Урок-мастерская по лирике Н.А. Некрасова "Мой Некрасов" (10-й класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Шлыкова Наталия Валентиновна

На уроке рассматриваются особенности лирики Некрасова. Это 3-4-е уроки по лирике Н. А. Некрасова после изучения поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-мастерская по лирике Н.А. Некрасова "Мой Некрасов" (10-й класс)

И через века он с нами –
Каждым словом, необходимый сердцу и уму…
И. Смирнов

1.Тема: Особенности лирики Некрасова.

2.Характеристика темы: Это 3-4-е уроки по лирике Н. А. Некрасова после изучения поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.

3.Система целей к уроку:

ОДЦ: актуализация имеющихся знаний учащихся, формирование новых понятий, применение знаний.

ТДЦ:

  • воспитательный аспект: воспитание любви к природе, родному краю, Родине;
  • развивающий аспект: создание условий для самовыражения, развитие речевой культуры и ассоциативного мышления;
  • образовательный аспект: обучение анализу поэтического текста, приобщение учащихся к сложному и богатому миру идей, тем, образов поэзии Некрасова.

Ход мастерской

И через века он с нами –
Каждым словом, необходимый сердцу и уму…
И. Смирнов

  1. Наше знакомство с Некрасовым как автором поэмы “Кому на Руси жить хорошо” и любовной лирики состоялось. У каждого из вас сложилось свое впечатление о поэте.

Индуктор “Нарисуйте Некрасова”. 5 мин.

Социализация. 2 мин.

Слово учителя: Художник И. Н. Крамской любил стихи Некрасова, многие знал наизусть. В них он увидел своего Николая Алексеевича и написал его портрет не только по заказу Третьякова, но по велению своего сердца. Портрет. (Приложение) Вглядитесь в это лицо. Огромный лоб. Редкие волосы. Прямой нос. Жиденькая седенькая бородка. Руки скрещены на груди. Спокойная поза. Но спокоен ли поэт. Постарайтесь поймать взгляд некрасовских глаз. Нам не удалось это сделать. Полные печали глаза устремлены вдаль, мимо нас. Где сейчас тревожные мысли поэта. - Ответ будем искать в его стихах. И каждый из вас по-своему увидит этот взгляд, откроет своего Некрасова. – Обратимся к его стихам. 3 мин.

Работа с материалом.

  1. “Заунывный ветер гонит” 1846 г. (Без 4-й строфы и названия). Карточка № 1. Читаем стихотворение. Проанализируем лексику, заполнив таблицу:

Предметный ряд

Ассоциативный ряд

Чувства

 

 

 

10 мин.

  1. Читаем вслух (3 мин.). Допишите к себе в таблицу понравившиеся слова и словосочетания.
  2. Предложите ваше название стихотворения, записав его слева. Справа запишите авторское название “Перед дождем”. 1 мин.
  3. Прочитайте заключительную строфу (4-ю) и допишите высказывание: Эта строфа нужна автору…5 мин.
  4. Социализация. Чтение от группы. 3 мин.
  5. Слушаем, читаем стихотворение “Школьник” 1856 г. 3 мин.
  6. Определите особенности мелодики, ритма, рифмы этого стихотворения. Карточка № 2.

3 мин. (4-стопный хорей, чередование мужской и женской перекрестной рифмы размеренность, легкость восприятия).

  1. Как известно, рифмующиеся слова в стихотворении несут определенную смысловую нагрузку. Прочитайте их. Перед нами широкая картина жизни, разная, пестрая. Выпишите в 2 столбика:

“светлые” слова

“темные” слова

 

 

5 мин.

  1. Обведите 5 самых важных для понимания слов, подберите к ним синонимы. 4 мин.
  2. Мысли и чувства, вызванные всем строем стихотворения, помогут вам закончить высказывание:

Основные образы и мотивы стихотворения - это… 5 мин.

  1. Слушаем, читаем стихи:
  • Вчерашний день, часу в шестом…
  • Внимая ужасам войны…
  • Элегия (отрывок)
  • Надрывается сердце от муки… 5 мин.
  1. Выпишите значимые для вас, для понимания стихов, самого Некрасова строчки или словосочетания. Карточка № 3. 3 мин.

Творческая работа. Пользуясь записями, сделанными в мастерской, напишите рассуждение по одной из тем:

  • Мой Некрасов.
  • “Я лиру посвятил народу своему…”
  • Штрихи к портрету.
  • Особенности поэтического мира Некрасова. 15 мин.

Афиширование работ. 10 мин.

Приложение.

Карточка – информатор  №1.

Поэтика – система художественных средств, характерных для поэта.

Словоупотребление – закономерности выбора и сочетания слов в речи.

Лирический герой – образ человека, стоящий в центре стихотворения и близкий личности самого автора.

Пафос – основная характеристика стиля, связанная с обозначением некоторых аспектов в мироощущении автора (радость, грусть, тоска, печаль, тревога).

Карточка – информатор  №2.

Главным источником стало для поэта живое общение с людьми, беседы, наблюдения. По словам современников, поэт не пропускал возможности поговорить с каждым крестьянином, по каким – либо причинам приехавшим в Петербург и встреченным им. В дни летнего отдыха Некрасов выезжал в деревню на охоту и использовал это время для знакомства и бесед с мужиками. Следы этих стихотворений запечатлелись в самой форме стихотворений. Они написаны так, что мы слышим то рассказ крестьян о себе, то описание встречи автора с крестьянским мальчиком, то изложение результатов долгих наблюдений над жизнью одного крестьянского села.

Карточка – информатор №3.

«У него была своя, своеобразная сила в душе - это истинная, страстная, а главное непосредственная любовь к народу. Он болел о страданиях его всей душою, но видел в нём не один лишь униженный рабством образ. Зверское подобие, но смог силой любви своей почтить почти бессознательно и красоту народную, и силу его, и ум его и даже частью уверовать и в будущее предназначение его». (Достоевский Ф.М.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская "Художественный мир лирики А.А.Фета"

Цели урока: пробудить интерес к лирике А.Фета,дать возможность "открыть себя" в работе со словом,испытать радость самовыражения в слове. Оборудование: портрет Фета, реподукции русских художников-пейза...

Раздаточные материалы для урока-мастерской по стихотворениям о родной природе поэтов 20 века (6 класс)

Материалы, помеченные цифрой 1, предназначены для более сильных групп учащихся, цифрой 2 - для тех, кто послабее...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Урок - мастерская по литературе в 5 классе «Малая и большая Родина в лирике С. Есенина»

Цель урока: ·        Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Ты запой мне ту песню, что прежде…»....

«КРАСОТА РУССКОЙ ДУШИ» ( 140 лет со дня рождения Бориса Михайловича Кустодиева) (урок- мастерская с применением технологии французских мастерских

Это самый жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев. Все созданное  им пронизано радостью бытия. Это бодрое, улыбчивое и свежее искусство. Он был влюблен в женщину и солнце, искусство и ц...

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...