Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Морозова Ангелина Андреевна

Обобщающий урок - игра по чтению в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

Цели урока

  • Обобщить знания учащихся по данной теме;
  • выяснить понимание произведения в целом;
  • формировать умения давать сравнительную характеристику героям;
  • развивать активную лексику, монологическую речь, способствующих совершенствованию коммуникативных навыков;
  • обобщить и систематизировать знание текста произведения учащимися;
  • умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы.

Задачи: 

  1. Образовательные:

            - развивать умение ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы;

            - учить анализировать поступки героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков.

  1. Коррекционные:

            - развивать устную речь учащихся, учить их последовательно и связно излагать свои мысли;

            - развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.

  1. Воспитательные:

            - воспитывать в детях чувства взаимопомощи, отзывчивости, верности дружбе;

            - прививать интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_chtenie_21.12.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Троицкий реабилитационно-образовательный центр "Солнышко"

Обобщающий урок - игра

по чтению в 7 специальном (коррекционном)

классе VIII вида

по теме Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Урок разработан

Учителем Морозовой А. А.

 

Москва

2021

Тема урока -  Л.Н. Толслой « Кавказский пленник» (обобщающий урок)

Цели урока

  • Обобщить знания учащихся по данной теме;
  • выяснить понимание произведения в целом;
  • формировать умения давать сравнительную характеристику героям;
  • развивать активную лексику, монологическую речь, способствующих совершенствованию коммуникативных навыков;
  • обобщить и систематизировать знание текста произведения учащимися;
  • умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы.

Задачи:  

  1. Образовательные:

            - развивать умение ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы;

            - учить анализировать поступки героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков.

  1. Коррекционные:

            - развивать устную речь учащихся, учить их последовательно и связно излагать свои мысли;

            - развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.

  1. Воспитательные:

            - воспитывать в детях чувства взаимопомощи, отзывчивости, верности дружбе;

            - прививать интерес к чтению.

Тип урока -  обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения – урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный экран, наглядная презентация учебного материала, созданная при помощи программы Microsoft  Office  PowerPoint; рисунки – иллюстрации к рассказу, карточки с заданиями для работы.  

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте                         поприветствуем их улыбкой. А сейчас глубоко вдохните, медленно выдохните и потихоньку присаживайтесь. Итак, у нас урок чтения.

     II. Фронтальный опрос.

- Какое произведение мы с вами читаем?                                                        

- Кто его автор?

    III.   Актуализация материала на основе опорных знаний.

  1. Работа с интерактивной доской. Задание: соедините стрелками фамилии русских писателей, поэтов и произведения, которые они создали.

 М.Ю.Лермонтов                           «Кавказский пленник»              

Л.Н.Толстой                        «Генерал Топтыгин»        

Н.А.Некрасов.                                 «Бородино»

- Ребята, кто из этих авторов 19 века был участником Кавказской войны? (Л.Н. Толстой)

- Какую повесть он написал?

- Понравилось ли вам это произведение?

- Всё ли вам было понятно?

Задание на внимание.                                                                                        

- Лев Николаевич Толстой – автор многих замечательных произведений. Он писал для взрослых и детей. А сейчас проверю, какие вы у меня внимательные: под каким номером было написано название рассказа, отрывки из которого мы читаем?

(Сказки, рассказы «Акула», «Косточка», «Пожарные собаки», «Прыжок» и др. - для детей,

«Анна Каренина», «Детство», «Отрочество», «Юность», «Хаджи-Мурат» и др. – для взрослых).

-  «Кавказский пленник» - это рассказ-быль? Почему?                                         

(Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).

- Где происходит действие рассказа?                                                          

(События происходят на Кавказе).

- Когда происходят описываемые события?

(События происходят во время тяжёлой, кровопролитной войны с горскими народами).

- Как зовут главных действующих лиц?

(Главных действующих лиц рассказа зовут Жилин и Костылин).

        - Кто такие Жилин и Костылин? Что с ними случилось?

IV. Игра «Умники и умницы»

 1.Соревнуются 2 команды. Каждая команда выдвигает капитана. Соревнования проходят как между капитанами, так и между участниками команд.

        Вопросы для 1-ой команды.

  1. Как называется деревня горцев?   (аул)
  2. Какое время года изображено в повести?  (лето)
  3. Какого роста был Жилин?  (невелик)
  4. Что такое мечеть?   (церковь у татар)
  5. Кто в повести Толстого говорил: «Бросить товарища не годится» (Жилин)
  6.  Какой выкуп прислали за Костылина?  (5 тыс. рублей)
  7. О ком это сказано? «Мужчина грузный, пухлый, запотел…» (о Костылине)
  8. Сколько месяцев в плену пробыли русские офицеры?  (больше месяца)

Вопросы для 2-ой команды.

  1. Как называли в 19в. горцев?  (татарами)
  2. Сколько стоила лошадь Жилина, когда он взял её в табуне жеребёнком?  (100 рублей)
  3. Как называется дом кавказских горцев?  (сакля)
  4. Что такое чалма?  (мужской головной убор)
  5. Как по-другому можно назвать монисты?  (бусы)
  6. О ком это сказано: «Он первый джигит был, много русских побил, богатый был» (о Старике)
  7. Как звали злую собаку хозяина?  (Уляшин)
  8. Что принесла Дина, чтобы помочь Жилину выбраться из ямы?   (шест)

V. Физминутка. (татарская игра «Тимербай»)

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он встает в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.

Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.).

VI. Работа по теме урока

Проблемный вопрос.

Объясните, почему Л.Н.Толстой назвал свою повесть «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Ведь они оба попали в плен и оба были пленниками.

Иллюстрации к рассказу

- Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа.

Раскрасьте и расположить рисунки в правильной последовательности, по сюжету рассказа.

Работа с иллюстрациями.

Задание: восстановить с помощью иллюстраций последовательность событий.

Прочитайте по ролям разговор между татарами и Жилиным. Обратите внимание на то, как надо читать слова татар (они горячатся, спорят) и как – слова Жилина.

Узнать по портрету героев рассказа.

- Пока _______ располагает рисунки и иллюстрации в правильной последовательности, по сюжету, мы выполним задание: узнать по портрету героев рассказа.

  • «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин).
  • «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин).
  • «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати.    Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина).
  • Глаза у него черные, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое, всё смеётся… (чёрный татарин Абдул-Мурат, отец Дины).
  • У него красная борода... На голове шапка высокая, баранья,    чёрная, назад заломлена…(красный татарин Кази-Мугамед).
  • Идёт, бывало, в чалме своей, костылём подпирается, как волк      озирается. Как увидит Жилина, так захрапит и отвернётся. (Старик, проживающий уединённо, «…первый джигит был…»).

Сравнительная характеристика героев.  

- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере. Что общего у Жилина и Костылина?

(Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письма, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге).

- Подтвердить примерами из текста следующие черты характера героев:

Жилин

Костылин

Смелый

Сильный

Верен дружбе

Надеется только на себя

Наблюдательный

Трудолюбивый

Вызывает уважение у взрослых

и любовь у детей

Трусливый

Слабый

Предаёт товарища

Надеется только на других

Занят только собой

Ленивый

Ни у кого не вызывает уважения

(Жилин: надеется на себя - обдумывает побег; сумел прожить в ауле; работящий - не может сидеть без дела; всем помогает, даже своим врагам-татарам; любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Костылин: слабый человек; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом).

Обобщить характеристики героев.                        

- Какие качества героев присутствуют у вас? Подумайте, с какими качествами своего характера вам стоит бороться, а какие развивать?

- Давайте вдумаемся в фамилии героев: Жилин и Костылин. Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии?

(Жилин от «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный; жить, сумел выжить, прижиться, уживаться, свои проблемы не перекладывает на других.

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных, будто на костылях, на подпорках. В тексте есть эпизод, когда Жилин несёт Костылина на себе, выступая в роли подпорки, поддержки, Костылин не может обойтись без поддержки).

- Какой можно сделать вывод?  

(Даже фамилии указывают на разницу в характерах героев).

VI. Итог урока.

- Можно ли людям разных национальностей найти общий язык?

Всегда можно найти общий язык, если людьми руководит человечность, доброжелательность, нет потребности навязывать свою волю людям других национальностей (на примере Жилина и Дины). Ведь Кавказ – наш общий дом.

VII. Домашнее задание: 

  1. Сделать иллюстрацию к повести.
  2. Решить кроссворд

     

Кроссворд «По страницам рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

  1. Стёганная верхняя мужская одежда у кавказских народов.
  2. Название дома у татар.
  3. Деревянная посуда.
  4. Служитель мечети.
  5. Название деревни у татар.
  6. Кличка собаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по теме: «Л. Н. Толстой “Кавказский пленник» (1 глава)

На уроке по теме «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»  формируются умения и навыки составления сравнительной характеристики главных героев – Жилина и Костылина. В ходе урока учащиеся учатся выявлять...

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»

Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

Методическая разработка урока по теме:«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.

Методическая разработка урока по теме: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.    Сравнительная  характеристика героев рассказа». 5 класс.   Используемые технологии: ИКТ-технологи...

Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и Костылин: сравнительная характеристика

Таблица для сравнительной характеристики героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Заполняется цитатами....