"И думал о счастье (по повести А.Грина "Алые паруса")"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Тема: «И думал о счастье…» (по повести А.Грина «Алые паруса»)

Цели:

- создание оптимальных условий для формирования каждой личности, свободного и полного раскрытия всех ее способностей.

- развитие компетентности личностного самосовершенствования, эмоционально-чувственных качеств личности учащихся.

Задачи:

  • побудить учащихся задуматься о том, что каждый человек сам строит свою жизнь;
  • формировать активную жизненную позицию;
  •  стимулировать и поддерживать стремление к саморазвитию;
  • помочь учащимся приобщиться к прекрасному, получить эмоциональное и эстетическое удовлетворение
  • сплочение классного коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alye_parusa.doc63.5 КБ
Office presentation icon alye_parusa.ppt282.5 КБ

Предварительный просмотр:

И думал о счастье…

(Урок литературы по повести А.Грина

«Алые паруса»)

Пояснительная записка

Тема: «И думал о счастье…» (по повести А.Грина «Алые паруса»)

Цели:

- создание оптимальных условий для формирования каждой личности, свободного и полного раскрытия всех ее способностей.

- развитие компетентности личностного самосовершенствования, эмоционально-чувственных качеств личности учащихся.

Задачи: 

  • побудить учащихся задуматься о том, что каждый человек сам строит свою жизнь;
  • формировать активную жизненную позицию;
  •  стимулировать и поддерживать стремление к саморазвитию;
  • помочь учащимся приобщиться к прекрасному, получить эмоциональное и эстетическое удовлетворение
  • сплочение классного коллектива.

Методики, технологии, оборудование

Занятие организовано как практическая работа с элементами беседы. На данном занятии сочетаются две формы работы: коллективная (обсуждение) и индивидуальная (рисунок).  Такая форма работы дает возможность принять в ней участие всем, даже тем, кто не участвует в диалоге.

Использование на занятии информационно-коммуникационных технологий преследует две цели: во-первых, образное восприятие, во-вторых, стимулирует интерес.

Технология личностно-ориентированного подхода в воспитании: практическая работа по выбору цвета по своему представлению дает возможность прочувствовать, пропустить через себя, т.е. «присвоить» получаемую информацию.

Все занятие основано на эффекте открытия. Заполняя фрагменты кораблика, дети не догадываются, к чему мы придем в конце. Они просто с удовольствием рисуют в программе Paint и вспоминают понравившуюся книгу. Поэтому особенно важно, чтобы они сами прочувствовали и увидели по рисунку совершившееся чудо: мечту можно сделать реальностью собственными руками!

Методический прием «золотая минутка» - это минута для размышлений, т.е. внутренняя рефлексия. Неважно, будут ли озвучены эти мысли, важно, что каждый задумается.

Принципы отбора и организации материала:

  • Целесообразности – первый классный час должен дать эмоциональную установку ко всей последующей работе, заложить «эмоциональный заряд»;
  • Природосообразности – предлагаемый для обсуждения материал соответствует возрасту учеников, интересен им, формы работы подобраны с учетом особенностей класса;
  • Дифференцированного подхода - подача материала (цвет, звук, видео, практические действия) обеспечивает его всестороннее восприятие;
  • Рефлексии – оценка своего эмоционального состояния (воздействие цвета).

Оборудование: Компьютеры по количеству детей (либо один на двоих), медиапроектор; презентация, модель кораблика (с одной стороны у кораблика серые паруса, с другой алые), раздаточный материал (цитаты) даны в приложениях.

VI. Ход урока:

- Здравствуйте, ребята! Какие книги ваши любимые, что вам больше всего запомнилось?

(Каверин «Два капитана», Толстой «Юность», Грин «Алые паруса», рассказы Ю. Нагибина «Зимний дуб» и «Эхо», В.Тендряков «Шестьдесят свечей», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» и другие.)

- Что, на ваш взгляд, объединяет все эти произведения? Над чем они заставили вас задуматься?

(-В этих книгах говорится о том, как стать настоящим человеком, как научиться преодолевать трудности.

 –О том, что такое верность и предательство.

 –О счастье.

-О любви.

-О честности и совести.

-О том, что надо жить не только для себя, но и для других.)

- Чтобы узнать, о какой книге сегодня пойдет речь, отгадайте загадку. Скажите, какого цвета было то, что Зелёный придумал, а Серый купил?

(- В переводе с английского Грин – зеленый, Грей – серый.)

- Да, * (Звездочка означает щелчок в презентации PoverPoint)  это был алый парус, придуманный писателем А.Грином * и осуществлённый его героем капитаном Греем.*

- Какие впечатления и ассоциации у вас возникают в связи с этой повестью?

- Вспомните вкратце её содержание. **** (кадры из фильма)

- Есть ли в этой истории волшебство, мистика, магия, фантастика?

- Как видите, история вполне реальна, вполне могла бы произойти и в жизни: увидев Ассоль, Грей влюбился, разузнал всё о ней, пошёл в лавку, купил алый шёлк, сделал парус и приплыл за девушкой, которой в детстве дали такое предсказание.

- Почему же тогда после прочтения «Алых парусов» остаётся впечатление чуда, сказки, волшебства?

- Название темы классного часа я предлагаю вам не совсем обычное: * «И думал о счастье…» Как вы думаете, к кому можно отнести эти слова?

- Да, действительно, так можно сказать и о Грине, и о его героях, и о нас – читателях. Эти слова завершают повесть. А какого цвета счастье?

(Ответы детей)

- Наверное, на этот вопрос каждый ответит по-своему. Чтобы вы смогли это увидеть, я предлагаю вам сесть за компьютеры. Вы видите на экране рисунок с изображением кораблика. На ваших рисунках залейте фон названным цветом. Можете посмотреть друг у друга и убедиться, насколько разными стали рисунки.

- Поговорим о героях Грина: как же они понимают счастье.

- В каком мире живет Ассоль? * Ответить на этот вопрос нам поможет сам автор. * «В ней две девушки, две Ассоль. Одна – дочь ремесленника, мастерящая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми  чудесами его созвучий и образов…»

- Изобразим на схеме эти два мира:

АССОЛЬ

                                       

* МИР ВООБРАЖАЕМЫЙ                                             * МИР РЕАЛЬНЫЙ

- Какие это миры?

- Повесть «Алые паруса» полна символов. Символично даже название, оно привлекает своей необычностью. В чём его необычность?

(Паруса обычно белые или серые, на пиратском корабле могут быть черными, а здесь – алые, наверное, что-то в повести будет необычно.)

- Цветовая палитра Грина очень богата, разнообразна и глубоко символична. Она раскрывает не только внешнюю, но и внутреннюю суть предметов. У вас на экране два кораблика. Выберите, какой из них будет олицетворять мир воображаемый, какой – реальный.

- А теперь давайте посмотрим, как показан у Грина мир, окружающий Ассоль. Вот деревушка Каперна. Образ этой деревушки складывается из отдельных цветовых пятен.

- Назовите эти цвета и нанесите на парус выбранного кораблика (цитаты демонстрируются в презентации).

* «Черная крыша трактира…»

* «Пожелтевшая в суете людской скатерть…»

* «На грязный серый пол ложилась тень…»

* «Обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной…»

* «Рыжие глаза Хина, сына Меннерса…»

- А вот сказка, рассказанная предсказателем-сказочником Эглем маленькой девочке, потерявшей свой игрушечный кораблик. Сказка – это другой кораблик. Называя цвета, нанесите его на парус.

* «В Каперне расцветет одна сказка…»

* «Сияющая громада алых парусов белого корабля…»

* «Нарядная, в коврах и золоте, поплывет от него лодка…»

* «Ты будешь жить в прекрасной розовой долине…»

- А теперь посмотрите, что осталось от этой ало-бело-розовой палитры в пересказе нищего, подслушавшего разговор Лонгрена с дочерью: «Тебе, говорит, исполнится совершеннолетний год, а тогда, говорит, специальный красный корабль. За тобой…»

- Во что превратился алый парус? Что изменилось в истории в таком пересказе? Но ведь алый и красный – синонимы. В чем разница? Что олицетворяет алый цвет парусов?

(Исчезла загадочность, романтика, алый – это цвет мечты.)

- Грей «побывал в трех лавках, придавая особенное значение точности выбора. Он терпеливо разбирал свертки, откладывал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет»

- Вот нужный цвет найден. * «Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем цветом, который разыскивал Грей. В нем не было ничего, что вызывало сомнение».

- Алый – цвет исполнения мечты. Но когда мечта исполнена, он приобретает еще одно значение. (Описание корабля Грея под музыку Грига «Утро».)

- Изобразите этот цвет на своем кораблике. Каким он будет, решите сами.

- * «Цвет глубокой радости…» А чьей радости?

- И Ассоль, и Грея. * Почему и Грея тоже?

(Он «понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками»).

- Но ведь Грей осветил алым светом не только жизнь Ассоль. Он изменил палитру и своей жизни. Вот что окружало его в замке родителей.

* «Лучшие сорта тюльпанов – серебристых, бледно-голубых, черных…»

* «Мутно-зеленый цвет окон…»

* «Ему казалось, что всем здесь двигают темные силы…»

- Нанесите цвета на парус вашего кораблика.

- А как изменился мир в то утро, когда он увидел Ассоль! Как расцвел он для Грея! Назовите цвета и нанесите их на кораблик.

* «С изумлением видел он золотой блеск счастливого утра, обрыв берега с изумрудной травой и пылающую синюю даль.»

* «Над ним рвались алые паруса, солнце играло в их швах пурпурным цветом»

* «Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей…»

- Давайте попробуем окунуться в эту атмосферу счастья вместе с героями (Демонстрируется фрагмент фильма).

- Посмотрите, как расположены слова. Скажите, а это утро – реальность для Грея? Он его видит наяву?

(Да, наяву.)

- А серый, мрачный замок?

(Сейчас, этим утром он остался где-то далеко в прошлом.)

- Посмотрите, ребята, произошло чудо!

(Реальный мир и мечта поменялись местами!)

- Да, вы правы. * Фантазия, мечта стала реальностью, а серая, скучная реальность осталась в воспоминаниях.

- Как же произошло это чудо? Кто его сотворил?

(Грей, сами герои.)

- Да, герои сами творят это чудо. Они как режиссеры, ставят сказку собственной жизни, в которой серость реальности отступает перед прекрасной мечтой. Но ведь у сказки  есть еще автор. * Именно ему удалось смыть серый цвет с Каперны, открыть в человеке росток доброты, освободить его от зависти, злобы, жестокости.

- Обратитесь к цитатам.

  • Есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь - это сила воображения.      Человеку      дана      удивительная
  • возможность - фантазировать, мечтать, творить. А. Грин
  • Детское живет в человеке до седых волос. Грин в «Алых парусах» решил важную задачу - сохранил детскую       непосредственность       видения, но направил ее на изображение душевной жизни. Э. Постер
  • Воображение, мечта надежда помогают человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести и скорби, потери и поражения нести свет надежды и
    веры в человека.        К. Паустовский
  • Науки питают наш ум,
  • Но в жизни мы все малыши.
  • Да здравствует молодость жизни.
  • Да здравствует юность души.

Какие из них вы могли бы отнести к повести «Алые паруса», к творчеству Грина?

- Каждое слово у Грина выбрано не только  умом, но и сердцем. Какого цвета мир? Почему для одних он серый и невзрачный, для других переливается всеми цветами радуги? Мир многоцветен, как радуга. Каждый человек видит его в зависимости от своего характера и настроения (демонстрируется модель кораблика с серыми парусами). А значит, расцветет ли мир всеми цветами радуги, зависит только…

(от нас самих!) (кораблик поворачивается другой стороной, с алыми парусами).

- В заключение я, как обычно, даю вам «золотую минутку». Большое начинается с малого. Подумайте, какое, хотя бы маленькое, чудо вы могли бы совершить уже сегодня.

- А сейчас можете распечатать свои кораблики и оставить их себе на память, в трудные минуты посмотрите на них и вспомните то, о чем мы с вами говорили сегодня.  

Информационные ресурсы:

  1. Горбунова Е. И думал о счастье… Литература. №31, 2002.
  2.  www.zvonit_ru
  3. CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Литература. 7-8 класс»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А.Грин 1880 - 1932

Слайд 4

"И думал о счастье..." по повести Александра Грина «Алые паруса»

Слайд 5

мир мечты Мир реальности Ассоль «В ней две девушки, две Ассоль. Одна - дочь матроса, ремесленника, мастерящая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов»

Слайд 6

Ассоль мечта реальность «Чёрная крыша трактира…» чёрная «…пожелтевшая в суете людской скатерть…» пожелтевшей «На грязном сером полу улеглись тени…» сером «Обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной» седой «Рыжие глаза Хина, сына Меннерса» рыжие «В Каперне расцветёт одна сказка» расцветет «Сияющая громада алых парусов белого корабля» алых белого «Нарядная, в коврах и золоте поплывёт от него лодка» в золоте «Ты будешь жить в розовой глубокой долине…» в розовой Этот, совершено чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, который разыскивал Грей. алая Парусов цвета глубокой радости цвет глубокой радости Грей «…лучшие сорта тюльпанов – серебристых, бело-голубых и чёрных» серебристых бледно-голубых чёрных «…мутно-зелёный цвет окон…» мутно-зелёный «Ему казалось, что здесь всем двигают тёмные силы..» тёмные «С изумлением видел он золотой блеск счастливого утра, обрыв берега с изумрудной травой и пылающую синюю даль» золотой изумрудных пылающую синюю «Над ним рвались алые паруса, солнце в их швах играло пурпурным светом…» алые пурпурных «Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей» розовые по белизне реальность воспоминания Грин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"

В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...

«Чудеса надо делать своими руками!» Урок в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса».

Урок «Чудеса надо делать своими руками» для 8 класса по повести А.Грина «Алые паруса». На уроке учащиеся работают с текстом произведения, анализируют его, находят средства художественной выразит...

Система уроков по повести А. Грина "Алые паруса" в 6 классе

Я представляю систему уроков по изучению повести А. Грина "Алые паруса" с использованием различных видов работ, а именно: работа в группах, система опорных вопросов, викторина....

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Проблема счастья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася»

Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Задачи урока:1.     Познакомить уч...

Романтический мир моря, свободы, отваги и любви (по повести Грина «Алые паруса»).

Данный материал предназначен для проведения урока литеоратуры в 6-8 классах по теме:"Романтический мир моря, свободы, отваги и любви  по повести  А.С.Грина «Алые паруса»"....