приемы развития смыслового чтения
презентация к уроку по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Леошко Марина Дмитриевна

Показ используемых приемов смылового чтения на разных этапах урока. Просто и увлекательно- учим!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Леошко М Д учитель русского языка и литературы Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на различных уроках.

Слайд 2

« В XXI веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать». ( Алвин Тофлер ) «Всем хорошим во мне я обязан книгам » (М. Горький) « Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься» (китайское изречение)

Слайд 3

В.А.Сухомлинский Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя

Слайд 4

Проблема: Низкий уровень читательской квалификации российских школьников: Россия на 27 месте среди 32 стран 73,5% населения – нечитателей «Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение». Д.С. Лихачев

Слайд 5

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Слайд 6

Смысловое чтение умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию )

Слайд 7

Смысловое чтение- это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию

Слайд 9

Чтение является универсальным навыком : это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.

Слайд 10

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Слайд 11

Справочная информация Основные виды чтения (универсальное чтение) Цель Поисковое Быстрое нахождение в тексте конкретных слов, дат, цифр, фактов Просмотровое Общее представление о содержании текста Ознакомительное Изучение основной информации текста, определение его темы, основной мысли , отделение главной информации от дополнительной Изучающее Полное, точное понимание содержащейся в тексте информации, её осмысление , запоминание основных и второстепенных фактов

Слайд 12

Виды чтения Литературное чтение: классное и домашнее; комментированное; подготовленное; коллективное; выразительное; вслух; по ролям.

Слайд 13

Осмысленное чтение связано с пониманием

Слайд 14

Уровни понимания текста

Слайд 15

«Грамотность чтения» - Способность человека к пониманию текста, рефлексии на него и его использования.

Слайд 16

Оценка грамотности чтения должна учитывать следующие 5 аспектов: общая ориентация в содержании и понимание целостного смысла; выявление информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание; рефлексия на форму текста

Слайд 17

Общая ориентация предполагает определение главной темы, цели и назначение текста (заголовок, тезис, соотношение между частью текста и общей идеей)

Слайд 18

Умение находить информацию можно по вопросу , ученик будет искать необходимую единицу информации

Слайд 19

Для выявления умения интерпретировать текст нужно сравнить и противопоставить заключённую в тексте информацию.

Слайд 20

Рефлексия на содержание предполагает связать информацию , обнаруженную в тексте со знанием из других источников.

Слайд 21

Рефлексия на форму - оценка качества исполнения текста.

Слайд 22

Виды текста

Слайд 23

Классификация текстов

Слайд 24

Работа с текстом ФАЗЫ ЧТЕНИЯ ТРИ ЭТАПА Первая — это восприятие текста До чтения текста Вторая — это извлечение смысла Во время чтения текста Третья — это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний После чтения текста

Слайд 26

Какие читательские умения проверяются

Слайд 32

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит « метапредметный » или « надпредметный » характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным. С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы обучению чтения младших школьников на уроках английского языка

Методические рекомендации помогут учителям,работающим в начальной школе...

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Развитие умения монологического высказывания на основе приема "Мозаичное чтение" 9 класс УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман "Happy English.ru"

Фрагмент урока по развитию умения монологического высказывания реализованный на основе внедрения одного из приемов личностно-ориентированного подхода "Jigsaw reading" -  Мозаичное чтение....

Приемы мотивации чтения

Приемы, использование которых может способствовать появлению интереса к чтению у обучающихс...

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики...

Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"

Использование приемов смыслового чтения на уроке  биологии 5 класс .Технологическая карта конспекта урока биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»...

Методы и приемы обучения чтению на французском языке

Материал представлен для обучения чтению на французском языке, для учащихся, не изучающих данный язык....