В помощь к урокам литературы
презентация к уроку по литературе

Мареева Юлия Николаевна

Несколько полезных презентаций

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

Слайд 2

«... Люди! Пока сердца Стучатся,- Помните! Какой ценой Завоёвано счастье,- Пожалуйста, Помните!..» «Реквием» Р.Рождественский

Слайд 3

ВОВ и поэзия: Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед. Поэзия была самым популярным, самым оперативным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Многие из поэтов не вернулись с войны, но остались талантливые стихи, память о тех кровавых днях.

Слайд 4

«Певец боевой молодости» - К. М. Симонов Военная лирика К. Симонова – головокружительный пик его поэзии, где сплавилось воедино всё: война, любовь, Родина, зрелость. «Жди меня», «Если дорог тебе твой дом», «Майор привез мальчишку на лафете», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

Слайд 5

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» В первые , особенно тяжелые, месяцы войны , когда наши войска отступали, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову . «В этом замечательном лирическом повествовании, столь кратком по количеству строк и столь емком по силе чувств и мыслей, говорилось о России, о русских женщинах, но я, армянин, отступавший по украинской земле, пережил совершенно те же чувства... Это лишний раз подтверждает ту простую и глубокую мысль, что истинно национальное одновременно и интернационально,» - ветеран Великой Отечественной Маршал Советского Союза Баграмян

Слайд 6

Словарная работа: Кринка — глиняный горшок для молока. Тракт — большая проезжая дорога. Погост — это церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села. Окóлица — изгородь вокруг всего селения. Миром означает « сообща ». Просёлок — грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами. Салóп — широкое женское пальто особого фасона. Плúсовый — сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат. Пáжить — пастбище, место, где пасут скот.

Слайд 7

Давиду Самуиловичу Самойлову (его настоящая фамилия Кауфман) было двадцать лет, когда началась война. Он - поэт "военного" поколения. В 21 год он ушел на войну, в ее жестокий быт, о чем он через много лет вспомнит: Прошел Самойлов, пулеметчик, а затем комвзвода разведки, от Вязьмы до Берлина. За время войны почти не писал: не до этого было. Первую книгу он выпустил только спустя тринадцать лет после войны. В 1963 году он выпустил следующую книгу, которая называлась «Второй перевал». Она открывалась стихотворением, которое стало художественным паролем всего творчества Самойлова, — «Сороковые».

Слайд 8

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений «Ты помнишь, Алёша…» «Сороковые»; выучить наизусть ваше любимое стихотворении о ВОВ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Александрович Блок. «Россия»

Слайд 2

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в семье старой русской интеллигенции. Дедушка Александра, Андрей Бекетов , был ректором Санкт-Петербургского университета . Мать, Александра Андреевна , с раннего детства прививала мальчику любовь к науке и литературе. Отец, варшавский юрист немецкого происхождения Александр Львович Блок , прожил в семье недолго, родители развелись, когда Блоку было 9 лет. После мать вышла замуж за гвардейского офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух .

Слайд 3

Новая семья переехала в Петербург. Там юный Блок оканчивает гимназию, после чего поступает на юридический факультет петербургского университета. Поняв, что юридическая наука ему не интересна, он переводится на славяно-русское отделение историко-филологического факультета

Слайд 4

Своё первое стихотворение поэт написал в 5лет. Если рассматривать творчество Блока в целом, то можно сказать, что оно пропитано патриотизмом, чувством справедливости, верой в мирную жизнь. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, именно ей он посвятил свою первую книгу стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

Слайд 5

Блока можно считать истинным патриотом России, он не жалел ни сил, ни времени, ни денег ради светлого будущего своей России. К концу своей жизни писатель жил очень бедно, он умер 7 августа 1921года. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище, а со временем прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище.

Слайд 6

Стихотворение «Россия» Произведение написано 18 октября 1908. Этот период в жизни Александра Александровича Блока был особенно плодотворен. Тогда он говорил, что посвящает всю свою жизнь Родине, что все его стихи о России. Для А. Блока Россия – и мать, и жена, и невеста.

Слайд 7

Домашнее задание: выучить стихотворение А. Блока «Россия» наизусть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэзия родной природы.

Слайд 2

XIX век – золотой век русской литературы. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь всякий раз по - новому, волнует, удивляет нас.

Слайд 3

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» 1. Какие чувства передает Ф.И.Тютчев, описывая осенний вечер? 2. Как вы объясните слова: умильная, таинственная, ущерб, изнеможение, кроткая? 3. Какие выразительные средства использует Тютчев? 4. Можно ли сказать, что, рисуя осенний вечер, поэт открывает нам собственные переживания тихой радости, грусти, умиления, спокойствия, умиротворения перед тем, что он видит вокруг? 5. Что, по мнению Тютчева, происходит с приходом осени? 6. Попробуйте подобрать цветовую гамму, чтобы передать это настроение. 7. Стихотворение не просто показывает определенное состояние природы. Н айдите сравнение, которое является его основой.

Слайд 4

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Цветы последние милей...» 1.С какой порой связано это стихотворения? 2.Каким чувством пронизаны строки? 3. Какие выразительные средства использует Пушкин? 4. Какие чувства подчеркивают эпитеты данного стихотворения? 5.Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милей? 6. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении?

Слайд 5

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» 1. А каковы наблюдения Лермонтова над поведением, жизнью природы в осеннюю пору? Что изменяется в его собственном настроении? 2. Как ритм, рифмы стихотворения помогают нам передать настроения поэта? 3. Какие выразительные средства использует Лермонтов? 4. Как ведут себя люди и звери? Передает ли все это вместе настроение поэта? 5. Какое же оно? Угадывается ли оно в связи с тем, как М.Ю. Лермонтов описывает окружающий мир природы? 6. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении?

Слайд 6

Чтение стихотворения Фета «Первый ландыш» 1. Как оживает природа весной? 2. Как это отражается на настроении человека? Понаблюдайте, вслушайтесь в перемены, замеченные поэтом. 3. Какие сравнения использует А.Фет при описании первого ландыша? 4. Какие интонации сопровождают слова и словосочетания: девственная нега, первый луч, воспламеняющей весны, избыток жизни молодой?

Слайд 7

Чтение стихотворения А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами...» 1. С какой порой связано это стихотворения? 2.Каким чувством пронизаны строки? 3. Как оживает природа весной у Майкова ? Как это отражается на настроении человека? 4.Какие выразительные средства использует Майков? 5. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении?

Слайд 8

Что объединяет все эти стихи? Как называется описание природы? Пейзаж — жанр или отдельное произведение искусства, предметом которого является изображение природы, ее преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде. Художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.

Слайд 9

Домашнее задание: выучить одно стихотворение наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Активизация познавательной активности и интереса обучающихся на уроках литературы с помощью интерактивных методов обучения

В статье описывается опыт работы по применению интерактивных методов обучения на уроках литературы...

Использование кроссвордов, составленных с помощью программы "Hot Potatoes", на уроках литературы. Стендаль "Лрасное и чёрное".

В последнее время приходится сталкиваться с тем, что дети всё меньше читают. На смену книгам приходят компьютеры и электронные книги. Многие просто ограничиваются просмотром кинофильмов, забывая о том...

Профессиональное и карьерное ориентирование учащихся с помощью тематических уроков по русскому языку и литературе

Влияет ли профессия на характер человека? Каким должен быть профессионал своего дела?  Ответы на эти и многие другие  вопросы мы  находим  в произведениях великих классиков.Учащиес...

Помощь учителю в подготовке к урокам литературы

Презентация для 10-го класса "Омар Хайям"...

Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО) Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.

Урок литературы в 6 классе с использованием  ЭОР Учебного портала.Тема урока: А.С.Пушкин  Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытан...