Мастер-класс "Литература - нравственный ориентир"
методическая разработка по литературе

Юрьева Мария Антоновна Выставка педагогических достижений

Мастер-класс "Литература - нравственный ориентир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_literatura_-_nravstvennyy_orientir.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс М.А. Юрьевой «Литературный подход к воспитанию души человека»

Здравствуйте уважаемые члены жюри и  коллеги.

(на слайде количество художественных произведений, которые необходимо знать в каждом классе)

Что это спросите вы? Это количество художественных произведений, которые необходимо прочитать ребенку.

Новый взгляд на образование способствует обогащению программного материала, а цивилизованная жизнь диктует нам все более искусственное существование. Встает вопрос: как обучать доступно, интересно,  с наименьшими затратами времени, так чтобы не отбить охоту в познании нового, но сохранив в ребенке чувства и душевность?

Тема моего мастер-класса «Литературный подход к воспитанию души человека». В современных условиях, дети знакомы с разными средствами информации, совершенно перестали читать, хотелось бы, чтобы современные подростки не стали искусственными и цивилизованными до такой степени, что их душа и ум воспринимал бы действительность только как вымышленный мир, что приводит к равнодушию и атрофированию чувств человека.

Работая с внутренним миром ребенка на примере художественного текста необходимо показать, что меняющийся мир, прогрессирующий и развивающийся, не должен делать из человека робота.

Я часто размышляю о смысле учительской жизни, о миссии Учителя на Земле.

В одной древней притче говорится:" Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу.  Видит: идет человек и ведет за собой ребенка .

-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.

-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

- Верно!- удивился человек.

Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. 

Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым. 

-Как я это сделаю, если сам не умею летать?

-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы.

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.

Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.

Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.

А старик посмотрел на крылья Учителя   и произнес:

-А меня больше всего радуют твои крылья..."

Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать. Не только в ребенке вызвать душевность, но и самому ее не растерять.

Давайте вспомним, к чему сводится в нашем понимании чтение классической литературы у нас в школе?

Да верно, это работа с учебником, литературным словарем, объяснением смысла произведения учителем, чаще всего, чтобы знать текст, для сдачи экзаменов.

Иногда можно для более полного раскрытия проблемы, поставленной автором можно использовать автобиографичность автора, но, опять же, не все произведения включают в себя это. Философские произведения наиболее трудны для восприятия, запоминания и понимания и поэтому я предлагаю новый способ.

Давайте подумаем, чем мы пользуемся в жизни, мы опираемся на развитие левого полушария головного мозга, давая лишь словесное объяснение этим произведениям. К сожалению это приводит к тому, что наши дети начинают читать,  но так и не понимают суть, происходит путаница, потому что нет связи с жизнью, ребенок долгое время пытается разобраться в тексте, но допускает ошибки в главном, и в итоге ребенок остается один с чувством несовершенства и всевозрастающей неуверенностью в собственных знаниях.

Мы учителя, пришли в школу для ребенка, и должны понимать, что ребенок не кукла, а человек. Мы взаимодействуем с этим миром, но знаем ли мы, что у каждого он свой?

Так, например, одни воспринимают этот мир при помощи зрения, это визуалы, другие при помощи слухового канала – это аудиалы, киноэстетикам нужны ощущения тактильные, прикосновения, движения, дегеталам нужны цифры, знаки, символы. Конечно, в чистом виде эти типы не встречаются, но даже если мы говорим о смешанных типах один из них все-таки преобладает, а теперь задумаемся: используем ли мы эти знания в своей практике? Как часто мы даем ребенку возможность ощутить то, или иное произведение в соответствии с этими психотипами. Или вообще бывает так, что работа с произведением поднимает настроение, дает возможность ребенку взлета мысли, которая способствует дальше исследованию разных произведений. В мире уже подсчитали количество этих типов, и как вы видите киноэстетики занимают гораздо большую часть населения нашей Земли, дегеталы наименьшую, а если посмотреть распределение в России, то аудиалов, к нашему удивлению гораздо меньше, чем остальных, а ведь главным орудием учителя является что? Слово. Речь учителя.  Его голос. И получается, что мы воздействуем на мнимых аудиалов и не достигаем определенных целей. В виду незнания, нехватки времени или имея иные причины.

И сегодня мы попробуем подойти к изучению литературы в соответствии с этими психотипами, через работу, которую мы будем осуществлять.

Обратимся к эксперементальной площадке.

Н столе стаканчики со знаками + - это положительные эмоции, - - отрицательные эмоции, и стаканчик со знаком я. Пожалуйста, окрасьте воду тем цветом, с которым у вас ассоциируются эти эмоции. Не случайно в стаканчиках вода, вода – символ жизни. А мы непосредственно  работаем с жизнью, выпуская ее во взрослую жизнь, и стремимся к тому, чтобы они действительно в этой жизни были счастливы. Теперь окрасьте воду в стаканчике со знаком -, в тот цвет, который ассоциируется с отрицательными эмоциями.

Возьмем трубочки, трубочка ассоциируется с душой, такой же полой, глубокой, готовой многое через себя пропустить, что-то сохранить, что-то задержать, а что-то пропустить мимо. Итак, возьмем эту трубку в руку и опустим в сосуд с положительными эмоциями. С помощью эффекта пипетки перенесем жидкость в собственное я. Проделайте это несколько раз. Легко ли вообще питаться такой энергией? Но, к сожалению, в нашей жизни бывает так, что отрицательные эмоции неизбежны. Поэтому давайте будем черпать эмоции и из отрицательного источника. И понаблюдаем, что же происходит в нашем я, у нас внутри? Скажите, тогда, чтобы внутренне мы были удовлетворены, откуда мы должны черпать положительные эмоции? (Семья, дети, друзья, природа). Проведем следующий опыт: итак перед вами есть зеленая трубочка и есть игла, на расстоянии двух пальцев нужно сделать два-три отверстия. Осторожно, насквозь протыкать не обязательно, можно только с одной части полой трубки. А теперь давайте попробуем дунуть в эту трубочку. Что вам напоминает этот звук? (Ветер, свирель, курай, шелест травы, шум моря).

Посмотрите, как из обычного предмета мы сделали то, что в нашем воображении может вызвать положительные эмоции и вспомнить добрые ощущения.

Мы переходим к следующему испытанию это картофель и трубочки, которые у нас остались. Первая трубочка та, что подлиньше. Как вы думаете, можем ли проткнуть картофель обычной трубочкой. Давайте попробуем. Трубка гнется. Вот посмотрите также и мы, порою ставим перед собою важные цели, но встречая преграды, опускаем руки. Что происходит с нашей душой? Надлом, трещина, которые не позволяют двигаться вперед. И этого добиваться, конечно, нельзя, поэтому мы сейчас мобилизуем все силы, возьмем последнюю трубочку, она самая крошечная. Создадим эффект пипетки, выберем то место в картофелине, которое вы считаете действительно можно проткнуть. Попробуйте, у вас должно все получиться. Получилось? Вот видите, если поставить цель, то можно ее обязательно достичь, необходимо только выбрать подходящие средства.

Давайте сделаем вывод. Мы сейчас опытным путем проработали с ассоциациями, и работали у нас в основном какие типы? (Визуалы, киноэстетики, аудиалы). А дегеталы? Что такое изучение текста? (рассуждение, творчество, ассоциации, реальность)

Рассуждая над текстом очень важно, чтоб эффект озарения, инсайда, решения от самой мелкой проблемы до крупной произошел у самого ребенка. Посмотрите, у вас есть отрывок из текста Фонвизина «Недоросль», прочтите.

«Троим учителям денежки платим. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Он ребенка не неволит.

Ведь, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота*  его и понежить, а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины.** Чем же плоше их Митрофанушка?»  

Встает вопрос? Кто же такой недоросль? Автор предлагает свое мнение по этому поводу (Разрушающее начало дворян, живущих без дела.), но не всегда это мнение доступно увидеть детям.

Мы перечитываем произведения каждый год вновь и вновь, а каждый раз находим для себя что-то новое. Необходимо осознавать что, ребенок берет текст впервые. Как быть? Нужно ли изучать литературные произведения?

Каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, должен видеть в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находить в них пищу для размышлений и глубоких переживаний, осознания истинных ценностей человека. Немаловажную роль для воздействия играет как раз соотнесение с реальной жизнью.

Недоросль – человек, который еще не дорос. Но ведь автор напрямую показывает антитезу, то есть противопоставление. Митрофанушке 16 лет.

Встает вопрос? До какого состояния он не дорос? Обратимся к произведению «Дубровский», дворянин Троекуров уже взрослый человек, увлекающийся жестокими играми над людьми. Но он же взрослый! До чего дорос он? Сравним этих героев. Это люди, пытающиеся себя как-то развлечь. А работа? Продуктивная деятельность? Необходимо обратиться к истории. Кто такие дворяне? Как появились? Дворяне это сословие, служившее на пользу государю. Но видим ли мы это в наших персонажах?  Иван  Андреевич Андреевич Крылов в комедии «Урок дочкам» говорит:«В чем ваше  знание?  Как  одеться  или,  лучше сказать, и над которой бровью  поманернее  развесить  волосы. Какие ваши дарования? Несколько песенок из модных опер,  несколько  рисунков учителевой работы в неутомимость прыгать и кружиться на  балах.»

 Все же кто же такие недоросли? Обратимся к современности.

Сегодня дети более и более времени проводят с гаджетами, чему их это учит? Какую психологическую атмосферу в ребенке они создают. В частности это агрессивные игры, но гаджиты – это и способ самосовершенствования.  Получается один и тот же предмет может являться как отрицательным, так и положительным, так и человек.

Недоросли – это люди, не умеющие пользоваться в необходимом аспекте своими возможностями. Золотая молодежь 19 века и золотая молодежь сегодняшнего дня, имеющая все блага, но не умеющая творить во благо. Покажем это детям в современной интерпретации. На примерах отрывков кинолент, жизненных случаев. Мы не искажаем авторский текст, мы говорим о его вечной актуальности.

Рассматривая подходы к изучению литературного произведения стало явно, что текст рассматривается как архив, что-то далекое и непонятное для детей по своей сути. Поэтому я подошла к изучению текста именно учитывая вышеизложенные психотипы.

Как обычно мы работаем с текстом? Читаем(визуалы), пересказываем(аудиалы), а киноэстетики? Дегеталы? Они остаются в стороне. И поэтому часть класса пассивна, не понимает о чем идет речь. Посмотрите, у вас на столах отрывок из произведения Носова «Тридцать зерен», прежде чем выявить тему и проблему, рассмотрим рассказ, учитывая все данные психотипы.

Разобьемся на группы, одни – аудиалы, другие дегеталы, третьи – киноэстетики, и четвертые - визуалы. Давайте попробуем раскрыть тему разными способами. «Кто ты? 
- Я - Человек. 
- Что такое Человек? 
Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно. 
- Видишь нитку? Она привязана к форточке... 
Синичка испуганно оглянулась. 
- Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас - Человек. 
- А можно мне съесть это последнее зернышко? 
- Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна? 
- Согласна. А что такое работать? 
- Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу. 
- А чем ты помогаешь людям? 
- Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен...»

ЧЕЛОВЕК =У+С +Л+Д

Пусть каждый ребенок поставит перед собой тот идеал человека, подняться до которого найдет в себе силы. Пусть каждый ищет свой путь. А для этого необходимо в своей жизни иметь крылатую мечту и настоящее дело, чтобы не оказаться недорослями.

Литература тем и важна, что можно учиться на ошибках других, ставить себя на место персонажа. Это высшая степень прочтения. Главное, если мы хотим приучить детей к чтению и размышлению, необходимо текст приблизить к современным детям, а не детей уносить в далекое прошлое.

Душа в духовном мире ребенка – это нечто вроде свечи, которая еще не горит, и нужен ей чистый, светлый огонек уже зажженной свечи. Этой свечой и является художественный текст. Главная идея всех писателей передать огонек своей устремленности к душе ребенка осторожно, трепетно и нежно. А мы, учителя литературы – руки писателей, и в наших руках донесем мы до детей потухшую свечу или зажженную.

«Тридцать зерен»

«Кто ты? 
- Я - Человек. 
- Что такое Человек? 
Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно. 
- Видишь нитку? Она привязана к форточке... 
Синичка испуганно оглянулась. 
- Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас - Человек. 
- А можно мне съесть это последнее зернышко? 
- Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна? 
- Согласна. А что такое работать? 
- Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу. 
- А чем ты помогаешь людям? 
- Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен...»

«Тридцать зерен»

«Кто ты? 
- Я - Человек. 
- Что такое Человек? 
Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно. 
- Видишь нитку? Она привязана к форточке... 
Синичка испуганно оглянулась. 
- Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас - Человек. 
- А можно мне съесть это последнее зернышко? 
- Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна? 
- Согласна. А что такое работать? 
- Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу. 
- А чем ты помогаешь людям? 
- Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен...»

Посмотрите, у вас есть отрывок из текста Фонвизина «Недоросль», прочтите. «Троим учителям денежки платим. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Он ребенка не неволит.

Ведь, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота*  его и понежить, а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины.** Чем же плоше их Митрофанушка?»  

Посмотрите, у вас есть отрывок из текста Фонвизина «Недоросль», прочтите. «Троим учителям денежки платим. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Он ребенка не неволит.

Ведь, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота*  его и понежить, а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины.** Чем же плоше их Митрофанушка?»  

Посмотрите, у вас есть отрывок из текста Фонвизина «Недоросль», прочтите. «Троим учителям денежки платим. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Он ребенка не неволит.

Ведь, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота*  его и понежить, а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины.** Чем же плоше их Митрофанушка?»  

Посмотрите, у вас есть отрывок из текста Фонвизина «Недоросль», прочтите. «Троим учителям денежки платим. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Он ребенка не неволит.

Ведь, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота*  его и понежить, а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины.** Чем же плоше их Митрофанушка?»  

Посмотрите, у вас есть отрывок из текста Фонвизина «Недоросль», прочтите. «Троим учителям денежки платим. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Он ребенка не неволит.

Ведь, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота*  его и понежить, а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины.** Чем же плоше их Митрофанушка?»  

+ - Я

+ - Я

+ - Я

+ - Я

+ - Я

+ - Я

+ - Я

Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

Простаков. Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю - и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку,

задрожит от радости.

О! в городе мои барышни были бы клад: они с утра до  вечера  разъезжают

по модным лавкам; то закупают, другое заказывают; что день, то новая шляпка;

что бал, то новое платье; а как меня часто за уборами посылают, то бы мне от

них и от мадамов что-нибудь перепало...

Скотинин. А уж зачали молодца учить грамоте?

Г-жа Простакова. Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку.

Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арифметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Ведь от нас и город в трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он ребенка не неволит.

Ведь, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота*  его и понежить, а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу,всего натерпится. Как кому счастие на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины.** Чем же плоше их Митрофанушка?

Скотинин. А уж зачали молодца учить грамоте?

Г-жа Простакова. Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку.

Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арифметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Ведь от нас и город в трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он ребенка не неволит.

Ведь, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота*  его и понежить, а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу,всего натерпится. Как кому счастие на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины.** Чем же плоше их Митрофанушка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по литературе

Создание поэтического образа по стихотворению К. Бальмонта "Снежинка"...

Мастер – класс : «Формирование духовно – нравственных установок учащихся с целью развития социально значимых качеств личности.»

Главной целью моего проекта является воспитание молодого человека с активной жизненной позицией и широким кругозором, готовому к  дальнейшему обучению и адаптации во «взрослую» жизнь, гражд...

Конспект мастера – класса на тему: «Нравственные ценности»

Конспект мастера – класса на тему: «Нравственные ценности»Цели мероприятия:1). Воспитывать подрастающее поколение на достойных идеалах в духевозрождения духовно-нравственных традиций...

Презентация мастера – класса на тему: «Нравственные ценности»

Презентация мастера – класса на тему: «Нравственные ценности»Цели мероприятия:1). Воспитывать подрастающее поколение на достойных идеалах в духевозрождения духовно-нравственных тради...

фрагмент мастер - класса по литературе в 5 классе по теме "Дискуссия в учебном процессе " на примере рассказа "Щенок- Засоня" Н.Агафонова

Реализация и использование данной технологии позволяет учителю не только отработать учебный материал, но и способствует формированию основных УУД, в том числе  и умение отстаивать свою точку зрен...

Конспект урока мастер-класс по литературе в 5 классе

              Родимый край, воспетый в стихах Сергея Есенина                            ...