Методическая разработка: «АЛЫЕ ПАРУСА»: АССОЛЬ И ГРЭЙ
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Чочиева Валерия Павловна

Методическая разработка: «АЛЫЕ ПАРУСА»: АССОЛЬ И ГРЭЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6a.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ: «АЛЫЕ ПАРУСА»: АССОЛЬ И ГРЭЙ

ЗАДАЧИ: познакомиться с понятием жанра «феерия», рассмотреть душевную чистоту главных героев.

ЭТАП УРОКА

ВРЕМЯ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

ОРГ. МОМЕНТ

ПРОВЕРКА Д\З

2 минуты

10 минут

О чём мы говорили на прошлом уроке? На прошлом уроке мы говорили об отношениях Ассоль и Лонгрена, об отношении отца девочки к жизни, к дочке, о их стремлении к мечте.

Дома вы должны были ответить на вопросы. Давайте послушаем ваши рассуждения по этим вопросам.

1.Почему в человеческих душах гибнут романтические устремления?

 

2.Почему Лонгрен и Ассоль оказались способны противостоять трудностям обыденной жизни, сохранять в душе чистые и светлые чувства? ƒ

3.Как, по мнению писателя, человек может преодолеть трудности жизни, пересилить обыденность безрадостного существования?

Сегодня мы продолжим говорить о произведении «Алые паруса», познакомимся ближе с другим главным героем. Познакомимся с понятием «феерия». И сможем ответить в конце на вопрос: может ли мечта одержать победу над реальностью жизни?

Это происходит из-за социального давления. Зачастую людям сложно жить мечтой, потому что приходится решать реальные проблемы, которые губят в людях «романтическое начало».  На пути появляются другие люди, которые твердят, что мечта – это всего лишь выдумка, что нужно жить реальностью, а не мечтать о том, чему сбыться не суждено. Из-за этого люди становятся реалистами, перестают мечтать о чуде, потому что кто-то постоянно им твердит о несбыточности их мечт.

Во-первых, их было двое. Ассоль поддерживал её отец с самого раннего детства, он не давал ей «опустить руки». Они не слушали жителей Каперны, потому что точно знали о своих убеждениях. Они никогда не желали плохого другим, им не хотелось участвовать в местных сплетнях, они до конца сохраняли своё достоинство.

Только благодаря мечте. Ведь когда во что-то веришь, ты стремишься к этому, ты думаешь об этом и идёшь к своей цели. Не смотришь на других, не слушаешь непрошеных советов, потому что для тебя важна твоя мечта.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

25 минут

Что же такое феерия? Как вы думаете?

Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (изображение)

Какие эмоции вызывают у вас эти все слова?

Какое слово напоминает вам это слово? А не напоминает ли вам феерия слово фея?

Фея и волшебница на французском – феерия. Что-то волшебное заключено в этом красивом слове.

И, правда, феерия – это использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста.

Откройте тетради и запишите это понятие.

«Алые паруса» - это повесть-феерия.

А почему автор назвал свою повесть феерий?

Какие признаки этого жанра можно проследить в повести?

А какие чувства вы испытали, когда прочитали повесть до конца?

Феерия вызывает в душе светлые и радостные чувства, после прочтения таких произведений хочется верить в чудеса.

Давайте поговорим о чистоте души главных героев. У Грина герои светлые, чистые и добродушные.

Ребята, а что для вас значит чистая душа?

Что такое истинная и ложна красота?

Как в повести Грина показывается  истинная и ложная красота?

Всегда ли по внешности и поведению можно судить о нравственных качествах человека? Приведите примеры из произведения и обоснуйте своё мнение.

Как вы можете охарактеризовать Ассоль?

С помощью каких символов автор описывает состояние души Ассоль?

Какие черты характеры автор отмечает у Грея?

Какие символы описывают состояние души Грея?

Вы уже сказали, что о людях судят по поступкам. Какие поступки совершали Ассоль и Грей, которые могут охарактеризовать их как людей высоко нравственных?

Можем ли мы сказать, что Ассоль и Грей люди с чистой душой и добрым сердцем? Почему?

Вы также назвали Грея и Ассоль людьми мечтательными, романтичными. Давайте попробуем разобраться, смогла ли мечта одержать победу над обыденностью жизни, её суровой реальностью?

Выразительное чтение эпизода, когда Грэй выбирает алый шёлк для парусов, со слов «Грэй побыл в трёх лавках...» до слов «...провожаемый хозяином с почестями китайского короля».

 

Почему Грэй так долго выбирал материю и выбрал именно этот оттенок? ƒ

Смогла ли мечта победить реальность жизни?

Почему романтическая мечта помогла героям Грина победить жестокую реальность жизни? ƒ

"Суть счастья в том, чтобы делать других счастливее ". Может ли человек быть счастливым, когда не получает, а отдаёт?

Чудо, праздник, радость, свет, чувства, мечта.

Положительные.

Потому что феерия – это что-то сказочное, волшебное, светлое. А «Алые паруса» - это повесть о людях, верящих в чудеса, о людях, которые стремятся к любви, мечте и возвышенным чувствам.

Светлые,  радостные.

Через героев. Истинная красота не во внешности, а в поступках, в отношении к другим людям.

Не всегда можно судить по внешности о нравственных качествах. Об этом можно узнать только, когда узнаешь человека ближе.

Она мечтательная, заботливая, добрая, сильная духом, трудолюбивая, романтичная.

Деревья, цветы, море, восход солнца, корабль с алыми парусами

Благородный, добрый, смелый, целеустремленный, справедливый, умный, романтичный.

Шторм, разорванные облака, ветер, буря, костёр, звёзды

Ассоль: Выждав рассвет, высматривала корабль с алыми парусами; молилась, лепеча утром: «Здравствуй, Бог!», а вечером: «Прощай, Бог!»; была уверена, что и собака могла бы заговорить, «не будь у неё тайных причин молчать»; здоровалась и разговаривала с деревьями, цветами и насекомыми; убедила угольщика, что его корзина может «зацвести»

Грей: На картине «вынул гвозди из окровавленных рук Христа»; плеснул «горячей жижей» на кисть руки, чтобы узнать, как больно Бетси; отдал все деньги из копилки девушке на свадьбу; в 15 лет тайно покинул дом, став юнгой; мастерски вязал «на рею парус»; купил 2000 метров алого шёлка на паруса.

Грей довольно долго выбирал ткань для парусов, так как в своём воображении он уже представил нужный цвет и оттенок. Сначала он просмотрел ткани двух лавок, но там были представлены шелка "базарных цветов" — они не могли удовлетворить тонкий вкус Грея. Поэтому он пошёл в третью лавку, где были "образцы сложных эффектов", но и там он был "серьёзен, как анатом" и просмотрел каждый образец с особой тщательностью: он разворачивал многочисленные свёртки, рассматривал ткани на свет. Ему попадались ткани всевозможных оттенков: пурпурный, красный, бледный розовый и розовый тёмный, грудами на прилавке лежали ткани вишнёвых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов, но ни один из них не был "истинно алым цветом".

Грей выбрал этот оттенок среди множества других, потому что это был "совершенно чистый цвет", подобный "алой утренней струе". В нём не было "смешанных оттенков", "игры", "намёков", "теней" — не было ничего, что "вызывало сомнение". Это был "гордый" цвет "благородного веселья и царственности".

В их мечтах все было намного лучше, чем в реальности, и они решили стремиться к той же жизни, что была у них в мечтах. И, невзирая на трудности жизни, они достигали своих целей, потому что мечтали о лучшей жизни.

Человек, когда отдает что-либо другому человеку, может испытать счастье этого человека на себе. 

РЕФЛЕКСИЯ

6 минут

Понравилась ли вам повесть? Почему?

Как считаете лично вы – стоит ли жить мечтой или не очаровываться, чтобы потом не испытать боль разочарования?

С каким новым термином мы познакомились сегодня на уроке?

Д\З

1 минута

Прочитать сказку А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Индивид: в каком виде искусства ещё встречается жанр «феерия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...

Путь Ассоль и Грэя к мечте

Конспект урока литературы в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса"...

Методическая разработка игры на формирование первоначальных знаний об основах бизнеса «Бизнес-город» для детей 9-15 лет, отдыхающих в ГОЛ «Алые паруса» ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района

В современном мире сложившиеся экономические условия требуют от каждого человека определенных экономических знаний, без которых сегодня не прожить никому.Игра «Бизнес-город», которая регул...

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...