Урок по литературе в 11 классе " А счачтье было возможно..." (По рассказу И. А. Бунина "Роман горбуна"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Баздырева Наталья Викторовна

Данный урок разработан в соот ветствии с ФГОС.

Его цель развитие критического мышления посредством изучения классической литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «А счастье было так возможно…»(по рассказу И. А.Бунина «Роман горбуна»)

 Цель урока: развитие критического мышления при изучении рассказа И.А.Бунина «Роман горбуна»

Задачи

1. Создать условия для формирования  умения  анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики;

 2. Развивать умение сравнивать, обобщать полученную информацию, делать выводы, учить понимать смысл поступков персонажей, видеть взаимосвязь событий и характеров;

 3. Воспитывать нравственные качества: сопереживание, сочувствие, интерес к чтению классической литературы

Тип урока: урок  открытия нового знания

Технологии: технология развития критического мышления, технология сотрудничества.

Используемые приёмы: чтение с остановками, прогнозирование по названию.

 Формы организации учебной деятельности:  коллективная.

Оборудование: медиапроектор, презентация, музыкальное сопровождение (композиция «Потерянные крылья» Р.В.Лемехова ).

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Надеюсь на то, что он обогатит вас духовно.

Русская классика- особенная классика, она имеет собственный колорит. Поверьте, чем глубже погружаешься в неё, тем интереснее она становится. Я хочу, чтобы вы проявили и показали себя с лучшей стороны. Я приглашаю вас на откровенный разговор.  Ребята, рассуждая по поводу прочитанного, помните, что литература действует на каждого из нас сугубо индивидуально, и поэтому с уважением относитесь к различным точкам зрения.

Учитель:
-Ребята, мы продолжили изучать творчество Ивана Алексеевича Бунина.  Рассказ, с которым нас предстоит познакомиться, был написан им в 1936 году в  эмиграции.  Его по праву можно причислить к шедеврам бунинской прозы.

2. Стадия вызова.

Цель: актуализация имеющихся знаний,обращение к личному опыту, который поможет подготовить учеников к личностному восприятию произведения.

Объявление темы урока.

Эмоционально настраиваются на работу, заостряют внимание на необычной формулировке темы урока.

Учитель

 Запишем тему урока.
"А счастье было так возможно..." (по рассказу И.А Бунина "Роман горбуна")

-Ребята, вспомните, при изучении какого произведения нам встречалась эта цитата?


А счастье было так возможно,

Так близко. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я ...

Учитель
-Обратите внимание на тему, предположите, о чем пойдёт речь на уроке?
Ответы уч-ся

- О любви

Учитель

С одной стороны она окрыляет человека, с другой - приносит душевную боль.

Учитель

- Сформулируйте цель урока.
Ответы уч-ся

 Цель: понять авторский замысел в процессе чтения, выражать собственное мнение.

3.Стадия осмысления.

Цель: выбор собственного пути осмысления рассказа.
Учитель

- Я предлагаю вам прочитать этот рассказ, используя прием- "чтение с остановками"

Читаем 1 часть. Первая остановка.
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание.

Учитель
-Что интересного в этой строчке? Не возникло ли у вас вопроса к автору?
Ответы уч-ся 

Почему письмо анонимное? Кто мог написать его? Почему именно горбуну?
Анонимное - без имени, без подписи, неизвестное.

Учитель
-Читаем дальше

«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»

Учитель
- Что вы узнали о действующий героях?
-
Ответы уч-ся

Учитель

Незнакомка                        Горбун
Молодая                              Умный
Богатая                          благородный
Одинокая                           одинокий
Учитель

- Что объединяет их?

Ответы уч-ся(  2 одиночества под небом, свободны, не скреплены священными узами брака)
Учитель
- Может, у вас возник вопрос, почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?

 Ответы уч-ся
-Да, это очень редкий случай, когда состоятельная женщина первой открывается в своих чувствах, я думаю, что она разочаровалась в любви наверное, её кто-то бросил, и она поняла, что главное - человек, его душа, и на недостатки можно закрыть глаза.

-Может, захотела развлечься
Учитель
Предположите, как отреагирует горбун?

Ответы уч-ся
(Он, конечно, пойдёт на встречу, ведь хочется посмотреть на ту, которая призналась в любви)
 Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун?

Учитель
-Читаем следующую часть.

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый серый  под цвет костюму галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа

Учитель
-Что нового вы узнали о горбуне?

 Ответы уч-ся
Он впервые в своей жизни получил любовное письмо, это неожиданное событие, он очень готовится к этой встрече, волнуется, у него дрожат пальцы, покрывается пятнами. Одним словом, он не владеет  собой в этот момент.

Учитель 

-Да, он сильно переживает, потому что находится в полном неведении,  он не знает, кто эта женщина и что она собой представляет.

Учитель

- Представьте себя на его месте, что бы вы чувствовали?

Что испытывает человек, собираясь на первое свидание?

 Ученики
-Тревогу, биение сердца, сильное волнение, даже страх от неожиданности.

Учитель: Какие цвета автор использует для описания одежды, которую горбун купил для себя?

Ученики 

 Серый, сиреневый,

Учитель

 А как выглядела незнакомка?

Ученики

На ней был надет серый английский костюм, в руках она держала лиловый зонтик и букетик фиалок

Учитель:

- С точки зрения живописи - это холодные тона. С точки зрения психологии эти цвета выражают обеспокоенность, тревожность, неуверенность в себе, холод

Вывод: Бунин не только прекрасный психолог, но и человек, хорошо разбирающийся в живописи.

Учитель: Давайте обратим внимание на  языковые средства, помогающие понять душевые состояния героев. Как Бунин  показывает волнение героя, какая часть речи преобладает в первых строчках?

 Ученики
Здесь преобладают глаголы, что говорит о динамике развития действия.

Учитель: Прочитав письмо, Горбун преображается: впервые в жизни он понял, что его кто-то любит, и это событие перевернуло его сознание. Вот она любовь, такая таинственная и неожиданная, ворвалась в его жизнь.

Учитель
-Я предлагаю познакомиться со следующей частью рассказа.

Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье.

Учитель

Как вы думаете, будет ли то самое счастье?

Но он ведь его предвкушает, ждет.

Почему, по каким словам мы понимаем, что счастья не будет?

Ученики
 Роковой час, грозно, содрогнулся, страхом.
- Этот отрывок интерес с фонетической точки зрения? Какой звук чаще всего встречается в этом отрывке?
Слайд с выделенным "р"
- Как называется данный приём?

Ученики
Аллитерация - это повторение одинаковых согласных звуков.

Учитель
- Какую роль играет в данном отрывке звук "р"

Ученики
( Мы понимаем, что что-то случается нехорошее, создаёт тревогу, напряжённость.)

Учитель
- Попробуйте передать чувства героя через цветовую палитру. Какие цвета будут доминировать?

Ученики

Чёрный, темно-синий, коричневый, серый
- Да, цвета, не несущие радости.
- Продолжаем читать.

  Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой

Учитель
- Обратите внимание на глагол " оцепенел". Каково лексическое значение данного слова?
Ученики
Оцепенеть - это стать не подвижным, превратиться в статую, замереть, застыть, удивиться, окаменеть.
Учитель
- Так почему же он оцепенел? Предложите, кто эта незнакомка.
Ученики 

- Это подруга его детства, с ней он не виделся очень долго, она стала очень красивой.
- Перед ним ослепительная красавица.
- Это его соседка, с которой они встречались каждый день, но он никогда не заглядывался на неё.
Учитель
-Одним словом, это кто-то, кого он не ожидал увидеть. Чехов в одном из своих рассказов сказал:

" Ох, уж это вдруг."Давайте узнаем, кто же стоял перед ним.
- Горбунья
Учитель
- Ожидали вы такого поворота?
- И уже мы по новому читаем слова из письма.
" Молода,... хочу надеяться, что вы найдёте во мне душу, родную Вам

 - Так получается, она ввела горбуна в заблуждение.

Ученики 
- В письме не упоминалась внешность женщины, и она его никак не обманула, она предложила ему свои лучшие качества.
Учитель 

- Вот так заканчивалось 1 редакция рассказа, которая была написана в 1927 году, а уже позже, находясь в эмиграции, он допишет.
- Читаем последнюю часть рассказа.
Беспощаден кто-то к человеку.
- Обратите внимание на то, что кто-то беспощаден, а не что-то (не судьба, не обстоятельства, не случай... Так кто же этот кто-то?
Ученики 
- Сам человек, ведь от нас самих зависит принятия решений. Мы сами - вершители своей судьбы.

Учитель 

- А что меняется с этой фразой?

 Ученики 
-Нам становится ясно, что у горбуньи шансов нет, горбун не полюбит её.
Учитель 

- Почему же герои произведения не обрели счастье?

Ученики 
-Они любят по-разному, нет настоящего чувства у горбуна, он придумал себе любовь, а вот она полюбила его очень сильно

 - А был ли роман???

- Нет!!!
- Да, для горбуна - это чувство влюблённости, идеал женщины, а вот для горбуньи - это состояние души, она жила им, насколько же надо было чтобы, как и Татьяна Ларина, первой распахнуть душу навстречу любви и признаться в этом чувстве. Но, к сожалению, и Онегин, и горбун потеряли самое настоящее сокровище.
Учитель 

- Ребята, а ведь горбун разрушил счастье своими руками. - Вы сочувствуете ему? На чьей вы стороне?
Ученики 
-  Мне очень жалко и горбуна, и горбунью. Когда он получил письмо, то ему показалось, что вот, оно, счастье, но он обманулся.
-  А мне очень жалко горбунью. Как и любой человек, она хотела бить любимой, она надеялась, что горбун оценит её, но этого не произошло.

Учитель 
-Вы знаете, ребята, когда я прочла этот рассказ впервые, я была на стороне горбуньи. Я представляю, каким умоляющим взглядом она смотрела на того, в чьих руках была её судьба и мне вспомнились слова из песни исполнял Юрий Антонов:
Не говорите мне прощай, не говорите.
В глаза ещё раз откровенно посмотрите,
Согрейте сердце мне, прошу вас, в трудный час.
Не представляю, как я буду жить без вас.
Моя судьба сейчас на волоске,
Я замок свой построила на песке.
Да, наша жизнь жестока, непредсказуема, порой мы зачастую неподвластны что-либо изменить.

4.Итог урока. Рефлексия

Цель:обобщить полученную информацию, определить творческий замысел писателя

- Так о чём же этот рассказ?

Ученики 
- О самообмане

 -О  превратностях судьбы,

 -О жестокости.
- О мечте, которая не сбывается
- О безответной любви
- О страдании
- О том, как люди могут сами по своей вине разрушить счастье.
Учитель
- Какова основная идея?

Запись
Каждый человек нуждается в любви, жаждет её, стремится к ней. И это естественно. Но нельзя забывать о том, что человек не должен окружать себя иллюзиями, иначе он окажется в ловушке пустых надежд и придёт к болезненному разочарования.

Учитель
- Если так получилось:  настиг удар судьбы.Что надо делать? Опускать руки? Бросаться в омут?
Я хочу, чтобы вы послушали одну песню, в ней заложен глубокий смысл.( Песня "Потерянные крылья")

Ученики 
-Если встретишь человека, который от тебя отвернется, не ответит взаимностью, надо продолжать жить, может, ещё встретится сильная любовь, надо верить в лучшее)

Учитель
Да, ребята, дорога жизни - это трудная дорога, приходится делать выбор на каждом её перекрёстке, и по какой  дороге идти, к какому полюсу стремиться, зависит от вас. Мне хотелось бы, чтобы вам выдался лёгкий путь, но его, как показывает жизнь, не бывает. Поэтому будьте готовы к жизненным ветрам и бурям, и, как пелось в этой песне, постарайтесь  найти в себе силы отпустить душевную боль, какой бы она сильной ни была, продолжайте жить!!!

5.Оценивание результатов работы.

6. Дом. раб : написать ответное письмо  горбуна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Урок по литературе,8 класс. «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»(технологическая карта)

Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе» Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цели урока: Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтерес...

Урок по литературе 8 класс. "Для кого закон писан?" (по рассказу Н. Лескова "Старый гений")

Данный урок создавался для участия в кокурсе профессионального мастерства "Учитель года Самарской области - 2014"....