Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программы «Литература 5-9 классы» (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2012 год); авторской программы (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-9 кл.»/ Под ред. В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2012 год,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_5_klass.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
02-02
МБОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа №2»
РМ ,Чамзинский муниципальный район, р.п.Чамзинка, ул.Титова,12
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО Заместитель директора МБОУ «Чамзинская по УВР МБОУ «Чамзинская СОШ №2» СОШ №2» _____/Преснякова И.Н. ______/Белова Л.И Протокол № 1 «31» августа 2020 г от 28 августа 2020 г
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Чамзинская СОШ №2» _______/Сыркин В.И./ Приказ № 2 8 от 31августа 2020 г
|
Рабочая программа
по литературе
для 5 класса
Уровень: общеобразовательный (базовый)
Учитель: Преснякова Ирина Николаевна
Квалификационная категория: высшая
2020 г
Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана в соответствии:
- с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» N2 273 от 29.12.2012 г.,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- учебным планом МБОУ «Чамзинская СОШ № 2»,
- составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программы «Литература 5-9 классы» (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2012 год); авторской программы (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-9 кл.»/ Под ред. В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2012 год, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-1 О «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» .
Реализация рабочей программы рассчитана на 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю)
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX— XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 10ч.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2ч.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 1ч.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 42ч.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей (начальные представления), речь героев как средство создания комической ситуации.
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 31ч.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 13ч.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ – 2 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного курса «Литература»
в 5 классе (3 часа в неделю)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Планируемые результаты |
1. | Введение. Книга в жизни человека | 1 | Ценностно-ориентационная сфера: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. |
2. | Устное народное творчество | 10 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. |
3. | Древнерусская литература | 2 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. |
4. | Литература XVIII века | 1 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. |
5. | Литература XIX века | 42 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
6. | Из русской литературы XX века | 31 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
7. | Из зарубежной литературы | 13 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог. |
8. | Итоги года | 2 | Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. |
Итого: | 102 |
Календарно-тематическое планирование
учебного курса «Литература»
в 5 классе (3 часа в неделю)
№ | Дата проведения | Вид урока. Основные виды деятельности | Тема урока | Количество часов | |||||
планируемая | фактическая | ||||||||
1 | Беседа-дискуссия | Введение. Книга как духовное завещание одного поколения другому | 1 | ||||||
2.1 | Рассказ учителя. Беседа. | Устное народное творчество. Фольклор-коллективное устное народное творчество.Т.л. | 1 | ||||||
2.2 | Обучение чтению. Беседа. | Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных,волшебные,бытовые Т.л. | 1 | ||||||
2.3 | Обучение чтению. Беседа. | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. | 1 | ||||||
2.4 | Обучение чтению. Беседа. | Образ невесты-волшебницы | 1 | ||||||
2.5 | Обучение чтению. Беседа. | Иван-царевич-победитель житейских невзгод | 1 | ||||||
2.6 | Обучение чтению. Беседа. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. | 1 | ||||||
2.7 | Обучение чтению. Беседа. | Иван-крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.Проект | 1 | ||||||
2.8 | Обучение чтению. Беседа. | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»-народное представление о справедливости, добре и злев сказках о животных и бытовых сказках | 1 | ||||||
2.9 | Урок внеклассного чтения | В/Ч По страницам народных сказок | 1 | ||||||
2.10 | Урок развития речи | Р/Р Написание сочинения «Моя любимая русская народная сказка» | 1 | ||||||
3.1 | Обучение чтению. Беседа. | Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».Т.л. | 1 | ||||||
4.1 | Обучение чтению. Беседа. | Из литературы XVIII в. М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» -научные истины в поэтической форме.Т.л | 1 | ||||||
5.1 | Урок внеклассного чтения. | В/Ч Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. (Эзоп, Лафонтен) | 1 | ||||||
5.2 | Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. | Из литературы XIX в. И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Осмеяние пороков-грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. Т.л. | 1 | ||||||
5.3 | Беседа. Обучение выразительному чтению басни. | «Волк на псарне»- отражение исторических событий в басне.Т.л | 1 | ||||||
5.4 | Рассказ учителя. Беседа. | Проект.Урок-конкурс инсценированной басни | 1 | ||||||
5.5 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение чтению. | В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Герои литературной сказки,особенности сюжета.Т.л. | 1 | ||||||
5.6 | Беседа. Обучение выразительному чтению баллады. | В.А. Жуковский. «Кубок».Благородство и жестокость.Герои баллады.Т.л. | 1 | ||||||
5.7 | Урок контроля знаний | Проверка техники чтения | 1 | ||||||
5.8 | Рассказ учителя. Беседа | А.С. Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта.Стихотворение»Няне»-поэтизация образа няни | 1 | ||||||
5.9 | Урок развития речи. | Р/Р «У лукоморья дуб зелёный…».Пролог к поэме «Руслан и Людмила»-собирательная картина сюжетов,образов и событий народных сказок | 1 | ||||||
5.10 | Беседа. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. | 1 | ||||||
5.11 | Беседа. | Елисей и богатыри | |||||||
5.12 | Беседа. | Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной | |||||||
5.13 | Урок развития речи. | Р/Р Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. | 1 | ||||||
5.14 | Урок контроля знаний | Проверочная работа по теме «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне» | 1 | ||||||
5.15 | Рассказ учителя. Обучение чтению прозы. Беседа. | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или подземные жители».Сказочно-условное,фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.Т.л. | 1 | ||||||
5.16 | Обучение чтению прозы. Беседа. | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.Проект | 1 | ||||||
5.17 | Урок внеклассного чтения | В/ЧВ.М. Гаршин. «Attalea Princeps».Человек обострённой совести | 1 | ||||||
5.18 | Рассказ учителя. Обучение чтению. | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино»-отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.Т.л. | 1 | ||||||
5.19 | Беседа. Обучение выразительному чтению. | Р/Р Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | 1 | ||||||
5.20 | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Т.л. | 1 | ||||||
5.21 | Урок внеклассного чтения | В/ч «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни(праздники, обряды, гулянья).Т.л | 1 | ||||||
5.22 | Урок внеклассного чтения | В/ч Герои повести. Изображение конфликта тёмных и светлых сил | 1 | ||||||
5.23 | Урок внеклассного чтения | В/ч Н.А. Некрасов. «На Волге». Картины природы. Раздумье поэта о судьбе народа. Т.л. | 1 | ||||||
5.24 | Беседа. Обучение выразительному чтению | «Есть женщины в русских селеньях…».Поэтический образ русской женщины | 1 | ||||||
5.25 | Беседа. Обучение выразительному чтению | Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.Т.л | 1 | ||||||
5.26 | Рассказ учителя. Обучение чтению. | И.С. Тургенев. «Муму»-повествование о жизни в эпоху крепостного права | 1 | ||||||
5.27 | Беседа. Практикум. | Духовные и нравственные качества Герасима:сила,достоинство,сострадание к окружающим,великодушие,трудолюбие | 1 | ||||||
5.28 | Беседа. Практикум. | Немота главного героя-символ протеста крепостных | |||||||
5.29 | Урок развития речи | Р/Р Классное сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | 1 | ||||||
5.30 | Урок контроля знаний. | Защита проекта «Копилка мудрости» по рассказу И.С.Тургенева «Муму» | 1 | ||||||
5.31 | Рассказ учителя. Практикум. | А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | 1 | ||||||
5.32 | Рассказ учителя. Обучение чтению и анализу прозаического произведения. | Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Т.л. | 1 | ||||||
5.33 | Обучение чтению и анализу прозаического произведения. | Жилин и Костылин-два разных характера, две разные судьбы | 1 | ||||||
5.34 | Обучение чтению и анализу прозаического произведения | Жилин и Дина | 1 | ||||||
5.35 | Обучение чтению и анализу прозаического произведения | Утверждение гуманистических идеалов | |||||||
5.36 | Урок контроля знаний | Проверочная работа по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» | |||||||
5.37 | Урок развития речи. | Р/Р Написание классного сочинения по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». | 1 | ||||||
5.38 | Рассказ учителя. Практикум. | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Т.л. | 1 | ||||||
5.39 | Урок развития речи | Р/Р Речь персонажей как средство их характеристики | 1 | ||||||
5.40 | Проект | Проект «Сборник иллюстраций к произведениям А.П.Чехова» | 1 | ||||||
5.41 | Урок развития речи | Р/Р Анализ стихов русских поэтов XIX века о Родине и родной природе. | 1 | ||||||
5.42 | Проект | Проект.Урок-конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе | |||||||
6.1 | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Из литературы XX в. И.А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | 1 | ||||||
6.2 | Урок внеклассного чтения | В/Ч«Подснежник».Тема исторического прошлого России | 1 | ||||||
6.3 | Рассказ учителя. Обучение чтению. | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Т.л. | 1 | ||||||
6.4 | Беседа. Практикум. | Образ серого сонного города. | 1 | ||||||
6.5 | Беседа. Практикум. | Вася,Валек,Маруся,Тыбурций | 1 | ||||||
6.6 | Урок развития речи. | Р/Р Анализ эпизода «Изображение города и его обитателей». | 1 | ||||||
6.7 | Беседа. Практикум. | Отец и сын | 1 | ||||||
6.8 | Рассказ учителя. Обучение чтению. | С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | ||||||
6.9 | Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. | П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика.Т. л. | 1 | ||||||
6.10 | Урок развития речи | Р/Р Анализ образа Хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова. | 1 | ||||||
6.11 | Урок внеклассного чтения. | В/Ч А. И. Куприн. «Тапер». Особое восприятие прекрасного. | 1 | ||||||
6.12 | Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. | К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». | 1 | ||||||
6.13 | Практикум | Нравственные проблемы произведения. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке Паустовского. | 1 | ||||||
6.14 | Урок внеклассного чтения. | В/Ч К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении Паустовского. | 1 | ||||||
6.15 | Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. | С. Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Т.л. | 1 | ||||||
6.16 | Обучение чтению. Беседа. | Победа добра над злом-традиция русских народных сказок | 1 | ||||||
6.17 | Урок развития речи. | Р/Р Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | ||||||
6.18 | Урок контроля знаний | Контрольная работа по сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | ||||||
6.19 | Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. | А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Т.л. | 1 | ||||||
6.20 | Обучение чтению. Беседа. | Оптимистическое восприятие окружающего мира | 1 | ||||||
6.21 | Рассказ учителя. Обучение чтению. | В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. Т.л. | 1 | ||||||
6.22 | Обучение чтению. Беседа. | «Открытие» Васюткой нового озера | 1 | ||||||
6.23 | Практикум | Становление характера юного героя через испытания,преодоление сложных жизненных ситуаций.Т.л | 1 | ||||||
6.24 | Урок развития речи | Р/Р Развёрнутый ответ на вопрос «Какие качества характера Васютки открылись вам при чтении рассказа?» | 1 | ||||||
6.25 | Урок контроля знаний | Проверочная работа по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | ||||||
6.26 | Урок -презентация | «Ради жизни на земле…»Стихотворные произведения о войне | 1 | ||||||
6.27 | Урок внеклассного чтения | В/Ч Война и дети-трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне | 1 | ||||||
6.28 | Обучение выразительному чтению. Беседа. | Произведения о Родине и родной природе.Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России | 1 | ||||||
6.29 | Практикум | Поэтизация русской природы в литературе XX века. Анализ стихов. | 1 | ||||||
6.30 | Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. | Писатели улыбаются.Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Т.л | 1 | ||||||
6.31 | Урок внеклассного чтения | В/Ч Ю.Ч.Ким.»Рыба-кит».Юмор в стихотворной форме | 1 | ||||||
7.1 | Рассказ учителя. Беседа. | Из зарубежной литературы. Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.Т.л. | 1 | ||||||
7.2 | Рассказ учителя. Беседа. | В/Ч Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. | 1 | ||||||
7.3 | Рассказ учителя. Беседа. | В/Ч Гимн неисчерпаемым возможностям человека | 1 | ||||||
7.4 | Рассказ учителя. Беседа. | Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. | 1 | ||||||
7.5 | Практикум | Кай и Герда | 1 | ||||||
7.6 | Практикум | Маленькая разбойница,Снежная королева и Герда-противопоставление красоты внутренней и внешней.Т.л | 1 | ||||||
7.7 | Урок развития речи | Р/Р Публичное выступление «Какое произведение литературы мне запомнилось и почему?» | 1 | ||||||
7.8 | Урок внеклассного чтения | В/Ч Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек | 1 | ||||||
7.9 | Урок внеклассного чтения | В/Ч Внутренний мир героев Марка Твена | 1 | ||||||
7.10 | Рассказ учителя. Беседа. | Джек Лондон. «Сказание о Кише».Нравственное взросление героя рассказа. | 1 | ||||||
7.11 | Практикум | Уважение взрослых | 1 | ||||||
7.12 | Практикум | Характер мальчика-опора в трудных жизненных обстоятельствах | 1 | ||||||
7.13 | Урок внеклассного чтения | В/Ч Книга, которая учит добру | 1 | ||||||
8.1 | Урок внеклассного чтения | В/Ч Урок-путешествие по стране Литературии. | 1 | ||||||
8.2 | Обобщающий урок | Итоги года. Рекомендации на лето | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....