Разработка урока литературы в 7 классе по произведению А.С.Пушкина "Песнь о Вещем Олеге" с презентацией
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Татьяна Валентиновна Нуржанова

Урок-исследование по произведению Александра Сергеевича Пушкина "Песнь о Вещем Олеге" содержит полный ход урока в текстовом формате, а также презентацию к уроку.

Задачи:

  • Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
  • Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,
  • Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.

Тип урока: урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_o_veshchem_olege.pptx1.18 МБ
Файл urok_po_veshchemu_olegu.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин «Песнь о вещем Олеге» презентация к уроку-исследованию

Слайд 2

Историческая справка Князь Олег правил в Киеве, который в 9—12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции — Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор.

Слайд 3

Историческая справка В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда. Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «...дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.

Слайд 4

История написания Пушкин , в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.

Слайд 5

История написания Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

Слайд 6

Словарная работа Волхвы - название языческих жрецов у славян. Жрец - служитель божества. Вещий - пророческий, предвидящий будущее, мудрый. Перун - в древнерусском пантеоне бог грома и молнии, верховный бог древних славян. Тризна - обрядовые действия и пиршество в память умершего у древних славян.

Слайд 7

С южет баллады - Расположите события в том порядке, как они идут в балладе. Появление змеи Разлука с конём Возвращение на Родину Предсказание Гибель князя Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища

Слайд 8

С южет баллады 1. Предсказание 2. Разлука с конем 3. Возвращение на Родину 4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища 5. Появление змеи 6. Гибель князя

Слайд 9

" Песнь..." написана в жанре баллады . - Вспомните , какой жанр называется балладой ? Баллада - это лиро-эпическое произведение, в основе которого лежит необыкновенная история. По происхождению баллада связана со сказанием, преданием, легендой или историческим событием.

Слайд 10

- В чем сходство и различие баллады и летописи? Сравните летописный текст с балладой А.С. Пушкина. Общее : произведения обоих жанров основаны на историческом событии . Различия : летопись - прозаическое произведение, баллада - поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии , но и создать определенный образ, повлиять на читательское отношение к герою .

Слайд 12

- За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко?

Слайд 13

Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо , что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего...».

Слайд 14

Для Пушкина поэзия и пророчество - понятия родственные. По его мнению, поэту дан божественный дар пророчества, вложенный свыше "вещий язык", " жало мудрыя змеи". Словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей.

Слайд 16

Случайна ли смерть Олега? Почему Олег принимает смерть от коня? От того, что от судьбы не уйти? Или от того, что Олег оскорбил кудесника, назвав его "лживым, безумным стариком"? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня ? ( Князь наказан за попытку повернуть ход событий, перехитрить судьбу. Он сделал все, чтобы обезопасить себя, но избежать смерти ему не удалось)



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источнивами.

Задачи:

  • Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
  • Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,
  • Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.

Тип урока: урок-исследование

ФОПД – эвристическая беседа, работа в группах, коллективная работа, индивидуальное выполнение заданий учащимися.

П.С.: учитель – ученики собеседники

М.О: словесно-наглядный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства: иллюстрации к поэме В. Васнецова, карта – Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI–XI вв., литературоведческий словарь, книги Карамзина, произведения А.С.Пушкина, текст летописи, фонохрестоматия 7 класса, м-м презентация урока. (Приложение 1), таблица «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» (Приложение 2).

Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.

Словарная работа:

  • Бранное поле или поле брани – поле битвы.
  • Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
  • Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
  • Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
  • Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
  • Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
  • Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.
  • Отроки – здесь молодые слуги князя.
  • Перун – бог грома и молний у древних славян.
  • Попона – покрывало для лошади.
  • Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
  • Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
  • Сеча – сражение.
  • Тризна – похоронный обряд у древних славян.
  • Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
  • Ход урока

Слово учителя. Сегодня на уроке знания по истории помогут вам понять содержание, смысл произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Знания по русскому языку и литературе – оценить художественное своеобразие этого произведения. (Приложение 1слайд 1)

I. Актуализация знаний учащихся (слайд 2, 3, 4)

Ответы на вопросы учителя:

  1. Вспомните, кто такой вещий Олег?
  2. За что его назвали вещим?
  3. Сообщение ученика «Олег и его время»

Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».

По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.

  1. Когда появились летописи?
  2. Как называется первая русская летопись?

II. Работа с текстами исторических документов (Отрывок из «Повести временных лет» и «Истории…» Карамзина Н. М.) (слайд 5, 6)

Какой из этих двух документов вдохновил Пушкина на создание «Песни…»?

Учитель: В 1820году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…»

III. Прослушивание фонозаписи А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге».

Песнь – древний способ прославления. За что же славит поэт князя?

IV. Анализ произведения

Вопросы для беседы с классом:

1. В каком жанре написана «Песнь…»? (слайд 7, 8)

Жанр стихотворения

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

воителю слава – отрада;

и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.

У брега Днепра лежат благородные кости…

…смертию кость угрожала

из мёртвой главы гробовая змея … выползала…

«Песнь о вещем Олеге» – легенда, облечённая в форму баллады:

– в основе лежит исторический факт

– тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы

– композиционная особенность – включение диалога (обращения, вопросы-ответы)

Запись в тетрадях учащихся (слайд 8):

Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

2. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?

(Общее: рассказывают об одном историческом событии.

Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст. В балладе используются средства художественной выразительности. В летописи нет.) (слайд 9)

Летопись

Баллада

Действие

«И повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде»

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время…
Купайте, кормите отборным зерном…
И князю другого коня подвели…»

Характер

Волхва

–нет –

«И рече ему кудесник один...»

«Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному…»

Характер

Князя

–нет –

Олег же посмеяся и укори кудесника, река: «То ли неправо глаголют волъсви, но всё то льжа есть…»

«Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой»
«Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый безумный старик…»

3. Определите стихотворный размер.

Размер стихотворения.

Стихотворение состоит из 17 шестистиший. Трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Четверостишие с перекрёстной рифмовкой и двустишие с парной (смежной) рифмовкой

4/3 – стопныйамфибрахий

4. 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над произведением, которое назвал «Песнь…» и пишет Александру Бестужеву:

«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». (слайд 10)

Что поэтического увидел Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни…»? Что является темой произведения? (слайд 11)

Тема

Исторические реалии:

Твой щит на вратах Цареграда…
Древние обычаи и традиции:
На тризне уже недалёкой…
Покорный Перуну старик одному…

История гибели князя Олега
Тема рока, предопределённости, неизбежности судьбы.
Главная тема – тема судьбы.
Тема отношений поэта и власти, которая в реальной жизни для поэта стала роковой.

5. В чём заключается идея стихотворения?

Идея и идейно-эмоциональная оценка

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

…примешь ты смерть от коня своего…. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», –писал поэт Александру Бестужеву

Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

6. Назовите главных и второстепенных героев произведения. (слайд 12)

Герои стихотворения

Князь по полю едет на верном коне, идёт вдохновенный кудесник, с дружиной своей, отроки-други возьмите коня, пирует с дружиною, князь Игорь и Ольга.

Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник.

Второстепенные герои – Ольга, Игорь, дружинники, слуги.

7. Определение композиции и сюжета произведения. (слайд 13)

На сколько частей можно разделить произведение? (На три части

План

  1. Предсказание кудесника и прощание с конем.
  2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…»
  3. «На холме у брега Днепра…»)

Определение основных элементов сюжета.

– Назовите завязку действия. (Встреча с мудрым старцем.)

– Назовите кульминацию в развитии действия. (Исполнение предсказания.)

– Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде?

– Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

Вывод: События «Песни…» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает её по-своему.

V. Исследование эпизода «Предсказание кудесника»

Класс поделен на три группы: историки, литературоведы, лингвисты. Работа рассчитана на10 минут.

Задания группам (слайды 14, 15, 16, 17)

1 группа
Историки – 
Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…» 
Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»? 
Какое событие произошло раньше – поход на хазаров или взятие Царьграда? Какое историческое несоответствие вы заметили?

2 группа
Литературоведы –
Выразительное чтение 3, 4, 5строф «Песни…» 
Где происходит встреча вещего Олега с кудесником?
Когда происходит эта встреча? (определите время употреблённых глаголов) Почему Пушкин использует глаголы настоящего времени изъявительного наклонения и глаголы повелительного наклонения?

3 группа
Лингвисты 
Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…»
Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю», «волхвы»?
С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?

Выступление учащихся с результатами исследования.

VI. Назовите какие художественно-изобразительные средства использовал Пушкин при создании произведения «Песнь о Вещем Олеге» (коллективная работа) (слайд 18, 19)

Художественно-изобразительные средства

– отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник

Эпитеты

 

– грядущие годы таятся во мгле…

Метафоры

 

– как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана…

Сравнения

 

–И волны, и суша покорны тебе;

Олицетворение

 

– с волей небесною

Инверсия

 

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
И холод, и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего

Градация

VII. Выводы урока (слайд 20)

«Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

VIII. Домашнее задание (слайд 21)

  1. Выучить наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем»
  2. Проанализировать эпизод «Прощание с конем» в летописном источнике и балладе (8, 9, 10 строфы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"

Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....