Конспект урока "А.Н. Островский "Гроза". Дикой и Кабаниха - самодуры русской жизни"
план-конспект урока по литературе

Пахомова Светлана Александровна

Анализ образов Дикого и Кабанихи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «А.Н.Островский «Гроза».

Дикой и Кабаниха – самодуры русской жизни»

Цели урока:

1. Образовательная:

  • Продолжить знакомство с пьесой А.Н. островского «Гроза»; проанализировать образы Дикого и Кабанихи; познакомить учащихся с понятием «самодурство».

2. Развивающая:

  • Совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением; умение анализировать, рассуждать и делать выводы.

3. Воспитывающая:

  • Привить гуманное отношение к окружающим.

Форма урока: урок-беседа. 

Методы: эвристический метод.

Приёмы: слово учителя; сообщения учащихся; беседа.

I. Орг. момент.

II. Постановка целей урока. Слово учителя.

    Учитель: А.Н. Островский в пьесе «Гроза» показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Писатель раскрыл проблемы морали и недостатки того общества, которые мы и попытаемся рассмотреть в образах Дикого и Кабанихи. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства. Итак, тема нашего урока: «А.Н.Островский «Гроза». Дикой и Кабаниха – самодуры русской жизни».

III. Проверка домашнего задания.

   Учитель: Очень часто характер героя может чётко отразиться в реакции окружающих на него, на его поведение, а также в репликах, относящихся к нему и в его собственных словах.  На прошлом уроке вы получили задание – составить характеристику героев.  Давайте послушаем, что у вас получилось. (Чтение учащихся сообщений про Дикого и Кабаниху).  

IV. Беседа по теме урока.

Учитель: Как вы думаете, кто такой самодур?

Ученики: Самодур – человек, который действует по своей прихоти, по своему произволу, унижая достоинство других.

Учитель: Исходя из понятия «самодур», подберите синонимы к слову самодурство?

Ученики: Дурость, каприз, прихоть, самоволие, самоуправство, своенравие, сумасбродство.

Учитель: Давайте запишем в тетради значение слова «самодур» и синонимы к этому слову. (Запись в тетради). Итак, вы прочитали пьесу и послушали сообщения своих товарищей. Теперь скажите мне, какие черты самодурства можно выделить в характере Дикого?

Ученики: Дикой – грубый, жестокий человек, совершающий необдуманные поступки. Он буян, делает всё, что ему вздумается.

Учитель: Запишем характеристику Дикого.

Дикой – грубый и жестокий человек; он как ни в чём не бывало просто так может обидеть человека. Дикой совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, в буйстве своём способен метать молнии и громы на своих домашних, в страхе скрывающихся от него. Дикой бахвалится своей властью, никто не может перечить ему. Он делает всё, что ему вздумается, потому что он знает, что раздавить человека при его власти ему ничего не стоит.

Учитель: А какие черты самодурства можно выделить в характере Кабанихи?

Ученики: Кабаниха заставляет плясать домашних под свою дудку, она пытается управлять взаимоотношениями других людей. Она умная и хитрая.

Учитель: Запишем характеристику Кабанихи.

 Кабаниха властная и деспотичная. Она непрерывно точит домашних. Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Эта женщина сумела подчинить себе всех, держит всё под контролем, пытается управлять взаимоотношениями других людей. Она хитра и умна; говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы; в своей речи пытается выглядеть доброй и ласковой, но это всего лишь маска.

Учитель: Теперь попробуйте сравнить эти два образа и ответить на вопрос: в чём сходство и различие Дикого и Кабанихи?

Ученики: Самодурство - зло, которое парализует людей, делает их безвольными, сломленными. Между Диким и Кабанихой очень много общего. Их объединяет деспотизм, невежество, бессердечие, но Дикой и Кабаниха не повторяют друг друга, а дополняют друг друга.

V. Подведение итогов.

Учитель: Итак, самодур Островского – это хозяин жизни, это тот, кому подчинено всё и вся; это тот, кто может безнаказанно издеваться над людьми, не считаясь с их человеческим достоинством; это тот, кто властен делать всё, что захочет. Рисуя образы Дикого и Кабанихи, драматург совершенно ясно показывает, что жизнь в провинциальной России отстала и жестока, что правят этой жизнью люди, которым нет дела до других. И жить, естественно, в таком мире невозможно.

VI. Домашнее задание.  Просмотреть всю пьесу и составит характеристику Катерины.

VII. Выставление и комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"

Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....

Конспект урока по сказке "Дикий помещик"

Конспект урока литературы по сказке М.Е. Салтыкова -Щедрина "Дикий помещик"...

Конспект занятия на тему "Дикие и домашние животные"

Конспект занятия на тему "Дикие и домашние животные" для второй младшей группы....

Конспект урока по теме: Дикие и домашние животные (Заяц, кролик) Сравнение.

Разработка урока и презентация  для детей с ограниченными возможностями здоровья. 2 специальный (коррекционный) класс VIII вида. Урок  развитие устной речи на основе изучения предметов и явл...

КОНСПЕКТ УРОКА Рисование животных, дикие кошки.

1. ФИО Донюш Мария Михайловна2. Место работы ГБОУ "школа №1161"3. Должность учитель изо4. Предмет изобразительное искусство5. Класс 4 6.Цель урока: формирование графических умений и живописных на...

Конспект занятия по теме: "Дикие животные и их детеныши" для детей логопедической подготовительной группы

Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о дикие животные наших лесов и их детеныши, активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения....