Учимся писать стихи
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Печенкина Виктория Игоревна

План-конспект внеурочного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._lit._uchimsya_pisat_stihi.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся писать стихи

Итак, с чего следует стартовать в стихосложении? Нужно обнаружить в себе желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно, в адрес потенциального читателя. Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским "alter ego" - его отражением, внутренним голосом или собеседником. Очень важно обнаружить в себе мысли, которые захочется передать читателям... (в законченном или достаточном объеме для начала творческого процесса).

Что это стихи? Чего не хватает? (Ответы учащихся.)

Запись на карточке:

Не бывает лягушки без тучи. (Кочки.)

Не бывает поэта без кручи. (Ручки.)

Скалолаза не встретить без кочки. (Кручи.)

И дождя не бывает без строчки. (Тучи.)

И грибов не бывает без речки. (Шляпы.)

И ремня не бывает без печки. (Папы.)

И избы не бывает без шляпы. (Печки.)

И не водится рыба без папы. (Речки.)

Переставьте последние слова так, чтобы в четверостишиях появился смысл.

Теперь задание посложнее: попробуйте сами подобрать рифмы к следующим строкам 

Не бывает мальчишек без ... (драки).

Не бывает без лая ... (собаки).

Не бывает дедули без ... (внука).

И не слышится песня без ... (звука).

Без добра не бывает ... (улыбки).

И без струн не пиликают ... (скрипки).

Не бывает без пенки ... (варенья).

Нет без рифмы ... (стихотворенья).

Физкультминутка.

Ветер дунул нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — улетела.

Итак, давайте вспомним стихи, которые вышли из-под пера Незнайки.

Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

- Как вы думаете, научился Незнайка писать стихи? Посмотрите на них внимательно: что есть, а чего нет в стихах Незнайки? (Есть ритм, рифма, но нет смысла.)

  1. «Тайны поэзии» (работа над словом).

Значит, могут быть и рифма, и ритм, а настоящего стихотворения не получается. Попытаемся понять, что же собой представляют настоящие стихи. Послушайте стихотворение (Ученики читают)

А теперь сами попробуем сочинить стихи по предложенному началу.

На ладонь упала снежинка,

Будто мягкая пылинка.

Я стою и молчу,

Вечность я в руках держу.

 

В феврале, в феврале Света мало на дворе.

Надоела мне зима.

Приходи скорей, весна!

Звенит весёлая капель,

Бежит серебряный ручей.

В овраге беленький цветок

Пробился к солнцу сквозь снежок.

  1. Рефлексия.

Мы сегодня долго говорили о поэзии. Многое узнали и поняли. Как вы думаете: легко ли писать стихи? (Ответы учащихся.) Обратимся к эпиграфу нашего урока. Талантливый русский поэт К. Д. Бальмонт утверждает, что легко, потому что строчки приходят сами. В начале урока был поставлен вопрос: «Можно ли научиться писать стихи?» Как бы вы теперь ответили Незнайке? (Можно научиться подбирать рифмы. Можно научиться писать складно, но этого мало. Чтобы получились красивые стихи, для этого нужны, способности, талант. Не каждый сможет стать поэтом, так как научиться писать красивые стихи очень трудно, а вот научиться их читать, понимать, чувствовать можно и даже необходимо, потому что стихи — настоящее чудо.)

  • А сейчас пройдёмся по строчкам синквейна.

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.

Урок

Интересный, полезный.

Слушали, думали, сочиняли.

Мы сотворили интересный урок.

Творчество.

(Знания. Настроение. Результат.)

  1. Домашнее задание.

Напишите своё стихотворение

Приложение

Не бывает лягушки без тучи.

Не бывает поэта без кручи.

Скалолаза не встретить без кочки.

И дождя не бывает без строчки.

И грибов не бывает без речки.

И ремня не бывает без печки.

И избы не бывает без шляпы.

И не водится рыба без папы.

Не бывает мальчишек без ... 

Не бывает без лая ... 

Не бывает дедули без ... 

И не слышится песня без ... 

Без добра не бывает ... 

И без струн не пиликают ... 

Не бывает без пенки ... 

Нет без рифмы ... 

На ладонь упала снежинка,

Будто мягкая пылинка.

Я стою и молчу,

Вечность я в руках держу.

 

В феврале, в феврале

Света мало на дворе.

Надоела мне зима.

Приходи скорей, весна!

Звенит весёлая капель,

Бежит серебряный ручей.

В овраге беленький цветок

Пробился к солнцу сквозь снежок.

Не бывает лягушки без тучи.

Не бывает поэта без кручи.

Скалолаза не встретить без кочки.

И дождя не бывает без строчки.

И грибов не бывает без речки.

И ремня не бывает без печки.

И избы не бывает без шляпы.

И не водится рыба без папы.

Не бывает мальчишек без ... 

Не бывает без лая ... 

Не бывает дедули без ... 

И не слышится песня без ... 

Без добра не бывает ... 

И без струн не пиликают ... 

Не бывает без пенки ... 

Нет без рифмы ... 

На ладонь упала снежинка,

Будто мягкая пылинка.

Я стою и молчу,

Вечность я в руках держу.

 

В феврале, в феврале

Света мало на дворе.

Надоела мне зима.

Приходи скорей, весна!

Звенит весёлая капель,

Бежит серебряный ручей.

В овраге беленький цветок

Пробился к солнцу сквозь снежок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты.9 класс.

На данном уроке подробно рассматриваются  структура и требования к оформлению реферата....

Из опыта работы, или Как можно научиться писать стихи.

Презентация рассказывает о том, как можно использовать ресурсы сети Internet при подготовке творческих заданий. Пользуясь тренажером (о котором идет речь в презентации) мои ученики быстро научились пи...

Урок-мастерская "Учимся писать стихи"

Урок-мастерская "Учимся писать стихи" в простой форме, с мотивацией дает учащимся представление о стихосложении, приглашает попробовать свои силы в создании набольших стихотворений....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...