внеклассная работа
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс)

Волкова Елена Борисовна

 Методическая разработка внеклассного мероприятия «Я забыть никогда не смогу», посвященного 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, представляет собой сценарий в форме литературно-музыкальной композиции. Разработка адресована классным руководителям 9-11 классов, учителям русского языка и литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.doc58.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы»

                                                       

«Я забыть никогда не смогу»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Волкова Елена Борисовна,

учитель русского языка и литературы

                                                                         2020

                                   Содержание                          

Аннотация ……………………………………………………………………3

Введение …………………………………………………………………….4-5

Литературно-музыкальная композиция……………………………………6-13

Заключение ……………………………………………………………………14

Литература …………………………………………………………………….15

                                                    Аннотация

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Я забыть никогда не смогу», посвященного 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, представляет собой сценарий в форме литературно-музыкальной композиции. Разработка адресована классным руководителям 9-11 классов, учителям русского языка и литературы.

                                               

                                                     Введение

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание являются важными направлениями работы общеобразовательных учреждений. Целью  такого развития обучающихся является   «воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную,  осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению». В ФГОС рекомендуется   для воспитания обучающихся в сфере отношения к России как к Родине  использовать  различные виды деятельности, в том числе подготовка и проведение самодеятельных концертов, театральных постановок. Одним из видов деятельности является литературно-музыкальная композиция. Данный вид не является новой формой внеклассной работы, но содержание меняется в зависимости от темы.

     Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя. Литературно-музыкальная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Литературно-музыкальная композиция может быть посвящена важному историческому событию, творчеству поэта, писателя.   И когда ученики полностью с максимальной отдачей погружаются в атмосферу того времени, о котором идет речь, то ни один ученик не остается равнодушным.

     Конечно, чтобы провести литературно-музыкальную композицию, нужна предварительная подготовка. Это и подбор материала, и составление сценария, и ориентир на способности учеников, и подготовка оборудования и костюмов. Чаще всего этот этап занимает месяц, а иногда и больше. Следующий этап – распределение ролей, репетиции, постоянное вхождение в образ своего героя. И самый важный этап – проведение вечера. Очень важен психологический настрой, наличие понимающей аудитории. Заключительный этап – подведение итогов. Обычно об этом говорим на следующий день (что получилось, на что нужно обратить внимание), т.к. эмоциональное состояние участников еще очень сильно, и в день проведения вечера подводить итоги нецелесообразно.

     Время неумолимо. Все дальше уходят трагические события Великой Отечественной войны. Нынешние ученики относятся к этому как  к давно прошедшему историческому событию. Но сколько бы времени ни прошло, мы не можем быть «Иванами, родства не помнящими». Поэтому любые мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, имеют патриотическую направленность и будут актуальны всегда.

     Литературно-музыкальная композиция «Я забыть никогда не смогу» была разработана в рамках подготовки к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Это мероприятие является ещё одной возможностью показать героизм и мужество советского народа в борьбе с врагом, способствовать формированию патриотического сознания учащихся.

     Задачи  данной методической разработки:

- воспитывать уважение к героическому историческому  прошлому страны;

- способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса;

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну

- формировать чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.

     Целевая группа: обучающиеся  9-11 классов

Личностные УУД:

- чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов

Регулятивные УУД:

-        самостоятельно определять цель учебной деятельности;

-        уметь планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий;

-        осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самоконтроль);

-        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

-        формировать умение работать в группе: распределять обязанности, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, допускать возможность существования у людей различных точек зрения,  учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения;

-        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-         согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим

продуктом/решением;

-       воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития.

Познавательные УУД:

-        самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-        осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников информации;

-     выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия.

                    Сценарий  литературно-музыкальной композиции

«Я забыть никогда не смогу»

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, колонки.

Ход мероприятия

/Комната. Выходит дед, рассматривает альбом и слушает радио. Звучит песня «Враги сожгли родную хату». Дед прислушивается. Входит внук/

Внук: Дедушка, отчего ты такой грустный? Чем ты так расстроен?

 / садится рядом с дедом/

Дед: Слышишь песню, внучок? Задело за живое. Я  пришел с войны живой. Сколько лет прошло, а душа болит.

Ты не знаешь, мой внук, что такое война?

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое выраженье,

Это — изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это — боль головная, что ломит висок;

Это — юность моя, что в окопах истлела;

Это — грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных ночевок;

Это — кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это — в жизни короткий последний рассвет

Над изрытой землей. И лишь как завершенье —

Под разрывы снарядов, при вспышках гранат —

Беззаветная гибель на поле сраженья.

 (В. Занадворов. Война)

Чтец: Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

 (Степан Щипачев 22 июня 1941г)

/выпускной бал 1941г. Выпускники танцуют вальс. Звучит песня «Довоенный вальс» муз Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе/

Фотограф: Внимание! Снимаю!

Юноша: Запомним исторический момент. 21 июня 1941 года.

Юноши и девушки: Ребята, я мечтаю стать врачом!

                               - А я хочу стать летчиком!

                               - Я журналистом!

                               - Я учителем!

/гаснет свет, слышится звук самолета, все замирают.  По радио  Левитан сообщает  о начале войны. Звучит песня «Священная война»/

Ведущий: Вот так неожиданно в обычный летний день  22 июня 1941 года началась самая страшная, самая кровавая Великая отечественная война. Можно, конечно,  сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и уничтожено. Но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Мы как нация живы, пока жива наша память!

/ на сцене юноши и девушки надевают пилотки, ружья; встают в шеренгу, маршируют. Звучит песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»/

Боец: Вчера мы писали диктанты,

Чертили на досках круги,

А утром уже интенданты

Нам выдали сапоги.

В широкой армейской шинели

Мы ростом казались малы,

Мы песни заливисто пели,

Скребли, провинившись, полы,

Когда же, идя на ученья,

Мы путали ногу подчас:

— Двадцать пятого года рожденья!—

С усмешкой кивали на нас.

Но фронт наступил!

                            Мы мужали

В сражениях день ото дня,

С соседом до битвы сдружаясь,

Друзей после битв хороня.

(Е. Винокуров «25 года рождения»)

/ На фоне песни «Эх, дороги» муз. Новикова, сл. Л. Ошанина звучат слова ведущего/

Ведущий: Были неимоверно трудные суровые дни, когда казалось, что не хватит  сил, чтобы выстоять. Но наши солдаты выстояли и победили, пройдя через все испытания.  Силы им придавала родная земля, потому что воевал каждый из них не только за мир, за своих детей, жен, матерей и сестер, но и  за каждую пядь земли. Словом, за самое святое, самое дорогое каждому сердцу – за родной край.

/изображение боя/

Девушка-боец: Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Нет,  это горят не хаты -

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

(Ю. Друнина)

Ведущий: Вчерашние школьники  шли на фронт. Они были такие молодые, что даже война не смогла заставить их радоваться, шутить, смеяться.

Боец 1: В военных днях

           Мы так и не узнали:

           Меж юностью и детством

           Где черта?

          Нам в сорок третьем выдали медали

          И только в сорок пятом паспорта!

Боец 2:  Как это было! Как совпало -

             Война, беда, мечта и юность!

             И это все в меня запало

             И лишь потом во мне очнулось!..

             Сороковые, роковые,

             Свинцовые, пороховые...

             Война гуляет по России,

             А мы такие молодые!

(Д. Самойлов «Сороковые»)

/ на фоне песни «В лесу прифронтовом» муз. Блантера, сл. М. Исаковского  бойцы вальсируют/

Боец: Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

(А. Твардовский «Василий Теркин»)

/исполнение частушек под баян/

Я девчонка молодая,

Ничего не утаю.

И военные частушки

Вам сегодня пропою.

Девочки, молитесь богу,

Чтобы Гитлер окосел.

Третий год уже воюем –

Как собака надоел.

Заиграй, гармонь, под пляску.

Зададим фашистам встряску –

Зарекутся навсегда

Лезть на наши города.

Гитлер думал угоститься –

Чаю тульского напиться,

Зря, дурак,  позарился –

Кипятком ошпарился.

Где мой миленький воюет,

Там дорожка узкая.

Всех фашистов перебьем.

Победа будет русская!

/бойцы на привале/

Боец 1: А я расскажу, как однажды за «языком» ходил.

Вот сижу я, значит, братцы,

Под покровом темноты.

Слышу: шорох, вижу, братцы,

Немец лезет…

Боец 2: Ну, а ты?

Боец 1:

Ну, а я, конечным делом,

Притаился меж сосен,

Белый снег, и я весь в белом.

Жду бандита…

Боец 3: Ну, а он?

Боец 1:

Ну, а он ползет по лесу,

Только вижу я, браты,

Много в том фашисте весу,

Как бугай он…

Боец 2: Ну, а ты?

Боец 1:

Ну, а я по весу муха,

Как полезешь на рожон?

Ах, ты, думаю, поруха!

Как с ним сладить?..

Боец 3: Ну, а он?

Боец 1:

Ну, а он все ближе, ближе…

Только вижу я, браты,

Брюхом он лежит на лыже,

Снег глубокий…

Все: Ну, а ты?

Боец 1:

Ну, а я решил упрямо:

Взять живьем его должен,

Автомат наставил прямо.

Будь что будет…

Боец 2: Ну, а он?

Боец 1:

Ну, а он совсем уж рядом,

Норовит вильнуть в кусты.

Водит, вижу, волчьим взглядом.

Подползает…

Все: Ну, а ты?

Боец 1:

Тут меня и осенило!

Взял я в бок одним прыжком

И на фрица, на верзилу

Прямо с маху сел верхом.

«Хальт! — кричу, — не то стреляю!

Ходу, чертова душа!»

И к затылку приставляю

Свой заветный «пэ — пэ — ша».

Все: Ну, а он?

Боец 1:

Куда ж деваться?

Подчинился мне,  подлец,

И повез меня он, братцы,

Как хороший жеребец.

Ох, уж утром было смеху!

Из лесочка под уклон

Так на пленном я и въехал

В свой гвардейский батальон.

(А. Твардовский «Василий Теркин»)

/исполняется танец под песню «Катюша»/

/  Бойцы  у костра на привале. Поют песню «В землянке». Почтальон идет к бойцам, выкрикивает фамилии бойцов и раздает письма. Участники рассаживаются, читают и пишут письма. Звучит песня «Темная ночь»/

Боец 1: Сегодня восьмой  день войны. Мы с  Колькой  сидим в изуродованном танке, жара невыносимая.

Боец 2: Моя милая  Лидочка! Посылаю тебе василек. Представь, идет бой, кругом рвутся снаряды, кругом воронки и тут василек…. Я его поднял…

Боец 3:  Родные мои! Я очень скучаю, вы мне часто снитесь. Но вы не грустите, я здорова и очень рада, что  лично принимаю участие в разгроме врага. Мы непременно победим…

Боец 4:  Братишки! Не думайте, что я попал в плен здоровым! Сегодня меня не будет, но останетесь вы. Отомстите за нас.  Братишка, Толька, помни меня, береги мать!

/почтальон проходит мимо матери/

Мать: А для меня есть письмо?

Почтальон: Нет,  может, в следующий раз…

Мать: Ой, зачем ты,  солнце красное,

все уходишь —  не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,

сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою...

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький. Единственный...

              Белый свет  не мил.

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое,

Зорюшка моя. Горюшко мое,— где ж ты?

Не могу найти дороженьки,

чтоб заплакать над могилою...

Не хочу я ничегошеньки —

только сына  милого.

За лесами моя  ластынька!

За горами —  за громадами...

Если выплаканы глазыньки —

сердцем плачут матери.

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись,  моя надежда!

Зернышко мое, Зорюшка моя.

Горюшко мое,— где ж ты?

(Р. Рождественский «Реквием»)

Боец: Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую - слов даже нет!....

              Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудья, как стадо слонов,

И где-то по- мирному в гуще лесов,

Как в детстве,  мне слышится голос кукушки...

              За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры -

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

              В холодной ночи, под неласковым небом,

Склонившись, мне тихую песню поёшь

И вместе со мною к далёким победам

Солдатской дорогой незримо идёшь.

              И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай, я не сдамся, покуда  дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

(Э. Асадов  «Письмо с фронта»)

Ведущий: Неоценим  подвиг наших солдат и  подвиг  наших матерей.

Чтец: Без малого четыре года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета  полна.

              Там, где мы брали кровью, с бою

Противотанковые рвы,

Цветы обрызганы росою,

Встают, качаясь, из травы.

              Где ночь от ярких молний слепла,

Кипела в заводях вода,

Из камня, щебня и из пепла

Встают родные города.

(М. Дудин «Победитель»)

/звучит песня в исполнении Бернеса «Путь-дорожка фронтовая\ песенка фронтового шофера». На экране карта, где показывается путь войск. Исполняется танец/

/Звучит голос Левитана об окончании войны. Салют/

Чтец: С того рассвета, в глубине России,

Где женщины одни и тишина,

Когда бежали, в окна голосили,

Стучали в двери: «Кончилась война»!

Вставало солнце над Берлином где-то,

Солдаты обнимались все в слезах.

Стреляли в небо, салютуя свету,

Деревьям, травам и лугам в цветах.

(С. Орлов «В этот день»)

/звучит песня «День Победы», на фоне песни звучат слова ведущего /

Ведущий: День Победы стал памятным днем павших, наградой живым. 75 лет назад над Берлином было водружено победное знамя. В дома, где были горе и слезы, вошла радость  и гордость за наших солдат. Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерное страдание военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле.

/звучит песня «Журавли» сл . Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля.

 На сцене появляются бойцы/

Боец 1: У вас, оставшихся в живых, будет такая красивая жизнь, как цветы, яркая-яркая…А мне было 20 лет!

Боец 2: Меня нашли у кукурузного поля – семь штыковых проколов, а в кармане мое письмо Лидочке…

Боец 3: В будущем году соберемся снова все вместе: и папа, и я, и ты, тогда будет о чем поговорить. Крепко целую вас… Меня убили. Мне было всего 19.

Боец 4: Нас пытали,  прокалывали раскаленным железом, вывертывали руки. А мы пели песни и говорили: «Смотрите, друзья, если кому удастся вырваться отсюда, не забудьте рассказать, что моряк – это сталь, и нас не согнет никакая сила. За Родину!»

Боец 5: Я мечтал стать летчиком

Боец 6: Я мечтала стать учителем

Боец 1: Я мечтал приносить добро людям

Боец 2: Я мечтал

Боец 3: Я мечтала…

/выходят дед и внук/

Дед: Из 35 человек нашего класса  остался в живых я один. Только я, а из всего поколения только 3 процента. Нам в 41-м было по 17 лет.

Внук: Дед, я все понял. Оказывается,

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!

Дед: Чем дальше мы уходим от войны

И нас с тобою тишина объемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю.

Чем дальше мы уходим от войны,

Сполна всю горечь этих лет  познавши,  

Не понаслышке, не со стороны,

Тем ближе нам воспоминанья наши.

(В. Сидоров)

/звучит песня «Поклонимся великим тем годам» сл. Н. Добронравова муз. М. Кулакова. Выходят все участники и подпевают песню/

                                                       

                                                         Заключение

     Духовно-нравственное воспитание обучающихся  средствами проведения различных по структуре и содержанию внеклассных мероприятий является очень важным в  формировании и развитии ценностных ориентаций юношества. Процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников может быть успешным лишь  тогда, когда педагог создаст целую систему целенаправленных воздействий, а включение старшеклассников в творческие виды деятельности способствует лучшему пониманию  художественных произведений, оцениванию исторических событий.

     Формирование духовных ценностей у детей старшего школьного возраста обуславливает и дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств и т.д. Насколько сформирована мотивация на восприятие  духовных ценностей, формируются и потребности личности, определяются возможности для ее дальнейшего развития.

     Данное  мероприятие, созданное в форме литературно-музыкальной композиции,  имеет актуальную направленность, так как формирует у учащихся  знания о героических страницах нашей истории, о самоотверженной борьбе русского народа, что в современных условиях является важным для формирования активной, мыслящей и сознательной личности - патриота своей Родины.

                                                   Литература

  1.  Неизвестный солдат. Стихи. Составитель В. Измайлов. Кишинев, издательство «Литература артистикэ», 1985
  2.  Русская советская поэзия. Под ред. Л.П. Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988.
  3. Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне. Составители В. Кардина, И. Усок. Москва — Ленинград, издательство «Советский писатель», 1965.
  4. Щипачев С. Стихотворения. Россия - Родина моя. Москва: Художественная литература, 1967.
  5. ФГОС СОО  - https://fgos.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...