Рабочая программа по литературе 5 класс к УМК В.Я.Коровиной
рабочая программа по литературе (5 класс)

Устинова Марина Михайловна

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программой основного общего образования, рабочей программой к предметной линии учебников В.Я.Коровиной 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций В. Я. Коровина, В. П. Журавлев и др .6- е изд. переработанное М.: Просвещение», 2020 г.

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.  В 2 ч. (В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв., В.И.Коровин). – 11-е изд.-М.: Просвещение, 2020. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_a.docx39.5 КБ
Файл literatura_6_a.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                 средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда

                                                    «Утверждаю»

директор МБОУ СОШ (военвед)

                                                               г. Зернограда

Приказ от «27» августа 2020 года № 325              

                                                               ____________________ /Г.Н.Осадчая/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Литература»

основного общего образования

5 «А» класса

Количество часов по учебному плану: 105 ч (3 ч. в неделю)

Программа будет полностью реализована за 103 ч. (1 ч. - 04.11.20.г., 1 ч. - 23.02.21 г.)

Учитель: Устинова Марина Михайловна

Рабочая программа по литературе для 5 «А» класса построена в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программой основного общего образования, рабочей программой к предметной линии учебников В.Я.Коровиной 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций В. Я. Коровина, В. П. Журавлев и др .6- е изд. переработанное М.: Просвещение», 2020 г.

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.  В 2 ч. (В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв., В.И.Коровин). – 11-е изд.-М.: Просвещение, 2020.

2020-2021  

учебный год

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» 5 класс

Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выражаются в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного курса.

Введение 1 ч.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 10 ч.

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII—XIX ВЕКОВ

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен). Русские баснописцы XVIII века (обзор).

Александр Петрович Сумароков. Краткий рассказ о поэте. «Кокушка». Высмеивание незаслуженно высокого представления о себе и своих способностях.

Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о поэте. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о поэте. Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне». Осмеяние человеческих пороков (лесть, глупость, хитрость ради корысти, лицемерие). Образы животных. Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как произведение о войне 1812 года. Патриотическая позиция автора. Крылатые выражения в баснях И. А. Крылова.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной волшебной сказки. Особенности сюжета. Различия героев литературной и фольклорной сказки. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учёбы). «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»  — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различия литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм. Рифма. Способы рифмовки. Поэма-сказка, стихотворная литературная сказка (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (развитие представлений). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» - отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя  - символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. «Чудная картина», «Весенний дождь» — радостные, яркие, полные движения картины весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX—XX ВЕКОВ 

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В деревне». Воспоминания о первых детских впечатлениях от пребывания в русской деревне. Радость познания мира. «Лапти». Подвиг простого человека ради больного мальчика и его безутешной матери. Рассказ о горячем сердце русского человека. «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении -жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Поэты о Великой Отечественной войне (1941—1945) 

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе

И. А. Бунин. «Помню  - долгий зимний вечер...»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда  - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх -умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Произведения о животных

Э. Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о писателе, художнике, зоологе. «Арно». Своеобразие книги «Рассказы о животных»: изображение зверей как добрых знакомых, близких друзей. Героическая судьба почтового голубя. Смысл противопоставления Арно и Большого Сизого. Использование сравнений для характеристики героя.

Современная зарубежная и отечественная литература для детей

Ульф Старк. Краткий рассказ о творчестве шведского писателя. Рассказ «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Мир ребёнка и мир старого человека. Осознание необходимости общения, духовного взаимообогащения этих миров.

Ая эН (И. Б. Крестьева). Краткий рассказ о творчестве современной писательницы. Рассказ «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с Дедом Морозом». Бытовое, повседневное и волшебное в рассказе.

Теория литературы Сочетание сказочного и научно-фантастического. Особенности композиции произведения. «Рассказ в рассказе» как композиционный приём.

Писатели улыбаются

Ю. Ч. Ким. Рассказ о писателе. «Рыба-кит». Словесная игра как средство создания юмористического произведения.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

в 5 «А» классе

Название раздела

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата фактически

Вид контроля

Введение

1 ч.

1

Вступительный урок. Книга в жизни человека.

01.09.20

Текущий контроль

Устное народное творчество

8 ч.

2

Устное народное творчество.

02.09.20

Текущий контроль

3

Малые жанры фольклора. Детский фольклор

03.09.20

Текущий контроль

4

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

08.09.20

Текущий контроль

5

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.

09.09.20

Текущий контроль

6

Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки

10.09.20

Текущий контроль

7

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Особенности сказок о животных. Герои-животные.

15.09.20

Текущий контроль

8

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных.

16.09.20

Текущий контроль

9

Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» (урок развития речи 1).

17.09.20

Тематический контроль

Из русской литературы ХVIII и ХIХ веков.

16 ч.

10

Роды и жанры литературы и их основные признаки

22.09.20

Текущий контроль

11

Жанр басни в мировой литературе

23.09.20

Текущий контроль

12

А. П. Сумароков. Басня «Кокушка».

24.09.20

Текущий контроль

13

И. И. Дмитриев. Басня «Муха».

29.09.20

Текущий контроль

14

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица»

30.09.20

Текущий контроль

15

И. А. Крылов. «Волк на псарне»

01.10.20

Текущий контроль

16

В. А. Жуковский. «Спящая царевна».

06.10.20

Текущий контроль

17

В. А. Жуковский. «Кубок».

07.10.20

Текущий контроль

18

А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный...».

08.10.20

Текущий контроль

19

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.

13.10.20

Текущий контроль

20

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев

14.10.20

Текущий контроль

21

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

15.10.20

Текущий контроль

22

Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки

20.10.20

Текущий контроль

23

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

21.10.20

Текущий контроль

24

А. С. Пушкин. Сказки (урок внеклассного чтения )

22.10.20

Текущий контроль

25

Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.

03.11.20

Текущий контроль

Русская литературная сказ ка XIX века.

23 ч.

26

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

05.11.20

Текущий контроль

27

Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.

10.11.20

Текущий контроль

28

М. Ю.  Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения.

11.11.20

Текущий контроль

29

Бородино»: проблематика и поэтика.

12.11.20

Текущий контроль

30

«Ашик-Кериб» как литературная сказка (урок внеклассного чтения)

17.11.20

Текущий контроль

31

В.  Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

18.11.20

Текущий контроль

32

Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

19.11.20

Текущий контроль

33

Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» (урок внеклассного чтения)

24.11.20

Текущий контроль

34

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

25.11.20

Текущий контроль

35

Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

26.11.20

Текущий контроль

36

Крестьянские дети». Язык стихотворения.

01.12.20

Текущий контроль

37

И. С.  Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.

02.12.20

Текущий контроль

38

Муму» как протест против рабства.

03.12.20

Текущий контроль

39

Муму»: система образов.

08.12.20

Текущий контроль

40

И. С. Тургенев  — мастер портрета и пейзажа

09.12.20

Текущий контроль

41

А. А. Фет. «Весенний дождь», «Чудная картина».

10.12.20

Текущий контроль

42

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у  горцев.

15.12.20

Текущий контроль

43

Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

16.12.20

Текущий контроль

44

Кавказский пленник» (урок развития речи

17.12.20

Текущий контроль

45

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

22.12.20

Тематический контроль

46

П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ

23.12.20

Текущий контроль

47

А.  П.  Чехов. «Хирургия» (урок развития речи)

24.12.20

Текущий контроль

48

А. П. Чехов. Рассказы (урок внеклассного чтения ).

12.01.21

Текущий контроль

Русские поэты XIX  века о Родине, родной природе и о себе (обзор).

3 ч. 

49

Ф. И.  Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...».

13.01.21

Текущий контроль

50

А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок).

14.01.21

Текущий контроль

51

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (урок развития речи )

19.01.21

Текущий контроль

Из литературы XIX— XX веков

23 ч.

52

И. А. Бунин. «В  деревне».

20.01.21

Текущий контроль

53

И. А. Бунин. «Лапти».

21.01.21

Текущий контроль

54

И. А. Бунин. «Подснежник».

(урок внеклассного чтения )

26.01.21

Текущий контроль

55

Г. Короленко. «В  дурном обществе»: судья и его дети.

27.01.21

Текущий контроль

56

 «В дурном обществе»: семья Тыбурция

28.01.21

Текущий контроль

57

В  дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

02.02.21

Текущий контроль

58

В. Г. Короленко. «В  дурном обществе» (урок развития речи )

03.02.21

Текущий контроль

59

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

04.02.21

Текущий контроль

60

Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

09.02.21

Текущий контроль

61

К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

10.02.21

Текущий контроль

62

Тёплый хлеб»: язык сказки.

11.02.21

Текущий контроль

63

Сказка «Заячьи лапы»

16.02.21

Текущий контроль

64

Нравственные проблемы рассказов К. Г. Паустовского (урок внеклассного чтения)

17.02.21

Текущий контроль

65

С. Я. Маршак. Сказки для детей (урок внеклассного чтения )

18.02.21

Текущий контроль

66

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

24.02.21

Текущий контроль

67

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

25.02.21

Текущий контроль

68

«Двенадцать месяцев»

(урок развития речи )

02.03.21

Текущий контроль

69

А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа.

03.03.21

Текущий контроль

70

«Никита»: быль и фантастика.

04.03.21

Текущий контроль

71

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

09.03.21

Текущий контроль

72

Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

10.03.21

Текущий контроль

73

Обучение письменному ответу на проблемный вопрос.

11.03.21

Текущий контроль

74

Обучение письменному ответу на проблемный вопрос.

16.03.21

Текущий контроль

Поэты о Великой Отечественной войне

(1941-1945) «Ради жизни на Земле...»

2 ч.

75

Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

17.03.21

Текущий контроль

76

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...».

18.03.21

Текущий контроль

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

2 ч.

77

И. А. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; Дон Аминадо. «Города и годы».

30.03.21

Текущий контроль

78

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Н. Рубцов. «Родная деревня»

31.03.21

Текущий контроль

Из зарубежной литературы.

14 ч.

79

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя

01.04.21

Текущий контроль

80

Д.  Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

06.04.21

Текущий контроль

81

Д.  Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

07.04.21

Текущий контроль

82

Х. К.  Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика.

08.04.21

Текущий контроль

83

Х. К.  Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

13.04.21

Текущий контроль

84

X. К. Андерсен. «Снежная королева»: «Что есть красота?».

14.04.21

Текущий контроль

85

X. К. Андерсен. Сказки

(урок внеклассного чтения)

15.04.21

Текущий контроль

86

Х. К. Андерсен. Сказки

(урок развития речи).

20.04.21

Текущий контроль

87

Х. К. Андерсен. Сказки

(урок развития речи).

21.04.21

Текущий контроль

88

М.  Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

22.04.21

Текущий контроль

89

М.  Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

27.04.21

Текущий контроль

90

Приключения Тома Сойера»  — любимая книга многих поколений читателей (урок развития речи).

28.04.21

Текущий контроль

91

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

29.04.21

Текущий контроль

92

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя.

04.05.21

Текущий контроль

Произведения о животных.

3 ч.

93

Рассказы о животных. Э.  Сетон-Томпсон. «Арно». Современные и отечественные произведения для детей.

05.05.21

Текущий контроль

94

Э.  Сетон-Томпсон. «Арно»: трагическая судьба голубя

06.05.21

Текущий контроль

95

Мой любимый рассказ из книги Э.  Сетон-Томпсона «Рассказы о животных (урок внеклассного чтения)

11.05.21

Текущий контроль

Современная зарубежная и отечественная литература для детей.

5 ч.

96

У.  Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?».

12.05.21

Текущий контроль

97

У.  Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?».

13.05.21

Текущий контроль

98

Ая эН. «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

18.05.21

Текущий контроль

99

Ая эН. «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

19.05.21

Текущий контроль

100

Итоговая контрольная работа по литературе.

20.05.21

Итоговый

контроль

Писатели улыбаются.

1 ч.

101

Писатели улыбаются. Ю. Ч.  Ким. Песня «Рыба кит» как юмористическое произведение.

25.05.21

Текущий контроль

Итоговые уроки

2 ч.

102

Итоговый урок. Путешествие по стране Литературии 5 класса

26.05.21

Текущий контроль

103

Итоговый урок. Путешествие по стране Литературии 5 класса. Обзор книг для чтения летом

27.05.21

Текущий контроль

СОГЛАСОВАНА                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Протокол  заседания                                     Методического   совета                           МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда                                                                                                                          от «26» августа 2020 г.  № 11

Рук. ШМС________ Л.В.Харченко

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда

___________Л.С.Деулина

«26» августа 2020 год



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                 средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда

                                                    «Утверждаю»

директор МБОУ СОШ (военвед)

                                                               г. Зернограда

Приказ от «27» августа 2020 года № 325              

                                                               ____________________ /Г.Н.Осадчая/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Литература»

основного общего образования

6 «А» класса

Количество часов по учебному плану: 105 ч (3 ч. в неделю)

Программа будет полностью реализована за 100 ч. (1 ч. - 04.11.20.г., 1 ч. - 23.02.21 г., 1 ч. – 08.03.21 г., 1 ч. – 03.05.21 г., 1 ч. – 10.05.21 г.)

Учитель: Устинова Марина Михайловна

Рабочая программа по литературе для 5 «А» класса построена в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программой основного общего образования, рабочей программой к предметной линии учебников В.Я.Коровиной 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций В. Я. Коровина, В. П. Журавлев и др .6- е изд. переработанное М.: Просвещение», 2020 г.

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.  В 2 ч. (В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв., В.И.Коровин). – 11-е изд.-М.: Просвещение, 2020.

2020-2021  

учебный год

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к  членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;  

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классных и домашних творческих работ; рефератов на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного курса

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (начальные представления и их развитие).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы поэта. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы  - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога» (для внеклассного чтения). Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, 17 колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Краткий рассказ о поэте. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, отражающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья»  - символ короткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них  - у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как особенности изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. 18 «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (развитие понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Я.  Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е.  Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольётся...»; А.  Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Николай Степанович Гумилёв. Краткий рассказ о поэте-путешественнике (детство, юность, начало творческого пути). «Жираф». Стремление уйти от обыденного, повседневного в яркий, необычный, причудливый мир. Слияние яви и мечты. Своеобразие композиции стихотворения: монолог лирического героя, обращённый к собеседнице.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). «Я  покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Мелколесье, степь и дали…» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.  Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Произведения о Великой Отечественной войне 

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. Образ лирического героя фронтовой лирики.

Теория литературы. Лирический монолог.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о писателе. «Критики». Особенности шукшинских необычных героев  — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай. Краткий рассказ о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и родному краю, верность обычаям, семье, традициям своего  народа. Книга в жизни человека. Книга  — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа». Кайсын Кулиев. Краткий рассказ о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт  — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

АНТИЧНЫЕ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ. ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС 

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А.  Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Гомер. Краткий рассказ о поэте. «Илиада», «Одиссея» как героические эпические поэмы. Изображение героев и героических подвигов в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея  — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей  — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея»  — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра. Краткий рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный образ» мировой литературы (для внеклассного чтения).

Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Антуан де Сент-Экзюпери. Краткий рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение общечеловеческих истин (для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Дж. Родари. Краткий рассказ о писателе. «Сиренида». Сочетание сказочного и научно-фантастического в рассказе (развитие представлений). Обращение к античным мифам и гомеровскому эпосу. Образы главных героев рассказа.

Теория литературы. Сказка и фантастическая проза (фантастический рассказ).

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

в 5 «А» классе

Название раздела

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата фактически

Вид контроля

Введение

1 ч.

1

Художественное произведение, автор, герои. Диагностика уровня

литературного развития

учащихся (урок развития речи).

01.09.20

Текущий контроль

Устное народное творчество

5 ч.

2

Обрядовый фольклор.

02.09.20

Текущий контроль

3

Устное народное творчество.

07.09.20

Текущий контроль

4

Пословицы и поговорки.

08.09.20

Текущий контроль

5

Загадки (урок внеклассного чтения)

09.09.20

Текущий контроль

6

Русский фольклор (урок развития речи)

14.09.20

Текущий контроль

Из древнерусской литературы

1 ч.

7

Русские летописи. «Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе»

15.09.20

Текущий контроль

Из литературы

XIX века

43 ч.

8

А. С. Пушкин «И. И. Пущину»

16.09.20

Текущий контроль

9

А. С. Пушкин «Узник».

21.09.20

Текущий контроль

10

А. С. Пушкин. «Зимнее утро»

22.09.20

Текущий контроль

11

А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения поэта о до-

роге. Тема дороги в лирике Пушкина (урок внеклассного чтения).

23.09.20

Текущий контроль

12

А. С. Пушкин.

Двусложные размеры стиха

(урок развития речи).

Двусложные размеры стиха.

28.09.20

Текущий контроль

13

А. С. Пушкин. «Дубровский»: Ду-бровский-старший и Троекуров. История создания

29.09.20

Текущий контроль

14

«Дубровский»: бунт крестьян. Составление киносценария эпизода.

30.09.20

Текущий контроль

15

«Дубровский»: история любви.

05.10.20

Текущий контроль

16

«Дубровский»: протест Владимира Дубровского.

06.10.20

Текущий контроль

17

«Дубровский»: композиция романа.

07.10.20

Текущий контроль

18

«Дубровский»: композиция романа.

12.10.20

Текущий контроль

19

«Дубровский»: моё понимание романа Пушкина (урок развития речи). Подготовка к письменному ответу

13.10.20

Текущий контроль

20

М. Ю. Лермонтов. «Тучи».

14.10.20

Текущий контроль

21

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

19.10.20

Текущий контроль

22

М. Ю. Лермонтов. «Листок»

20.10.20

Текущий контроль

23

М. Ю. Лермонтов. «Утёс»

21.10.20

Текущий контроль

24

 М. Ю. Лермонтов. Лирика (урок развития речи)

02.11.20

Текущий контроль

25

М. Ю. Лермонтов. Лирика (урок развития речи)

03.11.20

Текущий контроль

26

И. С. Тургенев «Бежин луг»: образы автора и рассказчика.

09.11.20

Текущий контроль

27

«Бежин луг»: образы крестьянских детей. Портреты и рассказы

10.11.20

Текущий контроль

28

«Бежин луг»: образы крестьянских детей. Портреты и рассказы

11.11.20

Текущий контроль

29

«Бежин луг»: картины природы.

16.11.20

Текущий контроль

30

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника» (урок внеклассного чтения)

17.11.20

Текущий контроль

31

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело..

18.11.20

Текущий контроль

32

Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...»

23.11.20

Текущий контроль

33

Ф. И. Тютчев «Листья».

24.11.20

Текущий контроль

34

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

25.11.20

Текущий контроль

35

А. А. Фет. «Ещё майская ночь»

30.11.20

Текущий контроль

36

А. А. Фет. «Учись у них — у дуба, у берёзы...»

01.12.20

Текущий контроль

37

Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика (урок развития речи).

02.12.20

Текущий контроль

38

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ.

07.12.20

Текущий контроль

39

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения.

08.12.20

Текущий контроль

40

Законы стихосложения. Трёхсложные размеры стиха.

09.12.20

Текущий контроль

41

Н. С. Лесков. «Левша»: народ и

власть.

14.12.20

Текущий контроль

42

Н. С. Лесков. «Левша»: народ и

власть.

15.12.20

Текущий контроль

43

Контрольная работа за первое полугодие

16.12.20

Текущий контроль

44

 «Левша»: язык сказа.

21.12.20

Текущий контроль

45

Подготовка к сочинению по сказу

«Левша» (урок развития

речи)

22.12.20

Тематический контроль

46

Сочинение по сказу «Левша» (урок развития речи)

23.12.20

Текущий контроль

47

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа

11.01.21

Текущий контроль

48

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в

рассказе.

12.01.21

Текущий контроль

49

 А. П. Чехов. Рассказы (урок внеклассного чтения).

13.01.21

Текущий контроль

50

А. П. Чехов. Рассказы (урок внеклассного чтения).

18.01.21

Текущий контроль

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

3 ч.

51

Е. А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист…», «Чудный град порой сольётся…».

19.01.21

Текущий контроль

52

Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри — какая мгла…»

20.01.21

Текущий контроль

53

А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».

25.01.21

Текущий контроль

Из русской литературы

XX века

8 ч.

54

А. И. Куприн «Чудесный доктор»: герой и прототип.

26.01.21

Текущий контроль

55

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ.

27.01.21

Текущий контроль

56

Н. С. Гумилёв «Жираф».

01.02.21

Текущий контроль

57

С. А. Есенин Стихи о родине и родном доме.

02.02.21

Текущий контроль

58

А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность.

03.02.21

Текущий контроль

59

«Алые паруса»: Ассоль и Грей.

08.02.21

Текущий контроль

60

«Алые паруса»: Ассоль и Грей.

09.02.21

Текущий контроль

61

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке.

10.02.21

Текущий контроль

Произведения о Великой Отечественной

войне - 9 ч.

62

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...».

15.02.21

Текущий контроль

63

Д. С. Самойлов «Сороковые».

16.02.21

Текущий контроль

64

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.

17.02.21

Текущий контроль

65

«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев.

22.02.21

Текущий контроль

66

«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев.

24.02.21

Текущий контроль

67

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» (урок развития речи).

01.03.21

Текущий контроль

68

В. Г. Распутин «Уроки французского»: трудности послевоенного времени.

02.03.21

Текущий контроль

69

«Уроки французского»: стойкость главного героя.

03.03.21

Текущий контроль

70

В. Г. Распутин «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.

09.03.21

Текущий контроль

6 ч.

71

В. М. Шукшин «Критики»: образ «странного» героя

10.03.21

Текущий контроль

72

В. М. Шукшин «Срезал» (урок внеклассного чтения)

15.03.21

Текущий контроль

73

Контрольная работа за 3 четверть

16.03.21

Текущий контроль

74

«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе.

17.03.21

Текущий контроль

75

Ф. А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель,

ученики.

29.03.21

Текущий контроль

76

Ф. А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель,

ученики.

30.03.21

Текущий контроль

Из литературы народов России

2 ч.

77

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга».

31.03.21

Текущий контроль

78

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...

05.04.21

Текущий контроль

Из зарубежной литературы

18 ч.

79

Античные мифы и легенды. Мифы Древней Греции.

06.04.21

Текущий контроль

80

Подвиги Геракла: воля богов — ум и отвага героя.

07.04.21

Текущий контроль

81

Древнегреческие мифы (урок внеклассного чтения).

12.04.21

Текущий контроль

82

Геродот. «Легенда об Арионе»

13.04.21

Текущий контроль

83

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма.

14.04.21

Текущий контроль

84

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма

19.04.21

Текущий контроль

85

Гомер. «Одиссея».

20.04.21

Текущий контроль

86

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире.

21.04.21

Текущий контроль

87

«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы.

26.04.21

Текущий контроль

88

«Дон Кихот»: нравственный смысл романа.

27.04.21

Текущий контроль

89

«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве.

28.04.21

Текущий контроль

90

Ф. Шиллер «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести.

04.05.21

Текущий контроль

91

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые.

05.05.21

Текущий контроль

92

«Маленький принц» как философская сказка-притча

11.05.21

Текущий контроль

93

«Маленький принц»: вечные истины в сказке.

12.05.21

Текущий контроль

94

Дж. Родари. Рассказ «Сиренида».

17.05.21

Текущий контроль

95

Дж. Родари. «Сказки по телефону» (урок внеклассного чтения).

18.05.21

Текущий контроль

96

Дж. Родари «Сказки по телефону» ( урок внеклассного чтения)

19.05.21

Текущий контроль

Итоговые уроки

4 ч.

97

Выявление уровня литературного

развития учащихся

24.05.21

Текущий контроль

98

Выявление уровня литературного

развития учащихся

25.05.21

Текущий контроль

99

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания

для летнего чтения

26.05.21

Текущий контроль

100

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания

для летнего чтения

31.05.21

Итоговый

контроль

СОГЛАСОВАНА                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Протокол  заседания                                     Методического   совета                           МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда                                                                                                                          от «26» августа 2020 г.  № 11

Рук. ШМС________ Л.В.Харченко

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда

___________Л.С.Деулина

«26» августа 2020 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе в 5 кл. по учебнику Коровиной (ФГОС)

Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику Коровиной содержит УУД, УМК, Пояснительную записку. Темы сочинений, Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы  по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...