Конспект урока по литературе в 5 классе на тему "Сказочная повесть Джона Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Елена Ивановна Овчинникова

Тема: Сказочная повесть Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно».

 

Цели:

  1. познакомиться с биографией Джона Толкина и со сказочной повестью «Хоббит, или Туда и обратно»;
  2. выяснить, кто такой хоббит, дать характеристику главного героя повести;
  3. способствовать развитию навыков аналитического чтения, познавательной активности детей, самостоятельности, связной речи, логичного изложения материала;
  4. способствовать развитию соревновательного духа, воспитанию дружеской поддержки, интереса к уроку литературы, любви к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_lit-re_v_5_kl.doc47 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_6.doc29 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_9.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Шестакова Елена Ивановна

Конспект

открытого урока по литературе в V классе

Тема: Сказочная повесть Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно».

Цели:

  1. познакомиться с биографией Джона Толкина и со сказочной повестью «Хоббит, или Туда и обратно»;
  2. выяснить, кто такой хоббит, дать характеристику главного героя повести;
  3. способствовать развитию навыков аналитического чтения, познавательной активности детей, самостоятельности, связной речи, логичного изложения материала;
  4. способствовать развитию соревновательного духа, воспитанию дружеской поддержки, интереса к уроку литературы, любви к чтению.

Оборудование: издания книг Джона Толкина, фотоальбом писателя (приложение 1), иллюстрации из произведения (приложение 2), карта волшебной страны (приложение 3), изображение хоббита (приложение 4), загадки-картинки (их рисуют учащиеся), предметы к конкурсу (кекс, ключ, носовой платок, трубка, яйцо, мешок), иллюстрации из повести для конкурса (приложение 5).

План:

  1. оргмомент (1 мин.);
  2. сообщение темы и цели урока (1 мин.);
  3. сообщения учащихся (15 мин.);
  4. литературная викторина (10 мин.);
  5. проверка сочинений (5 мин.);
  6. работа с учебником (5 мин.);
  7. рефлексия (2 мин.);
  8. домашнее задание (1 мин.).

Ход урока

Перед проведением этого урока обучающимся следующее домашнее задание:

  1. Индивидуальное здание – подготовить доклад по темам: «Биография Джона Толкина», «История создания сказочной повести Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно», «Краткий пересказ повести «Хоббит» Толкина», «Кто такой хоббит?».
  2. Написать характеристику хоббита Бильбо Бэггинса.
  3. Написать сочинение на тему «Чему может научить повесть Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»?».
  4. Нарисовать по картинке-загадке, придумать по три вопроса по тексту повести.

  1. Оргмомент

  1. Сообщение темы и цели урока

 - Откройте тетради, запишите число и тему урока «Сказочная повесть Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока. (Обучающиеся называют цели 1 и 2.)

  1. Сообщения учащихся

 - Обратимся сразу же к первой нашей цели. С биографией Джона Толкина нас познакомит… Остальные конспектируют рассказ. (Доклад, приложение 6, при рассказе используется фотоальбом писателя.)

 - Кратко скажите, что вы записали в тетради.

 - Молодцы! Но самое главное, что вам нужно запомнить – Джон Толкин известен как создатель трилогии «Властелин колец». Первая книга, послужившая началом для создания этой трилогии, называется «Хоббит, или Туда и обратно». О её истории создания нам расскажет… Остальные внимательно слушают. (Доклад учащегося, приложение 7.)

 - Что из рассказа о сказочной повести Джона Толкина вам запомнилось?

 - Произведение Джона Толкина относится к жанру сказочной повести. Докажите, что «Хоббит» действительно относится к этому жанру. (Развёрнутый ответ учащегося.)

 - Итак, мы выяснили, что в повести Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» изображается ряд событий, в данном случае, одного лица – главного героя. Какие же события происходят с главным героем? Кратко об этом нам расскажет… Остальные внимательно слушают. (Рассказ учащегося по карте волшебной страны, используются иллюстрации из произведения.)

 - Вот такое приключенческое путешествие совершил главный герой. Кто является главным героем повести? (Хоббит Бильбо Бэггинс.)

 - Кто же такой хоббит? На этот вопрос ответит… Остальные внимательно слушают. (Доклад учащегося, приложение 9, используется изображение хоббита.)

 - Что в характеристику Бильбо Бэггинса вы бы дополнили?

  1. Литературная викторина

 - Мы познакомились с биографией Джона Толкина, познакомились с его произведением «Хоббит, или Туда и обратно», а сейчас проверим, насколько внимательно вы читаете. Проведём литературную викторину и определим знатоков сказочной повести Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно».

Разминка

 - Придумаем названия двум вашим командам так, чтобы они были связаны с книгой Толкина. (Названия пишутся на табличках и ставятся на столы.)

Вопросы

Каждой команде по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Где обитают хоббиты? (В Хоббитании, в норках.)

2. Почему хоббиты не носили обуви? (На ногах у хоббитов были жёсткие кожаные подошвы  и тёплый мех.)

3. Что нацарапал Гэндальф на двери Бильбо? (Знак «Опытный взломщик возьмётся за хорошую работу, предпочтительно рискованную, оплата по согласованию.)

4. Сколько гномов отправились в экспедицию за сокровищами? (13)

5. Почему Бильбо согласился идти с гномами? (Бильбо обиделся на презрительную насмешку: гномы назвали его «пузан».)

6. Что вы можете сказать о повадках драконов? (У драконов есть страсть к золоту, они выдыхают пламя, живут в пещерах и т.д.)

Конкурс загадок

Команды по очереди показывают по 3 картинки-загадки команде-сопернику. За угаданную картинку - 1 балл. Если картинка не угадана, 1 балл получает команда, показывавшая картинку-загадку.

Несколько картинок-загадок представлены в приложении 10.

Вопросы

1. Где гномы достали себе знаменитые эльфийские мечи? (В пещере у троллей.)

2. Когда начинали светиться эльфийские мечи? (При приближении врага.)

3. Какое существо называло себя «Моя прелесть»? (Голлум.)

4. Как к Бильбо попало кольцо? (Он случайно наткнулся на него в темноте и положил в карман.)

5. В чём заключалось волшебство этого кольца? (Обладатель кольца, надев его на руку, становился невидимым.)

6. Какое состязание предложил Голлум Бильбо? (Отгадывать загадки.)

Конкурс «Каверзный вопрос»

Команды задают друг другу по три вопроса. Если на вопрос ответили – 1 балл, если нет – 1 балл получает команда, задававшая вопрос.

Вопросы

1. Как назывались волки по ту сторону Туманных гор? (Варги.)

2. Кто помог путешественникам спастись от варгов и гоблинов? (Орлы.)

3. Чьё обличие мог принимать Беорн? (Медведя.)

4. В чём особенность Чёрного ручья? (Этот ручей усыплял и давал забвение после пробуждения.)

5. Почему Бильбо и его спутники сошли с тропинки в Чёрном лесу? (Им захотельсь есть.)

6. Как гномам и Бильбо удалось бежать от короля лесных эльфов? (При помощи бочек.)

7. Что сделал Бильбо, когда в первый раз попал на гору? (Украл золотую чашу.)

8. Что удалось выяснить Бильбо при второй встрече с драконом? (Бильбо узнал, где у дракона уязвимое место.)

9. Что такое Аркенстон? (Священный камень гномов, огромный алмаз.)

10. Кто и с чьей помощью убил дракона? (Дракона убил лучник Бэрд с помощью дрозда.)

Конкурс «Как это было?»

На доске для каждой команды прикреплены картинки из повести в беспорядочном порядке. Нужно быстро и правильно восстановить последовательную цепочку событий.        1 балл получает команда, первая выполнившая задание.

Конкурс «О ком говорит эта вещь?»

Предлагается отгадать, кому принадлежат предметы. 1 балл получает команда, которая первая выкрикнет название своей команды и даст правильный ответ.

1. Кекс (хоббиту).

2. Ключ (Бильбо).

3. Носовой платок (Бильбо).

4. Трубка (Гэндальф и Бильбо).

5. Мешок (им тролли ловили гномов).

6. Яйцо (это была загадка Бильбо).

Конкурс песенок из «Хоббита»

Командам даются карточки с четверостишиями из песенок. Нужно спеть песенку, за это команда получает 1 балл. За оригинальный подход к выполнению задания – 5 баллов. На подготовку отводится 2 минуты.

Подведение итогов

Подсчитываются командные очки и награждаются победители.

  1. Проверка сочинений

 - А сейчас обратимся к проверке письменного домашнего задания. дома вы должны были написать сочинение на тему «Чему может научить повесть Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»?». Кто бы хотел прочитать своё сочинение? (2 – 3 учащихся.)

  1. Работа с учебником

 - Какой эпизод из книги вам запомнился больше всего?

 - Найдём его в тексте и выразительно прочитаем. (Один учащийся начинает читать, затем чтение прерывается и несколько учащихся дорассказывают его.)

  1. Рефлексия

 - Что вам больше всего запомнилось из урока?

 - Что вам больше всего понравилось на уроке?

 - Какую форму работы вы бы хотели использовать на последующих уроках?

 - Оцените свою работу на уроке (выставление оценок).

  1. Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Приложение 6

Биография Джона Толкина

Джон Рональд Руэл Толкин родился 3 января 1892 г. в городе Блумфонтейне, посреди ровной, пыльной, голой степи. В апреле 1895 г. (Джону было 3 года) Толкин вместе с матерью отплыли в Англию – повидаться с родными. Отдохнули и собрались обратно к отцу. Накануне отъезда, 14 февраля 1986 г., пришла телеграмма о том, что у отца кровоизлияние в мозг. На следующий день – о его смерти.

Мейбл Толкин (мать Джона) осталась с двумя малолетками-сиротами на руках и почти без средств к существованию. Правда, она знала латынь, французский, немецкий, рисовала, играла на фортепиано – могла давать кроки. Мейбл приохотила Рональда к изучению языков; именно ей он обязан тем, что победив на конкурсе, он обеспечил себе возможность учиться на казённый счёт. Не случись этого, совсем другая была бы у него судьба, потому что Мейбл Толкин в 1904 г. умерла от диабета. Джону было всего 12 лет.

Детей она препоручила своему духовнику, отцу Френсису Моргану; из него получился заботливый и строгий опекун. В 1908 г. отец Морган подыскал мальчикам пансион. Заметим, что Рональд не был ни тихоней, ни заморышем. Это был общительный и весёлый подросток, жёсткий рэгбист, игрок школьной команды. В пансионе Рональд знакомится с Эдит Брэтт, которая была на 3 года старше его. Словом, Рональду было 16, а Эдит – 19 лет. Отец Морган переселил мальчика и запретил Рональду всякие встречи и всякую переписку с Эдит. Ему прямая дорога в Оксфорд, но платить за обучение им не по карману. Есть лишь один выход: блестяще сдать вступительные экзамены. Между тем нежные отношения со взрослыми девицами учёбе нимало не способствуют. Рональд действительно подзапустил занятия, и первая его попытка потупить в Оксфорд успехом не увенчалась. Однако Рональд не взбунтовался против воли опекуна, а засел за книги и в 1910 г. стал оксфордским стипендиатом.

В Оксфорде он начал писать, сначала стихи, а потом – книги сказочно-мифологического характера. Шёл 1914 год. Их отношения с Эдит возобновились. Когда Рональду исполнилось 21 год, он сделал Эдит предложение. Оказалось, правда, что она уже обручилась с другим, но это недоразумение было улажено. Брак был освящён 22 марта 1916 г. с благословения отца Моргана.

Джон был редкостно заботливым отцом и мужем, а к 1930 г. у него было уже 3 сына и дочь. Детям он уделял очень много времени и оказался неистощимым сказочником. 

Толкин рано ушёл на пенсию и переехал на побережье недалеко от Борнмута, где только его друзья и партнеры могли добраться до него. После смерти Мэйбл в 1971 году, он часто был одиноким, хотя все еще активным человеком. Он был награжден почётным докторатом в Оксфорде в 1972 - за его работу в области филологии, а не фэнтези. Сам Толкин умер 2-го сентября 1973 в возрасте 81 года. Он был похоронен вместе со своей женой в простой могиле, расположенной в католической части Оксфордского кладбища, названной среди польских эмигрантов Волверкоута.



Предварительный просмотр:

Приложение 9

Характеристика хоббита

Итак, кто же такие хоббиты? Добродушные, румяные, ростом в полчеловека. Очень любят поесть, умеют прясть, работать на мельнице. Говорят на человеческом наречии. Они совсем как люди, только ростом вполовину меньше нас, и ноги у них заросли волосами, и живут они не в домах, а в «норах» — удобных жилищах, выкопанных в земле.

Так вот, нашего хоббита зовут Бильбо Бэггинс; это состоятельный хоббит средних лет, гурман и слагатель песен. В один прекрасный день его друг, добрый и могущественный волшебник Гэндальф, выдав его за профессионального вора, посылает к нему тринадцать гномов с тем, чтобы он помог гномам отнять их сокровища у огнедышащего дракона.

Конечно, гномам его помощь была очень нужна. Без него гномам никогда не удалось бы забрать у дракона назад свои сокровища. Сколько раз Бильбо жалел потом, что покинул свою теплую безопасную нору и безоглядно последовал за гномами совершать на их благо геройские подвиги. Однако на то он и был хоббит.

А расшифровывается это слово так: "хо" - начало латинского слова "хомо", то есть человек, "ббит" - окончание английского "рэббит", то есть "кролик". Вот в характере хоббита и сочетались романтическая отвага человека и робость незлобивого пушистого кролика.

Поначалу, когда Бильбо только пустился в опасный путь вслед за гномами, он еще не понимал, как надо действовать. Он как бы нечаянно вступал в схватки с коварным врагом и только по счастливой случайности выходил победителем. Но постепенно он вошел во вкус и научился очень изобретательно обводить вокруг пальца самых опасных и изощренных врагов, будь то мерзкий Голлум или Смог Ужасный. Действовал он самоотверженно и совершенно бескорыстно. Как помните, он даже отказался от своей доли сокровищ, хотя честно заслужил ее. Из робкого, доверчивого как ребенок, добродушного он стал постепенно настоящим закаленным бойцом. Но самую трудную победу он одержал... над кем, как вы думаете? Над самим собой. Над своим страхом перед лицом неведомой опасности, подстерегавшей его на каждом шагу. Вот это и был главный подвиг Бильбо Бэггинса. Он не только поборол беспощадного врага (точнее, кучу врагов), но обрел самоуважение. И таким вот обновленным, помудревшим, вернулся с победой домой.ТУДА - побежал испуганным зайчишкой, а ОБРАТНО - вернулся героем, обогатившись не столько золотом, сколько жизненным опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Конспект урока по литературе. 7 класс А.С.Пушкин . Повесть "Станционный смотритель". Изображение "маленького человека" его положение в обществе.

Цели урока:1) Знакомство с историей создания произведения, дорожным бытом пушкинской поры;2) Сопоставление евангельской притчи о "блудном сыне" с пушкинскоой историей; 3)Нравственные проблем...