Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)

Владимирова Анна Александровна

Рабочая программа  учебного  предмета  "Литература" для обучающихся 5 А класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_a_vladimirova.docx49.36 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  учебного  предмета  "литература" для обучающихся 5 А класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. учебника:Литература. 5 класс. Учебник  для общеобразовательных организаций. В 2 ч. [В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]. – 5-е изд.- М.: Просвещение, 2015.
  3. программы авторского коллектива: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5—9 классы : учеб.пособие для обще образоват. организаций / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014.;
  4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;

• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приѐмы;
  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • сопоставлять духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

Ученик получит возможность научиться:

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга какдуховное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создателикниги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор — коллективное устное народное творчество.Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни,пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество

(развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные,бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступкахгероев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое,полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данныеВасилисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победительжитейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесныхпротивников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмныймир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочныхформул с древними мифами. Изобразительный характер формул вол-

шебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животныхи бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательныйжанрфольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянныеэпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные фор-

мулы. Вариативность народных сказок (начальные представления).Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и ихподвиги во имя мира на родной земле.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научныеистины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма.

Жанры литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русскиебаснописцы XVIII века:А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство,начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражениеисторических событий в басне; патриотическая позиция автора.Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразиеязыка басен И. А. Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героевлитературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта(детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий

народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой  Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». (Для внеклассного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагическийфинал и жизнеутверждающий пафос произведения.Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитиепредставлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического,

реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.)

Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений).

Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, дверазные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет(начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Речевая характеристика персонажей (начальные представления).

Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Рус-

ской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ се-

рого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев.«Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство,юность, начало творческого пути).

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом

с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских на-

родных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления).Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении —

жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство,начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах.

Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»;

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о родине, родной природе

И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мираи осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».Образы и сюжеты литературной классики как темы произведенийдля детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость,несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе

.__ «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков.Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает в 5 классе — 102 ч ( 3 часа в неделю), 34 учебных недели.

Тема урока

ДАТА

Примечание

План

Факт

Введение. Повторение изученного материала в начальной школе.

Роль книги в жизни человека.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10ч)

Фольклор-коллективное устное  народное творчество.

 Малые жанры фольклора.

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

 «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича.

 «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания.

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

 Сказки о животных. «Журавль и цапля».

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

Р.Р. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки».

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2)

Древнерусская литература. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока  -киевлянина и хитрость воеводы Претича».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (2)

ВН.ЧТМ.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

М.В. Ломоносов.«Случились вместе два Астронома в пиру…»

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (41ч.)

ВН.ЧТ. Жанр басни в мировой литературе.

И. А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».

И.А.Крылов «Волк на псарне».

Р.Р. И.А. Крылов. Басни.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна»

В.А. Жуковский. «Кубок».

А.С. Пушкин. «Няне».

А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый».

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

РР«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского,  А.С.Пушкина

ВН.ЧТ А.С. Пушкин. Сказки.

А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

«Чёрная курица, или Подземные жители" как нравоучительное произведение.

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

 «Бородино»: проблематика и поэтика.  

ВН.ЧТ  «АшикКериб» как литературная сказка.

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

 «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

ВН.ЧТ «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть».

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»

 «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

«Крестьянские дети». Язык стихотворения.

И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.

«Муму» как протест против рабства.

«Муму» : система образов.

РР И.С.Тургенев–мастер портрета и пейзажа.

А.А. Фет. Лирика.

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

РР  «Кавказский пленник»

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Леромнтова,Н.В.Гоголя,Н.А.Некрасова.,И.С.Тургенева,Л.Н.Толстого.

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Леромнтова,Н.В.Гоголя,Н.А.Некрасова.,И.С.Тургенева,Л.Н.Толстого.

 А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Р.Р. «Хирургия».

ВН.ЧТ Рассказы А.П.Чехова.

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…».

Русские поэты о Родине и о родной природе

РРРусские поэты о Родине и о родной природе

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА( 29 ч.)

И. А. Бунин. «Косцы».

Вн.Чт. И.А.Бунин «Подснежник»

В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.

 «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция.

 «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

 РЫ дурном обществе».

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки медной горы.

 «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

 «Тёплый хлеб»: язык сказки.

Вн. чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы.

Вн.ЧтС.Я. Маршак. Сказки для детей.

 «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

 «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

РР«Двенадцать месяцев»:

А.П. Платонов.«Никита»: человек и природа.

 «Никита»: быль и фантастика.

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро» : юный герой в экстремальной ситуации.

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Классный письменный ответ на один из проблемных вопросов

А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста».

К.М.Симонов  «Майор привез мальчишку на лафете».

Образ родины в стихах о природе .

Образ родины в стихах о природе

Саша Чёрный. «Кавказский пленник».

Саша Чёрный. «Игорь-робинзон».

Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 15)

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

 Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа

Г.Х. Андерсен.. «Снежная королева» : реальность и фантастика.

«Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

«Снежная королева»: «что есть красота?».

ВН.ЧтСказки Х.-К. Андерсена.

РРСказки Х.-К. Андерсена.

 М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

 «Приключения Тома Сойера»: дружба героев

РР «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей.

Д. Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взролслым?

Д. Лондон. «Сказание о Кише»:мастерство писателя.

Итоговая контрольная работа

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....