урок чтения в 7кл,онлайн
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Резяпова Гульфира Нуриахметовна

Урок:  чтения

Дата: 21.04.20; время 8-ой урок 15.00ч (по расписанию)

Класс:

Тема: Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин»

Учитель: Резяпова Г.Н.

Образовательные: Отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста.

Коррекционно-развивающие: формировать правильное произношение; развивать устную речь; мыслительную деятельность уч-ся (установление причинно-следственных связей); развивать восприятие уч-ся, исправлять недостатки образного мышления, эмоциональную сферу, мыслительную деятельность уч-ся, память и логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, советской литературе; морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведения.

Цель:

-  отрабатывать  навыки  чтения  (беглость,  правильность,  осознанность, выразительность);

-  развивать  связную  речь  учащихся  через  ответы  на  вопросы; обогащать  словарный  запас,  расширять  кругозор  учащихся;  корригировать  и развивать  произвольное  внимание  и  логическое  мышление;  развивать психические  процессы  (зрительную  память,  логическое  мышление,

произвольное внимание).

-  воспитывать  любовь  и  интерес  к  урокам  чтения;  бережное  отношение  к природе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_onlayn.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:  чтения

Дата: 21.04.20; время 8-ой урок 15.00ч (по расписанию)

Класс:

Тема: Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин»

Учитель: Резяпова Г.Н.

Образовательные: Отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста.

Коррекционно-развивающие: формировать правильное произношение; развивать устную речь; мыслительную деятельность уч-ся (установление причинно-следственных связей); развивать восприятие уч-ся, исправлять недостатки образного мышления, эмоциональную сферу, мыслительную деятельность уч-ся, память и логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, советской литературе; морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведения.

Цель:

-  отрабатывать  навыки  чтения  (беглость,  правильность,  осознанность, выразительность);

-  развивать  связную  речь  учащихся  через  ответы  на  вопросы; обогащать  словарный  запас,  расширять  кругозор  учащихся;  корригировать  и развивать  произвольное  внимание  и  логическое  мышление;  развивать психические  процессы  (зрительную  память,  логическое  мышление,

произвольное внимание).

-  воспитывать  любовь  и  интерес  к  урокам  чтения;  бережное  отношение  к природе;

Ход урока:

I Оргмомент (настрой, готовность. внешний вид)

- Ребята, сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках чтения. Поэтому соберемся и будем активно и внимательно работать на уроке. Вы все знаете и все умеете, и у нас все получится.

II Проверка домашнего задания

а) Пересказ биографии Ю.И.Коваля (портрет)

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?

 - Ребята, кто может назвать полное имя писателя?

- Какое любимое занятие было у Ю. И. Коваля?

- Что вас заинтересовало в биографии и творчестве Юрия Иосифовича?

б) Деление на 3 части Вспомним,  как разделили рассказ на 3 части и озаглавили, что помогло вам подготовиться к пересказу:

1. покупка клеста

2. умение петь.

3. свобода

в) Беседа

- Кто главный герой рассказа? клест.

  • Видел птицу я в лесу, (читает учитель)

Море шишек на снегу.

На сосне она сидела,

На птенцов своих смотрела.

Клип, клип, клё- я клёст лесной.

Познакомьтесь вы со мной.

- Ребята, давайте послушаем эту птицу. (запись пения клеста)

- Вам понравилось?

- А теперь послушаем сообщение о клесте.

«Клесты отличаются от других птиц перекрещенным клювом, с помощью которого они достают семена из шишек. Чаще встречается клест-еловик ( ростом с воробья), который кормится семенами ели. Клесты могут выводить птенцов зимой!»

- Клест – птица лесная, редкая. В городе ее не увидишь. Посмотрите на фото (показываю изображение), как выглядит клест.

- Какого цвета оперение птицы? (красного, кирпичного, клюквенного).

- Почему автор назвал клеста «Клюквин»?

- Обратите внимание на форму клюва птицы. Верхняя и нижняя половинки клюва пересекаются и образуют крест («как 2 кривых ножа»). Эту птицу легко отличают от других именно по необычному клюву.

- Как клест попал к автору?

- Кто-нибудь видел в городе клеста?

III Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с рассказом Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин».

IV Изучение нового

г) Работа со словарями

- Прежде чем дальше работать с рассказом, я предлагаю дополнительную информацию о клесте из словаря.

Клест - птица немного крупнее воробья, с перекрещивающимся клювом. Самцы красные или малиновые, самки зеленоватые, молодые птицы серые.

Клесты часто гнездятся высоко на дедервьях в еловых лесах во второй половине зимы, когда шишки раскрываются и семена становятся легко доступны. Песня — громкий щебет и свист. Пойманные клесты очень быстро привыкают к неволе. При хорошем уходе клесты живут в клетках  подолгу. Они доставляют много удовольствия, когда наблюдаешь, как ловко они разделывают сосновые и еловые шишки, которые дают им.

- Мы узнали, что клесты могут легко жить в неволе. Вот об одной такой птице Коваль написал свой рассказ.

д) Словарная работа

- В рассказе нам встретилось непонятное слово «ПРИШПОРИЛ». Это слово образовано от «ШПОРА». У кого есть шпоры (у петуха, у всадника, чтоб подстегивать лошадь). Пришпорил – значит подхлестнул, поторопил, вцепился.

Физминутка (аудиозапись – пение птиц)

1) снятие общего напряжения

- А сейчас немножко отдохнем. Сели ровно, спинки прямые. Глаза закрыты. представьте, что вы в лесу, дует теплый ветерок. вы сидите на поляне и слушаете пение птиц. Наклонили голову назад и представили голубое небо. Наклонились вперед – зеленая травка. Вращаем головой – кругом природа, лес. Вы долго шли – ноги устали. Вытянули их вперед (вращение стопой по и против часовой стрелки).

V Закрепление. Работа с текстом.

а) Беседа:

- Кого ещё можем назвать главным героем рассказа вместе с клестом? (автора-мальчика).

- Что вы моете сказать о характере птицы?

б) работа с учителем

- Предлагаю выбрать характеристики, относящиеся к клесту: ЖЕСТОКОСТЬ, МРАЧНОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ( Я взял семечко и просунул его в клетку. Клюквин сразу понял в чем дело…), ВЕСЕЛОСТЬ НРАВА (И характер у Капитана был веселый), ГОРДОСТЬ (Да, Капитан Клюквин имел гордый характер…) , КОМАНДИРСКИЙ НРАВ (Он сидел на своей жёрдочке торжественно и гордо, как командир на коне) , БЛЕСТЯЩЕЕ УМЕНИЕ ПЕТЬ (Капитан Клюквин был настоящий певец)

в) составление плана для пересказа

- Мы разделили рассказ на части, озаглавили. Теперь попробуем выделить главную мысль каждой части в 2-3 предложениях.

1. Кличка.

2. Пасмурное утро.

3. Веселый нрав птицы.

4. Попытка приручить клеста

г) Тест (я читаю, а вы выбираете правильный ответ)

1. Какую птицу автор купил на рынке?

-попугая

-клеста

-дрозда

2. Куда дома автор поставил клетку с птицей?

-на стол

-на пол

-на окно

3. Как называют птиц, долго сидящих в клетке?

- сиделые

 - домашние
 - осёдлые
 - перелётные

4. Почему мальчик дал такую кличку

-форма клюва
- цвет перьев
 -характер
- клюв и цвет перьев

5. В честь какой ягоды птица «получила» фамилию?

-малина

-ежевика

-клюква

6. Какого цвета было оперенье у птицы?

-красное

-зелёное

-коричневое

7. Какой характер был у «Капитана»?

-спокойный и гордый

-злой и гордый

-весёлый и гордый

8. К чему приучил мальчик своего питомца?

- брать семечки из рук
 - грызть шишку
- летать по комнате
- петь

9. Какой музыкальный инструмент купил себе автор?

-баян

-гитару

-губную гармошку

10. Где мечтал выступать автор с «Капитаном Клюквиным»?

-в детском саду

-в цирке

-в Центральном доме детей железнодорожников

11. В какое время года портилось  его настроение?

 -летом
- осенью
 -зимой
 -весной

12. Как мальчик решил помочь Кклюквину?

 -отпустил на волю
- долго гулял в парке
- выносил клетку на балкон
- разрешал летать по комнате

13. Какой выбор сделал «Капитан»?

-свободу

-комнату со связками рябины, калины, шишек.

14.Почему мальчик не снимал клетку с гвоздя

- хотел купить другую птицу
- ждал возвращения клеста
- жалко было выбросить
- забыл

VI Итог урока.

- С каким рассказом Ю.И.Коваля мы работали на уроке?

- О ком этот рассказ?

- Можно ли сказать, что автор наделил птицу человеческими чертами характера?

VII Оценивание

VIII Домашнее задание

с.236-237, пересказ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс

Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить  формирование  правильной...