Тенденции развития русскоязычной современной литературы. Региональный аспект
методическая разработка по литературе

Материал о современной прозе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тенденции развития русскоязычной современной литературы: региональный аспект

         Современная русскоязычная литература Башкортостана В какой бы ситуации ни исследовался человек, наиболее важным оказывается поставить его в ситуацию нравственного испытания и проверить его систему нравственных ценностей, способность к исторической памяти и самосознанию, к ориентации как в конкретных социально-исторических обстоятельствах, так и в глобальных религиозных и культурных контекстах. Таким образом, можно говорить о сложности и многообразии тех проблем и тем, которые обозначила и исследовала современная литература. Это и проблемы национальной жизни, взятые в разных аспектах (от осмысления народного характера до постижения трагедии нации), и проблемы существования человека (от постижения особенностей городского образа жизни до постижения места человека в истории, культуре и вечности), и проблемы современного сознания (от утраты гуманистических идеалов до хаоса и абсурда). Анализ прозы башкирских писателей позволяет говорить о самобытном творческом почерке каждого автора, но именно из творческих индивидуальностей складывается своеобразие всей башкирской литературы, её феномен. Во многом определяет «лицо» башкирской литературы такое её качество, как «сердечность» (П.В. Басинский), то есть актуализация нравственной проблематики в произведениях башкирских авторов, к какой бы теме они ни обращались. Именно поэтому в прозе 249 К.Ф. Зиганшина, П.А. Храмова, М.А. Чванова, С.Р. Чураевой и др. возникают авторские обобщения, которые часто звучат то как ёмкие афористические высказывания, то как развёрнутые публицистические, философские отступления. С «сердечностью» неразрывно связана и лирическая тональность повествования, поэтизация мира природы и городского пейзажа, стремление опоэтизировать пространство, в котором разворачиваются события и бытуют герои в произведениях В.А. Богданова, К.Ф. Зиганшина, И.В. Савельева, И.А. Фролова, П.А. Храмова, М.А. Чванова, С.Р. Чураевой, Р.Х. Шаяхметовой. [1] К этнокультурному материалу (к тюркской мифологии, обрядам, бытовым традициям тюркских народов, башкир-кочевников) обращаются В.А. Богданов и С.Р. Чураева. В произведениях данных прозаиков показан не только быт башкир, но и точно передано мироощущение кочевого народа, эмпирически постигающего и открывающего мир вокруг себя. [1] 2. Повесть С.Р.Чураевой «Ниже неба: акварели» Интенсивный поиск героя нашего времени идёт в прозе С.Р. Чураевой. Главным героем её произведений становится импульсивный герой, который с завидным упорством отстаивает свое «я», ищет свой путь во взбаламученной жизни, отстаивая свои нравственные ориентиры. Таким предстает башкирский художник Касим Девлеткильдеев, умеющий видеть первозданную красоту родного края, мечтающий о гармонии мира, сохранивший, несмотря на все жизненные мытарства, чистоту своей души («Ниже неба: акварели»). Работа Светланы Чураевой весьма современна по стилистике, напряженности и динамизму повествования. Внимание обращено не к вымышленному литературному персонажу, а к реальному человеку. И это вполне оправдано. В век глобальной электронной информации зрители и читатели сделали основой культурного 250 потребления «реалити-шоу». Познание образа действий конкретного исторического лица позволяет читателю повести «Ниже неба» переживать вместе с ним его невзгоды, ставить себя на его место, решать, как поступить в подобной ситуации [1]. Повествование в тексте писательницы строится таким образом, что позволяет не оценивать события в рассказе только с точки зрения правдоподобия и неправдоподобия, а создавать ситуации, которые в какой-то момент перестают быть только реальным жизненным фактом и вырастают, трансформируются благодаря глубокому подтексту. История жизни мастера и просто незаурядного человека создана автором талантливо. С. Чураева, не героизируя свой персонаж и не умаляя стойкости его характера, показывает становление личности в немыслимых условиях измученной России начала ХХ века, в условиях разрастающегося тоталитарного режима. Художник врастает в новую жизнь, беря лучшее, что она может дать, – культурные ценности, неизвестные прежде его народу. В то же время воспоминаниями и размышлениями своего героя писатель поднимает актуальные проблемы современности. Как далеко и в то же время близко 1905 год, Уфа, Торговая площадь, толпа. «Толпа разорвала человека. А что чувствовал человек, сжимающий в пальцах кусок чужой дымящейся плоти? Что чувствовал? Ничего. Он не понял дрожи уходящего из мяса тепла, просто швырнул прочь кровавую мерзость, вытер руки о кричащего соседа и топтал, топтал то, что под ногами. Что? Все равно. Он раззявил рот не для пищи — для крика: "Свобода!". И вцепился зубами соседу в плечо. Но это был еще не конец света.» Не правда ли, этот эпизод кажется не таким уж далеким. Сегодня, когда то и дело происходят «цветные революции», вряд ли люди отдают себе отчет в том, ради чего они собираются на площадях, составляя разъяренную толпу, теряя человеческий облик… И даже это, по словам 251 автора «был еще не конец света». Как же это, человек лишен жизни, и это еще не конец?! Что же должно сдержать эту мерзость? И на этот вопрос есть ответ в книге С. Чураевой: «Салимгарей-агай говорил, что, когда человек живет одним днем, только желудком, единственное, что сдерживает мерзость и инстинкты, — вера. Где нет Бога — суета и смерть. А Бог не связан ничем, но все связано с ним». Не зря ведь есть выражение «дар от Бога». Именно такой бесценный подарок получил Касим Девлеткильдеев: «Господь заметил вдруг далеко внизу, на краю обрыва над Агиделью, мальчика, комок грязи, и вдохнул в него весь мир». Это понимает и наставник Касима. Он горячо убеждает его в том, что он должен рисовать, что пренебрегать божьим даром нельзя, иначе последует божья кара. Он также признает и то, что ученик давно превзошел своего учителя: «Я вижу, как надо, но не могу. А с тобой говорит бог». Так, через веру в Бога, через особое предназначение человека писательница приводит нас к размышлениям о предназначении художника-творца. По мнению самого Касима, творцом может быть только Бог. Именно им созданы самые совершенные творения. Это небо, выше которого человеку не дано подняться, не эта ли мысль заложена в названии? «- Я — не художник! Я — пахарь, работник. Все, что могу — копировать природу. - У меня щемит душу от красоты… Я не художник. Мне никогда не сравниться с Богом, я — копировальщик. Хочу приблизиться. Не по умению, а по любви.» Да, эта любовь и есть частица неба, которую художник всегда носил в себе. А может, это и есть вдохновение? Впервые оно посетило его в детстве: «И тут он увидел печь. Недавно беленная, она ударила его своей чистотой. Касим открыл краски, макнул в них кисть и принялся скорей записывать на печь цветы и павлинов. Внутри стало пусто и так легко, что пальцы стали воздушными и не слушались, когда Касим стал складывать 252 обратно в коробку кисти и краски. Касим положил голову на подушку, и небо сразу распахнулось под ним, и он, наконец, полетел». Небо ПОД ним. Это был единственный момент в его жизни, когда не он был «ниже неба», а небо было под ним. Он станет старше, и к моментам вдохновения будет относиться более осознанно: «Девлеткильдеев торопливо писал. Миг — и это чудо исчезнет. И все четче проступает акварельный портрет: "Девушка-башкирка в голубом".» Вдохновение - это ухваченный миг… Зачем? Чтобы выразить свою любовь. Чтобы дать красоте чуть дольше продержаться против времени. Мотив времени становится доминирующим, определяющим. Оно оказывается главным врагом настоящей творческой личности, искусство – главным оружием настоящего художника: «Он пишет маслом, чтоб обмануть время. Когда пишешь маслом, времени будто нет. Это в акварели — миг — одно движение век — мгновение между светом и тьмой. Что там внутри? Огромное, как восторг, чистое. Небо? » Время… Время и есть вся наша жизнь. Касим не раз задумывается о своей жизни, как прожил он ее, не растратил ли зря: «Жизнь – это просеянное через сито время. Бежит быстро, а остается только самое дорогое. Казалось так много секунд, оказалось — ничто. Он не успел полюбить! Он ничего не успел!» Необходима как жизнь для художника передача своего умения. Очень важными для него становятся встречи с русским мальчиком Сашей Пантелеевым. Он учится рисовать. Не все получается сразу, но он терпелив. Учитель верит в то, что он обязательно станет хорошим художником и напишет много прекрасных картин, может быть даже лучших, чем смог написать его учитель, а пока… «Мерзнет в стакане вода, нечем разводить краски, и художник берет карандаш. Сточен карандаш. Боль. Притаилась боль. Ждет, пока мальчик уйдет». Был ли счастлив Касим? Трудно ответить на этот вопрос. Если счастье в творчестве, то да. А если счастье в 253 семье, в том, что близкие рядом и счастливы, в том, что в доме раздается детский смех? Ведь именно перед смертью он почувствовал себя маленьким мальчиком, бегущим по небу: «Мама рядом и поэтому смерть не посмеет войти. И когда он понял, что никогда не будет мамы, что не сказать ей о любви, не показать неба, одиночество сдавило, не давая дышать. Стало тесным, нестерпимо тесным. И порвалось. А человек остался. Один, как Бог — весь мир заключая в себе.» В нынешней сумятице литературной жизни нелегко найти повесть или рассказ, захватывающий внимание читателя. Повесть «Ниже неба» относится к числу таких произведений, чтение которых не оставляет человека равнодушным [2]. Опираясь на всё вышесказанное, можно смело утверждать, что современная проза – явление динамичное и живое, пробивающееся и стремящееся влиться в общий литературный процесс, отражающее его основные тенденции. Молодые представители башкирской прозы, публикуясь как в региональных, так и в российских журналах, номинируясь на различные литературные премии, получая положительные отзывы критики и маститых писателей, занимают своё достойное место в постоянном движении, называемом «российская литература», являясь для неё одним из многих родников, из которых формируются её полноводные реки [3]. 3. Практическая значимость анализа повести С.Р. Чураевой «Ниже неба: акварели». Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам серьёзные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предметам – нужно научиться применять свои знания, умения и навыки не только в сфере узкой специальности, но и в семейной, общественной, политической жизни. В последние годы в связи с появлением новых дидактических систем обучения 254 (в частности, системы «Развитие критического мышления через чтение и письмо») заговорили о новых способах комментирования. Повесть С.Р. Чураевой «Ниже неба: акварели» целесообразно вынести на урок внеклассного чтения в 9 - 11 классах. Наиболее уместным будет идейно-стилевой комментарий, в процессе которого делаются наблюдения над образной и идейно-тематической стороной произведения. В старших классах требуется более глубокий комментарий: культурологический, с элементами сведений по истории, философии, мировоззренчески глубокий и основательный. Подобный комментарий всегда обогащает восприятие учениками текста, создает положительную мотивацию обучения. В качестве внеклассного мероприятия возможно проведение читательской конференции по повести. А также интегрированное мероприятие: литература, изобразительное искусство и мировая художественная культура. Это позволит заинтересовать учащихся личностью и творчеством художника К.С. Девлеткильдеева и писательницы С.Р. Чураевой, будет развивать у детей эстетическое чувство и понимание прекрасного, эмпатию (ведь в повести такой эмоциональный финал), а также позволит расширить представление о развивающемся современном литературном процессе. Немаловажной является и подготовка к ЕГЭ, при которой также может быть использована повесть «Ниже неба: акварели». Важнейший этап работы над частью С – выявление, формулирование и комментарий проблемы, аргументирование своей точки зрения на примере художественного произведения. Проблематика повести настолько широка, что позволит дать комментарий к философским, нравственным, социальным политическим и эстетическим проблемам. Можно многое говорить о неоценимости вклада художника Девлеткильдеева в искусство, а можно просто 255 прочитать блестящую повесть Светланы Чураевой «Ниже неба…» — картину в прозе, легкую и изящную, как акварель самого художника.[4]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.

Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).Цель: воспитание ценностного отношения к...

О современных тенденциях развития и обновления общего художественно-эстетического образования

Методические рекомендации для учителей общего художественно-эстетического образования...

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".

Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...

Научная статья "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ"

Аннотация: В статье представлен анализ некоторых современных тенденций в иноязычном образовании и региональный опыт по решению актуальных задач обучения иностранным языкам: введение ...

1 Международная научно-практическая конференция "Тенденции развития современной науки и образования"

Современные педагогические технологии: использование ИКТ на уроках русского языка и литературы...

Материалы конференции «Тенденции развития современной науки и образования»

Материалы конференции "Тенденции развития современной науки и образования"...

Доклад:«Современные тенденции развития методических систем освоения предмета технология детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические технологии- качественно новая ступннь в развитии педагогики. Понятие технология имеет множество трактовок, один из них- информационные технологии....