Любовная лирика В. Маяковского. В. Маяковский и в литературе и в музыке.
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Лужбина Наталья Владимировна

Конспект занятия "Любовная лирика В.Маяковского. В.Маяковский в литературе и в музыке"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Любовная лирика В. Маяковского в литературе и искусстве

Цели урока:
-
дать представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского;

- закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать;

- Подумать о том, что означает чувство любви, актуально ли оно в современном мире, как можно его выразить сегодня?

Ход занятия:

I.Введение.

Знакомство с эпиграфом, целями и задачами урока

1.Слово преподавателя.

Сегодняшний урок мне хочется начать со слов самого поэта:


«Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего».

                                                                                            Владимир Маяковский

Многие видят Владимира Маяковского только как поэта, принадлежащего  выражавшего веяния революции, и не замечают его потрясающей любовной лирики.

Любовь к женщине, любовь к людям, любовь Вселенская… Вот те слова, с которыми у многих ассоциируется имя Маяковского.

И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница его любовной лирики В. Маяковского.

Давайте вспомним.

Творчество Маяковского относится к литературному течению ФУТУРИЗМ


Футуризм
 (от лат. Futurum - будущее) - авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920 годов.

В литературе – это переплетение документального материала и фантастики, в поэзии - языковое экспериментирование.

О художественных особенностях лирики Маяковского сегодня нам расскажет Князева Саша


II. Особенности лирики В. Маяковского (подготовка сообщения обучающимися - Князева Саша)

В тетради фиксируем основные моменты

- Необычные фразы, форма, графика стиха, поэтическая новизна

 -  Видит мир в красках, соединяет несоединимое

- Его мир ярок. Резок. Экзотичен

- За резкостью скрывается глубокая лирика

- В стихах звучит идея жертвенности, служения людям и искусству

2.1. Ранняя лирика В. Маяковского

Произведения:

К ранней лирике Маяковского можно отнести следующие произведения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!»

«Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно»

2.2. Образ лирического героя ранней лирики:

Для лирического героя раннего Маяковского характерна  способность к глубоким и сильным чувствам,

   любовь к людям,

   бунтарство,

   ненависть к мещанству -    черты,  характеризующие лирического героя раннего Маяковского

III. Любовная лирика Маяковского

3.1.Слово преподавателя: Итак, что же такое Любовь?

Сегодня на уроке мы узнаем:

«Какая она, любовь?» - для Маяковского

- Кто они, музы поэта, которым он посвящал свои стихи?

- Был ли счастлив Маяковский в любви?

  • Надо ли нам, жителям 21 века выражать это чувство? И, если надо, то как?

К произведениям любовной лирики Маяковского относятся:

  • Поэма «Облако в штанах»
  • «Флейта-позвоночник»
  • «Люблю»
  • «Про это»
  • «Любовь»
  • «Лиличка. Вместо письма»
  • «Письмо товарищу Кострову из Парижа  о сущности любви»
  • «Письмо Татьяне Яковлевой»

      - «Неоконченное»

3.2. Задание для обучающихся

У КАЖДОГО ИЗ ВАС  перед глазами маршрутный лист.

В процессе урока вы должны заполнить 2 и 3 колонки таблицы. Можете заполнять таблицу  в ворде или писать в тетради от руки

Произведение

Вопросы и задания

Примерные ответы обучающихся

  1. «Послушайте!»

- В чём смысл названия? Сколько раз повторяется слово «Послушайте!»

- Какова основная интонация стихотворения?

-Какова композиция стихотворения?  Сколько частей можно выделить в стихотворении?      

- Каким вы видите лирического героя произведения?

-Посмотрите, что совершает лирический герой,  чтобы увидеть Бога.

- Каковы языковые особенности произведения?

- Какие изобразительно-выразительные средства можно выделить в данном произведении?

Интонация стихотворения - не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная.

Композиционно стихотворение состоит из трех частей, различных и по форме, и по ритму, и по эмоциональному воздействию. В первой части поэт обращается к читателям, обозначает проблему: «Значит – это кому-нибудь нужно

И, надрываясь

В метелях полуденной пыли,

Врывается к богу,

Боится, что опоздал,

Плачет…

Первые два предложения вопросительные, то третье - вопросительное, и восклицательное одновременно.

Эпитет- жилистая рука

 Антитеза.

Анафора.Риторический вопрос

 Марии Денисовой

  1. Поэма «Облако в штанах»

отрывки

(исп.Андрей Школдыченко, муз. А. Шошева»)
Поэма «Облако в штанах» (исп. А. Петров)

Поэма «Облако в штанах» (исп. Ильин План Ломоносова)

- Назовите основные темы поэмы?

- Как изображается любовь в поэме?

- Проследите эволюцию чувств лирического героя

- художественное своеобразие поэмы (назовите изобразительно-выразительные средства)

- Чье исполнение поэмы «Облако в штанах» вам больше понравилось? В исполнении Андрея Школдыченко, Александра Петрова или группы «План Ломоносова» И Почему?

- Откуда взята композиция «Облако в штанах» в исп. Школдыченко?

-Что вы знаете о создании мюзикла «Маяковский»?


Можно ли назвать исполнение Андрея Школдыченко  лирическим?
- Какая тональность музыкальной композиции преобладает?

- Каким здесь представлен лирический герой?

- Как вы думаете, совпадает ли образ лирического героя поэмы с образом, представленным Школдыченко?

-Смотрели ли вы мюзикл «Маяковский»?

- Каким вы видите лирического героя поэмы в исполнении А. Петрова? Нарисуйте словесный портрет.

- Что вы знаете о группе «План Ломоносова?»

- Каким лирического героя вы видите в исполнении  этой группы? Совпадает ли он с образом лирического героя поэмы Маяковского? И почему?
- Ритм и музыка какой композиции вам больше понравилась и почему?
- Как вы думаете, какую из этих композиций выбрал бы сам Маяковский?


Тема отвергнутой любви
Тема назначения поэта и поэзии.
Тема поэта и толпы

(любовь - высокий накал страстей)

(радость предстоящей встречи -тревога ожидания – трагизм обманутой любви -злость- обида, страх одиночества)

Контрастность, гиперболизм, материализация метафоры, использование неологизмов и т.д.

Композиция «Облако в штанах» из спектакля «Маяковский» (реж. Александр Рыхлов) в театре Луны http://www.lunatheatre.ru/shows/45

Стихи: Владимир Маяковский
Музыка: Алексей Шошев
Исполнитель: Андрей Школдыченко
Музыканты и аранжировка: Сергей Гордеев (перкуссия), Илья Драгунов (акустическая гитара, электрогитара, бас), Александр Мельников (баян)

Создатели либретто, Александр Лебедев и Алексей Шошев вместе с режиссёром Александром Рыхловым и остальной командой создали музыкальный спектакль — экскурсию по жизненным тропинкам и закоулкам души Владимира Маяковского. На сцене происходит реконструкция основных событий его судьбы, сопровождаемая стихами, музыкой и танцами.

 Рецензия

Мюзикл «Маяковский» театра Луны стал достойным венцом творчеству великого поэта Владимира Маяковского. Бешеный темпоритм, сносящая волна энергии, насыщенный сюжет, талантливые актёры, бойкая музыка и идеальная хореография сливаются в гармоничный, наполненный спектакль. Во время музыкально-хореографической экскурсии в биографию Маяковского удалось полностью погрузиться в то революционное время, прочувствовать ритм поэта и посмотреть на его жизнь и творчество с другой, эмоциональной, стороны.

Мало кто может совместить в своем творчестве современность и классику так, чтобы с уважением отнестись к последней и не скатиться в абсурд. Московским панк-рокерам из группы “План Ломоносова” это удалось. Их альбом “Облако в Штанах”, написанный на слова поэмы В.В. Маяковского, стал одной из самых ярких работ на отечественной альтернативной сцене за последнее время.

Первая песня для альбома на стихи В. Маяковского
родилась осенью 2013 года. Её название - «Нахальный и едкий».)

    3.  Лили Брик
«Если я чего написал..» (маша Давыдова)

  • Какова тема этого стихотворения?
  • Каким  вы видите главного героя?
  • Определите настроение стихотворения.
  • Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

-На какие детали вы обратили внимание?

Примерные ответы обучающихся:

О любви, любимой женщине, к которой лирический герой идет в гости

(оптимистичное, задорное, весеннее)

(голода опухоль, две морковки за зеленый хвостик, дровинки – бровинки)


«Лиличка. Вместо письма»
«Лиличка. Вместо письма» (в исполнении группы «Сплин»)

- К какому жанру можно отнести это стихотворение?

- Какова тема стихотворения?

- Стихотворение резко обозначает свою автобиографичность. Докажите.

- Как обозначено время в стихотворении. С помощью каких средств? 

- Какие картины вы рисовали себе, читая это стихотворение?

-Используя метод ключевых слов найдите в тексте

-Интерьер

 -Просьба героя

-Мысли о самоубийстве

-Последнее обращение к любимой

- Какие приемы использует автор в стихотворении?


- какое исполнение произведения вам больше понравилось?

Текст начинается с обращения, содержит точную датировку (26 мая 1916 года) и называет место написания (Петроград))

прошлое, настоящее, будущее  (лексические: глаголы прошедшего настоящего и будущего времени, вспомни, сегодня, день . еще, завтра).

4«Люблю»

(исп. Анатолий Белый)
«Взрослое» Лена Алешина

 - Какова основная тема?

- Какова композиция стихотворения?

- Каким вы видите образ лирического героя поэмы?


-  Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

-Как вы думаете, удалось ли Анатолию Белому передать образ лирического героя?

Любовь неземная, окрыляющая обоих. Это непостижимая тайна, скрытая за горизонтом бытия.

В поэме всего 11 глав, каждая из которых имеет своё название и смысловую тему. Если внимательно посмотреть на названия глав, то можно понять, что произведение — это краткая биография жизни писателя, его чувств и переживаний.

Образ лирического героя в поэме «Люблю» максимально близок к самому автору. Категоричный, страстный, резкий и прямодушный человек, который выступает против монетизации любви и ее переквалификации в приложение к совместному быту.

Громадность сердца является для него мерой способности человека к любви и искренним проявлениям. Весь он — «сердечный придаток», то есть любовь — главное в его жизни.

Эпитеты – “стоверстые скалы”, “желтый заяц”, “сплошное сердце”.Метафоры – “мыслишки звякают лбенками медненькими“, “столиц сердцебиение дикое“, “комок сердечный разросся громадой“, “не смоют любовь ни ссоры, ни версты”.

- эпитеты: стоверстые скалы”, “желтый заяц”, “сплошное сердце”;

- метафоры: «мыслишки звякают лбенками медненькими», “столиц сердцебиение дикое“, “комок сердечный разросся громадой“.

   Основным средством выразительности в поэме также является антитеза.  Лирический герой противопоставлен чёрствому и сухому обществу. 

     Все чувства автор выражает с помощью гиперболы: «громада любовь», «громада ненависть». 

   Новаторство Маяковского проявляется в частом употреблении неологизмов: слово «дана» он заменяет на «дадена», вместо «черствеет» у него «очерствевает». 

     Также автором используется и литота: мир уменьшается до «мирика».

5.«Письмо Татьяне Яковлевой»

-Определите жанр стихотворения?

- Какие темы можно выделить в стихотворении?

-Какие средства художественной выразительности используются в данном стихотворении?

- Понравилось ли вам стихотворение Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой» в исполнении Рафаэля Клейнера?

- Как вы думаете, удалось ли Рафаэлю Клейнеру передать чувства лирического героя? И почему.

- Как вы понимаете слова: Я все равно

тебя

когда-нибудь возьму -

одну

или вдвоем с Парижем.

Жанр стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» можно определить, как послание, так как у него есть конкретный адресат.

Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» представляет собой монолог лирического героя, он не раз обращается к адресату: «ты, стань со мною, оставайся и зимуй, дай рассказать».

Основными темами стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» являются любовь к женщине и к родине. 

метафоры: «страсти корь сойдет коростой», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «перекресток рук», «неиссыхаемая радость».

Эпитеты «важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки», «парижская любовь».

Поэт гиперболизирует свои чувства, используя одновременно метафору и олицетворение: «Ревность двигает горами».  

IV. Музы. Любимые женщины В. Маяковского
(сообщение Людмилы Муравьевой)

Чтение стихотворений, анализ, заполнение таблицы

4.1. Софья Шамардина;   (слайд 12)

Сообщение обучающихся

С Владимиром Маяковским Софья Шамардина познакомилась осенью 1913 года

Из воспоминаний С.Шамардиной:

«Маяковский держал мою руку в своём кармане и что-то бормотал. Потом говорит: «Получаются стихи. Только непохоже это на меня — о звёздах:
    Послушайте!
    Ведь если звёзды зажигают,
    Значит, это кому-нибудь нужно?»

Слушаем стихотворение «Послушайте» (читает Вика Шмакова)

Отвечаем на вопросы, заполняем таблицу

4.2. Мария Денисова         (слайд 13)

Слайд Это было в Одессе – сообщение (слайд 14)

В начале 1914 года, когда Маяковский уехал в футуристическое турне

с Бурлюком и Северяниным, в Одессе он познакомился с семнадцатилетней Марией  Денисовой. (Родилась в Харькове). Она своей красотой совершенно сразила молодого поэта, и хотя они виделись всего три—четыре дня, он решил бросить турне, несмотря на проданные билеты в последующих городах, и остаться в Одессе, чтобы жениться на ней. После долгого и бурного объяснения в номере Маяковского Денисова отвергла его .

Мария – прототип героини поэмы «Облако в штанах»


- Слушаем отрывки из поэмы «Облако в штанах» в исполнении (исп.Андрей Школдыченко, муз. А. Шошева»),

- Слушаем отрывки из поэмы «Облако в штанах» в исполнении Александра Петрова

- Поэма «Облако в штанах» (исп. Ильин План Ломоносова)
сравниваем, отвечаем на вопросы. Заполняем таблицу.

4.3. Лили Брик (сообщение слайд 15)

Слушаем:

- «Если я чего написал» (Маша Давыдова)  (слайд 16)

-  «Лиличке. Вместо письма» в профессиональном исполнении

 - «Лиличке. Вместо письма» = исполнение группы «Сплин»

сравниваем, отвечаем на вопросы. Заполняем таблицу.

Маяковский ухаживал за Лилей бурно, безоглядно. Ему нравилось и то, что перед ним была дама, женщина другого круга - элегантная, умная, воспитанная, с прекрасными манерами, интересными знакомыми и лишенная всяких предрассудков. Она была то нежна с ним, то отчужденно-холодна, и Маяковскому казалось, что Лиля околдовала его, вселила в него безумие. Он отвечал на все ее перепады отчаянием и стихами, которые приводили ее в восторг.

  1. Елизавета Петровна Зиберт (Элли Джонс) – слайд 17

Элли Джонс влюбилась в Маяковского в Москве на одном из поэтических вечеров в 1923 году. Правда, тогда Элли звали Елизаветой Петровной Зиберт. Через год она вышла замуж за англичанина Джона Джонса, уехала с ним в Америку и там в 1925 году и встретилась с поэтом. В результате той встречи родилась Патриция, видевшая отца всего раз в жизни — в 1928 году в Ницце.

  1. Татьяна Яковлева ( сообщение обучающегося – слайд 18)

Роман с Яковлевой у Маяковского начался в Париже 25 октября 1928 года. Он уже слышал об элегантной русской парижанке, и давно мечтал познакомиться.

Это была действительно красивая пара, Маяковский -высокий, могучий, большой, Татьяна - тоже красавица, стройная, под стать ему.

Несмотря на страстную любовь обоих, уговоры Маяковского стать его женой и ехать в Москву Яковлева встретила уклончиво. Маяковский вынужден уехать из Парижа на два месяца в Россию.

Слушаем «Письмо Татьяне Яковлевой»       (Слайд 19)

В мае 1929 года Маяковский знакомится с Вероникой Полонской. Начинается его двойной роман: в письмах - с Яковлевой, в жизни - с Полонской.

  1. Вероника Полонская

Сообщение обучающейся                                   (слайд 20)

Вероника Полонская, дочь известного актера немого кино, молоденькая актриса

 МХАТа, обаятельная, красивая, простая и искренняя, без труда влюбила в себя Маяковского

Вероника Витольдовна Полонская не стала адресатом любовной лирики Маяковского. Это последняя женщина, которой поэт предложил построить простое человеческое счастье. Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной.

Слушаем стихотворение «Неоконченное» (читает обучающийся Андрей Галкин) (слайд 21- 22)

Слайд 23    

V. Итоги урока

Итак, подводя итог нашего урока, хочется вспомнить слова самого поэта «Любовь –это жизнь, это главное. Любовь – это сердце всего» и строки из его стихотворения

Если

     я

     чего написал,

   если

       чего

              сказал –

    тому виной

                глаза-небеса,

                      любимой

                               моей

                                 глаза

Синквейн

  1. Запишите 1 -2 существительных, с которыми у вас ассоциируется слово «Любовь, любовная лирика»,

                  (например, любовь - нежность и т.д)

  1. Запишите 1-2 определения (прилагательные), с которыми ассоциируется это чувство.

3. Придумайте и запишите 3 глагола, обозначающие «любовь»

4. Сформулируйте одним-двумя словами свое личное отношение к любви.

5. Попробуйте одним словом подвести итог урока «Любовная лирика Маяковского»

Вывод

«Любовь – это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным», - это слова Маяковского. Для поэта любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг. Лирический герой Маяковского – это человек, сумевший выразить силу, глубину и благородство человеческой души.

Какую новую грань любовных взаимоотношений открыл для вас поэт В.Маяковский?

VI. Домашнее задание

1. стр.153-155, 160-164 в учебнике

2. Выучить 1 стихотворение В.Маяковского (на выбор)

3. Подготовить сообщение на тему «Сатира Маяковского»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Любовная лирика Маяковского" в 11 классе

Этот урок относится к категории уроков с постановкой проблемы и постепенным ее решением....

Сценарий литературно-музыкальной композиции по любовной лирике В. Маяковского «Как бы вам бы объяснить это состояние»

В аудитории темно. Прожектор высвечивает ведущего. На фоне музыки МоиеПе в исполнении Раи1Маипа1Всё чаще думаю —не поставить ли лучшеточку пули в своём конце.Сегодня яна всякий случайдаю прощаль...

Адресаты любовной лирики В. В. Маяковского.

В презентации представлен материал, показывающий В. Маяковского ранимым человеком. Тема любви проходит через всё его творчество. Он, широкий душой, умел мгновенно влюбляться, и не на короткий срок, а ...

В. МАЯКОВСКИЙ. ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

Перед вами презентация, посвященная любовной лирике поэта XX века В. Маяковского. Разделы презентации:В. Маяковский – начало творческого путиПоэт революцииЛюбовь в жизни В. МаяковскогоАдресаты л...

Презентация по литературе к уроку "Особенности любовной лирики В.В.Маяковского",11 класс

Презентация по литературе к уроку "Особенности любовной лирики В.В.Маяковского",11 класс.Рассматриваются "Облако в штанах, "Лилечка!"...

Урок литературы в 11 классе на тему "В.В. Маяковский. "Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике"

Урок-литературная гостиная помогает увидеть яркие страницы лирики поэта. Обучающиеся смогут прочувствовать слова В.В. Маяковского: "Любовь - это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи...