СИСТЕМА ЛЕЙТНЕРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ДЛИТЕЛЬНЫЙ СРОК
статья по литературе

Кащеева Ольга Сергеевна

В статье мы обсуждаем оптимизацию учебного процесса в современном образовании с помощью системы Лейтнера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kashcheeva.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

О.С. Кащеева,

преподаватель русского языка и литературы МБОУ "СОШ№1";

Система Лейтнера, как инструмент эффективного запоминания литературных произведений на длительный срок.        

        В статье мы обсуждаем оптимизацию учебного процесса в современном образовании с помощью системы Лейтнера.

        В среднем, обычный среднестатистический человек забывает около 65% того, что он только что прослушал и изучил - это норма [1]. Рассмотрим классический алгоритм работы в современной системе образования: каждый раз, опять и опять обучающийся прочитывает текст, просматривает материал, записи. В процессе,  знакомства с этими материалами до тех пор, пока просматривая их не чувствует полного ощущения того, что здесь уже нет ничего нового, возникает ощущение полного владения информацией. [2]

        Авторы многих методик запоминания: Дж. Неймана, Р. Клацки, О. Эренберг и др. Обратили наше внимание на то, что на самом деле "ощущение знакомства" с текстом, это большая "ловушка" каждого ученика, в которую он попадается потому, что при прочтении главы или своих записей еще и еще, действительно приходит к тому моменту, когда уже все знакомо. В этот момент возникает ощущение, что ученик уже достиг какого то мастерства в изучении этого вопроса. На самом деле, если бы дальше пришлось пройти тестирование, то тест показал насколько большие пробелы в знании присутствуют. Исследователи говорят о том, что эмпирические исследования, которые в этой сфере уже проводятся с 1913 года [3] показывают, что повторное прочтение одного и того же фрагмента совершенно не эффективный метод изучения и запоминания. Вместо этого, современные ученые, рекомендуют обращаться к воспроизведению из памяти той информации, которую мы хотим запомнить. Психологи всего мира склоняются к тому, что нужно с увеличивающимся интервалами все время прибегать к воспроизведению из памяти той информации, которую необходимо выучить или запомнить.

        Для того что бы выучить информацию и иметь возможность ее воспроизводить, мы предлагаем использовать в образовании школьников метод Flash Cards или как еще его называют: система Лейтнера (англ. Leitner system) — широко используемый метод для эффективного запоминания и повторения с помощью флэш-карточек, предложенный немецким ученым и журналистом Себастьяном Лейтнером в 70-е годы XX-го века [4].

        Суть системы очень проста: она работает по принципу интервальных повторений, где карточки повторяются через увеличивающиеся интервалы. В этом методе, так называемые флеш-карточки, рассортированы в группы в зависимости от того, как хорошо ученик усвоил информацию на каждой карточке. Существуют аналоговые бумажные карточки, которые вы создаете сами и электронные, для создания которых есть масса приложений в интернете.

        Принцип работы методики для запоминания большого количества произведений на длительный срок, состоит в том, что ученик пишите на одной стороне вопрос, термин или предложение с одним двумя, тремя, пропущенными словами или даже схему, на другой стороне пишет ответ. Так, для каждого факта которого нужно запомнить. При создании нужно руководствоваться некими правилами создания карточек. Когда готовишь карточки ни в коем случае нельзя садиться и создавать их по ходу того, как читаешь произведение, индексовые карточки нужно готовить тогда, когда уже прочитал, разобрал и обдумал произведение. Нужно воспитывать в себе умение ранжирования важной информации, делать карточки как некий конспект - не эффективно. После прочтения произведения, продолжаем с ним работу по следующему принципу: создаем некий memory лист со структурой произведения, с сюжетной линей, с системой персонажей. Сразу ранжируя на главных и второстепенных, схематично создаем схему развития сюжета. Расчленяя все произведение на концептуальные фрагменты, далее разбить произведение на мелкие составляющие не составляет трудности. Получая на выходе некую интеллект карту, которая уже помогает установить логику связей между разными элементами сюжета и запомнить все в деталях. Тогда, когда уже обучающийся подходит к моменту создания карточек, формируется четкое понимание, где главные, ключевые моменты, а где второстепенная информация. Флеш карточки создаются по "листикам" интеллект карты, то есть по самым маленьким фрагментам, так как крупная информация запомнилась в процессе создания карты. Но есть еще один важный момент который заключается в том, что вопрос на карточке должен быть очень специфичный, то есть спрашивающий конкретные детали. Вопросы должны быть такие, что бы отвечающему не пришлось угадывать, что явится правильным ответом.

        Альтернативный вариант создания карточек, это электронные карточки, которые разрабатываются с помощью приложений [5], плюсом и одновременно минусом такого метода является то, что своим набором карточек можно делится со всеми одноклассниками или желающими в интернете, использование чужих карточек исключает работу с первоисточником, а приложения дают возможность скачивать колоды дек из интернета.

        Самый эффективный метод использования флеш карточек, это SPACE-анализ, который заключается в многократном повторении материала, в том случае если ученик его немного подзабыл. В этот момент информация перестает "всплывать" из краткосрочной памяти и вместо этого процесса возможно усилить нейронные связи с новой информацией. Электронные карточки уже созданы по принципу быстрого вспоминания материала, после ответа пользователь системы должен пометить карточку: было очень легко, легко или сложно в зависимости от этого, программа определяет через сколько дней спросить у вас эту информацию, пытаясь предсказать, что именно в тот день, когда приложение ее покажет, информация уже немного забудется. Если вы используете аналоговые карточки - этот процесс можно абсолютно легко "тречить" для себя, все что вам нужно: разделить ваш бокс с карточками на несколько отделений. Первое, будут новые карточки, далее последующие семь отделений с уровнями. Все новые карточки необходимо класть в уровень "новые", а далее происходит сортировка: если легко вспомнилось - то перекладываете ее на уровень 2. На самом деле уровни соответствуют регулярности с которой пользователь будет повторять их. Из уровня один: карточки нужно повторять каждый день; уровень два: повторять каждый второй день; уровень три: два раза в неделю; уровень четыре: один раз в неделю;  уровень пять: два раза в месяц; уровень шесть: один раз в месяц; уровень семь: один раз в два месяца. Смысл метода, перевести все карточки на седьмой уровень. 

        Если вы понимаете, важность запоминаемой  информации, для какой либо цели, а не просто сдать тест и забыть, то этот метод безусловной самый выигрышный. Пользуясь данным методом при изучении литературных произведений сейчас, вы сможете их вспомнить и через десять лет спустя.

Литература

1. Лорейн Г. Развитие памяти и способности концентрироваться. [Текст] / Г. Лорейн - М., 2008.- 325с.

2. Браун П.Редигер Г. Запомнить все. Усвоение знаний без скуки и зубрежки. [Текст] / П. БраунГ. Редигер - М., 2017 - 254с

3. Мейман Э. Экономия и техника памяти. [Текст] / Э. Мейман - М., 1913. - 158с.

4. The Clumsiest People in Europe: Or, Mrs. Mortimer's Bad-Tempered Guide to the Victorian World, Favell Lee Mortimer, foreword by Todd Pruzan, 2006 edition, p. 5

5. Приложение Anki. Режим доступа:  https://ankiweb.net, Приложение Quizlet. Режим доступа: https://quizlet.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"

Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....

Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил

В статье представлены методические рекомендации по использованию мнемонических приемов при изучении орфографических правил. Собран и систематизирован дидактический материал, способствующий формировани...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Әдәби әсәрләрне анализлау системасы. Система анализа литературного произведения

. Әсәрне үзләштергәндә, без берничә баскыч үтәбез. Беренчесе һәм иң әһәмиятлесе- уку, аннан соң анализлау һәм йомгаклау, автор фикерен билгеләү. Иң мөһиме - автор фикере, әсәр идеясенең бүгенге көндәг...

Лексический и ситуативный подходы. Современные эффективные инструменты для запоминания слов.

В данносй статьи описываются способы активного запоминания слов, расширения словарного запаса, развития кратковременной памяти учащихся...

Сочинение как эффективная форма письменной диагностики качества чтения и изучения литературного произведения в школе

Каждому человеку свойственна потребность в общении, коммуникации. Чтобы удовлетворить желание «разговора с другим» люди не всегда прибегают к стандартным способам, иногда мы находим собесе...