Конспект урока
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

Литература 5 класс Л. Н. Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000def93-48eee5b3.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема. Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество

Цели: 1) создать условия для поисковой деятельности учащихся;

2) формировать представление о жизни и творчестве Л.Н.Толстого;

3) способствовать развитию навыков поискового чтения;

4) создать условия для работы в паре;

5) способствовать развитию самостоятельной работы;

6) воспитывать интерес к изучению литературы;

7) воспитывать взаимное уважение.

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

Исправьте ошибки:

  1. Рассказ – это жанр УНТ, в котором совмещается реальное и фантастическое.
  2. Стихотворение в прозе – это произведение, рассказывающее об одном герое, одной проблеме и охватывающее небольшие временные рамки.
  3. «Муму» – это сказка.
  4. «Русский язык» – это стихотворение в прозе.
  5. Стихотворение «Крестьянские дети» написал И.С.Тургенев.

  1. Актуализация и фиксирование затруднения

Работа с портретами писателей.

- Назовите ФИО писателей.

- Какие ассоциации, связанные с именами этих писателей,  возникают у вас?

- Составьте синквейн к понятию Л.Н.Толстой.

  1. Выявление причин затруднения

- Почему у вас возникли трудности?

- Почему вам трудно составить синквейн?

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

- Сформулируйте тему.

Толстой – это великий урок. 

Своим творчеством он учит нас,

что красота возникает живою

и совершенною из правды.

КРАСОТА = ПРАВДА ?

-Какая бывает красота?

- Какая важнее?

- В чем красота Л.Н.Толстого?

- Какой урок преподносит нам жизнь Л.Н.Толстого?

  1. Построение проекта выхода из затруднения

1.Поисковое чтение

Найдите в материале учебника на странице 265-266 информацию, которая соответствует следующим понятиям:

Ясная Поляна

Отец

Мать

П.И.Юшкова

Казань

Севастополь

2. Обсуждение. Дополнение учителя.

1.Ясная Поляна – это родовое имение Толстых в Тульской губернии. Там Л.Н.Толстой родился и провел детские годы.  Для Толстого это родной дом, родина. Там же он умер и похоронен.

2. На формирование личности ребенка влияют прежде всего взрослые, окружающие его.

Отец Николай Ильич Толстой был человеком добродушным, веселым. Любил читать, был заядлым охотником. Он принимал участие в Отечественной войне 1812 года. К сожалению, когда Льву исполнилось 9 лет, отец умер.

3. Мать Мария Николаевна Толстая умерла. Когда Льву было 2 года. Ребенок мало что помнил, но светлый, чисты , ангельский образ стоял перед его глазами. Особенно он запомнил улыбку. Л.Н.Толстой вспоминал: «Если бы в тяжелые минуты жизни я … мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица»

3. Пелагея Ильинична Юшкова – сестра отца. Стала опекуншей детей, потерявших родителей. (Всего детей было пятеро, у Толстого было 3 брата и 1 сестра)

4. Тетушка жила в Казани, туда же она забрала детей. Здесь два с половиной года Толстой готовился к поступлению в Казанский университет. В 1844 спешно выдержал экзамены. Поступил на отделение восточных языков. Проявил способности к изучению языков (всего знал 16). Нос живого интереса учеба у него не вызвала. В 1847 году он пишет прошение об увольнении и уезжает в Ясную Поляну. Там он занимается самообразованием.

Дневник 1847 года

Я бы был несчастливейший из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной, полезной потому, что бессмертная душа, развившись, естественно перейдет в существо высшее и соответствующее ей. Теперь же жизнь моя будет вся стремлением деятельным и постоянным к этой одной цели.

Теперь я спрашиваю. Какая будет цель моей жизни в деревне в продолжение двух лет?

1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.

2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4) Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое.

5) Изучить историю, географию и статистику.

6) Изучить математику, гимназический курс.

7) Написать диссертацию.

8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

 9) Написать правила.

10) Получить некоторые познания в естественных науках.

11) Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.

- Что можно сказать о человеке? (Всесторонне развитый, целеустремленный, настойчивый, трудолюбивый)

ВЫВОД1.

5. Севастополь. Как Л.Н.Толстой связан с нашим городом?

Есть улица, названная его именем. Есть библиотека. На Историческом бульваре есть памятник, а в нише стены Панорамы его бюст.

В 1853 году началась Крымская война. Толстой, под влиянием брата поступивший на  военную службу, попадает в Севастополь. Принимает участие в первой обороне Севастополя, сражается на 4 бастионе.

Свои впечатления от происходящего он отобразил в цикле «Севастопольские рассказы». Правдиво описал все, что видел.

ВЫВОД 2

6. Толстой очень любил детей. Своих у него было 13. Но с огромной теплотой он относился к крестьянским детям.  Писатель понимал, что будущее России за образованными людьми. Он участвовал в открытии 26 школ для крестьянских детей, где обучалось 9000 ребят. Составил «Азбуку» для обучения детей грамоте.

ВЫВОД 3

Писал он и для взрослых, и для детей.

- Какие произведения Л.Н.Толстого вы читали в начальной школе?

        Работа в парах. (Приложение 1)

Прочитайте отрывки из произведений. Определите, к какому жанру они относятся.

- Какой вывод можно сделать? (Разнообразные жанры. Поучительный смысл.)

VI. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.

Заполните пробелы, чтобы получился текст о Л.Н.Толстом. (Приложение2)

Введение в систему новых знаний.

  1. Теперь вы можете составить синквейн?

Составление синквейна

  1. Выберите напутствия Л.Н.Толстого, которые вы бы взяли для себя на вооружение.

1. Старайся делать всё сам (не будь барином)

2. Не будь назойлив.

3. Будь внимательным.

4. Не надо жадничать.

5. Не нервничай, держи себя в руках.

6.Будь твёрд и стоек.

7.Будь организованным.

8.Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.

9.Имей собственное мнение.

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке

Я узнал…

Я понял…

Меня удивило…

Знания сегодняшнего урока мне пригодятся…

Мне было трудно…

  1. Домашнее задание

 Прочитать рассказ «Кавказский пленник» на стр.267-296

Приложение 1

Лев Толстой

Ёж и заяц

Повстречал заяц ежа и говорит:
- Всем  ты хорош, ёж, только ноги у тебя кривые, заплетаются.
Ёж рассердился и говорит:
- Ты что ж смеёшься; мои кривые ноги скорее твоих прямых бегают. Вот дай только схожу домой, а потом давай побежим наперегонку!
Ёж пошёл домой и говорит жене:
- Я с зайцем поспорил: хотим бежать наперегонку!
Ежова жена и говорит:
- Ты, видно, с ума сошёл! Где тебе с зайцем бежать? У него ноги быстрые, а у тебя кривые и тупые. А ёж говорит:
- У него ноги быстрые, а у меня ум быстрый. Только ты делай, что я велю. Пойдём в поле.
Вот пришли они на вспаханное поле к зайцу; ёж и говорит жене:
- Спрячься ты на этом конце борозды, а мы с зайцем побежим с другого конца; как он разбежится, я вернусь назад; а как прибежит к твоему концу, ты выходи и скажи: "А я уже давно жду". Он тебя от меня не узнает - подумает, что это я.
Ежова жена спряталась в борозде, а ёж с зайцем побежали с другого конца.
Как заяц разбежался, ёж вернулся назад и спрятался . Заяц прискакал на другой конец: глядь! - а ежова жена уже там сидит. Она увидала зайца и говорит ему:
- А я уже давно жду!
Заяц не узнал ежову жену  и думает: "Что за чудо! Как это он меня обогнал?"
- Ну, - говорит, - давай ещё раз побежим!
- Давай!
Заяц пустился назад, прибежал на другой конец: глядь! - а ёж уже там, да и говорит:
- Э, брат, ты только теперь, а я уже давно тут. "Что за чудо! - думает заяц, - уж как я шибко скакал, а всё он обогнал меня".
- Ну, так побежим ещё раз, теперь уж не обгонишь.
- Побежим!
Поскакал заяц, что было духу: глядь! - ёж впереди сидит и дожидается.
И так заяц до тех пор скакал из конца в конец, что из сил выбился.
Заяц покорился и сказал, что вперёд никогда не будет спорить. Вот и 
сказке Ёж и заяц конец, а кто слушал - молодец!

К какому жанру относится это произведение?

  1. Рассказ
  2. Сказка
  3. Пословица

Л.Н. Толстой 
Отец и сыновья

     Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: 
     «Сломайте!» 
     Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. 
     Они легко переломали прутья поодиночке. 
     Отец и говорит: 
     «Так-то и вы; если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погуби

К какому жанру относится это произведение?

  1. Рассказ
  2. Сказка
  3. Басня

Л.Н.Толстой

Косточка

     Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

      За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

     Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

     Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

К какому жанру относится это произведение?

1)        Рассказ

2)        Сказка

3)        Басня

Приложение 2

 Заполните пробелы, чтобы получился рассказ о Л.Н.Толстом

Лев Николаевич Толстой родился в …..., а умер в ……

По рождению и воспитанию Толстой Л.Н. принадлежал к высшей помещичьей знати в России, он был …………………………………………………………...

Родился и жил он в основном в ………………………………………………….

Там он открыл …………………………………………………………………….

Он сам написал для них ………………………………………………………….

Лев Николаевич рано остался …...........................................................................

Он поступил в один из лучших университетов того времени -  ……………….

Он участвовал в ….................................................................................................

На 4-ом бастионе сражался в …………………………………………………….

Лев Толстой знал ………………………………………………………………….

Его интересы были самые разносторонние. Он увлекался  …………………………………………………………………………………

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23 имени Б.А.Кучера»

Разработка урока по литературе

«Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество» (5 класс)

Учитель Накидень Т.В.

г.Севастополь

2018 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...