Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)

Преснякова Ирина Николаевна

Учебник-авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 2-е изд. - М: Просвещение,2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_8_klass.docx48.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чамзинская средняя общеобразовательная школа № 2»

РМ ,Чамзинский муниципальный район, р.п.Чамзинка, ул.Титова,12

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

МБОУ «Чамзинская

СОШ № 2»

_______/И.Н. Преснякова/

                            ФИО

Протокол № 1

от « 28 » августа  2020г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ «Чамзинская

СОШ № 2»

__________/Л.И. Белова/

                            ФИО

           «30» августа 2020 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Чамзинская СОШ № 2»

__________/В.И. Сыркин/

                            ФИО

Приказ № 28

от « 30  » августа  2020г

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебного курса «ЛИТЕРАТУРА»

в  8  классе

                                                    Уровень: общеобразовательный (базовый)

                        Учитель: Преснякова И.Н.

                                                Квалификационная категория: высшая

2020

Рабочая программа  учебного курса «Лите6ратура 8 класс»   разработана в соответствии с Федеральным Законом  «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,  утвержденного Приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17.12.2010  № 1897 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного стандарта основного общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312,  учебного плана МБОУ «Чамзинская СОШ №2»,с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2014 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение» 2014 год и учебника для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 2-е изд. - М: Просвещение, 2014 г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Данная программа предназначена для реализации в 2019-2020 учебном году в 8 классе МБОУ «Чамзинская СОШ №2» в связи с учебным планом: 2ч. в неделю – 68ч.

Используемые УМК.

Учебник: Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ В.С. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.-М.: Просвещение, 2018

Количество часов по УП школы 68ч.

Количество часов по программе 68ч.

Количество часов в неделю 2ч.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные:

1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3) умение анализировать литературное произведение; определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 

4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

5) владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

6) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

7) формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

8) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

9) понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

10) осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

11) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

В результате изучения литературы в 8 классе обучающийся

научится

  • понимать образную природу словесного искусства;
  • понимать содержание изученных литературных произведений;
  • понимать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • понимать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • понимать основные теоретико-литературные понятия;
  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

  Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания русской литературы как духовной, нравственной  и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 час.)

Объем учебного времени

Разделы программы

Количество часов

68 ч

 I. Введение. Литература и история.

1

  II. Устное народное творчество.

2

III. Древнерусская литература.

2+1 вн.чт.

IV. Произведения русских писателей 18 века.

3 ч. +1рр.

V. Произведения русских писателей 19 века.

17+6 рр.+4 вн.чт.

VI. Произведения русских писателей 20 века.

15+4 рр+5 вн. чт.

VII. Зарубежная литература.

4+4 вн.чт.

VIII. Подведение итогов года.

1

I. Введение. Литература и история (1 час.)

Русская литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературы.

II. Устное народное творчество (2 час.)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).  Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе»,  «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице»,  «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр.  Отражение различных сторон жизни народа в частушках.  Разнообразие тематики частушек.  Поэтика частушек.

Предания  как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».  Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы.  Народная песня, частушка (развитие представлений).  Предание (развитие представлений).

III. Из древнерусской литературы (3 час.)

Из «Жития Александра Невского».  Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.  Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья.  Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» – «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»).  Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы.  Летопись.  Древнерусская повесть (развитие представлений).  Житие как жанр литературы (начальные представления).  Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

IV. Произведения русских писателей 18 века (3 час.)

Денис Иванович Фонвизин (3 ч.)

Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены).  Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина

Теория литературы. Понятие о классицизме.  Основные правила классицизма в драматическом произведении.

V.  Произведения русских писателей 19 века (27 час.)

Иван Андреевич Крылов (2 ч.)

Поэт и мудрец.  Язвительный сатирики и баснописец.  Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо.  Мораль басни.  «Обзор».  Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года.  Мораль басни.  Осмеяние пороков:  самонадеянности, безответственности,  зазнайства.

Теория литературы.  Басня.  Мораль.  Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев (1 ч.)

Автор дум и сатир.  Краткий рассказ о писателе.  Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака».  Историческая тема думы.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков.  Тема расширения русских земель.  Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча».  Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»).  Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября».  Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.  Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Роман «Капитанская дочка».  Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).  Маша Миронова – нравственная красота героини.  Швабрин – антигерой.  Значение образа Савельича в романе.  Особенности композиции.  Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая правда и художественный вымысел в романе.  Фольклорные мотивы в романе.  Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы.  Историзм художественной литературы (начальные представления).  Роман (начальные представления).  Реализм (начальные представления).

 «Пиковая дама».  Место повести в контексте творчества Пушкина.  Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.  Соотношение случайного и закономерного.  Смысл названия повести и эпиграфа к ней.  Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий.  Функции эпиграфов.  Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.  Идейно-композиционная функция фантастики.  Мотив карт и карточной игры, символика чисел.  Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч.)

Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри».  Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.  Свободный, мятежный, сильный дух героя.  Мцыри как романтический герой.  Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.  Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы.  Поэма (развитие представлений).  Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь (4 ч.)

Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор».  Комедия «со злостью и солью».  История создания и история постановки комедии.  Поворот русской драматургии к социальной теме.  Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».  Разоблачение пороков чиновничества.  Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь).  Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И. Немирович-Данченко).  Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).  Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы.  Комедия (развитие представлений).  Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель».  Образ «маленького человека» в литературе.  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.  Тщетность этой мечты.  Петербург как символ вечного адского холода.  Незлобивость  мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.  Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города»  (отрывок).  Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.  Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников.  Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).  Литературная пародия (начальные представления).  Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений».  Сатира на чиновничество.  Защита беззащитных.  Нравственные проблемы рассказа.  Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы.  Рассказ (развитие представлений).  Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе.  Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала».  Идея разделения в России.  Противоречие между сословиями и внутри сословий.  Контраст как средство раскрытия конфликта.  Психологизм рассказа.  Нравственность в основе поступков героя.  Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь.  Антитеза (развитие представлений).  Композиция (развитие представлений).  Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы (1 ч.)

А.С.Пушкин.  «Цветы последние милей...»,  М.Ю.Лермонтов. «Осень»,  Ф.И.Тютчев.  «Осенний вечер», А.А.Фет.  «Первый ландыш»,  А.Н.Майков.  «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

 «О любви» (из трилогии).  История  о любви и упущенном счастье.

Теория литературы.  Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

VI. Произведения русских писателей 20 века (23 час.)

Иван Алексеевич Бунин (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.  Мастерство Бунина-рассказчика.  Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.  Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы.  Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок (1ч.)

Краткий рассказ о поэте.

«Россия».  Историческая тема в стихотворении,  его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин (3 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев».  Поэма на историческую тему.  Характер Пугачева.  Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина.  Современность  и  историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы.  Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем».  Рассказ о пути к творчеству.  Сопоставление художественного произведения с мемуарами, воспоминаниями , дневниками).

Журнал «Сатирикон» (1ч.)

Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко.  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.  Приемы и способы создания сатирического повествования.  Смысл иронического повествования о прошлом. М. Зощенко.  «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».  Для самостоятельного чтения.  Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин (1ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне».  Сочетание фантастики и реальности в рассказе.  Мелочи быта и их психологическое содержание.  Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин».  Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.  Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны.  Тема служения Родине.  Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.  Картины жизни воюющего народа.  Реалистическая правда о войне в поэме.  Юмор.  Язык поэмы.  Связь фольклора и литературы.  Композиция поэмы.  Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.  Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы.  Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов (1 ч.)

Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение».  Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.  Изображение негромкого героизма тружеников тыла.  Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1 ч.)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.  Героизм воинов,  защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и другие.  Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны.  Их призывно-воодушевляющий характер.  Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

 Виктор Петрович Астафьев (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет».  Автобиографический характер рассказа.  Отражение военного времени.  Мечты и реальность военного детства.  Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы.  Герой – повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе (2 ч.)

И. Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье  лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы (8 час.)

Уильям Шекспир (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.  Ромео и Джульетта – символ  любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы.  Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...»,  «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства.  Воспевание поэтом любви и дружбы.  Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский)

Теория литературы.  Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер (2 ч.)

Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.  «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.  Особенности классицизма в комедии.  Комедийное мастерство Мольера.  Народные истоки смеха Мольера.  Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы.  Классицизм.  Сатира (развитие понятия).

Джонатан Свифт (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Путешествие Гулливера».  Сатира на государственное устройство и общество.  Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго».  Исторический роман.  Средневековая Англия в романе.  Главные герои и события.  История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев,  переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Подведение итогов года (1 ч.)

Календарно-тематическое планирование

Предмет: литература

Класс: 8

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды

самостоятельной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

68ч.  (11р/р, 14в/ч)

I. Введение. Литература и история (1)

1

Введение. Литература и история.

Комбинированный урок

1

Работа с учебником

II. Устное народное творчество (2)

2

Отражение жизни народа в песнях.

Урок объяснения нового материала

1

Ответ на вопросы статьи

3

Предания как поэтическая автобиография народа. Лирические песни.

Урок объяснения нового материала

1

Конспект статьи

III. Древнерусская литература (2+1 вн.чт.)

4

Житийная литература как особый жанр

древнерусской литературы.

Урок объяснения нового материала

1

Письменно оформить выводы по теме

5

 «Житие Александра Невского».

Комбинированный урок

1

Развёрнутый план статьи

6

Вн.чт. «Шемякин суд». Особенности бытовой сатирической повести.

Урок объяснения нового материала

1

Составить характеристику героя

IV. Произведения русских писателей 18 века (2+1рр.)

7

Д.И. Фонвизин. « Недоросль» - сатирическая комедия. Основные правила классицизма.

Комбинированный урок

1

Конспект статьи

8

Анализ эпизода комедии. Главные герои.

Комбинированный урок

1

Творческий пересказ

9

Рр.  Подготовка к сочинению (домашнее). «Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?

Урок развития речи

1

Творческий пересказ

V. Произведения русских писателей 19 века (19+5рр.+4вн.чт.)

10

И. Крылов. Слово о баснописце. Басни Крылова.

Комбинированный урок

1

Устное монологическое высказывание

11

Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

Комбинированный урок

1

Устное монологическое высказывание

12

К. Рылеев. Думы.

Комбинированный урок

1

Конспект статьи

13

А.С. Пушкин. Основные темы и мотивы лирики.

Комбинированный урок

1

Конспект статьи

14

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания. Сюжет.

Комбинированный урок

1

Ответ на вопросы

15

Главные герои повести.

Комбинированный урок

1

Составить характеристику героя

16

Рр. Понятие о реалистическом методе изображения действительности.

Урок развития речи

1

Составить характеристику героя

17

Рр.  Подготовка к  сочинению (домашнее) «Какие вечные вопросы поднимает  А.С. Пушкин в романе?».

Урок развития речи

1

Творческая работа

18

Вн.чт. «Пиковая дама». Система образов. Композиция.

Урок внеклассного чтения

1

Творческий пересказ

19

М. Лермонтов. Жанр романтической поэмы.

Комбинированный урок

1

Конспект статьи

20

М. Лермонтов. «Мцыри». Романтический герой.

Комбинированный урок

1

Составить характеристику героя

21

М. Лермонтов. Особенности композиции поэмы.

Комбинированный урок

1

Ответ на вопросы

конспект статьи

22

Рр.  М. Лермонтов. Сочинение (классное) «Хочу  ли я быть похожим на Мцыри»?

Урок развития речи

1

Оформление сочинения

23

Н. Гоголь. Слово о писателе. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и  постановки комедии.

Повторительно-обобщающий урок

1

Устное монологическое высказывание

24

Н. Гоголь. Жизненная основа комедии « Ревизор».

Комбинированный урок

1

Ответ на вопросы  

статьи

25

Н. Гоголь. Особенности композиции пьесы. Нравственные и социальные пороки в комедии.

Комбинированный урок

1

Составить характеристику героя

26

Рр.  Подготовка сочинению (домашнее) «Кто он-Хлестаков?»

Урок развития речи

1

Устное рецензирование

27

Вн.чт. «Шинель». Образ «маленького» человека в литературе

Урок внеклассного чтения

1

Творческий пересказ

28

М. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.

Комбинированный урок

1

Работа со статьёй

учебника

29

Главные герои  «Истории одного города».

Комбинированный урок

1

Работа с текстом

30

Н. Лесков. Рассказ «Старый гений». Нравственные вопросы  произведения бесправных и обездоленных

Комбинированный урок

1

Ответ на вопросы  

31

Л. Толстой. Слово о писателе.

Комбинированный урок

1

Письменно оформить выводы по теме

32

Рр.  Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Урок развития речи

1

Письменный ответ на проблемный вопрос

33

 Мысль автора об ответственности человека за свои поступки.

Комбинированный урок

1

Письменный ответ на проблемный вопрос

34

Вн.чт. « Край ты мой, родимый край…»

Комбинированный урок

1

Выразительное чтение наизусть

35

Вн.чт. А.Чехов. Рассказ « О любви» как история об упущенном счастье.

Урок внеклассного чтения

1

Ответ на вопросы  

36

Обобщение по творчеству писателей 19 века.

Комбинированный урок

1

 Письменно оформить выводы по теме

VI. Произведения русских писателей 20 века (13+4рр+5вн.чт.)

37

И. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

Комбинированный урок

1

Конспект статьи

38

А. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст».

Комбинированный урок

1

Творческий пересказ

39

 Рр. «Что значит быть счастливым?» Урок-диспут.

Урок развития речи

1

Письменное оформление мыслей по теме

40

Рр.  Подготовка к сочинению (домашнее) «Счастье… Какое оно?» (по произведениям Н. Лескова, И. Бунина, А. Чехова.)

Урок развития речи

1

Письменное оформление мыслей по теме

41

Вн.чт. Вечные вопросы в творениях писателей 20 века.

Комбинированный урок

1

Ответ на проблемный вопрос

42

А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в стихотворном цикле «На поле Куликовом…»

Комбинированный урок

1

Развёрнутый план статьи

43

С. Есенин. Слово о поэте. Современность и историческое прошлое  в стихах поэта.

Комбинированный урок

1

Творческий пересказ

44

Историческая память в стихах Блока и Есенина.

Комбинированный урок

1

Урок выразительного чтения наизусть

45

Рр.  Подготовка к сочинению (домашнее) «История России в произведениях поэтов 20 века».

Урок развития речи

1

Устное монологическое высказывание

46

И. Шмелёв. «Как я стал писателем». Воспоминание о пути к творчеству».

Комбинированный урок

1

Устное монологическое высказывание

47

Вн.чт. Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон».

Урок внеклассного чтения

1

Письменное оформление мыслей по теме

48

М. Осоргин. Слово о поэте. Рассказ «Пенсне».

Урок объяснения нового материала

1

Письменное оформление мыслей по теме

49

А. Твардовский. Поэт и гражданин.

Комбинированный урок

1

Письменное оформление мыслей по теме

50

Поэма «Василий Тёркин». Главы (обзорно). Героика и юмор в произведении.

Комбинированный урок

1

Составить характеристику героя

51

 Любимые строчки поэмы.

Комбинированный урок

1

Выразительное чтение наизусть

52

Вн.чт. А. Платонов. Слово о писателе. Рассказ

«Возвращение».

Урок объяснения нового материала

1

Составить характеристику героя

53

 Стихи о войне в творчестве поэтов России и

Мордовии.

Комбинированный урок

1

Выразительное чтение наизусть

54

В. Астафьев. Слово о писателе.

Комбинированный урок

1

Ответ на вопрос

55

Проблематика рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Комбинированный урок

1

Устное монологическое высказывание

56

Рр.   Подготовка к  сочинению (классное) по теме «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (по выбору учащегося).

Урок развития речи

1

Устное рецензирование

57

Рр. Сочинение (классное)  «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (по выбору учащегося).

Урок развития речи

1

Оформление сочинения

58

Вн.чт. Русские поэты о России.

Урок внеклассного чтения

1

Выразительное чтение наизусть

59

Вн.чт. Мордовские поэты о России.

Урок внеклассного чтения

1

Письменный ответ на вопрос

VII. Зарубежная литература (4+4вн.чт.)

60

Шекспир. Жизнь и творчество.  « Ромео и Джульетта». Воспевание любви и дружбы

Урок объяснения нового материала

1

Простой план статьи учебника

61

Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Урок объяснения нового материала

1

Письменный ответ на вопрос

62

Вн.чт. Сонет.

Урок внеклассного чтения

1

Выразительное чтение

63

Мольер. «Мещанин во дворянстве» (избранные сцены).

Урок объяснения нового материала

1

Ответ на вопросы

64

Сатира на дворянство.

Комбинированный урок

1

Письменный ответ на вопрос

65

Вн.чт. Свифт. Слово о писателе.

Урок внеклассного чтения

1

Ответ на вопросы

66

Вн.чт.  «Путешествие Гулливера».  Мировоззрение писателя на страницах романа.

Урок внеклассного чтения

1

Письменный ответ на вопрос

67

Вн.чт. Скотт. «Айвенго» – исторический роман Англии.

Урок внеклассного чтения

1

Ответ на вопрос

VIII. Подведение итогов года (1)

68

«Поработайте самостоятельно». Рекомендации для летнего чтения.

Повторительно-обобщающий урок

1

Составление списка литературы для летнего чтения

Итого: 68ч . (11рр+14вн.чт.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....