическая программа поэта.

Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного»  века.

Уметь: выделить художественные образы в лирике Есенина.

Учить наизусть

наизусть

89.

Рр Чтение наизусть стиха.

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество.

1

Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами В. Маяковского.

Анализ позитивной программы футуристов. реализация её принципов.

Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного»  века.

Уметь: выделить художественные образы в лирике Маяковского.  

Беседа, проблемные задания.

индивидуальные сообщения

90.

М. А. Булгаков. Слово о писателе. История создания и судьба повести «Собачье сердце».

1

Идейный замысел, своеобразие художественного мира и поэтика произведения, характеристика авторского стиля. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества Булгакова.

 Свободная работа с тек-стами, дополнительной литературой, самостоя-тельный поиск необхо-димой информации.

Знать: теоретический материал о сатире.

Уметь: показать актуальность комедии Булгакова; письменно выражать своё мнение, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно  отстаивать свою.

Беседа, проблем-ные задания

сравнительная характеристика двух произведений

91.

Вч «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов повести.

1

Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества Булгакова.

92

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви. О жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

1

Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами  Цветаевой  

Понятие лирической новеллы.  

Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного»  века.

Уметь: выделить художественные образы в лирике  Цветаевой

выразительное чтение и анализ

93.

Рр Чтение наизусть стиха.

Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой. «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1

Новаторство художественной формы, психологизм. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

   Средства художественной выразительности прозы и поэзии.

Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного»  века.

Уметь: выделить художественные образы в лирике  Цветаевой

94

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами А. Ахматовой. Новаторство художественной формы, психологизм. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

Понятие лирической новеллы.  Средства художественной выразительности прозы и поэзии.

Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного»  века.

Уметь: выделить художественные образы в лирике Ахматовой.

выразительное чтение и анализ

95

Рр Чтение наизусть стиха.

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого.

1

Новаторство художественной формы, психологизм. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

   Средства художественной выразительности прозы и поэзии.

Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного»  века.

Уметь: выделить художественные образы в лирике   Заболотского

Выразительное чтение

96

М. А. Шолохов Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.

1

Знакомство с личностью, мировоззрением и особенностями творческого  пути М.А. Шолохова. Трагический пафос рассказов, глубина реалистических мировоззрений.

Сопоставить художественный мир М. Шолохова и В. Некрасова в изображении будней войны.

Знать: основные этапы жизни и творчества М.А. Шолохова.

Уметь: показать значение образа героя рассказа « Судьба человека», выявить роль пейзажных зарисовок.

Организация совместной учебной деятельности

индивидуальные сообщения

97

Вч «Судьба человека». Образ главного героя. Торжество добра над жестокостью жизни.  Художественные особенности произведения: автор и рассказчик, роль пейзажей и портретных зарисовок.

1

Роль композиции и сюжета в раскрытии авторского видения проблемы  человеческого в человеке. Гуманистическое звучание произведения, художественное мастерство писателя. Психологическая точность и доброжелательность повествования.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.

  Знать: основные этапы жизни и творчества М.А. Шолохова.

Уметь: самостоятельно анализировать рассказ «Судьба человека»; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.

Организация совместной учебной деятельности

Анализ эпизодов

98

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всём мне хочется дойти».  Философская глубина лирики Пастернака.

1

Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами А.  Б.Пастернака Новаторство художественной формы, психологизм. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

Понятие лирической новеллы.  Средства художественной выразительности прозы и поэзии.

Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного»  века.

Уметь: выделить художественные образы в лирике  Б.Пастернака

выразительное чтение и анализ

99

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине  и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

 «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1

Тема памяти в творчестве Твардовского. Историзм и публицистичность поэмы. Связь лирики с фольклором.

Свободная работа с тек-стами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: основные этапы жизни и творчества А. Твардовского, лирику о войне.

Уметь: выразительно читать, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Организация совместной учебной деятельности

выразительное чтение и анализ эпизодов

100

1.А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». 2.Картины послевоенной деревни. Образ праведницы. Трагизм её судьбы. 3. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1

Знакомство с личностью, мировоззрением и своеобразием творчества писателя. Идейный замысел рассказа «Как жаль». Художественный мир рассказа « Матрёнин двор»

Самостоятельная работа с текстами, дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации

Знать: основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына.

Уметь: выявлять авторскую позицию, соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, участвовать в диалоге.

Беседа, проблемные задания

характеристика героев

Из зарубежной литературы.

5

101

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

1

Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Знать: античная литература, краткие сведения о жизни и творчестве   Горация, авторская позиция в стих. поэтов и способы её реализации, античное наследие в русской литературе, уметь определять авторскую позицию, прослеживать связи русской и античной литературы

Беседа, проблемные задания

102

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.

1

  Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смысловпоэмы ,её универсально- философский характер.

Составление тезисов, смысловое чтение, схема, устный ответ

Знать: краткие сведения о жизни поэта, поэма «Божественная комедия» (содержание), множественность смыслов, философские обобщения в произв., уметь составлять тезисы

Тезисы, схема, устный ответ

103

У. Шекспир. Слово о поэте. Вч «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Трагизм любви Гамлета к Офелии. Философский характер трагедии.

1

  Слово о поэте. «Гамлет».( обзор с чтением отдельных глав). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Устное сообщение о жизни и творчестве писателя, анализ эпизода – коллективный диалог, характеристика героя, работа со словарем.  Выр. чтение по ролям, коллективный диалог (анализ эпизода), письм. ответ на вопрос

Знать: краткие сведения о жизни творчестве писателя, эпоха Возрождения, содержание трагедии «Гамлет», образ Гамлета, конфликт Гамлета с веком, уметь анализировать эпизод,  уметь работать со словарем.

Знать: образ Гамлета и образ Офелии, взаимоотношения героев, философский характер произв., вечный образ мировой литературы, уметь анализировать эпизод

Устное сообщение, характеристика героя, работа со словарем. Выр. чтение, устный ответ, письм. ответ

104

И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. Противостояние  добра и зла, Фауста и Мефистофеля.

1

И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).Эпоха Просвещения. Философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

Пересказ статьи учебника, смысловое чтение, составление тезисов

Знать: краткие сведения о поэте, эпоха Просвещения, философская трагедия, конфликт в произведении, авторская позиция в произведении, уметь составлять тезисы

Тезисы, пересказ

105

Итоги года и задания для летнего чтения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...